Военно-стратегическое положение СССР на кануне Великой Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 12:14, реферат

Краткое описание

Изучение проблем Великой Отечественной войны и анализ деятельности всех тех на ком лежит ответственность за удачи и поражения в этой кровавой битве, не утрачивает своей актуальности. Как одно зернышко риса перевешивает чашу весов, так и решение одного человека, будь то руководитель государства или полководец, предрешает победу или поражение не только в одном сражении, но и во всей военной компании. И эти решения зависят не только от личных волевых качеств, но и от знаний в области тактики и стратегии ведения боевых действий в условиях современной войны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Противостояние между двумя
военно-стратегическими доктринами………………………………………...5
Глава 2. Политические и военно-стратегические просчеты Сталина……...16
Заключение……………………………………………………………………..23
Список литературы…

Прикрепленные файлы: 1 файл

Военно-стратегическое положение СССР накануне ВОВ.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

Сталин, веря в свою правоту, писал очень хлесткие резолюции  на документах разведчиков. Так 16 июня 1941 года на стол генсека положили от наркома государственной безопасности СССР В Н. Меркулова донесение  из Берлина: "Источник, работающий в штабе германской авиации, сообщает. Все военные мероприятия Германии по подготовке вооруженного выступления против СССР полностью закончены, и удар можно ожидать в любое время" Далее излагались многочисленные конкретные факты, подтверждающие этот вывод. Сталин написал на препроводительной донесения такую резолюцию: "Товарищу Меркулову. Может, послать ваш "источник" из штаба германской авиации, к е... матери. Это не источник, а дезинформатор. И. Ст." В резолюции Сталина слово е... без точек.

Почему же так упорно не хотели видеть реальную обстановку Сталин, Берия да и многие другие руководители того времени? Заподозрить  их всех в злом умысле, конечно же нельзя. Не могли они желать и  поражения своей стране и армии. Ошибались? Да, пожалуй, это самое подходящее определение их действий. И в этом даже есть некоторое им оправдание. Дело в том, что сегодня мы судим о разведывательных сведениях, зная, какие из них были правдивые, а какие ложные. А в годы, которые предшествовали нападению, к Сталину стекался огромный поток самых противоречивых сведений. Прямо скажем, непросто было Сталину разобраться в этом информационном хаосе. И при всем притом он был, как говорится, себе на уме: всех слушал, но в глубине души верил, что он не только договорился с Гитлером, но и перехитрил его. Ко всей неразберихе в сведениях надо добавить и хорошо задуманную и проведенную немцами операцию по дезинформации, которой они сбили с толку самого Сталина, ну а он, попав в умело расставленные обманные сети, подавлял мышление окружающих, вынуждая их поддакивать или молчать тех, кто думал иначе.

Подводя промежуточные  итоги, можно утверждать, что наша военная теория и планирование в  предвоенное десятилетие имели  передовой, современный характер и  в чем-то опережали теоретические  изыскания гитлеровского генерального штаба. У нас было много высокообразованных, талантливых теоретиков, которые разрабатывали советскую стратегическую доктрину. Но печальные события, происшедшие внутри страны, главным образом по вине Сталина, перечеркнули эти хорошо отработанные планы защиты государства и всю нашу стратегию. В результате этого составленные планы не соответствовали сложившейся к тому времени политической обстановке и тем формам и способам ведения войны, которая уже велась гитлеровцами в Европе.

У сторонников стратегии  «войны моторов», основанной на том, что  в современной войне все будет  определяться действием крупных  танковых соединений и авиации, которой  придерживался Тухачевский и  его сторонники, было очень мало шансов найти понимание в окружении малообразованного диктатора, каким являлся Сталин. Диктатор, стараясь обезопасить себя от возможного военного переворота, уничтожив прогрессивный командный состав армии, нанес смертельный удар по боеспособности Красной Армии, при этом способствовал выдвижению на высшие командные должности лояльных его режиму сторонников «красной конницы».

Более того, оперативная  и стратегическая внезапность, последовавшего вскоре германского вторжения на нашу Родину, была результатом огромных политических и военно-стратегических просчетов, допущенных высшим руководством страны и лично И.В. Сталины, считавшим, что гитлеровские войска не предпримут нападения на СССР до тех пор, пока не разгромят Англию. В ближайшем окружении Сталин неоднократно высказывал мысль, что столкновение с Германией будет неизбежным не ранее весны 1942 г. Но Гитлер переиграл Сталина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Наша военная теория и планирование в предвоенное десятилетие имели передовой, современный характер и в чем-то опережали теоретические изыскания гитлеровского генерального штаба. У нас было много высокообразованных, талантливых теоретиков, которые разрабатывали прогрессивную для своего времени советскую военно-стратегическую доктрину. Но печальные события, происшедшие внутри страны, главным образом по вине Сталина, перечеркнули эти хорошо отработанные планы защиты государства и всю нашу стратегию. В результате этого составленные планы не соответствовали сложившейся к тому времени политической обстановке и тем формам и способам ведения войны, которая уже велась гитлеровцами в Европе.

Внутриполитическая обстановка в СССР складывалась таким образом, что у сторонников стратегии  «войны моторов», основанной на том, что  в современной войне все будет  определяться действием крупных  танковых соединений и авиации, механизированных корпусов, которой придерживался Тухачевский и его соратники, было мало шансов найти понимание в окружении Сталин. В условиях тоталитарного режима противостояние между двумя доктринами вылилось не просто в дискуссию, а в прямые репрессии, где одни (Буденный, Ворошилов) подписывали приговор другим (Тухачевский, Якир, Уборевич и др.).

Это привело к тому, что накануне самой жестокой в  истории человечества войны, диктатор, старавшийся обезопасить себя от предполагаемого им военного переворота, путем жестоких репрессий уничтожил прогрессивный командный состав армии, нанес смертельный удар по боеспособности Красной Армии, при этом способствовал выдвижению на высшие командные должности лояльных сторонников «красной конницы». После ареста видных ученых и военачальников все, чего они достигли в своих исследованиях, что внедряли в армейскую практику, стало считаться крамолой и предавалось анафеме.

Все это способствовало тому, что накануне войны советские  военные руководители, исходя из утвердившейся доктрины, собирались не обороняться, а наступать. И доктрина на случай войны, была наступательная: будем бить врага на его территории, победу одержим малой кровью, и братья по классу, трудящиеся напавшей страны, поддержат нас своими революционными действиями в тылу противника.

Таким образом, успех, оперативная  и стратегическая внезапность, последовавшего вскоре германского вторжения на нашу Родину была результатом огромных политических и военно-стратегических просчетов, допущенных высшим руководством страны и лично И.В. Сталиным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1) Верт. Н. История советского государства. 1900 - 1991 / Пер. с фр. - М.:1992

2) Всемирная история в 24 томах. Т.23. - М. «Просвещение». 1990

3) Негробов Н.Д. Великая отечественная война Советского Союза. 1941-1945. Краткая история. - М.: ''Просвещение'', 1965.

4) История второй Мировой войны 1939-1945 в 12 томах. - М. Воениздат 1980.

 

 

 

 

 




Информация о работе Военно-стратегическое положение СССР на кануне Великой Отечественной войны