Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:45, контрольная работа
Целью данной работы изучение формирование идеи правителя, учитывая при этом, что Владимир Мономах – наследник Киевской Руси.
Цель работы определяется в следующих задачах:
ознакомление с началом княжения Владимира Мономаха;
рассмотрение Киевской Руси во времена великого княжение Мономаха в Киеве и изучение его заветы;
подведение итогов правления князя Владимира в Киеве.
Введение
Начало княжение Владимира Мономаха
Великое княжение в Киеве и его заветы детям
Итоги правления Мономаха в Киеве
Заключение
Список использованной литературы
Российская
академия народного хозяйства и
государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Чебоксарский филиал
Кафедра социальных и правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «История»
на тему: «Владимир Мономах - князь киевской Руси»
Направление: «Государственное и муниципальное управление»
Выполнил: студент группы 11-ГМУ-21Н
заочной формы обучения
Паширова Надежда Владимировна
Проверил: канд. ист. наук, доцент Петухов А.В.
Чебоксары-2012
План:
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Тема «Владимир Мономах - князь киевской Руси» в современный жизни имеет большую актуальность так, как эпоха его правления до сих пор оставляет ряд разнообразных исторических суждений о значении для России его преобразований и нововведений: это и крещение Руси, и попытки объединения княжеств, и его знаменитое «Поучение».
Целью данной работы изучение формирование идеи правителя, учитывая при этом, что Владимир Мономах – наследник Киевской Руси.
Цель работы определяется в следующих задачах:
Для работы над темой использовалось несколько источников, которые помогли раскрыть суть поставленных задач:
Среди князей Рюриковичей были храбрые и мужественные защитники Русской земли, как тогда говорили, «страдальцы за землю русскую», оборонявшие ее от поганых. Таким был Владимир Всеволодович Мономах, внук Ярослава Мудрого. Владимир родился 26 мая в 1053 г., за год до смерти своего деда Ярослава. Отцом Владимира был Всеволода I Ярославич, тот самый, который выучил пять языков. Мать Владимира – дочь византийского императора Константина Мономаха, принцесса Мария (по другим сведениям — Анна) Константиновна. По матери Владимир был Мономахом, а по отцу – Рюриковичем. Всеволод гордился царским происхождением своего сына. У Владимира было три имени: Владимир — княжеское, Василий – крестное, Мономах – дедовское (со стороны матери). Свое прозвание же получил по линии матери.
В юности он женился на Гиде – дочери английского короля Гарольда. После ее смерти он был женат еще два раза. Вторая жена - Христина, дочь шведского короля Ингоря, а третья – русская – Евфимия. У него родилось восемь сыновей. Три сына умерли еще при жизни Мономаха.
От первой жены — Гиды Гарольдовны (ум. в 1107) Владимир Мономах имел пять сыновей: Мстислава, Ярополка, Вячеслава, Георгия (Юрия) и Андрея. От второй жены были дети – Изяслав, Ростислав, Роман, Глеб, Святослав. От третьей жены родились Изяслав и Ростислав.
В летописи говориться, что он был красивым мужчиной, с большими глазами, высоким лбом, рыжеватыми вьющимися волосами, широкой пышной бородой, ростом был не высок, но сильным.
Детские годы Владимир провел в пограничном Переяславле, где начинались древние укрепления, раскинувшиеся на многие километры и разделявшие земли пахарей от земли чужой. Видя трудности в ведении хозяйства и проблемы мира, он тогда еще делал выводы о необходимости единства русских сил. Владимир получил хорошее образование, оно позволило ему в политической деятельности использовать не только меч рыцарей, но и перо писателя. Он прекрасно ориентировался во всей тогдашней литературе, владел хорошим слогом и обладал незаурядным писательским талантом.
С малых лет он приобщался к государственным делам, участвовал во многих походах и сражениях. Был умен и рассудителен, его всегда приглашали на совет князей, с ним постоянно советовались. Однако вражда междоусобицы родственников не давали ему возможности занять великокняжеский стол. Уже до своего великого княжения Владимир успел приобрести народную любовь, уважение и пользовался большим авторитетом, был уверен в желании народа иметь его своим князем.
С ранней молодости стоял на страже Русской земли, бился за нее с врагами. Большую часть своей жизни провел вне дома, совершил 83 похода. Он хорошо бегал на лыжах, ездил на коне, знал в совершенстве 5 языков. Ему с детских лет приходилось помогать отцу во всех делах, и считался он как бы вторым князем Руси. Он переменил не менее 5 удельных городов и из всего этого извлекал уроки. У Владимира был строгий порядок во всем, он сам, не доверяя слугам все проверял.
Будучи тринадцати лет от роду, он принялся за занятия, которые, по тогдашним понятиям, были приличны княжескому званию — войною и охотою. Владимир в этом случае не был исключением, так как в те времена князья вообще очень рано делали то, что, по нашим понятиям, прилично только возмужалым; их даже женили в отроческих летах. Отец послал Владимира в Ростов, и путь его лежал через землю вятичей, которые еще тогда не хотели спокойно подчиняться княжеской власти Рюрикова дома. Владимир недолго был в Ростове и скоро появился в Смоленске. На Руси тем временем начинались одна за другой две беды, терзавшие страну целые века. Сначала поднялись княжеские междоусобия. Начало им было положено тем, что сын умершего Ярославова сына, Владимира, Ростислав бежал в Тмутаракань, город, находившийся на Таманском полуострове и принадлежавший тогда черниговскому князю, поместившему там своего сына Глеба. Ростислав выгнал этого Глеба, но и сам не удержался после него. Это событие, само по себе одно из множества подобных в последующие времена, кажется замечательным именно потому, что оно было тогда первым в этом роде. Затем прорвалась вражда между полоцкими князьями и Ярославичами. В 1067 году полоцкий князь Всеслав напал на Новгород и ограбил его; за это Ярославичи пошли на него войной, разбили и взяли в плен.
В следующем 1068
году настала беда другого рода.
Нахлынули с востока половцы,
кочевой народ тюркского
В наследство от отца ему досталось небольшое Переяславское княжество, открытое для набегов кочевников. Кроме него, Мономах владел также на северо-востоке ростовской и суздальской землями, самой окраиной Древнерусского государства.
После смерти Святополка II киевские горожане на торжественном совете определили, что достойнейший из князей быть великим князем киевским достоин только Владимир Мономах, и отправили к нему послов. Однако Владимир отказался. Послав к нему во второй раз гонцов, он снова отказался стать великим князем, считая, что княжество должно перейти к его двоюродным братьям Святославовичам по праву старшинства. Киевляне не желали слышать ни о каком другом князе. Владимир дал согласие, приехал в Киев и принял Великое княжение. С 1113 года Владимир Всеволодович Мономах стал великим киевским князем.
Владимира призвали на трон в неспокойное для Киева время. Только что умер жадный до денег великий князь киевский Святополк. Он из всего стремился извлечь пользу: сам торговал солью, покровительствовал ростовщикам. Они, давая взаймы, «растили» деньги – вернуть надо было намного больше, чем человек занял.
Выплатить долг было невозможно, так как он каждый год вырастал наполовину. Человек оставался в неоплатном долгу у ростовщиков, попадал к нему в кабалу, а потом в рабство. Восставшие обрушили свой гнев на ростовщиков и разгромили их дома. Восстание закончилось через несколько дней, лишь только когда в Киев прибыл князь Владимир.
Время княжения Мономаха до смерти, последовавшей в 1125 году, было периодом самым цветущим в древней истории Киевской Руси. Уже ни половцы и никакие другие иноплеменники не беспокоили русского народа. Напротив, сам Владимир посылал своего сына Ярополка на Дон(1116 г.), где он завоевал у половцев три города и привел себе жену, дочь ясского князя, необыкновенную красавицу. Другой сын Владимира Мстислав с новгородцами нанес поражение Чуди на балтийском побережье, третий сын Юрий победил на Волге болгар. Другой сын Владимира Мстислав, вместе с новгородцами победив чудь завладел городом Медвежья Голова (оденпе) в Ливонии (1116-1123). Призванный отцом княжить в Белгороде, он поручил Новгород своему сыну, юному Всеволоду, который совершил тяжелый, но удачный поход в Финляндию. Младший брат Мстислав Георгий (Юрий), княживший в Суздале, ходил по Волге на судах в земли камских булгар, победил их и возвратился с добычей.
Удельные князья не смели заводить междоусобиц, повиновались Мономаху и в случае строптивости чувствовали его сильную руку. Владимир прощал первые попытки нарушить порядок и строго наказывал вторичные. Так, например, когда Глеб Мстиславич, один из киевских князей, напал на Слуцк и сжег его, Владимир пошел на Глеба войною, но Глеб поклонился Владимиру, просил мира, и Владимир оставил его княжить в Минске; но несколько лет спустя, вероятно, за такой же проступок, Владимир вывел Глеба из Минска, где он и умер. Точно так же в 1118 году Владимир, собрав князей, пошел на волынского князя Ярослава Святополковича, и когда Ярослав покорился ему и ударил челом, он оставил его во Владимире, сказав ему: "Всегда иди, когда я тебя позову". Но потом Ярослав напал на Ростиславичей и навел на них ляхов; кроме того, он дурно обращался со своею женою; Владимир сердился на него и за это. Владимир выгнал Ярослава, отдавши Владимир-Волынский своему сыну Андрею. Ярослав покушался возвратить себе Владимир с помощью ляхов, венгров и чехов, но не успел, и был изменнически убит ляхами.
Не так удачны были дела Мономаха с Грецией. Он отдал свою дочь за Леона, сына византийского императора Диогена, но вслед за тем в Византии произошел переворот. Диоген был низвергнут Алексеем Комнином. Леон с помощью тестя хотел приобрести себе независимую область в греческих владениях на Дунае, но был умерщвлен убийцами, подосланными Комнином. Леон оставил сына, для которого Мономах хотел приобрести то же самое владение в Греции, которого добивался Леон, и сначала воевода Владимиров Войтишич, посадил было Владимировых посадников в греческих дунайских городах, но греки прогнали их. А в 1122 году Владимир помирился с преемником Алексея, Иоанном Комнином и отдал за него свою внучку, дочь Мстислава.
Затяжной характер
при правлении Владимира
Во время правления Владимир Мономах, вплоть до самой смерти, был самым лучшим для Киевской Руси. Ни половцы, ни другие племена не беспокоили Русь в это время. Владимир щадил кровь людей, но знал: для того, чтобы утвердить на Руси тишину, надо быть грозным для внешних и внутренних неприятелей.
Частые войны и нашествия половцев разоряли капиталы, являлись неоплатные должники, а под видом их были и плуты. Торговые предприятия подвергали купца опасностям; от этого и те, которые давали ему деньги, также находились в опасности потерять свой капитал. Отсюда и высокие проценты. Некоторые торговцы брали у других купцов товары, не платя за них деньги вперед, а выплачивали по выручке с процентами; по этому поводу возникали обманы. При Владимире положено было различие между тем неоплатным купцом, который потерпит нечаянно от огня, от воды или от неприятеля, и тем, который испортит чужой товар, или пропьет его, или "пробьется", т. е. заведет драку, а потом должен будет заплатить виру или "продажу" (низший вид виры). При несостоятельности купца следовало принимать во внимание: от какой причины он стал несостоятелен. В первых случаях, т. е. при нечаянном разорении, купец не подвергался насилию, хотя не освобождался от платежа долга. Некоторые брали капитал от разных лиц, а также и у князей. В случае несостоятельности такого торговца его вели на торг и продавали его имущество. При этом гость, т. е. человек из иного города или чужеземец, имел первенство перед другими заимодавцами, а за ним князь, потом уже прочие заимодавцы получали остальное. Набеги половцев, процентщина, корыстолюбие князей и их чиновников - все способствовало тому, что в массе народа умножались бедняки, которые, не будучи в состоянии прокормить себя, шли в наемники к богатым. Эти люди назывались тогда "закупами". С одной стороны, эти закупы, взяв от хозяина деньги, убегали от него, а с другой - хозяева взводили на них разные траты по хозяйству и на этом основании притесняли и даже обращали в рабство. Закон Мономаха дозволял закупу жаловаться на хозяина князю или судьям, налагал определенную пеню за сделанные ему обиды и притеснения, охранял его от притязания господина в случае пропажи или порчи какой-нибудь вещи, когда на самом деле закуп был не виноват; но зато с другой стороны — угрожал закупу полным рабством в случае, если он убежит, не выполнив условия. Кроме закупов, служащих во дворах хозяев, были закупы "ролейные" (поселенные на землях и обязанные работою владельцу). Они получали плуги и бороны от владельца, что показывает обеднение народа; хозяева нередко придирались к таким закупам под предлогом, что они испортили данные им земледельческие орудия, и обращали в рабство свободных людей. Отсюда возникла необходимость определить: кто именно должен считаться холопом. Законодательство Владимира Мономаха определило только три случая обращения в холопство: первый случай, когда человек сам добровольно продавал себя в холопы или когда господин продавал его на основании прежних прав над ним. Но такая покупка должна была непременно совершаться при свидетелях. Второй случай обращения в рабство - принятие в супружество женщины рабского происхождения (вероятно, случалось, что женщины искали освобождения от рабства посредством замужества). Третий случай, когда свободный человек без всякого договора сделается должностным лицом у частного человека (тиунство без ряду, или привяжет ключ к себе без ряду). Вероятно, это было постановлено потому, что некоторые люди, приняв должность, позволяли себе разные беспорядки и обманы, и, за неимением условий, хозяева не могли искать на них управы. Только исчисленные здесь люди могли быть обращаемы в холопы. За долги нельзя было обращать в холопство, и всякий, кто не имел возможности заплатить, мог отработать свой долг и отойти. Военнопленные, по-видимому, также не делались холопами, потому что об этом нет речи в "Русской Правде" при перечислении случаев рабства. Холоп был тесно связан с господином: господин платил его долги, а также выплачивал цену украденного его холопом. Прежде, при Ярославе, за побои, нанесенные холопом свободному человеку, следовало убить холопа, но теперь постановили, что в таком случае господин платил за раба пеню. Холоп вообще не мог быть свидетелем, но когда не было свободного человека, тогда принималось и свидетельство холопа, если он был должностным лицом у своего господина. За холопа и рабу вира не полагалась, но убийство холопа или рабы без вины наказывалось платежом князю "продажи". По некоторым данным к временам Мономаха следует отнести постановления о наследстве.