Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 15:18, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключена в том, что показать насколько долгим и трудным был путь к Победе над врагом. Советские люди шли к ней без малого четыре года, 1418 дней и ночей. Шли, чтобы победить. И победили.
Хотелось бы дополнить мою работу воспоминаниями непосредственно участника тех самых событий, который принимал участие в освобождении Чашникского района.
Далеко растянулась бригада по снежным буграм, идут бойцы, тянутся обозы, на санках сидят пулеметчики, они у нас привилегированные – им и сани и кони самые лучшие, чтобы из сугробов, когда нужно, могли вытащить пулемет и доскакать до места, ждущего помощи огнем этого сильного оружия.
Бригада направляется на Чашники, надо потревожить фашистов в этом районе. До сих пор действовали в основном в Лепельском – то засады, то на гаризон в Ушачах налет – и добились своего, вынудили аккупантов уйти из района. А сейчас операция предстоит крупная, поэтому возглавляют рейд комбриг Федор Фомич Дубровский и комиссар Бригады Дубровского и Лобанка вели партизанскую войну в двух районах, Чашникском и Лепельском, но в августе прошлого, 1942г, они объединились и образовали единую бригаду «Дубова», состоящую из пяти отрядов.
Я сидел в санках со Степаном Бородавкиным, начальником штаба бригады, а до войны – секретарь райкома в Ушачах. Степан относится ко мне хорошо, вот и ехал у него на санках. Растянулась бригада километров на пять, входит голова колонны в одну деревню, а хвост еще во второй или третьей находится.
Растянули бригаду с умыслом. Много глаз смотрело на движущиеся отряды – и добрых и злых, вот и предадут фашистам в Лепель, что, мол, шла колонна на три села. А нам того и нужно, пусть знают, что у них под боком целая сила. Да еще и прибавят свои про оружие и автоматы. Душа у меня радовалась, и родилось дерзкое желание – написать такую картину, как бы портрет бригады, и делать не просто стаффажные лица, а групповой портрет, лучших бойцов изобразить. Эта мысль все больше овладевала мною, и я смотрел на наш марш обостренно, все воспринимая. Комбриг Дубровский, тяжеловатый и рослый, производит впечатление былинного богатыря. Под стать ему и конь, и нарядная, с медными украшениями уздечка, и красный повод. Конь пенит, кусая удила, ездит Федор Фомич превосходно. Сам он в длинной серой шинели, на груди бинокль, сбоку желтая кобура маузера и еще через плечо автомат.
В саночках, запряженный рыжей росой кобылой, красиво гнущей шею, объезжал орудия Лобанок. Каждое орудие везут четыре коня. На темно – кауром мохнатом коне в первой запряжке сидит командир нашей партизанской артиллерии Сергей Маркевич. Сергей в белом полушубке, с автоматом и биноклем, четыре лица утонченные, это очень добрый и мужественный человек. Митя Короленко – образец кадрового военного – это целая поэма, герой из героев, в длиннополой шинели, с автоматом на груди, в белой шапке со звездочкой. Сергей Маркевич, в своем летчицком шлеме, которым гордится и надевает в самые торжественные минуты, любит покрасоваться; в нем живет артистичность, и ему всегда хочется обратить на себя внимания. Любит он зрителей и слушателей, любит озадачить каким – нибудь повествованием.
Всегда меня восхищали Вася Никифоров, Борис Звонов и Миша Диденко. Это – три друга, основатели бригады Дубровского, вошедшие в первый десяток отряда. Это на редкость крепкая дружба трех с разными характерами людей.
Возвращаюсь к своей бригаде, шедшей на Чашники. Задача наша: вынудить оккупантов уйти из местечка, показать им, что они в поле досягаемости нашей бригады. Да и полицаям по деревням страху нагнать, а своих людей укрепить. Много дел делается, когда бригада движется и останавливается то в одной деревне, то в другой.
Солнце свети, повернув к западу, все ниже спускается, и лучи уже бьют в глаза, слепят, делают тени синее и вытягивают их в длину. Когда мы со Степаном Бородавкиным обгоняем колонну и я смотрю на нее, освещенную красным светом, моему восторгу нет предела. Экая красота! Как вернемся, начну писать.
В последний раз выкатилось солнце из – за тени – полосы облака, осветило все ярким светом и начало уходить в нижний слой облаков, затянувших горизонт. Мы входи в деревню на ночлег. Завтра опять переход с ночлегом и послезавтра к вечеру мы будем в Чашниках.
Требовалось начертить три карты поселка Чашники для командиров трех отрядов, участвовавших в рейде, потом на них указано будет место и время вступления в бой каждого отряда. Работа срочная, я возвращаюсь в свою хату и быстро копирую. Понес Дубровскому, следом за мной вошли в его хату партизаны, хозяйка зажгла новую лучину.
Был уже вечер, догорал малиновый закат за бугром кладбища, когда мы въехали в ложбинку, начиналась окраина Чашник. Что встретит нас? Откуда могут ударит немцы?
Вдруг пулеметная очередь прорезала воздух и пули стали ложиться, вздымая снег, пронизывая поленницу, возле которой мы стояли. Бой начался, и я заторопился к церкви на кладбище, забрался на третий ярус колокольни и оттуда стал стрелять вдоль улицы в пробегающие фигурки полицаев. Пуля прошла рядом со мной, расщепив точеную балясину, я выстрелил раз, второй, опять оттуда же пуля прошла, но чуть выше, ударив в дерево поручня. Решил переменить место и увидел, как наши основные три отряда подходят к Чашникам, значит, мы должны присоединиться к бригаде. Отполз к люку и начал по лестнице быстро спускаться вниз.
Но Дубровский не ввел бригаду в бой. Диденко со своим отрядом закрывал большак к Чашникам, и пополнение немцев не могло подойти. Собрав остальные отряды, Дубровский решил оставить сейчас местечко, обойти его и ударить ночью со стороны.
Часов в одиннадцать – двенадцать отряды подошли к льнозаводу, там засели полицаи, закрыв окна мешками с песком и сделав бойницы. Полицаев без артиллерии не выбить, потому поставили орудие и начали обстрел. Я находился на командном пункте. Разрывы ложились во дворе завода, но вот снаряд попал в здание, послышался треск, звон стекла, вспыхнули языки пламени.
Шесть суток продолжались бои с гарнизоном и на подступах к Чашникам. Наши отряды блокировали подходы к поселку, на дорогая и в деревнях вокруг Чашник шли непрерывные бои. За это время противник стянул к гарнизону крупные силы, у нас кончились боеприпасы, было ясно, что бригада находится под угрозой окружения.
Сейчас спустя столько лет, я вспоминаю тогдашнее свое состояние. Я не желал отставать от своих товарищей – участвовал в работе разведки, в операциях по разгрому немецких эшелонов и гарнизонов, рисовал карты для командования. После рейда на Чашники мы вернулись ночью.
Маршал Советского Союза А. М. Василевский: «Я могу с полным основанием утверждать, что партизанское движение и борьба в тылу врага играли роль важного фактора в общих стратегических планах и расчетах Советского Верховного Главнокомандования».
Маршал Советского Союза Г. К. Жуков: «За несколько дней до начала действий Красной Армии по освобождению Белоруссии партизанские отряды под руководством партийных органов республики и областей провели ряд крупных операций по разрушению железнодорожных и шоссейных магистралей и уничтожению мостов, что парализовало вражеский тыл в самый ответственный момент».
Маршал Советского Союза И. X. Баграмян: «С началом наступления Красной Армии партизаны Белоруссии оказывали войскам неоценимую помощь в наиболее ответственные моменты операции».
Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский: «В дни наступления и разгрома фашистских войск белорусские партизаны активно помогали наступающим частям Красной Армии захватом переправ крупных населенных пунктов, железных дорог, ударами по вражеским коммуникациям. Партизаны штурмовали города, преодолевали вражеские узлы сопротивления, удерживали в тылу врага захваченные населенные пункты до прихода частей Красной Армии».
Военный
совет 3-го Белорусского фронта дал такую
оценку партизанам Беларуси: «Мы гордимся
вами, дорогие братья и сестры, вашей мужественной
и самоотверженной борьбой в тылу врага.
На весь мир прогремела слава о белорусских
партизанах, грозных народных мстителях,
помогавших Красной Армии ковать победу
над гитлеровскими убийцами и душегубами».
2.3. Освобождение района.
Чашницкий район освобождали войска 1 – го Прибалтийского и 3 – го Белорусского фронтов в ходе Витебско – Оршанской операции 23 – 28 июня 1944 при взаимодействии с партизанами Чашникского района бригады «Дубавы». Боевые действия вели войска 43 – й армии, соединенными 65 – го и 72 – го стрелковых корпусов 5 – й армии и 3 – го гвардейского механизированного корпуса Белорусского фронта. Чашники освободили 27 июня 1944г. частями 204 – й и 375 – й стрелковых дивизий 43 – й армией при взаимодействии с 9 – ой гвардейской механизированной бригадой 3 – го гвардейского корпуса, Чашникской партизанской бригады «Дубава» и 2 – ой партизанской бригадой имени Заслонова.
23 июня 1944г. Третий гвардейский механизированный корпус был введен в прорыв между Витебском и Оршой. Боевые операции осуществлялись под командованием генерала – лейтенанта В.Т.Абухова и полковника М.И. Радионова.
26 июня 9 – я механизированная бригада с боем овладела д. Толпино, где произошел жестокий бой. Тут немцы поспешили прикрыть отход своих войск. В дальнейшем наступление велось тремя колонами: 7 – я гвардейская механизированная бригада на Лукомль, Бегомль, 9 – я гвардейская механизированная бригада на Чарею, Краснолуки, Валосачи, 8 – я гвардзейская бригада на Бобр, Халопеничи, Плешчаницы. В ночь на 27 июля 7 – я механизировання бригада получила задачу овладеть Лепелем. Утром 27 июня произошли бои около Лукомля, а потом около д. Плавник. Тут погиб командир танковой роты гвардии старший лейтенант И. М. Филоненко, гвардии сержант Ю.И. Грошев.
С воспоминаний граждан полковника в отставке Николая Васильевича Цветкова: «Бригада наступала со стороны Сенно и 26 июня 1944г. овладела д. Толпино. Отсюда она повела наступление на Лукомль, овладела населенными пунктами Торопы, Дрозды. Однако 27 июня бригаде сменили направление наступления для овладения г. Лепель.
Передовой отряд бригады – мотострелковый батальон, который командовал гвардии майор Ф. А. Алабышев, подкрепленный ротой танков старшего лейтенанта Филоненко, почти в начале наступления в новом направлении в районе на северо – запад от Лукомля встретил сильное сопротивление. Здесь на высоте 219 укрепился батальон 201 – й пехотной дивизии немцев. В районе д. Залесье разведка бригады выявила заминированный участок дороги, на который взорвалось бронемашина. Укрепленный узел обошел лесом, а гитлеровцы, которые попали в окружение, потом сдались.
Освободив населенные пункты юга Чашникского района, бригада подошла к Лепелю, разгромила 99 – й пехотный полк гитлеровцев и овладела городом.
За эту операцию многие солдаты и офицеры награждены орденами, а командиру бригады награждены орденами, а командиру бригады Михаилу Иосифовичу Радионову присвоено звание Героя Советского Союза и воинское звание генерал – майор танковых войск».
Стремительно наступала Красная Армия в июньские дни 1944г. Залп «катюши» ускорил отступление оккупантов, а в Чашники оно прервращалось в бегство. Однако гитлеровцы цеплялись за каждый боевой рубеж.
Жестокий бой произошел 27 июня 1944г. Немецко – фашистские захватчики готовились до него, заранее укрепивши свои позиции, и когда до деревни приблизилась танковая рота Красной Армии, они врасплох открыли огонь с противотанковых пушек. В бою погиб командир танковой роты Иван Матвеевич Филоненко. Он направлял свою машину прямо на вражескую батарею и, ворвавшись на позиции врага, уничтожил две пушки, которая стояла поодаль, подбила танк командира.
Навсегда
сохранят память об погибших за освобождение
Чашников памятники и обелиски. Тут увековечены
их имена.
Заключение.
В жизни народа всегда имеются смысловые пункты развития, своеобразные гены истории, в которых закодированы характер национального самосознания, историческая связь поколений, цивилизационные приоритеты общества и государства. Таким, безусловно, смысловым пунктом в нашей истории является Великая Отечественная война, в ходе которой наиболее рельефно проявились величественный дух белорусского народа, его свободолюбивая сущность и историческая мудрость.
Победа над фашистской Германией и ее сателлитами – одно из выдающихся событий мировой истории. Это непреходящая национальная и военная гордость белорусского народа. На борьбу с фашистским нашествием поднялись все: стар и млад, мужчины и женщины, все слои белорусского общества.
Чувство патриотизма наших людей в годы Великой Отечественной войны достигло своего наивысшего накала. Стремление отстоять независимость страны, родную землю, свой домашний очаг было неукротимым.
Несмотря
на то, что подобная «переоценка» истории
Великой Отечественной войны
и партизанского движения в Белоруссии
продолжается и ныне, реальные факты
и события, документы и материалы
времен Великой Отечественной войны
полностью разоблачают