Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.) выдержки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 15:02, реферат

Краткое описание

1. Всякое нарушение закона, через которое посягается на неприкосновенность прав власти верховной и установленных ею властей или же на права или безопасность общества или частных лиц, есть преступление.
2. Нарушение правил, предписанных для охранения определенных законами прав и общественной или же личной безопасности или пользы, именуется проступком.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.) выдержки.docx

— 37.36 Кб (Скачать документ)

Уложение  о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.)

(выдержки)

Глава первая

О СУЩЕСТВЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И  ПРОСТУПКОВ И О СТЕПЕНЯХ ВИНЫ

Отделение первое О СУЩЕСТВЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРОСТУПКОВ

1. Всякое нарушение закона, через которое посягается на неприкосновенность прав власти верховной и установленных ею властей или же на права или безопасность общества или частных лиц, есть преступление.

2. Нарушение правил, предписанных  для охранения определенных законами  прав и общественной или же  личной безопасности или пользы, именуется проступком.

3. За преступления и  проступки, по роду и мере  важности оных, виновные подвергаются  наказаниям уголовным или исправительным.

4. Преступлением или проступком  признается как самое противозаконное  деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания  уголовного или исправительного  законом предписано.

5. Преступления и проступки  суть умышленные или неумышленные.

6. В преступлениях и  проступках умышленных различаются  две степени: 1-я, когда противозаконное  деяние учинено вследствие не  внезапного, а заранее обдуманного  намерения или умысла; 2-я, когда  оное учинено хотя и с намерением, но по внезапному побуждению  без предумышления.

7. Зло, сделанное случайно, не только без намерения, но  и без всякой со стороны  учинившего оное неосторожности, не считается виною.

Отделение второе

О УМЫСЛЕ, О ПРИГОТОВЛЕНИИ  К ПРЕСТУПЛЕНИЮ, О ПОКУШЕНИИ НА ОНОЕ И О СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

8. При суждении о преступлениях  умышленных принимаются в уважение  и различаются: один лишь чрез  что-либо обнаруженный на преступление  умысел, приготовление к приведению  оного в действо, покушение  на совершение и самое совершение  преступления.           

9. Изъявление на словах, или письменно, или же иным  каким-либо  действием намерения учинить преступление почитается признаком умысла. К числу таких признаков принадлежат угрозы, похвальбы и предложения сделать какое-либо зло.

10. Приискание или приобретение  средств для совершения преступления признается лишь приготовлением к оному.

11. Покушением на преступление  признается всякое действие, коим  начинается или продолжается  приведение злого намерения в  исполнение.

12. Преступление почитается  совершившимся, когда в самом деле последовало преднамеренное виновным или же иное от его действий зло.  

 

Отделение третье О УЧАСТИИ В ПРЕСТУПЛЕНИИ

13. В преступлении, содеянном  несколькими лицами, принимается  в уважение: учинено ли сие  преступление по предварительному  всех или некоторых виновных  на то согласию или без оного.

14. В преступлении, учиненном несколькими лицами без предварительного их на то согласия, признаются из участвовавших в оном: главными виновными: во-первых, распоряжавшие или управлявшие действиями других; во-вторых, приступившие к действиям прежде других при самом оных начале или же непосредственно совершившие преступление; участниками: во-первых, те, которые непосредственно помогали главным виновным в содеянии преступления; во-вторых, те, которые доставляли средства для содеяния преступления или же старались устранить препятствия, к тому представлявшиеся.

15. В преступлениях, учиненных несколькими лицами по предварительному их на то согласию, признаются: зачинщиками: те, которые, умыслив содеянное преступление, согласили на то других, и те, которые управляли действиями при совершении преступления или покушении на оное или же первые к тому приступили; сообщниками: те, которые согласились с зачинщиками или с другими виновными совершить, совокупными силами или действиями, предумышленное преступление; подговорщиками или подстрекателями: те, которые, не участвуя сами в совершении преступления, употребляли просьбы, убеждения, или подкуп и обещание выгод, или обольщения и обманы, или же принуждение и угрозы, дабы склонить к оному других; пособниками: те, которые также, хотя не принимали прямого участия в самом совершении преступления, но из корыстных или иных личных видов, помогали или обязались помогать умыслившим оное, советами или указаниями и сообщением сведений, или же доставлением других каких-либо средств для совершения преступления, или устранением представлявшихся к содеянию оного препятствия, или заведомо, пред совершением преступления, давали у себя убежище умыслившим оное, или же обещали способствовать сокрытию преступников или преступления после содеяния оного.

Глава третья

О ОПРЕДЕЛЕНИИ НАКАЗАНИЙ  ПО ПРЕСТУПЛЕНИЯМ

Отделение первое

О ОПРЕДЕЛЕНИИ НАКАЗАНИЙ  ВООБЩЕ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, ПРИ КОИХ СОДЕЯННОЕ НЕ ВМЕНЯЕТСЯ В ВИНУ

I. О определении наказаний вообще

96. Наказания за преступления  и проступки определяются не  иначе как на точном основании  постановлений закона.

97. Наказание за преступление  или проступок, а в тех случаях,  когда оное в законах постановлено  и за покушение на преступление, или приготовление к нему или  же и за самый на оное  умысел, может быть определено  судом тогда только, во-первых, когда  содеяние преступления или проступка, или же покушение на оные или приготовление к ним, или существование преступного умысла несомненно доказаны; во-вторых, когда при том содеянное или умышленное должно быть вменено подсудимому или подсудимым в вину.

II. О причинах, по коим  содеянное не должно быть вменяемо  в вину

98. Причины, по коим содеянное не должно быть вменяемо в вину, суть: 1) Совершенная невинность того деяния, коего случайным и непредвидимым последствием было сделанное зло; 2) Малолетство в таком возрасте, когда подсудимый не мог еще иметь понятия о свойстве деяния; 3) Безумие, сумасшествие и припадки болезни, приводящие в умоисступление или совершенное беспамятство; 4) Ошибка случайная или вследствие обмана; 5) Принуждение от превосходящей непреодолимой силы; 6) Необходимость обороны.

100. Дети, не достигшие  семи лет от роду и потому  еще не имеющие достаточного  о своих деяниях понятия, не  подлежат наказаниям за преступления  и проступки: они отдаются родителям,  опекунам или родственникам, для  вразумления и наставления их  впоследствии.

101. Преступление или проступок,  учиненные безумным от рождения  или сумасшедшим, не вменяются  им в вину, когда нет сомнения, что безумный или сумасшедший,  по состоянию своему в то  время, не мог иметь понятия  о противозаконности и о самом  свойстве своего деяния. Однако же учинившие смертоубийство или же посягнувшие на жизнь другого или свою собственную, или на зажигательство, безумные или сумасшедшие заключаются в дом умалишенных, даже и в случае, когда бы их родители или родственники пожелали взять на себя обязанность смотреть за ними и лечить их у себя. Порядок заключения их в доме умалишенных и сроки для их содержания и освобождения определены особыми о сем постановлениями. (...)

102. На том же основании  не вменяются в вину и преступления  и проступки, учиненные больным  в точно доказанном припадке  умоисступления или совершенного  беспамятства. Совершивший в таком припадке болезни смертоубийство, или же посягнувший на жизнь другого или свою собственную, или на зажигательство отдается, вместо дома умалишенных, на попечение родителям, родственникам, опекунам или, с согласия их, и посторонним, с обязательством иметь за ним тщательное непрестанное смотрение во время его болезни и лечения, предотвращая всякие дурные или опасные для других или же для него самого последствия его припадков умоисступления. (...)

Отделение второе О МЕРЕ НАКАЗАНИЙ

110. Мера установленного  законом за преступление или  проступок наказания определяется: 1) По мере большей или меньшей  умышленности в содеянии преступления; 2) По мере большей или меньшей близости к совершению оного, если преступление не вполне совершено; 3) По мере принятого подсудимым участия в содеянии преступления или в покушении на оное; Наконец, 4) по особенным сопровождавшим содеяние преступления или покушения на оное обстоятельствам, более или менее увеличивающим или же уменьшающим вину преступника.

I. О наказании по мере  большей или меньшей умышленности  преступления

111. За преступление, учиненное вследствие намерения, заранее преступником обдуманного, определяется всегда высшая мера наказаний, за то преступление положенных, если в законах не постановлены именно или различные наказания, или же разные степени наказаний на случай, когда сие преступление было предумышленное, и на те, когда оное учинено по внезапному побуждению без предварительного на то умысла.

112. За преступление, учиненное  в пьянстве, когда доказано, что  виновный привел себя в сие  состояние именно с намерением  совершить сие преступление, определяется  также высшая мера наказания,  за то преступление в законах  положенного. Когда же, напротив, доказано, что подсудимый не имел  сего намерения, то мера его  наказания назначается по другим, сопровождавшим преступление обстоятельствам.

113. Учинивший какое-либо  преступление, хотя и без обдуманного  заранее намерения или умысла, но в третий уже раз, наказывается  столь же строго, как учинивший  оное в первый раз с обдуманным  заранее намерением или умыслом.

II. О наказании по мере  покушения на преступление

117. Изъявивший на словах или письменно, или же обнаруживший каким-либо действием намерение совершить преступление, наказывается за сие, как за преступный умысел. Случаи, в коих за умысел, смотря по роду и важности преднамеренного преступления, назначается наказание, именно означены в законах.

118. За приготовление к  совершению преступления виновный  подвергается наказанию смотря  по тому, во-первых, употребленные  им до сего средства были  ли противозаконные, во-вторых, самое  приобретение сих средств не было ли соединено с опасностью для какого-либо частного лица, или многих, или и всего общества. Наказание за одно, без сих увеличивающих вину обстоятельств, приготовление к преступлению определяется лишь в особых, именно означенных законами случаях.

III. О наказании по мере  участия в преступлении

123. За преступление, учиненное  несколькими лицами без предварительного  между ними на то соглашения, главные виновные приговариваются  к высшей мере наказания, за  то преступление в законах  положенного, а мера наказания  участников определяется по мере  оказанного каждым из них содействия  в учинении преступления, одною  или двумя степенями ниже того, коему подвергаются главные виновные.

124. За преступление, содеянное несколькими лицами по предварительному между ними на то соглашению, зачинщики, если на сии случаи в законах не определены именно особый род или особая степень наказания, приговариваются к самой высшей мере той степени наказания, которое вообще законом за сие преступление положено, хотя бы они сами при совершении преступного деяния и не находились. Строгость наказания зачинщиков уменьшается одною степенью против высшего наказания, за то преступление определенного, когда они отступили от исполнения своего намерения, но, однако же, не взяли мер для предупреждения исполнения оного и не донесли об умышляемом надлежащему или иному ближайшему начальству.

131. Равным с укрывателями  наказаниям подвергаются и попустители  преступления, и те, которые, зная  о умышляемом преступлении и имея возможность довести о том до сведения правительства или угрожаемого оным лица, не исполнили сей обязанности. Из сего исключаются лишь случаи, в коих за недонесение о известном злом умысле законом, именно постановлено наказание более строгое.

132. Виновные в недонесении о содеянном уже преступлении приговариваются, смотря по важности и обстоятельствам дела, или к заключению более или менее продолжительному в крепости, с ограничением некоторых особенных, на основании статьи 53 сего Уложения, личных прав и преимуществ, или без сего ограничения, или же к заключению в тюрьме, или к аресту также более или менее продолжительному, или, наконец, токмо к выговору, замечанию, внушению, или к денежному взысканию.

IV. О обстоятельствах, увеличивающих вину и наказание

135. Вина учинившего какое-либо преступление, а с тем вместе и мера следующего за сие наказания увеличиваются по мере того: 1) Чем более было умысла и обдуманности в действиях преступника; 2) Чем выше были его состояние, звание и степень образованности; 3) Чем более противозаконны и безнравственны были побуждения его к сему преступлению; 4) Чем более лиц он привлек к участию в сем преступлении; 5) Чем более он употребил усилий для устранения представлявшихся ему в том препятствий; 6) Чем более им нарушено особых личных обязанностей в отношении к месту, в коем преступление учинено, и в отношении к лицам, против коих оное предпринято; 7) Чем более было жестокости, гнусности или безнравственности в действиях, коими сие преступление было предуготовляемо, приводимо в исполнение, или сопровождаемо; 8) Чем важнее была опасность, которою сие преступление угрожало какому-либо частному лицу, или многим, или и всему обществу и государству; 9) Чем важнее зло или вред, сим преступлением причиненные; 10) Чем более виновный при следствии и суде оказывал неискренности и упорства в запирательстве, особливо если притом он старался возбудить подозрение на невинных, или даже прямо клеветал на них.

V. О обстоятельствах, уменьшающих вину и наказание

140. Обстоятельствами, в большей  или меньшей мере уменьшающими  вину, а с тем вместе и строгость  следующего за оную наказания,  признаются: 1) Когда виновный добровольно  и прежде, нежели на него пало  какое-либо подозрение, явился в  суд или же к местному или  другому начальству и вполне  чистосердечно с раскаянием сознался  в учиненном преступлении; 2) Если  он, хотя и после уже возбуждения  на счет его подозрения, но  вскоре, без упорства, по одному  из первых на допросе убеждений  или увещаний, учинил с раскаянием  полное во всем признание; 3) Если  он без замедления, благовременно и также с полною откровенностью, указал всех участников его в преступлении; 4) Если преступление учинено им по легкомыслию или же слабоумию, глупости и крайнему невежеству, которым воспользовались другие для вовлечения его в сие преступление; 5) Если преступление учинено им вследствие сильного раздражения, произведенного обидами, оскорблениями или иными поступками лица, коему он сделал или покусился сделать зло; 6) Если он был вовлечен в сие преступление убеждениями, приказаниями или дурным примером людей, имевших над ним по природе или по закону высшую сильную власть; 7) Если он учинил сие преступление единственно по крайности и совершенному неимению никаких средств к пропитанию и работе; 8) Если при самом содеянии преступления он почувствовал раскаяние или сожаление к жертвам оного и по сему побуждению не совершил всего преднамеренного им зла, особливо же когда он удержал от того и своих сообщников; 9) Если он по содеянии преступления старался по крайней мере отвратить хотя некоторые из вредных оного последствий и вознаградить причиненные оным зло или убыток.

Информация о работе Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.) выдержки