Военные поселения при Аракчееве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

Ярким проявлением аракчеевщины считается устройство военных поселений. Это особая форма комплектования и содержания армии, при которой солдаты соединяли военную службу и крестьянскую работу на земле. По замыслу Аракчеева, государство должно было выкупать крестьян при переходе имений из рук в руки, что должно было привести к их полному освобождению.
Задачи работы:
Рассмотреть понятие военные поселения.
Выявить функции военных поселений.
Выявить правовое положение военных поселян.
Выявить плюсы и минусы правового положения военных поселян.

Прикрепленные файлы: 1 файл

посмотри .doc

— 88.50 Кб (Скачать документ)

Все земли, принадлежавшие к округу военного поселения, были разделены между поселянами-хозяевами на равные участки, размер которых определялся, с одной стороны, количеством земли, необходимым для прокормления самого хозяина, его семейства и постояльцев, а с другой — общим количеством, земли, отведенной для полка; недостаток пахотной земли пополнялся расчисткой лесов и осушением болот. Пастбища и луга были предоставлены в общее пользование всех поселян-хозяев, без раздела. Хозяева снабжались от казны лошадьми, рабочим скотом, земледельческими орудиями и мебелью; все имущество было изготовлено по установленным образцам и поддерживалось в исправности за счет поселян. Фельдфебели, вахмистры и известное число унтер-офицеров, преимущественно из окончивших курс в учебных войсках, не получали земельных наделов и обязаны были обучать военных поселян фронту и маршировке. При обучении нижних чинов внимание обращалось преимущественно на фронтовую выправку, маршировку и ружейные приемы; стрельбе в цель совсем необучали и только три недели в году производились ученья «с порохом», то есть с холостыми зарядами. В поселенные части предписано было назначать лучших офицеров, в совершенстве знавших фронтовую службу и имевших некоторые познания в хозяйстве, скотоводстве и науках.

Служба офицеров в военных поселениях была очень тяжела: кроме обучения поселян маршировке и фронтовой службе, офицеры обязаны были руководить земледельческими работами, наблюдать за домашним хозяйством поселян и отвечать за каждое упущение своих подчиненных. Домашняя жизнь офицеров, которым были отведены квартиры при подковых штабах, была стеснена постоянным надзором начальства; полковые командиры и высшие начальствующие лица обращались с офицерами крайне грубо и бесцеремонно, зная, что выгодные материальные условия службы привлекали в военные поселения беднейших офицеров, дороживших службой, как единственным обеспечением. Не выдерживая такого обращения, многие офицеры военных поселений переводились в другие полки.

В конце царствования Александра I было приказано офицеров военных поселений никуда не переводить и увольнять в отставку не иначе, как по болезни, с тем, чтобы уволенных в отставку вновь принимать на службу только в военные поселения Нижние чины поселенных батальонов и эскадронов, поступившие на службу по рекрутским наборам, могли требовать присоединения к ним жен и детей, остававшихся на родине. Многие из жен нижних чинов отказывались ехать в военные поселения, отговариваясь болезнью, нежеланием оставлять своих родных и имущественными делами, вследствие чего сделано было распоряжение не допускать никаких отговорок и заявляющих о болезни подвергать освидетельствованию.

2.3. Противостояние  населения введению военных поселений

 

Но не нужно думать, что люди безропотно соглашались на подобные мера правительства. Военные поселяне сопротивлялись аракчеевскому режиму всеми способами, вплоть до вооруженных восстаний. Крупнейшее из них — в г. Чугуеве Харьковской губернии летом 1819 г. — Аракчеев жестоко подавил, военный суд приговорил 275 повстанцев к смертной казни. Но несмотря ни на что Александр не сдавался: «Военные поселения будут во что бы то ни стало, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова!» (больше 100 км первой линии военных поселений). Аракчеев же еще подстрекал его, говоря, что если надо будет, то и всю Россию военным поселением сделаем.

Впрочем, кадровая армия содержалась немногим лучше военных поселений и тоже протестовала. Очень напутало и озлобило царизм «возмущение» 16 октября 1820 г. в лейб-гвардии Семеновском полку. Шефом этого полка с молодых лет был сам Александр I, которого именно семеновцы фактически возвели на престол. Царь очень любил полк и сам носил его форму, знал поименно всех офицеров полка и даже многих солдат. В полку не применялись телесные наказания, офицеры обращались к солдатам на «вы». Так было до весны 1820 г., когда Аракчеев решил «покончить с либерализмом» у семеновцев. 9 апреля 1820 г. по настоянию Аракчеева командиром Семеновского полка был назначен полковник Ф.Е. Шварц, который к тому времени успел прославиться «шварцевым» погостом в Екатеринославе, т. е. братской могилой для солдат, замученных им до смерти. Может быть, поэтому Аракчеев отрекомендовал Шварца царю как «человека с особыми военными качествами» и предписал Шварцу «выбить дурь» из семевовие Шварц сразу восстановил в полку культ шпицрутенов * собственноручно бил «виновных» (например, в том, что «кашля * или «невесело смотрел») перчатками по глазам, плевал им * лицо, пинал ногами. Когда же 16 октября он поволок в чем провинившегося рядового вдоль строя, приказав солдатам плевать на их товарища, семеновцы потеряли терпение. В тот же вечер 1 я «государева» рота самовольно построилась на перекличку, вызвала ротное начальство и подала ему жалоб на полкового командира.

Поделить возмущение семеновцев удалось сравнительно легко (весь полк был арестован и без сопротивления препровожден в Петропавловскую крепость), но царизм усмотрел в нем страшную для себя опасность, впервые осознав, что армия, даже гвардия перестает быть его надежной опорой. Волнения в армии и особенно бунт семеновцев дали понять царизму, что крамола может грозить отовсюду. Поэтому он как никогда усилил полицейский надзор за всеми слоями общества. С 1810 г. в стране функционировало Министерство полиции. Сверх того особая служба сыска находилась в ведении Аракчеева. Наконец, и Милорадович имел свою шпионскую агентуру. Однако царизм не удовольствовался этим трехзвездием тайных полиций и в 1821 г., вскоре после бунта семеновцев, учредил специальную полицию в армии. Сыск стал настолько всеобъемлющим, что сам Аракчеев подозревал за собой негласное наблюдение. Декабрист Г.С. Батеньков вспоминал о том времени: «Все подведены уже были под один уровень невозмутимого бессилия и все зависели от многочисленных тайных полиций».

Николай II эффектно начал свое правление с виселиц, как заметил Герцен, этот человек был выращен в среде отвращения и борьбы с революцией, это был человек военной муштры, сменив командование гвардейской бригадой на государство. Это был третий сын сын Павла. Николай I говорил, что ему нужны не умники а верноподданные (Бенкендорф, Адлерберг, Нессельроде), но были умные люди, но ценились они гораздо ниже, чем подданные - Канкрин, Киселев, Перовский.

 

Аракчеева уже не было при Николае, он был уволен, так как был не за Николая, а за Константина, во время восстания декабристов, однако, все аракчеевские кадры были сохранены и приняты на вооружение Николаем.

3 июля 1826г.- 3 отделение собственной  его императорского величия канцелярии (1-подбор кадров, 2-издание законов,3-сыск, всего 6).

Цензура, разгул и произвол чиновников и военщины.

1826-1850 – почти 2000 крестьянских  восстаний. Бунтовали крестьяне, рабочие, опасная тенденция среди крестьян  – стремление не к облегчению крепостного гнета, а к совершенном избавлению от него.

Наибольший размах из массовых выступлений в николаевской России приобрели «чумные» и «холерные» бунты 1830—1831 гг. Так они были названы официально, поскольку непосредственным поводом к ним послужили карантинные меры против эпидемий чумы и холеры.

Опасным для самодержавия оказался «холерный» бунт военных поселян и присоединившихся к ним кадровых солдат в Новгородской губернии с 11 июля 1831 г. Здесь на территории в 9 тыс. кв. км располагались 120 тыс. солдат, поселян и членов их семей. Почти все они восстали и начали расправляться властями. При этом осознавалась и антифеодальную направленность бунта. Царь и его окружение в те две недели пережили страх, небывалый после восстания декабристов, поэтому и расправа была свирепой: более 4,5 тыс. поселян и солдат предстали перед военно-полевым судом, назначались приговоры к смерти, на каторгу, и ссылку. Только в Старой Руссе были забиты насмерть 129 человек.

Чугунный устав 10 июня 1826г. – цензура доходила до абсурда (задушить в зародыше дурную мысль, задушить образованное дворянство, чтобы легче править необразованной чернью). Это был грандиозный экономический и социальный эксперимент, который заслуживает тщательного внимания и изучения историков, к сожалению, сведения сохранившиеся о нём отрывочны, что осложняет его изучение.

Заключение

 

Военные поселения сочетали в себе две неволи - и крестьянскую, и солдатскую. Бичом их были жесточайшие, по малейшему поводу телесные наказания - палками и шпицрутенами.

В своей работе мы рассмотрели создание военных поселений, проблему жизни военных поселян в венных поселениях, выявили основные проблемы связанные с их жизнью.

Анализируя курсовую можно сделать ряд выводов:

Военные поселения

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Александров, А.А. Заметка о бывших военных поселениях / Русский Архив // - М.  - 1873, кн. II. – 204 с.
  2. Анисимов, Е.А. История России от Рюрика до Путина / Е.А. Анисимов // - 1995. 896 с.
  3. Блашков, Ю.А.  Военные  поселения на территории Белоруссии в первой половине XIX века: дис. … канд. юрид. наук / Ю.А. Блашков1984. С. 18
  4. Богданов, Л.П. Военные поселения. / Вопросы истории // - 1980. -№ 2.
  5. Богданович, М. И. История царствования императора Александра I и Россия в его время. / СПб // - 1868-1872. - 378 с.
  6. Богуславский, Н.В. Аракчеевщина  / Н.В. Богуславский // - М. – 1882. - 356 с.
  7. Кандаурова, Т.Н. Военно-поселянское хозяйство по посемейным спискам: социально-экономический аспект и опыт количественного анализа // Круг идей: развитие исторической информатики: Труды II конференции ассоциации «История и компьютер» // - М., 1995 г. С. 396-414. 668 с.
  8. Кандаурова, Т.Н. Военные поселения в России: аспекты экономической истории // Экономическая история: Ежегодник. 2000. М., 2001. С. 559—606
  9. Кандаурова, Т.Н. Военные поселения как элемент политики государственного регулирования  // Крестьяне и власть. Тезисы докладов и сообщений научной конференции 7-8 апреля 1995 г // Тамбов, - 1995. – 159 с.
  10. Кандаурова, Т.Н. Системные звенья хозяйственной организации военных поселений кавалерии: военно-поселянское хозяйство // Формы сельскохозяйственного производства и государственное регулирование: XXIV сессия симпозиума по аграрной истории Восточной Европы // - М., 1995 г. С. 80—88
  11. Карпов, И.А. О военных П. при графе Аракчееве  / Русский Вестник // - 1890, - № 2, 3 и 4.
  12. Кизеветтер, A.A. Император Александр I и Аракчеев в их взаимоотношениях // Русская мысль // СПб., - 1911. - Кн.2.
  13. Кизеветтер, А. А. Император Александр I и Аракчеев / А.А. Кизеветтер // Исторические очерки. - М., - 2002.
  14. Липовская, Т.Д. Социально-экономическое  положение   военных   поселян  на Украине (1817—1857 гг.) // Днепропетровск, 1982 г., 182 с.
  15. Матвеев, О.В. Военные поселения: идеи, проекты, реализация. // Вестник Новгородского Государственного университета // Новгород, - 1998. -№ 9.
  16. Ратч, В. Ф. Сведения о графе Аракчееве / В.Ф. Ратч // СПб. - 2009.
  17. Соловьев С.М. Император Александр I. М.: Мысль, 1995. - 637 с.
  18. Томсинов, В. А. Временщик (А. А. Аракчеев) / В.А. Томсинов // - М., - 2006, 456 с.
  19. Федоров, В.А. Алексей Андреевич Аракчеев // Научный журнал “Вестник Московского университета”, серия 8 “История”. - №3. - 2010.
  20. Чиж В.Ф. Психология злодея властелина фанатика // - М., "Республика", 2002 г., 368 с.
  21. Щебальский, П.Г. Военные поселения и граф Аракчеев / Русский вестник // - 1871. - № 10.  659 с.
  22. Ячменихин, К.М. Военные поселения на Кавказе в 30—50-е годы XIX в. // Вестник Московского университета // История. 1991. № 4. С. 28.
  23. Ячменихин, К.М. Новгородские военные поселения в 1816—1831 гг. (Административно-хозяйственная структура): дис. … канд. юрид. наук / К.М. Ячменихин - М., 1985 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Военные поселения при Аракчееве