Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 19:02, реферат
Рассматривая военную историю России с древнейших времен нельзя опустить извечное противостояние нашей страны и Запада. Войны между этими полюсами завершились давно, но само противостояние осталось, а единого взгляда на прошедшие сражения на сегодняшний день так и не выработалось. Все это говорит в пользу актуальности любого исследования и обзора в данной области.
Целью данного реферата стало обзорное рассмотрение военного противостояния Руси и Запада в период XIV-XV веков. В реферат вошло рассмотрение Русско-литовских войн указанного периода и Русско-шведская война 1495—1497 годов, как два крупнейших направления западной внешней политики Руси того времени.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I
Русско-литовские войны XIV-XV веков……………………………………..4
Литовско-московская война 1368—1372 годов
Стояние на реке Угре
Русско-литовская пограничная война 1487—1494 годов
Глава II
Русско-шведская война 1495—1497 годов…………………………………....14
Заключение……………………………………………………………….….….19
Список использованной литературы……………………………………….....20
13 августа 1487 г. князья Иван
Михайлович Воротынский, Иван Васильевич
Белёвский и Пётр, Иван и Василий
Семёновичи Одоевские
В ответ на жалобы литовского посольства князя Мосальского в 1487 году, представители Ивана III представили встречные жалобы на действия князей мезецких. Летом 1489 года литовским послам представители московского князя сказали, что Великие Луки и Ржев «вотчина наша, земля Новгородская».
1488 год отмечен лишь
набегами. В конце зимы — начале
весны великий князь Иван
В великий пост 1489 года Дмитрий и Семён Воротынские вновь совершили поход за Оку («пришед не тайно, явно войною»). В ответ весной 1489 года был проведён карательный поход на Воротынск 11 московских воевод во главе с князем Василием Ивановичем Патрикеевым (по летописи Кривой, в действительности его прозвище — Косой), которому удалось взять и разграбить Воротынск, но на обратном пути он был разбит литовскими воеводами. В дальнейшем, за исключением незначительных набегов, военных действий на московско-литовском рубеже не предпринималось. В то же время на новгородско-литовской границе дела обстояли для русской стороны успешнее — князь Фёдор Бельский разграбил несколько торопецких волостей, а Василий Давыдович, наместник городка Вселуг, захватил часть торопецкой волости Дубны.
Набег на Воротынск возымел действие на Воротынских князей — в декабре 1489 года князь Дмитрий Фёдорович Воротынский перешёл на московскую службу. Причём он перешёл не только со своей наследственной вотчиной, но и с землями, пожалованными ему Казимиром (которые должен был при «отъезде» возвратить). Кроме того, он захватил дольницу своего брата Семёна (который остался служить Литве), присвоил себе его казну, а бояр и слуг Семёна привёл к присяге себе. Также он захватил города Серенск и Бышковичи и волости Лычино и Недоходов. Князь Дмитрий отдал Ивану III город Козельск (полученный им в держание от короля) и козельские волости, а остальные земли были пожалованы ему великим князем. Казимир отказался признать переход Дмитрия Воротынского, так как он заключил договор с королём.
Иван III пытался склонить в 1489 году венгерского короля Матвея Корвина к войне против короля Казимира, заявляя, что уже ведёт войну, но Матвей не торопился и ждал открытого объявления войны. 5 апреля 1490 года Матвей умер и новым венгерским королём стал Владислав Ягеллон, сын Казимира. Со смертью Матвея Корвина исчезла надежда на образование сильного противоягеллоновского союза, а без него Иван III не решался на открытую большую войну.
В связи с этим в 1490 году военных столкновений было немного — в основном нападения на Вяземские волости, две из которых, Могилен и Мицонки были захвачены князем Андреем Васильевичем Большим. После потери венгерского союзника Ивану III удалось договориться в 1491 году с Максимилианом Габсбургом о совместных действиях против Казимира и Владислава (Максимилиан добывает Угорское государство, Иван III — Киевское), но Максимилиан в итоге заключил мир с Ягеллонами.
С осени 1491 года до весны 1492 года литовские «украинные люди» перешли в наступление — набегам подверглись холмовские и великолуцкие земли, тверские волости, а также окрестности Алексина и Мстиславля (на Оке) — но всё ограничивалось грабежами и опустошениями, попыток вернуть захваченные земли или захватить новые не делалось.
Второй этап войны характеризовался активизацией боевых действий, начало его совпадает со смертью литовского князя Казимира IV и восшествием на престол Александра. Внешнеполитическая ситуация сложилась в пользу Ивана III. Династический союз Польши и Литвы распался. Александр Казимирович стал только великим князем литовским, а польский престол достался Яну Ольбрахту. Кроме этого, в самой Литве великий князь столкнулся с влиятельной оппозицией, которая хотела видеть на престоле Литвы князя Семёна Олельковича Слуцкого. Успехи русских воевод заставили Александра ожидать скорого развития наступления. В начале 1493 года он приказал смоленскому воеводе Юрию Глебовичу готовить город к обороне. Но Иван III прекратил военные действия. 5 января 1493 года в Вильно выехало посольство Дмитрия Давыдовича Загряжского с сообщением о переходе новых князей в подданство русского государя. В марте 1493 года Александр отправил посольство Яна Литавора Хрептовича к польскому королю с просьбой о военной помощи. Посол также должен был нанять как можно больше солдат (не менее 300 человек). В обмен на военную помощь, поляки потребовали возобновить «записи» об унии, в итоге посольство Хрептовича вернулось ни с чем. Также литовские власти пытались заручиться поддержкой Большой Орды и Тевтонского ордена, но и здесь потерпели неудачу.
Поскольку Ивану III не удалось найти надёжных союзников, он воздержался от объявления открытой войны за возвращение «великого княжества Киевского». В итоге приграничной войны Московскому великому княжеству удалось расширить свои земли на двух главных направлениях — Верховские княжества и Вязьма.
Глава II
Русско-шведская война 1495—1497 годов
После того как великий князь московский Иван III Васильевич в 1478 году присоединил к своим владениям огромную Новгородскую землю, Московское государство унаследовало от павшей вечевой республики протяжённую границу со Швецией. Границы между Великим Новгородом и Швецией были установлены Ореховским миром от 12 августа 1323 года. Граница проходила от Финского залива по реке Сестре, на севере до озера Сайма и затем на северо-западе до берега Ботнического залива.
Во время войн Москвы с Новгородом шведы попытались укрепить свою власть в Карелии, постоянно провоцируя столкновения на границе. После того как земли Великого Новгорода отошли под руку великого князя московского, Иван Великий не мог сразу охолонить горячие шведские головы. Надо было решать более серьёзные проблемы – конфликты с Большой Ордой, Казанью и Литвой. В течение трёх лет с 1479 по 1482 гг. на русско-шведской границе шла необъявленная война, которая несколько затихла после упрочения позиций Москвы на севере и северо-западе.
Взяв в свои руки новгородские земли, Иван Великий, как рачительный хозяин, взял в свое ведение и проблемы этой области. Он задумал вернуть в состав Русской земли карельские погосты Яскы (Яскис), Огреба (Эйрепя) и Севилакша (Саволакс), которые были захвачены Швецией в начале 14 столетия. Кроме того, великий государь хотел захватить Выборг – мощную крепость построенную шведами в 1293 году на земле племени корела — союзника Великого Новгорода (на месте крепости ранее располагалось укрепление корел). В середине 15 столетия наместник шведского короля Карл Кнутссон Бунде перестроил крепость, значительно её усилив, по периметру острова была возведена внешняя стена (т. н. «нижний двор»).
Иван III хорошо подготовил военную кампанию против Швеции. Ещё в 1493 году московский государь заключил союз с датским королём Иоганном (Гансом). Датский владыка планировал стать шведским королём. В военном отношении была усилена артиллерия, на северо-западном рубеже в 1492 году построена крепость, названная в честь Ивана Великого – Ивангородом. Крепость возвели в кратчайшие сроки на берегу реки Нарова – всего за 7 недель. Крепость хотели ещё более усилить, но не успели. Стены и башни Большого Бояршего города построили уже после Русско-шведской войны 1495-1497 гг.
Весной 1495 года московские послы предъявили владыке Швеции Стену Стуре (Старшему) требование о возврате Западной Карелии. Стокгольм отверг это предложение. Война стала неизбежной. В июне 1495 года передовой русский отряд в четыре сотни воинов перешёл границу и вторгся на шведскую сторону, чтобы провести разведку. В августе большая московская рать, по шведским данным до 60 тыс. воинов, двинулась на Выборг. В состав армии вошли московские полки под командованием опытного воеводы Даниила Васильевича Щени (участвовал в столкновениях с Казанским ханством, Литвой), новгородская рать под началом Якова Захарьича Кошкина, псковские войска во главе с князем Василием Фёдоровичем Шуйским. Осада Выборга началась 8 сентября и продолжалась три месяца. Русская рать доставила к Выборгу несколько мощных пушек. Их огнём было разрушено две башни и сильно повреждена третья, была создана большая брешь. Утром 30 ноября русские войска пошли на штурм крепости. Но комендант Выборга успел предпринять контрмеры, за проломом был насыпан высокий земляной вал. Кроме того, он приказал заложить в подвалы полуразрушенной башни запасы пороха и бочки со смолой. Когда русские войска взошли на стены внешнего укрепления, шведы подожгли их, произошёл сильный взрыв. Большинство воинов из передового отряда погибли, остальные отошли. 4 декабря 1495 года осаду крепости сняли. Войско отошло к Новгороду.
Неудача этого похода вынудила русское командование сменить тактику действий. Русские войска отказались от плана осады хорошо укреплённой крепости, и перешли к разорению территории противника. Русские отряды всё дальше проникали на территорию Шведского королевства. 17 января 1496 года в поход выступило войско под командованием Василия Ивановича Косого Патрикеева и Андрея Фёдоровича Челяднина. Русская рать уничтожила небольшой шведский отряд, прикрывавший границу, вступила в пределы Южной Финляндии, достигла побережья Ботнического залива и разорила Тавастгусту («Гамецкий город»). Русские отряды опустошили область Улуфсборга и отошли назад только при приближении 40 тыс. армии Стена Стуре. Край был сильно разорён, русские войска увели с собой большой полон.
В августе 1496 года войска под командованием Даниила Щени и Якова Кошкина опять перешли границу и разгромили 7 тыс. шведский отряд. Был совершён и морской поход с целью атаковать шведские земли. Русскую флотилию возглавили князья братья Иван и Пётр Ушатые. Морская рать была сформирована из опытных в морском деле устюжан, двинян, онежан и важан. Пройдя на судах по Белому и Баренцеву морям, русская рать обогнула «Мурманский нос» на Кольском полуострове и вторглась в шведские владения. Русские воины захватили три шведских судна, пройдя через Лапландию, разорили Северную Финляндию. По словам летописи, русские воины захватили много добра и «полону безчисленно». Русское войско ушло из тех земель только после того, как финские старейшины от имени финнов, живших на р. Лиминге, стали просить московского государя принять их в своё подданство. В октябре 1496 года рать князей Ушатых благополучно вернулась назад.
Шведы не смогли ответить большим походом на русские земли и организовали рейд. 19 августа 1496 года 70 шведских судов подошли к Ивангороду и высадили 6 тыс. отряд под командованием Стена Стуре. Шведы осадили крепость и начали её обстрел. Шведы воспользовались просчётами строителей: замок был построен по стандартной схеме в форме квадрата лишь на части возвышенности (Девичьей горы), это облегчало ведение осадных работ. К тому же фланкирующие бойницы были устроены только на нижних ярусах башен, обращенных к реке, и отсутствовали с юго-восточной стороны – напольной стороны Ивангорода. Строительные работы не успели завершить до начала войны. Гарнизон был небольшим и не готовым к атаке. Наместник Ивангорода князь Юрий Бабич «убеже из града чрез стену». 26 августа крепость взяли штурмом, все пленные были перебиты.
Шведы, не имея возможности удержать крепость за собой, предложили её отдать Ливонскому ордену. Таким образом, шведы хотели поссорить Москву и Ливонию, получить союзника в войне с Русским государством. Но ливонцы хорошо помнили урок, который им преподали русские войска в ходе войны 1480-1481 гг. и отказались от такого «подарка».
Почти сразу последовали ответные действия русских войск. К Ивангороду был двинут 3 тыс. отряд под командованием князя Ивана Фёдоровича Гундора и воеводы Михаила Кляпина, и псковская рать во главе с князем Александром Владимировичем Ростовским. При подходе русских войск шведы разрушили и оставили крепость, не принимая боя, они ушли за море. Уже через 12 недель укрепления Ивангорода были восстановлены и усилены новыми постройками.
Вскоре к Ивану обратился союзник Москвы датский король Ганс. Он предложил остановить войну. Ганс собирался стать шведским королём и должен был учесть требования шведской знати. В свою очередь шведский владыка Стен Стуре перед угрозой вторжения датских войск и мятежа сторонников Ганса был вынужден спешить с заключением мира. Стен Стуре присылает посланников в Новгород с предложением мира. Иван также был заинтересован в восстановлении мира – обострилась обстановка в Казанском ханстве. В 1496 году промосковского хана Мухаммед-Амина сверг пришлый сибирский хан Мамук, и Москве надо было отвести лучшие полки с севера, чтобы навести порядок в Казанском ханстве.
Второго марта 1497 года между Русским государством и Швецией было заключено перемирие. Старые границы были сохранены. Срок перемирия был заключён на 6-летний период. Но мир оказался более долговечным: в марте 1510 года в Новгороде заключили договор о продлении Ореховского мира ещё на 60 лет, а затем мир продлили в 1524 и 1536 годах. Следующая Русско-шведская война началась только в 1554 году.
Заключение
В данном реферате были рассмотрены русско-литовские войны указанного периода и Русско-шведская война 1495—1497 годов, как два крупнейших направления западной внешней политики Руси того времени.
Период XIV — XV веков не является заключительным этапом не для одного из названных направлений, более того мы можем говорить о фактически извечном противостоянии Руси и Запада.
Понимание истоков данных противостояний позволяет более точно определить причины польской и шведской интервенции начала 17 века, действий экспансионистских правящих кругов Речи Посполитой и Швеции, направленные на расчленение России и ликвидацию её государственной самостоятельности. Однако Россия как показывает история, всегда занимала оборонительную позицию относительно западной интервенции.
Список использованной литературы
Информация о работе Военное противостояние Руси и Запада в период XIV-XV веков