Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:08, реферат
Исследователи, изучающие французское Просвещение XVIII века и Вольтера в частности дают весьма подробную характеристику его взглядов на основе фактов биографии, динамики развития общественной мысли XVIII века и знакомства Вольтера с этими идеями, их влияния на него.
При изучении работ самого Вольтера, так и исследовательской литературы можно ярко выделить его основные воззрения по религиозным вопросам, проследить их развитие, увидеть его отношение к церкви вообще и к католической церкви в частности.
Введение. 2
Краткая биография. 3
«Раздавите гадину!». 6
Философская религия Вольтера. 9
Заключение. 14
Сноски: 15
Список литературы. 16
Фернейская деятельность Вольтера получила широкое общественное признание. Одним из выражений этого явился начатый в 1770 г. сбор средств на статую Вольтера.
Вольтеровские воззрения – важный этап на пути детеологизации природы, которая успешно осуществлялась с середины XVI в. передовым естествознанием и философски обобщающей его достижения материалистической мыслью. В ходе этого процесса была полностью разрушена христианская и всякая иная религиозная космология, а также похоронена идея божественного мироправления природой. В общественное сознание своего времени Вольтер успешно внедрял убеждение, что на всем протяжении существования природы материальные тела, приводятся в движение естественными материальными силами и управляются имманентными ей законами, что в природе наблюдается только присущие ей самой детерминации и что жизнь и психические функции являются свойствами определенного рода материальных существ.
Эти положения были впервые изложены Вольтером в его работах 30-х гг. и воспроизводились им в дальнейшем с рядом дополнений и модификаций.
Однако отстаиваемая
Вольтером детеологизация природы являлась при всех ее достоинствах
еще ограниченной, неполной. Сравнительно
легко доказав несостоятельность идеи
божественного мироправления, механическое
естествознание долгое время не только
не посягало на идею божественного мироустройства,
но и всячески утверждало ее в качестве
своего теоретическо-
Перед Вольтером встал вопрос о Боге: существует ли он, или нужно отказаться от этой идеи. Вольтер отверг все известные ему религии, но остался приверженцем идеи верховного божества.
Надо было или признать материю вечной, или допустить, что она создана каким-то высшим существом – Богом. Вольтер склонился ко второму, ссылаясь на Ньютона. «Вся философия Ньютона по необходимости ведет к признанию высшего существа, которое все создало и которое все устроило», - пишет он.
Отсюда идет философская религия Вольтера – деизм.
Возникший в XVI веке и просуществовавший как весьма значительное явление в вплоть до конца XVIII века деизм был одним из магистральных путей становления и развития новоевропейского свободомыслия в процессе ниспровержения им теологического мировоззрения. Начав с отрицания божественного откровения, «богодухновенности» Библии, авторитета церкви, деисты на основе принятия и разработки ряда материалистических взглядов на природу и человека стали отрицать также возможность какого-либо воздействия Бога на ход событий в мире, характеризуя предания о якобы совершенных Богом «чудесах» как не заслуживающие доверия мифы. В трудах английских философов Д. Локка, А. Коллинза, Д. Толанда, У. Кауарда стала складываться «деистская форма материализма», которая была воспринята Вольтером.
Деизм Вольтера не дает основания относить его к идеалистам, ибо все это время эта «философская религия» часто служила покровом атеизма. Деизм Вольтера не сколько не помешал ему стать самым яростным противником церкви.
Все религии, выдумавшие самых различных богов, нелепы, рассуждал он. Жертвы, приносимые церковниками этим выдуманным им богам вопиют о преступлении.
«Христианская религия стоила человечеству более семнадцати миллионов жизней, по есть по миллиону казней в столетие», - писал он. Религия и разум для него не могут существовать вместе.
Вольтер говорит, что философ обязан признать акт божественного творения в отношении природы – наряду с убеждением в том, что после этого творения природа существовала и функционировала в полной независимости от Бога. Но при этом, признавая Бога как первопричину мира, как умозрительную абстракцию, он был ярым противником воплощения этой отвлеченной идеи Бога в каком-либо конкретном образе (Христа, Магомета, Будды и пр.)7
Суммируя созвучные ему мысли естествоиспытателей и философов Нового времени о божестве, а также соответствующим образом интерпретированные высказывания некоторых мыслителей древности, Вольтер попытался развернуть деизм в целостную мировоззренческую концепцию. Вольтеровский деизм, ограничивающий функции бога разовым актом первоначального мироустроения, действительно продемонстрировал свою способность быть теоретической основой для самой острой критики любой из реально существующих религий, которые рушились без идеи непрерывного самодержавного божественного мироправления.8
Следует отметить, что
развитие последовательно
Существенным для
Пытаясь посредством
понятия «бог» объяснить
В вольтеровских размышлениях о человеке и обществе очень большое место занимали проблемы нравственности. Богословским рассуждениям о божественном источнике нравственности Вольтер противопоставил убеждение в ее естественности, утверждая, что не Бог, а природа запечатлела в людях свои «естественные законы» в форме моральных принципов.
По убеждению Вольтера,
все до сих пор существовавшие
религии, включая иудаизм и
Но при этом, решительно деклерикализируя и обмирщая нравственность, Вольтер утверждал, что вера в Бога является необходимой опорой морали и это утверждение превратилось в главный «социальный» аргумент вольтеровского деизма. По разъяснению Вольтера, «религия установлена только для того, чтобы поддерживать порядок среди людей и заставить их почитать милости Бога посредством добродетели. Все, что в религии не ведет к этой цели, должно рассматриваться как чуждое и опасное».
Важно отметить, что, согласно Вольтеру, сами философы, адекватно постигая необходимость следовать нравственным принципам, могут быть добродетельными гражданами и без всякой веры в Бога. Тем самым деизм предназначался Вольтером в качестве религии по сути дела лишь для «нефилософских» кругов общества. Он хорошо понял необходимость религиозной веры для общества, но предложенный им деизм оказался практически не в состоянии выступить в роли такой религии. Вольтер слишком резко противопоставил свой деизм христианству и всем другим реальным религиям, чтобы в нем сохранилось что-либо более специфически религиозное, кроме слов «бог» и «религия». Вольтеровский замысел создать «религию разума» провалился, хотя и оказал довольно значительное влияние на умонастроения людей и политику якобинцев в годы Великой французской революции.10
Франсуа Мари Аруэ Вольтер – одна из знаковых фигур XVIII столетия. Его вклад в мировую философию огромен. Идеи, высказанные им в свое время, оказали огромное влияние на умы современников, его деятельность сильно подрывала абсолютизм, авторитет католической церкви, заставляя читающих и думающих людей смеяться над ней, в целом расшатывала все здание феодальной системы. Его борьба с католической церковью, религиозной нетерпимостью, фанатизмом и несправедливыми действиями церкви через государственные структуры (процессы Каласа и др.) не только способствовали обмирщению сознания его читателей, но и развитию одного из значимых направлений европейского нововременного свободомыслия – деизма, ярым приверженцем которого он являлся. По сути, Вольтер попытался создать новую религию, построенную на принципах разума и идеи управления миром не бога, а человека, что выражается во многих его произведениях, написанных в «фернейский период» жизни.
Деизм Вольтера и развитие им идеи «гражданской религии», его непримиримость по отношению к католической церкви и духовенству, сатира, с которой он обрушивался на церковь в своих произведениях, его свободомыслие, которое подчас вызывало бури негодования среди духовенства и верующих – все это можно считать характеристиками эпохи Вольтера, которая заложила прочный фундамент для дальнейшего развития антиклерикальных идей, борьбы с абсолютистскими порядками во Франции. Не зря ведь восставший народ написал на его катафалке: «Он подготовил нас к свободе!».
[1] Кузнецов В. Н.. Вольтер. М. 1978. с. 14-32.
[2] Рассел Б. История западной философии. М. 1997.с.512, 518
[3].Кузнецов В. Н., там же, с.38-41
[4].Артамонов С. Вольтер. М. 1954. с. 37-39
[5].Артамонов С., там же, с. 93-94, 100-102
[6].Кузнецов В. Н., там же, с. 77-78
[7].Артамонов С., там же, с. 50-51
[8].Кузнецов В. Н., там же, с. 84
[9].Кузнецов В. Н., там же, с. 90
[10].Кузнецов В. Н., там же, с. 149, 151, 152, 156, 158, 160.