Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:17, доклад
Четвёртая арабо-израильская война («война Судного дня», Октябрьская война) — военный конфликт между коалицией арабских стран, с одной стороны, и Израилем, с другой.
Началась 6 октября 1973 года с нападения Египта и Сирии и завершилась через 18 дней их поражением; при этом обе стороны понесли значительные потери.
Война готовилась долго и тщательно, и началась с внезапной атаки египетских и сирийских войск во время иудейского праздника Йом-Кипур. Египетские и сирийские войска пересекли линии прекращения огня на Синайском полуострове и Голанских высотах, и начали продвижение вглубь Израиля[7].
14 — 29 октября
После нескольких дней
ожидания Садат, желая улучшить положение
сирийцев, отдал приказ своим генералам
(в их числе Сааду Эль Шазли и министру
обороны Ахмаду Исмаилу Али) готовить
наступление. Генерал Саад Эль Шазли писал
в своих мемуарах, что он выступал против
этого решения и даже говорил Садату, что
данное решение является опаснейшей стратегической ошиб
На следующий день, 15 октября, израильтяне начали операцию «Абирей-Лев» («Отважные») — контратаку против египтян и пересечение Суэцкого канала. Это наступление выявило полную смену тактики, которую произвели израильтяне, ранее всецело полагавшиеся на поддержку танков и авиации. Теперь израильские пехотинцы стали проникать на позиции египетских противотанковых батарей и батарей ПВО, бессильных против пехоты.
Дивизия, возглавляемая генерал-майором
Перед войной, опасаясь того, что израильтяне захотят пересечь канал, страны Запада решили не продавать Израилю современные инженерные средства для наведения переправ и строительства мостов. Поэтому израильтянам пришлось отреставрировать устаревший понтонный мост времён Второй мировой войны, приобретённый на французской свалке старой военной техники. После того, как в ночь на 17 октября понтонный мост через Суэцкий канал был построен, 162-я дивизия Авраама Аданапереправилась по нему на египетскую сторону и начала быстро продвигаться на юг, чтобы отрезать Третьей египетской армии пути отступления и прервать пути её снабжения. В то же время дивизия выслала вперёд особые подразделения для уничтожения египетских батарей ПВО к востоку от канала. На 19 октября у израильтян было уже четыре наведённых понтонных моста. Под конец войны израильская армия была уже глубоко в тылу египтян. При попытке захвата первого египетского городаСуэца, израильская армия потеряла 40 танков и была отброшена. Это было последнее крупное сражение на Синайском фронте.[19][20]
Соглашение о разъединении войск на Синайском полуострове было подписано на 101-м километре дороги Каир-Суэц.
На Голанских высотах сирийцы атаковали израильские позиции, где размещались две бригады и одиннадцать артиллерийских батарей, силами пяти дивизий и 188 батарей. К началу войны 180 израильских танков противостояли примерно 1300 сирийским. Таким образом, все израильские танки, находящиеся на плато, попали под первый удар. Кроме того, в самом начале боевых действий сирийцы вертолётным десантом высадили на горе Хермон группукоммандос, которая быстро захватила располагавшийся там мощный радар и систему укреплений.
Израильское командование
уделяло особое внимание боям на сирийском
фронте. Боевые действия на Синайском
полуострове происходили
Так же, как и египтяне на Синае, сирийцы старались всё время оставаться под прикрытием своих ракетных батарей ПВО, и так же, как и египтяне, сирийцы оснастили войска большим количеством противотанковых установок, применение которых, однако, оказалось не столь успешным из-за неровного, холмистого театра военных действий.
Сирийцы ожидали, что переброска израильских резервистов займёт по меньшей мере сутки. Между тем, первые резервисты начали прибывать на Голанские высоты уже через 15 часов после начала войны.
По окончании первого дня войны сирийцы, на то время численно превосходящие израильтян в отношении 9:1, достигли определённого успеха. Часть сирийских сил (танковая бригада) после преодоления израильского противотанкового рва свернула на северо-запад и начала наступать по мало используемой дороге, называемой «нефтяной дорогой» (часть функционировавшего ранее трансаравийского нефтепровода), диагонально рассекающей Голанские высоты. «Нефтяная дорога» имела важнейшее стратегическое значение: от места сирийского прорыва израильских укреплений она вела к Нафаху — там находилось не только командование израильской дивизии, но и перекрёсток стратегически важных дорог. Ночью с первого на второй день войны лейтенант Цвика Грингольд, только что прибывший на поле битвы и не прикреплённый ни к какому подразделению, сдерживал своим танком продвижение сирийской бригады, пока ему не прислали подкрепление. «В течение 20 часов „отряд Цвики“, как он назывался по радиосвязи, меняя позиции и маневрируя, воевал с сирийцами — иногда один, иногда в составе более крупного отряда, меняя танки полдюжины раз, так как они выходили из строя из-за повреждений. Он был ранен и получил ожоги, но оставался в строю и постоянно появлялся в самый критический момент из самых неожиданных направлений, меняя, таким образом, ведение боя.» За свои действия Цвика Грингольд был награждён высшей воинской наградой Израиля — медалью «За героизм».
На протяжении четырёх
дней боёв 7-й израильская танковая
бригада под командованием Януш
Ситуация на Голанском плато начала коренным образом меняться после того, как начали прибывать резервисты. Прибывающие войска смогли затормозить, а потом, начиная с 8 октября, остановить сирийское наступление. Небольшие по размеру, Голанские высоты не могли служить в качестве территориального буфера, как Синайский полуостров на юге, но они показали себя серьёзным стратегическим укреплением, не позволявшим сирийцам подвергнуть бомбардировке израильские населённые пункты, находящиеся ниже. К среде 10 октября последняя сирийская боевая единица была вытеснена за «Пурпурную линию», то есть за предвоенную линию прекращения огня.
9 октября израильские ВВС начали наносить удары по главным стратегическим объектам Сирии, в этот же день «был разгромлен сирийский генштаб»[21][22].
Теперь израильтянам предстояло решить — продвигаться ли вперёд, то есть, идти в наступление на сирийской территории, или остановиться на границе 1967 года. Весь день 10 октября израильское командование обсуждало этот вопрос. Многие военные стояли за прекращение наступления, так как это, на их взгляд, позволило бы перебросить многие боевые части на Синай (двумя днями ранее произошло поражение Шмуэля Гонена в районе Хизайон). Другие поддерживали наступление на сирийской территории в направлении Дамаска: этот шаг выбивал бы Сирию из войны и укрепил бы статус Израиля как региональной сверхдержавы. Противники наступления возражали, что на сирийской территории есть множество мощных оборонительных укреплений — противотанковых рвов, минных полей и ДОТов. Поэтому, говорили они, в случае, если сирийцы возобновят атаки, будет удобнее обороняться, используя преимущества Голанских высот, чем на равнинной сирийской местности. Точку в споре поставила премьер-министр Голда Меир: «Переброска дивизии на Синай заняла бы четыре дня. Если бы война окончилась в это время, то она окончилась бы территориальными потерями Израиля на Синае и без какого-либо преимущества на севере — то есть, полным поражением. Это решение явилось политической мерой, и её решение было твёрдым — перейти „Пурпурную линию“… Наступление было запланировано на следующий день, четверг, 11 октября.»
С 11 по 14 октября израильские войска продвинулись в глубь сирийской территории, захватив территорию площадью 32 квадратных километра. С новых позиций тяжёлая артиллерия уже могла обстреливать Дамаск, находящийся в 40 км от фронта.
По мере того, как положение арабов становилось всё хуже, всё большее давление оказывалось на короля Иордании Хусейна с тем, чтобы тот вступил в войну. Он нашёл оригинальный способ уступить давлению, не подвергаясь, однако, воздушной атаке израильтян. Вместо того, чтобы атаковать израильтян на общей границе, он послал экспедиционный корпус в Сирию. Через посредников в ООН он также дал понять израильтянам об этих намерениях в надежде, что Израиль не примет это как повод к войне, оправдывающий нападение на Иорданию… Даян не дал никаких заверений, однако, открывать новый фронт в Израиле никто не хотел.
— [источник не указан 1497
Посланные Ираком войска
(эти дивизии оказались
Контратаки сирийских, иракских и иорданских войск приостановили продвижение израильской армии, но не смогли выбить израильтян из захваченного района Башан.
22 октября, после серьёзных потерь от огня укрепившихся сирийских снайперов, бойцы бригады Голани и коммандос Сайерет Маткаль отвоевали радар и укрепления на горе Хермон.
Битва при Латакии — сравнительно небольшое, но во многом
революционное морское сражение, состоялась 7 октября, на второй день. Это было первое
в мире сражение между ракетными катерами, оснащёнными противокорабельным
Битва также подчеркнула
престиж ВМС Израиля, долгое время считавшихся «тёмной
лошадкой» израильской армии, и выделила
их значение, как независимой и эффективной
силы. Из-за этого и некоторых других сражений
сирийский и египетский флоты в течение
всей войны не покидали своих средиземноморских
баз, оставив таким образом израильские
морские коммуникации открытыми.[источник не указан
Менее успешными оказались
попытки прорыва израильским
флотом египетской блокады Красного моря. Израиль не обладал на Красном
море необходимым для прорыва количеством
ракетных катеров. Впоследствии армейское
руководство сожалело о своей тогдашней
непредусмотрительности.[источн
Ещё несколько раз за время войны израильский флот предпринимал небольшие рейды по египетским портам, в этих операциях участвовали коммандос 13-й флотилии. Целью рейдов было уничтожение лодок, используемых египтянами для переброски собственных коммандос в тыл Израиля. В целом, эти действия имели небольшой эффект и мало отразились на ходе войны.