Внутренняя политика А.М. Романова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:37, реферат

Краткое описание

Со вступлением на престол царь Алексей стал лицом к лицу с целым рядом тревожных вопросов, волновавших русскую жизнь XVII века. Слишком мало подготовленный к разрешению такого рода вопросов, он первоначально подчинился влиянию бывшего своего дядьки Б.И. Морозова, но вскоре и сам стал принимать самостоятельное участие в делах. В этой деятельности окончательно сложились основные черты его характера.

Прикрепленные файлы: 1 файл

РОМАНОВ.doc

— 62.00 Кб (Скачать документ)

Введение

Со вступлением на престол царь Алексей стал лицом к лицу с  целым рядом тревожных вопросов, волновавших русскую жизнь XVII века. Слишком мало подготовленный к разрешению такого рода вопросов, он первоначально  подчинился влиянию бывшего своего дядьки Б.И. Морозова, но вскоре и сам стал принимать самостоятельное участие в делах. В этой деятельности окончательно сложились основные черты его характера. Самодержавный русский царь, судя по его собственным письмам, иностранцев (Мейерберга, Коллинза, Рейтенфельса, Лизека) и отношениям его к окружавшим, обладал замечательно мягким, добродушным характером, был, по словам г. Котошихина, «гораздо тихим». Духовная атмосфера, среди которой жил царь Алексей, его воспитание, характер и чтение церковных книг развили в нём религиозность. По понедельникам, средам и пятницам царь во все посты ничего не пил и не ел и вообще был ревностным исполнителем церковных обрядов. К почитанию внешнего обряда присоединялось и внутреннее религиозное чувство, которое развивало у царя Алексея христианское смирение. «А мне грешному, - пишет он, - здешняя честь, аки прах». Царское добродушие и смирение иногда, однако, сменялись кратковременными вспышками гнева. Однажды царь, которому пускал кровь немецкий «дохтур», велел боярам испробовать то же средство. Родион Стрешнев не согласился. Царь Алексей собственноручно «смирил» старика, но затем не знал, какими подарками его задобрить.

«Царь Алексей Михайлович с боярами  на соколиной охоте близ Москвы» (картина Николая Сверчкова)

Самюэль Коллинз - английский врач при царском дворе - сообщает, что «Забава его состоит в соколиной и псовой охоте. Он содержит больше трехсот смотрителей за соколами и имеет лучших кречетов в свете, которые привозятся из Сибири и бьют уток и другую дичь. Он охотится на медведей, волков, тигров, лисиц или, лучше сказать, травит их собаками. Когда он выезжает, Восточные ворота и внутренняя стена города запираются до его возвращения. Он редко посещает своих подданных… Когда Царь отправляется за город или в поле для увеселений, он строго приказывает, чтобы никто не беспокоил его просьбами»

Письмо царя Алексея Михайловича  своему двоюродному брату стольнику  Афанасию Матюшкину, писанное тайнописью (тарабарщиной)

Вообще царь умел отзываться на чужое  горе и радость; замечательны в этом отношении его письма к А. Ордину-Нащокину и князю Н. Одоевскому. Мало тёмных сторон можно отметить в характере царя Алексея. Он обладал скорее созерцательной, пассивной, а не практической, активной натурой. Он стоял на перекрёстке между двумя направлениями, старорусским и западническим, примирял их в своём мировоззрении, но не предавался ни тому, ни другому со страстной энергией Петра. Царь был не только умным, но и образованным человеком своего века. Он много читал, писал письма, составил «Уложение сокольничья пути», пробовал писать свои воспоминания о польской войне, упражнялся в версификации. Он был человеком порядка по преимуществу; «делу время и потехе час» (то есть всему своё время) - писал он; или: «без чина же всякая вещь не утвердится и не укрепится».

Известно, что Алексей Михайлович лично занимался вопросами организации  армии. Сохранилось штатное расписание рейтарского полка, выполненное  самим государем. Секретарь датского посольства Андрей Роде, свидетельствует, что государь занимался и артиллерией. Как записал он в своем дневнике: 11 апреля 1659 года «Полковник (Бауман) показал нам тоже чертеж пушки, которую изобрел сам великий князь (царь Алексей Михайлович)». Алексей Михайлович очень интересовался европейской прессой, с которой знакомился по переводам, выполненным в Посольском приказе. Одну из статей (о том, что свергшие и казнившие своего короля англичане сильно жалеют об этом) царь лично зачел боярам на заседании Думы. С 1659 г. Алексей Михайлович пытался наладить регулярную доставку в Россию иностранных газет. В 1665 г. с этой целью была организована первая регулярная почтовая линия, связавшая Москву с Ригой, а через нее с общеевропейской почтовой системой. Царь проявлял большой интерес к разным системам тайнописи. Вновь разработанные шифры использовали в дипломатической практике. В приказе Тайных дел хранились прорисовки египетских иероглифов, выполненных по книге египтолога А. Кирхера. В круг интересов царя входила астрология. Следуя советам своего врача Самуила Коллинса, он позволял на основе рекомендаций медицинской астрологии пускать себе кровь. Алексей Михайлович был настолько увлечен звездным небом, что в начале 1670-х гг. он, через руководившего Посольским приказом А.С. Матвеева, попросил датского резидента достать ему телескоп. В последние годы жизни царь увлекся европейской музыкой. 21 октября 1674 г. Алексей Михайлович устроил для себя и ближних людей пир, который сопровождался очень необычной потехой: «Играл в арганы немчин, и в сурну, и в трубы трубили, и в суренки играли, и по накрам, и по литаврам били ж во все».

 

 

Глава 2. Внутренняя политика

2.1 Торгово-экономическая  политика правительства

Протекционистская политика (ограждение интересов русского купечества от конкуренции  иностранных торговцев), начатая  в 1649 г., была продолжена и в дальнейшем. Наиболее крупными актами в этой сфере было издание двух уставов: Таможенного и Новоторгового.

Таможенный устав («Уставная таможенная грамота») был принят в 1653 г. Он отменил  множество мелких таможенных торговых сборов и ввел единую «рублевую» пошлину - 10 копеек с рубля за продажу соли и 5 копеек - со всех остальных товаров (для иностранцев пошлина была повышена). На основании этого устава через год была издана «Уставная грамота», которая запретила взимание проезжих пошлин во владениях светских и духовных феодалов. В итоге остались таможенные преграды и укреплялись внутренние рыночные связи, а также ограничивалась роль иностранных купцов.

Еще более протекционистский характер имел Новоторговый устав («Новый торговый устав»), принятый в 1667 г. Он строго и досконально регламентировал торговую деятельность зарубежных купцов: они могли торговать лишь в пограничных городах (Архангельск, Псков, Новгород); не могли заключать торговые сделки между собой; не могли производить розничный торг; для въезда во внутренние области страны они должны были получить специальную царскую грамоту и заплатить двойную пошлину (кроме «рублевой пошлины» они должны были заплатить «проезжую пошлину» в иностранной валюте).

Новоторговый устав имел также  ярко выраженный меркантилистский характер. Его автором, как и инициатором всей торгово-экономической политики, был А.Л. Ордин-Нащокин, один из крупнейших политиков-экономистов России того времени. Суть теории меркантилизма заключалась в идее накопления в стране значительного денежного капитала. Считалось, что для обеспечения богатства страны нужно привлекать в нее денежный металл и следить за тем, чтобы внешний торговый баланс был положительным.

Приверженность теории меркантилизма (с современной точки зрения ошибочной) определила и денежную политику правительства Алексея Михайловича. Для привлечения ценных металлов в страну пошлины с зарубежных купцов брали исключительно в иностранной валюте - «ефимками» (так в России называли европейские монеты - иоахимсталеры; название происходит от места их чеканки - г. Иоахимсталя в Богемии). Для увеличения денег в стране ефимки перечеканивали на московском монетном дворе, понижая при этом долю серебра до одной трети (иногда и больше) при сохранении их номинальной стоимости (то есть производили «порчу монеты»). Принимая один ефимок за 50 коп., правительство делало из него в середине века 64 коп., что давало казне 28% дохода с каждого ефимка. В 1654 г. вес серебра понизили еще больше и до-I вели доход до 100% (то есть из одного ефимка стали чеканить 1 рубль). Одновременно (с 1656 г.) стали выпускать медные монеты, искусственно I приравняв их стоимость к курсу серебряных монет.

Все это привело к громадной  инфляции в стране. Медный рубль  стал цениться на рынке в 10-12, а к  началу 60-х годов даже в 20-25 раз дешевле серебряного. Инфляция, в свою очередь, обернулась сильным взвинчиванием цен. Положение усугубилось тем, что правительство требовало налоги в серебряной валюте, а свои обязательства перед населением (например, жалованье служилым людям) выполняло медными деньгами. И как следствие - взрыв народного недовольства: московское восстание 25 июня 1662 г. Народный мятеж, названный «Медным бунтом», был усмирен верными правительству отрядами стрельцов и личным обещанием царя наказать виновных.

2.2 Налоговая политика правительства

Налоговые поступления в казну  состояли из двух видов: окладные и  неокладные денежные сборы.

Окладными налогами назывались те, по которым заранее назначался определенный, обязательный для плательщика, размер платежа; «оклад». К окладным относились все прямые и основная часть косвенных налогов. Все остальные налоги были неокладными.

В середине XVII в. существовало, по крайней  мере, девять видов окладных налогов: 1) посошная подать («живущая четверть», подворная подать) или ясак (с нерусского населения) - основной вид прямого налога; 2) стрелецкие деньги (прямое обложение на жалованье стрельцам); 3) пищальные деньги (прямое обложение на приобретение оружия); 4) полоняничные деньги (прямое обложение на выкуп пленных); 5) ямские деньги (прямое обложение для обеспечения средств внутригосударственной связи); 6) городовое дело (постройка укреплений); 7) ямчужное дело (изготовление пороха); 8) таможенные и кабацкие деньги - основной косвенный налог на торговые операции внутри страны и продажу спиртных напитков в «царских кабаках»; 9) пятинные деньги («пятая деньга», «десятая деньга» или «двадцатая деньга») - экстренные сборы (20, 10 или 5% со стоимости имущества налогоплательщиков).

Неокладными налогами были экстренные сборы («запросные деньги») в виде добровольных взносов населения, судебные сборы («головщина»), проезжие пошлины - «мыт», торговые пошлины - «тамга»: подъемные, посаженные, побережные, свальные и многие другие. Заметное место в системе косвенных налогов занимали оброки с лавок, кузниц, мельниц, соляных варниц и различных промыслов: рыбных ловель, бобровых гонов, бортных ухожиев, сенокосов и т.д.

Количество прямых налогов  в течение XVII в. увеличивалось, однако первое место в бюджете страны принадлежало косвенным окладным налогам - особенно таможенным и кабацким сборам. В 1680 г. их доля составляла 56% от всех налогов.

При этом в организации  сбора косвенных налогов правительство  обычно использовало систему откупов: кто предложит большую сумму оплаты на получение права сбора налога в течение предстоящего года. Если желающих дать откуп не находилось, то применялся другой метод сбора налогов: передача его на ответственность выборных лиц («верных голов» и «целовальников»). При этом устанавливался оклад, то есть сумма, подлежащая сдаче в казну, независимо от фактического сбора. Оклад каждого следующего года определялся по уровню предыдущего (с некоторым прибавлением суммы сбора).

Большая роль в сборе  косвенных налогов ложилась на финансовых агентов правительства - «верных голов» и «целовальников». Ими, как правило, были лица, избираемые местным посадским обществом из числа его богатых слоев (которые могли своим имуществом покрыть недостающую часть сбора в случае неудачного финансового года; обычно они еще больше богатели на этих сборах). «Верными головами» и «целовальниками» они назывались потому, что при принятии должности целовали крест и приносили присягу в добросовестном («верном») исполнении обязанностей.

Организационно-экономические мероприятия. Правительство Алексея Михайловича решало и некоторые другие задачи. Среди них - организация ямской службы; первые попытки крупного судостроения (в конце 60-х годов на Оке в с. Дединове было построено судно «Орел»; сгорело в Астрахани в 1670 г.); обсуждение проекта сооружения канала для соединения Белого моря с Волгой; появление прообраза газеты - листка «Куранты» (исключительно для придворного использования) и др.

Большое значение имело  расширение связей с Западной Европой: активно приглашались иностранные специалисты; шире чем раньше стали практиковаться выезды русских людей за границу; для сношения с Западом (в основном для государственных нужд) была заведена регулярная почта.

Заключение

Алексей Михайлович Романов вступил  на престол, как и его отец, Михаил Федорович в 16 лет. Алексея Михайловича с детства готовили к царскому престолу. Новый царь был отлично подготовлен, Алексей Михайлович знал иностранные языки, разбирался в философии и религии, знал законы, любил духовную музыку. Алексей Михайлович прослыл в отечественной истории «тишайшим царем», он был мягок и добродушен. Но при этом, государь обладал твердым характером, без колебаний, изгонявших провинившихся, вчерашних, своих любимцев.

Внутренняя политика Алексея Михайловича  Романова была продуктивной. Царь проводил нужные и понятные реформы. При Алексее Михайловиче было составлено Соборное Уложение 1649 года. Романов принял непосредственное участие в составлении Соборного Уложения. По инициативе Алексея Михайловича, во внутренней политике была пересмотрена система управления государством. Был создан приказ тайных дел, который подчинялся царю. Большое внутриполитическое влияния на государственные дела имела и Боярская дума. В Боярскую думу входили представители наиболее родовитых дворянских фамилий. Дума заседала постоянно, однако для решения наиболее важных вопросов иногда созывались Земские Соборы. В 17 веке, благодаря внутриполитическим реформам Алексея Михайловича увеличилась власть приказов - учреждений занимавшихся как внутренней политикой, так и внешней. В середине 17 века, Алексей Михайлович провел реформу в армии. Начали формироваться полки нового строя. Эти полки формировались по западноевропейскому образцу. Алексею Михайловичу удалось побывать за границей, где он познает новую для себя культуру. Много нового узнал молодой Романов из поездки по Европе. Многое удивило царя: университетское образование, непривычный быт горожан, архитектура, живопись. Через некоторое время в Москве появятся просветители из Европы. При наследнике Алексея Михайловича в Москве откроется Славяно-греко-латинская академия - прообраз университета. В Посольском приказе начинают активно переводить новинки европейской литературы 17 века.

Информация о работе Внутренняя политика А.М. Романова