Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 22:28, реферат
Имея основным назначением охрану здоровья конского состава войск, его сбережение и обеспечение работоспособности, ветеринарная служба должна была решать главным образом следующие три задачи:
1 - Поставить ветеринарно -профилактическую работу так, чтобы свести до минимума заболеваемость и сократить боевые потери лошадей.
2 - Обеспечить надежную противоэпизоотическую защиту конского состава.
3 - Организовать лечебно-эвакуационное обслуживание больных и раненых животных, добиваясь быстрого и возможно большего возвращения их в строй.
Имея основным назначением охрану здоровья конского состава войск, его сбережение и обеспечение работоспособности, ветеринарная служба должна была решать главным образом следующие три задачи:
1 - Поставить ветеринарно -профилактическую работу так, чтобы свести до минимума заболеваемость и сократить боевые потери лошадей.
2 - Обеспечить надежную
противоэпизоотическую защиту
3 - Организовать лечебно-
Решение первых двух задач зависело от проведения комплекса ветеринарно -профилактических мероприятий, в который прежде всего включались: ветеринарный отбор и ветеринарная обработка поступавших в войска контроль за их содержанием, уходом, эксплуатацией, ковкой, состоянием проведение периодических ветеринарно танитарных осмотров и плановых обследований лошадей/ разведка ветеринарного состояния района расположения и действий войск и проведение оздоровительных мероприятий на освобождаемой территории.
Кроме того, офицеры ветеринарной службы активно добивались бесперебойного и своевременного обеспечения лошадей фуражом и ковочным материалом, а также вели большую организационную работу по сбору и сохранению трофейных животных.
Третья задача решалась путем организации этапного лечения. Важнейшим условием выполнения всех перечисленных задач было обеспечение войск и полевых ветеринарных учреждений квалифицированными ветеринарными кадрами и необходимым имуществом. Этому вопросу руководящие ветеринарные органы уделяли исключительно большое внимание.
Наряду с ветеринарным обслуживанием войсковых животных ветеринарная служба в действующей армии осуществляла ветеринарный надзор за продовольственным скотом и проводила ветеринарно -санитарную экспертизу мяса.
Работа тыла и выполнение задач, стоящих перед ветеринарной службой, находились в прямой зависимости от боевой обстановки и в разные периоды Великой Отечественной войны имели свои особенности. Наиболее тяжелая обстановка для работы ветеринарной службы была в период с июня 1941 по ноябрь 1942. Напряженная работа и плохое снабжение фуражом конского состава приводили к истощению лошадей и понижению устойчивости против инфекционных и инвазионных болезней.
В этих условиях и в связи с неизбежным контактом с эвакуируемым скотом местного населения возможность заражения лошадей воинских частей значительно увеличилась.
При отходе советских войск эвакуация раненых и больных лошадей проходила в тяжелых условиях. Часть животных до ветеринарных лазаретов не доходила.
С переходом Советской Армии в решительное наступление от ветеринарной службы потребовалась большая оперативность в работе и гибкий маневр ее ветеринарными учреждениями.
В этот период ветеринарная служба в районах, освобожденных от оккупантов, столкнулась с крайним неблагополучием по чесотке и другим заразным заболеваниям Позднее такая же неблагоприятная эпизоотическая обстановка оказалась на территории Польши и Германии.
По данным ветеринарного отдела 1-го Белорусского фронта после завершения Висла-Одерской операции в провинциях Магдебург, Мерзенбург, в Богемии, а также в Лодзинском, Радом- ском и Варшавском воеводствах Польши было зарегистрировано
112 стационарных очагов
сибирской язвы; в 17 хозяйствах был
выявлен сап. Туберкулез, бруцеллез
и ящур рогатого скота в
Восточной Германии имели
В конце Великой Отечественной войны ветеринарная служба должна была обеспечить обслуживание большого количества трофейных лошадей и бесхозного скота, перевозимых и перегоняемых в тыл страны -
Кроме того, требовалось обеспечить ветеринарное обслуживание лошадей демобилизуемых войск и животных армейских подсобных хозяйств в оккупационных войсках.
Подготовку военных ветеринарных врачей вела Московская военно-ветеринарная академия и Ленинградское военно-ветеринарное училище. Наряду с универсальным врачом-лечебником, подготовлены ветеринарные хирурги, терапевты и эпизоотологии. Война потребовала этих специалистов на фронтах, что способствовало сохранению устойчивого ветеринарного благополучия конского состава и повышению лечебной эффективности, возвращению в строй максимального количества раненых животных.
В этот период учеными испытывались и внедрялись на фронте методы местного обезболивания (А.В. Вишневский), методики оперирования (А.Ю. Оливков, М.В. Плахотин); использовалось руководство по военно-полевой хирургии (И.И. Магда, И.Е. Поваженко); методы диагностики и лечения болезней органов дыхания и сердечно-сосудистой системы (Г.В. Домрачев), болезней желудочно-кишечного тракта у лошади (А.Р. Евграфов).
Военно-ветеринарные специалисты проводили большую работу по выяснению эпизоотической ситуации и специфической обработке трофейного многотысячного поголовья сельскохозяйственных животных, а также оказывали ветеринарную помощь животным на территориях, освобожденных от оккупации.
Большую работу провели ветеринарные работники по эвакуации сельскохозяйственных животных и ветеринарных учреждений из прифронтовой зоны в глубокий тыл и сохранению их. Постоянной и главной задачей государственной ветеринарии в этот период было дальнейшее развитие различных отраслей животноводства, повышение производства продуктов и сырья животного происхождения, охрана животных от заразных и незаразных болезней. Особое внимание обращалось на бесперебойное обеспечение Красной Армии конским составом, гуртовым скотом, мясными и молочными продуктами, фуражом и др.
В мясной промышленности страны большое внимание уделялось производству не только мяса, но и особенно мясных консервов как наиболее долго сохраняемому продукту. Если в 1940 г. мясных и мясо-растительных консервов было произведено 108 млн условных банок, то в 1945 г.— 127 млн банок.
В период войны производство эндокринных препаратов (адреналина, инсулина, питуитрина и др.) было передано из системы здравоохранения в систему мясной промышленности под ветеринарно-санитарный контроль. Наряду с имеющимися заводами по производству эндокринных препаратов на мясокомбинатах были построены дополнительные заводы и цехи. Стали выпускаться новые эндокринные препараты, необходимые для здравоохранения.
В 1942 г. при Московском технологическое институте мясной и молочной промышленности был открыт ветеринарный факультет по подготовке ветеринарных врачей для мясной промышленности страны.
Во время войны ветеринарная биологическая промышленность (Главбиопром) и «Союззооветснаб» полностью обеспечивали потребности военной и гражданской ветеринарных служб и ведомств диагностическими, профилактическими и лечебными биопрепаратами, химическими медикаментами, дезинфицирующими средствами и пр. Широкое применение в ветеринарной лечебной практике получили средства народной терапии (травы, корни и корневища, сборы и др.).
В гарнизонных ветеринарных лазаретах лошадей, поступавших из колхозов, совхозов и других хозяйств для формирования стрелковых и кавалерийских дивизий Красной Армии, выдерживали на карантине, во время которого их подвергали тщательному клиническому осмотру и соответствующей профилактической обработке: исследованию на сап, газоокуриванию против чесотки и пр.
Важно отметить, что в период Великой Отечественной войны в нашей стране как в тылу, так и на фронте не было отмечено крупных очагов вспышки и широкого распространения какой-либо эпизоотической болезни. Появлявшиеся в отдельных хозяйствах, районах или войсковых частях незначительные очаги острых заразных болезней быстро купировались и ликвидировались. Проводились общая и специфическая профилактика и соответствующие карантинные и ветеринарно-санитарные мероприятия.
Профессор В. М. Коропов (1954) отмечает, что в стране общий отход сельскохозяйственных животных от всех заразных болезней за время войны неуклонно снижался. Так, в 1942/43 г. он снизился на 13,5 % по сравнению с 1939 г.
В ветеринарных научно-исследовательских учреждениях (ВИЭВ, ВИГИС, ГНКИ, СибНИВИ и др.) и высших учебных заведениях продолжались исследования по наиболее актуальным проблемам эпизоотологии, паразитологии, патологии и терапии внутренних незаразных болезней животных, хирургии, акушерству и гинекологии, ветеринарной санитарии и др. Особое внимание было сосредоточено на изыскании дешевых и эффективных фармакологических и дезинфицирующих средств из отечественных ресурсов (лекарственные травы и др.).
В период Великой Отечественной войны микробиологи и эпизоотологи страны предложили такие новые эффективные биопрепараты, как хинозолевая вакцина и иммунолечебная сыворотка против лептоспироза (С. Я. Любашенко, 1941), противосибиреязвенная вакцина СТИ (Н. Н. Гинсбург, 1943), гидроокисьалюминиевая формолвакцина против оспы овец (Н. В. Лихачев, 1944) и др. Позднее авторы этих вакцин были удостоены звания лауреатов Государственной премии СССР.
Опыт Великой Отечественной войны показал, что лечебно-эвакуационные мероприятия являлись важнейшей составной частью ветеринарного обеспечения войск. Ежегодно в ветеринарных лазаретах лечилось от 30 до 46 % лошадей от списочного состава, ветеринарная служба возвращала в строй сотни тысяч лошадей, выбываемых из частей вследствие ранений и болезней. Этому способствовала правильная организация лечебно-эвакуационной работы, при которой лечение раненых и больных лошадей сочеталось с эвакуацией их в расположенные по всей глубине тыла ветеринарные лазареты. На этапах эвакуации соблюдался принцип преемственности лечения и улучшения специализированного лечения по видам заболеваний.
Ожесточенность и интенсивность боевых действий, большая насыщенность войск огневыми средствами привели к тому, что количество раненых и больных лошадей в действующей армии возрастало с каждым месяцем, так, если за первый месяц войны по неполным данным поступило в ветеринарные лазареты около 19 тыс. раненых и больных лошадей, то за последующие два месяца 76 тыс. Основная лечебная работа, на всем протяжении войны, ложилась на хирургов. Удельный вес хирургических болезней с каждым годом увеличивался и составлял 50 – 70 % общей заболеваемости. Впервые в истории русской ветеринарии военно-полевая хирургия была выделена в обособленную клиническую отрасль. Умелое руководство главного ветеринарного хирурга Красной Армии (Г.В. Дегтярев 1941-1943 гг., И.Д. Медведев с 1943 до конца войны) и хирургов фронтов подготовкой полевых ветеринарных врачей-хирургов, налаженность этапного лечения хирургических больных дали ощутимые результаты. Лечебная эффективность в целом по группе хирургических заболеваний и ранений была достаточно высокой, выздоравливаемость лошадей неуклонно росла и к 4 году войны составляла 94,7%. Таким высоким показателям способствовало и то, что в военно-полевой ветеринарной хирургии за период Отечественной войны были заново разработаны разделы по лечению поражений холки, суставов, груди, живота и копыт; методика и способы наложения иммобилизирующих повязок и др. Предложено много новых хирургических методов лечения, в том числе и таких ранений, которые ранее считались безнадежными, а лошадей с такими ранениями в большинстве случаев уничтожали. Работа полевых ветеринарных хирургов была полна самоотверженности и героизма. Зарегистрировано немало случаев, когда хирурги с опасностью для жизни извлекали из ран у лошадей неразорвавшиеся снаряды мелкокалиберных немецких пушек, оперировали лошадей под огнем противника и т.п. Наряду с лечением военно-полевых травм большое внимание уделялось защите лошади от огня противника и профилактике эксплуатационного травматизма, т.к. лошади с эксплуатационными повреждениями составляли значительную часть хирургических больных. В этой области также были достигнуты хорошие результаты, особенно в отношении основного вида травматизма - повреждений холки лошади. По сравнению с данными за период войны 1914-1918 гг. (по русской армии) количество повреждений холки лошадей в Красной Армии за годы Отечественной войны снижено в 6 раз. Эти успехи были достигнуты благодаря правильному организационному построению лечебно-эвакуационных ветеринарных средств и правильному распределению их при обеспечении боевых действий, своевременности оказания первой неотложной помощи раненым лошадям на поле боя и на этапах эвакуации, правильной хирургической сортировке на этапах эвакуации и умелому хирургическому вмешательству с использованием новейших достижений науки в области лечения боевых травм. Чрезмерно напряженная работа, (особенно в условиях бездорожья), нарушение нормального режима содержания и кормления лошадей в период войны требовали широкой организации профилактики и лечения внутренних незаразных болезней, а также специальных мер по предупреждению истощения конского состава и выхода его из строя по этой причине. В связи с этими задачами еще в конце первого года войны была организационно укреплена и терапевтическая отрасль ветеринарной службы. Были подготовлены высококвалифицированные кадры военно-полевых ветеринарных терапевтов фронтов, армий и ветлазаретов.
Четкая организация терапевтической работы, разработка и внедрение в лечебную практику новых эффективных методов лечения и диагностики, особенно наиболее сложных болезней внутренних органов способствовали тому, что общая лечебная эффективность по внутренним незаразным болезнями достигала 93%. Огромная профилактическая работа ветеринарной службы, большое внимание вопросам сбережения коня, установление контроля за режимом кормления и эксплуатации лошадей, организация их лечебного и диетического кормления витаминизированными и специально обработанными кормами привели к снижению удельного веса незаразных болезней лошадей (в том числе и истощения) с 38,71% в первый год войны до 19,58 % - в последний. Истощение лошадей было очень серьезной проблемой, особенно во время перебоев с фуражом. К примеру, в 39-й армии Калининского фронта пять стрелковых полков около двух месяцев совсем не получали овса, в результате чего в соединениях осталось не более 10 % работоспособных лошадей. Это показывает насколько важна была работа военных ветеринаров по максимальному сокращению убыли конского состава от заболеваемости и потерь, по скорейшему и полному восстановлению здоровья и работоспособности его и возврату после излечения в части. Успехи в практике военно-полевых терапевтов в значительной мере объясняются тем, что у руководства терапевтической службы стояли опытные терапевты: в центре главный ветеринарный терапевт П.С. Ионов, во фронтах и армиях: Я.А. Бабин, Б.К. Водзинский, И.М. Голосов, Г.С. Гизатуллин, И.П. Западнюк, А.М. Колесов, Л.В. Корнилов, А.К. Ляпустин, В.М. Львов. Б.В. Морошкин, И.Г. Шарабрин и др. Вопросы обеспечения ветеринарно-санитарного благополучия конского состава, реализация мероприятий по борьбе с заразными болезнями – занимали одно из ведущих мест в системе работы ветеринарной службы.
Перемещение огромных количеств лошадей и других сельскохозяйственных животных на театрах военных действий вследствие вынужденного отступления войск в первый период войны, а затем в ходе широких наступательных операций; беспрерывные передислокации войск; преодоление больших расстояний по территориям, неблагополучным в эпизоотическом отношении, создавали угрозу распространения заразных заболеваний среди животных и заноса их в воинские части действующей армии. Из истории войн известно, что широкое распространение инфекционных болезней, поражающих огромные массы конского состава, нередко лишало боеспособности целые войсковые части. Подобные факты имели место и в Великую Отечественную войну. Так, румынское командование было вынуждено не один раз снимать с фронта отдельные кавалерийские части из-за сильного распространения сапа среди лошадей и отводить их в тыл для оздоровления. Поэтому одной из главных задач, стоящих перед военно-ветеринарной службой являлось обеспечение надежной противоэпизоотической защиты конского состава и скота, предназначенного для питания личного состава армии и флота; сохранение благополучия наших армий в эпизоотическом отношении. Для этого была создана мощная противоэпизоотическая служба с большим числом эпизоотологов фронтов, армий, лазаретов, фронтовых и армейских ветеринарных лабораторий; проведена общеэпизоотологическая подготовка всего ветеринарного состава войск, были разработаны и даны войскам четкие инструкции по организации профилактики и мер борьбы с заразными болезнями конского состава.
Информация о работе Ветеринария в период Великой Отечественной Войны