Война между Грузией и Россией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 10:14, реферат

Краткое описание

Грузинские и южноосетинские войска вели перестрелки и огневые налеты разной степени интенсивности с конца июля 2008 года. Вечером 7 августа стороны договорились о прекращении огня, что, однако, реально сделано не было.

Прикрепленные файлы: 1 файл

1.doc

— 193.50 Кб (Скачать документ)

12 августа из опубликованного  ООН отчёта Украины об экспорте  военной техники стало известно, какое именно вооружение Украина  поставляла Грузии. Некоторые украинские  эксперты отмечают, что часть этого оружия морально устарела, в то же время некоторая техника была снята с боевого дежурства и поставлена в Грузию в обход стандартных процедур ведома и по поручению Ющенко. Согласно данным отчёта, Украина поставляла в Грузию следующие виды оружия: ЗРК «Оса» и «Бук», вертолёты Ми-8 и Ми-24, учебные самолёты Л-39, САУ (в том числе тяжёлые 2С7 «Пион») а также танки, БМП и стрелковое оружие. РСЗО «Град» в списке отсутствует.

Позже руководитель Временной  следственной комиссии ВР Украины, занимающейся вопросами степени законности зарубежной торговли оружием, Валерий Коновалюк сообщил, что Комиссия нашла нарушения украинского законодательства при поставках оружия в Грузию, которые нанесли Украине колоссальный экономический и политический ущерб, а также ослабили обороноспособность страны.

По этому поводу министр  иностранных дел России Лавров заявил: «Официальный Киев даже не высказал сожаления  в связи с гибелью мирных жителей  и российских миротворцев. При этом известно, что украинское руководство своими поставками тяжелого наступательного вооружения грузинской армии несет свою долю ответственности за произошедшую в этом регионе трагедию. Погибли сотни людей, в большинстве своём - мирные жители».

Грузинские вооружённые силы и спецназ интенсивно готовили американские инструкторы по приказу Пентагона: «Грузинские подразделения готовились США по программе, которая в 1995 году была опробована в Хорватии в рамках операции хорватских вооруженных сил по захвату района Крайны, большинство населения которого составляли этнические сербы».

Сразу же после ввода  российских войск в Южную Осетию, 8 августа, из Тбилиси самолётом ВВС  США были эвакуированы около ста  американских военных специалистов. 28 августа представитель Генштаба РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын рассказал журналистам, что российские военные нашли «много интересного» в начинке захваченных американских военных джипов «хаммер» в городе Поти. Появились сведения, что это имеет отношение к спутниковой разведке. Ноговицын подтвердил, что джипы с 20 военнослужащими были захвачены около города Гори с полным вооружением. По утверждениям же США, джипы находились в порту на опечатанных складах и ждали отправки на американскую базу в Германию после завершения грузино-американских учений.

 

1.5.Внешнеполитический контекст

17 февраля 2008 года о  своей независимости в качестве  республики Косово объявил автономный  край Сербии Косово и Метохия;  на следующий день его признал  ряд стран, включая США. Признание  независимости Косова вызвало  крайне негативную реакцию руководства России: Президент В. Путин 22 февраля того же года на саммите стран СНГ сказал: «Прецедент Косово — это страшный прецедент. <…> Те, кто делает это, они не просчитывают результатов того, что они делают. В конечном итоге это палка о двух концах, и вторая палка треснет их по башке когда-нибудь».

Британский журнал The Economist от 21 августа 2008 года писал: «Неудачные попытки России определить исход  президентских выборов на Украине  в 2004 году, за которыми последовала  оранжевая революция там (после революции роз в Грузии в 2003 году), уязвили г-на Путина. Недовольство, которое тлело из-за продолжающегося расширения НАТО, планов США разместить элементы своей противоракетной обороны в Чехии и Польше, воспламенилось после объявления на саммите НАТО в Бухаресте в апреле, что и Грузия, и Украина могут со временем вступить в Союз, хотя только тогда, когда будут готовы. И Россия, и Грузия жаждали драки».

12 августа 2008 года влиятельная  американская газета «Нью-Йорк  Таймс», со ссылкой на помощников Госсекретаря США, писала, что госсекретарь Кондолиза Райс во время частного ужина с Президентом Грузии М. Саакашвили 9 июля 2008 года в Тбилиси предостерегала последнего от вступления в военный конфликт с Россией, в котором у него нет шансов победить.

Бывший во время войны послом Грузии в России Эроси Кицмаришвили 25 ноября 2008 года заявил, ссылаясь на свои источники в грузинском правительстве, что добро на начало войны в Южной Осетии дал президент США Джордж Буш.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Нарастание напряженности  (начало 2008)

2.1. Грузино-российский  кризис (2008)

В начале 2008 года происходило  нарастание напряженности в зоне конфликта, а также в отношениях между Россией и Грузией.

6 марта 2008 года было  объявлено, что Россия вышла  из режима запрета торгово-экономических и финансовых связей с Абхазией; решение Москвы было расценено МИД Грузии как «поощрение сепаратизма в Абхазском регионе и неприкрытая попытка посягательства на суверенитет и территориальную целостность Грузии».

16 апреля 2008 года МИД  России сообщил, что Президент России В. Путин дал правительству поручения, на основании которых Москва будет строить с Абхазией и Южной Осетией особые отношения.

17 апреля 2008 года Кокойты  заявил, что грузинские военные  подразделения подтягиваются к  границам его республики и призвал «воздержаться от необдуманных шагов, которые могут привести к трагическим последствиям».

21 апреля грузинская  сторона подтвердила, что накануне  был сбит беспилотный самолёт-разведчик  МВД Грузии производства израильской  компании Elbit Systems. По версии грузинских властей, он был сбит на грузинской территории российским истребителем МиГ-29. Инцидент обсуждался в Совете Безопасности ООН.

29 апреля 2008 года МИД  России официально объявил «О  мерах по укреплению коллективных  сил СНГ по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта»; по сведениям Новой газеты от 5 мая, «из района Сочи границу по реке Псоу перешёл тысячный (по меньшей мере) контингент с бронетехникой».

6 мая 2008 года начальник  главного управления боевой подготовки  и службы войск ВС РФ генерал-лейтенант Владимир Шаманов, комментируя ситуацию в Абхазии, заявил, что ситуация в зоне конфликта находится в поле зрения руководства Минобороны РФ и «все необходимые мероприятия уже проводятся». В тот же день, находившийся с визитом в Брюсселе госминистр Грузии по реинтеграции Темур Якобашвили сказал: «Мы, само собой, стараемся избежать войны. Но мы к ней очень близки. Мы очень хорошо знаем русских, мы знаем сигналы. Мы видим, что российские войска занимают территории на основании ложной информации, и это нас беспокоит».

Во второй половине июля, одновременно с совместными учениями Грузии и США «Немедленный ответ» (на которых, по словам военного обозревателя Заура Алборова, отрабатывалось нападение  на Южную Осетию), Россия проводила  крупномасштабные учения «Кавказ-2008», в которых были задействованы подразделения различных силовых структур. Тогда же российские железнодорожные войска отремонтировали пути в Абхазии.

 

2.2.Эскалация грузино-южноосетинского  конфликта («Снайперская война»)

В конце июля - начале августа происходила эскалация грузино-южноосетинского конфликта. Регулярно происходили перестрелки и огневые налеты разной степени интенсивности. Мирные жители Южной Осетии в массовом порядке стали покидать зону конфликта.

Днём 7 августа 2008 секретарь Совета безопасности Южной Осетии Анатолий Баранкевич заявил: «По всей границе с Южной Осетией наблюдается активность войск Грузии. Все это говорит о том, что Грузия начинает широкомасштабную агрессию против нашей республики».

По свидетельству корреспондента Независимой газеты 6 августа российские войска и бронетехника уже выдвигались в сторону Южной Осетии: «Тем временем Россия стягивает к границам Грузии серьёзные военные силы. По Транскаму от Алагира в сторону пограничного пункта Нижний Зарамаг движутся военные колонны и отдельные машины с личным составом, бронетехника. Это обозреватель «НГ» наблюдал собственными глазами по пути из Владикавказа в Цхинвали».

В интервью газете «Красная Звезда» офицер 135-го мотострелкового  полка 58 армии СКВО рассказал: «7 августа пришла команда на выдвижение к Цхинвалу. Подняли нас по тревоге - и на марш. Прибыли, разместились, а уже 8 августа там полыхнуло». Позднее газета уточнила, что речь шла о дате 8 августа. Некоторые российские СМИ также утверждали, что 7 августа началась отправка ряда подразделений 58-й армии в ЮО, спустя месяц об этом начала заявлять грузинская сторона, обнародовав в сентябре 2008 года свои разведывательные сведения. Грузинская сторона опубликовала записи разговора, которые по её утверждению, принадлежат южноосетинским пограничникам. При этом, как отмечает The New York Times, из фраз (вопрос «Послушай, бронетехника пришла или как?» и ответ «Бронетехника и люди») нельзя сделать выводов о количестве единиц бронетехники или указаний на то, что российские силы в то время участвовали в боевых действиях.

В связи с этим российским генерал Уваров заявил, что российская военная техника регулярно входила  в Южную Осетию или покидала ее, осуществляя снабжение размещенного там российского миротворческого контингента. «Поскольку мы держали там один батальон, ему требовалось горючее и продукты. Разумеется, передвижение военнослужащих имело место, - сказал он. - Но это не были военнослужащие действующей армии, которых послали туда конкретно для того, чтобы воевать». Уваров добавил: «Будь это крупные подкрепления, мы бы не потеряли в Южной Осетии примерно 15 миротворцев».

Однако представитель  МВД Грузии Шота Утиашвили заявил, что в соответствии с соглашениями о миротворческой миссии, которые  обе стороны подписали в 2004 году, ротация российского миротворческого батальона могла осуществляться только в дневное время и с предварительного уведомления как минимум за месяц, но в данном случае никаких уведомлений не было. В представленных грузинской стороной материалах фигурируют телефонные номера грузинского сотового оператора, однако, как пишет «Коммерсантъ», по данным Южной Осетии, «в последнее время все чиновники и военнослужащие пользовались исключительно услугами российского оператора МегаФон».

Андрей Илларионов утверждал, что подразделения регулярных российских войск — 135-го и 693-го мотострелковых полков, 141-го отдельного танкового батальона, 22-й бригады спецназа общей численностью до 2 тысяч человек — вошли на территорию Южной Осетии до полуночи 7 августа. Однако корреспондент газеты «Известия» Юрий Снегирёв заявил, что в июне-июле в Северной Осетии проходили войсковые учения 58-й армии, а после их окончания техника не ушла в боксы, а осталась перед въездом в Рокский тоннель (на территории России). Юрий Снегирёв заявил: «После тоннеля техники не было. Это я видел сам. Это могут подтвердить и другие мои коллеги, которые после обстрела Цхинвала 2 августа стали заезжать в Южную Осетию ежедневно».

Братья Козаевы (один из которых — сотрудник МВД Северной Осетии, другой - герой Абхазии и Южной Осетии) во время и после конфликта утверждали, что президент Южной Осетии Э. Кокойты заранее знал о предстоящих военных событиях и заблаговременно уехал из Цхинвали в Джаву.

 

2.3.Ход боевых действий 

Версия Грузия

В первые часы войны правительство Грузии мотивировало свои действия тем, что «сепаратисты осуществили нападение на прилегающие к Цхинвали села», сделав это в ответ на одностороннее прекращение огня Грузией. Заявлялось о массированных бомбовых обстрелах мирного населения и миротворцев, которые произошли в последние часы 7 августа 2008 года, при этом также указывалось, что «через Рокский тоннель российско-грузинскую границу пересекли сотни вооруженных лиц и военная техника». В соответствующем заявлении, опубликованном 8 августа в 2 часа ночи сайтом Civil.ge, есть призывы к осетинским вооружённым формированиям прекратить боевые действия, но нет никаких призывов к России.

8 августа Якобашвили  призвал Россию к вмешательству  в конфликт в качестве «настоящего  миротворца».

8 августа командующий грузинскими миротворцами Мамука Курашвили назвал действия Грузии в Южной Осетии «операцией по наведению в Цхинвальском регионе конституционного порядка». Позднее, в октябре 2008 года, в ходе разбирательств по изучению августовских событий в грузинском парламенте, Курашвили заявит, что его заявление было импульсивным и не было санкционировано высшим политическим руководством Грузии. Секретарь СНБ Грузии Ломаия тогда же заявил, что суть заявления «не была правильной», а сам Курашвили получил выговор.

Госминистр Грузии по реинтеграции Темур Якобашвили пояснил, что «целью руководства Грузии является не взятие городов. В Тбилиси хотят  лишь поставить точку на криминальном режиме, чтобы никто не угрожал  нашим городам, гражданам и инфраструктуре». Грузинская сторона заявила, что действия грузинской армии в Южной Осетии были ответом на нарушение режима прекращения огня.

9 августа парламент  Грузии единогласно утвердил  указ президента Михаила Саакашвили  об объявлении военного положения  и полной мобилизации сроком на 15 дней. В тексте указа введение военного положения было обосновано необходимостью «предотвращения дестабилизации в регионе, вооруженных нападений на мирное население и фактов насилия, с целью защиты прав и свобод человека».

22 августа государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили заявил в интервью украинскому агентству «УНИАН»:«…решение атаковать Цхинвали было принято только тогда, когда колонна российской военной техники начала входить в Южную Осетию. Рассказы о том, что мы из установок «Град» нанесли удар по Цхинвали - враньё. Цхинвали бомбили русские после того, как мы взяли его на четыре с половиной часа. Мы бомбили окрестные высоты, используя, в том числе авиацию и «Град». Подчеркиваю, не населенные пункты».

5 сентября заместитель министра иностранных дел Грузии Григол Вашадзе в интервью дипломатическому корреспонденту «Интерфакса» Ксении Байгаровой заявил, что «с 1 по 7 августа тяжелая артиллерия так называемых южноосетинских сил под руководством российских военных сровняла с землей все грузинские деревни, прилегающие к зоне конфликта». Более полно грузинская версия представлена в заявке на рассмотрение конфликта в Гаагском суде.

По официальным заявлениям грузинской стороны, российские миротворческие силы, оставшиеся на территории Грузии после подписания плана Медведева-Саркози, «реально представляли оккупационные войска, главной целью которых было не урегулирование конфликта, а присвоение грузинских территорий».

Информация о работе Война между Грузией и Россией