Учение Конфуция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:19, контрольная работа

Краткое описание

За свою более, чем 2500-летнюю историю конфуцианство в Китае прошло сложный путь, испытав и взлеты, и горечь поражений, прежде всего по политическим мотивам. Однако эпохи подъемов по своей продолжительности не шли ни в какое сравнение с кратковременными периодами поражений (221-209 гг. до н.э. ; 1972 - 1976), ибо интеллектуальный импульс, заложенный его создателем, гарантировал нации стабильное будущее. Если евреев, лишенных на долгие века своей территории, как нацию сохранила только книга, то китайская цивилизация смогла состояться тоже благодаря книге, но реализованной в государственность уже на рубеже нашей эры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...……. 3
Глава 1. Биография Конфуция……………………………………………… 5
Глава 2. Историческая эволюция учения…………………………………...7
Глава 3. Оценка конфуцианства как учения……………………………… 12
Заключение……………………………………………………………………...15
Список используемой литературы……………………………………….…..16

Прикрепленные файлы: 1 файл

Учение конфуция.docx

— 44.27 Кб (Скачать документ)

Таким образом, за более чем 2500-летнее существование конфуцианство сильно менялось, оставаясь при этом внутренне  цельным комплексом, использующим одинаковый базовый набор ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Оценка конфуцианства  как учения.

Является ли конфуцианство религией? Этот вопрос был также поставлен  первыми европейскими китаеведами XVI в., являвшимися монахами Ордена иезуитов, специально созданного для борьбы с ересями и обращения в христианство всех народов земного шара. Ради успешного обращения, миссионеры пытались интерпретировать господствующую идеологию, то есть неоконфуцианство, как религию, причём в христианских категориях, которые единственно были им знакомы.

Первым великим миссионером-синологом XVI—XVII вв. был Маттео Риччи (1552—1610). Если говорить современным языком, Риччи является создателем религиозно-культурологической теории, ставшей основой миссионерской деятельности в Китае. Главной методологической основой данной теории стала попытка создания совместимой с христианством интерпретации предконфуцианской и раннеконфуцианской традиции.

Риччи, как и его преемники, исходили из того, что в древности китайцы  исповедовали единобожие, но при упадке этого представления не создали  стройной политеистической системы, подобно  народам Ближнего Востока и античной Европы. Потому конфуцианство он оценивал как «секту учёных», которую естественно  избирают китайцы, занимающиеся философией. Согласно Риччи, конфуцианцы не поклоняются  идолам, веруют в одно божество, сохраняющее  и управляющее всеми вещами на земле. Конфуцианская идея воздаяния относился лишь к потомкам и не содержит понятий о бессмертии души, рае и аде. Вместе с тем, М. Риччи отрицал религиозный смысл конфуцианских культов. Учение же «секты книжников» направлено на достижение общественного мира, порядка в государстве, благосостояния семьи и воспитание добродетельного человека. Все эти ценности соответствуют «свету совести и христианской истине».

Совершенно иным было отношение  М. Риччи к неоконфуцианству. Несмотря на симпатию к первоначальному конфуцианству, неоконфуцианство стало объектом его  яростной критики. Особое внимание Риччи  уделил опровержению космологических  представлений о Великом Пределе. Главной миссионерской задачей  Риччи было доказать, что Великий  предел не мог предшествовать Богу и порождать Его. Чрезвычайно  важной была полемика с конфуцианскими представлениями о человеческой природе. М. Риччи не стал оспаривать фундаментальной предпосылки конфуцианской  традиции, соглашаясь с тем, что изначальная  природа человека добра. Как видим, изучение традиционных китайских философских учений было необходимо миссионеру для практических надобностей, но при этом Риччи должен был рассуждать с позиций своих оппонентов. М. Риччи, в первую очередь, необходимо было объяснить образованным китайцам, почему они ничего не слышали о Боге, и сделать это можно было только с конфуцианской позиции «возвращения к древности». Он пытался доказывать, что подлинная конфуцианская традиция была религией Бога, а неоконфуцианство потеряло с ней всякую связь. Лишённая монотеистического содержания неоконфуцианская традиция трактовалась Риччи только как искажение подлинного конфуцианства. Неоконфуцианство для Риччи было неприемлемо ещё и потому, что считало мироздание единым, не отделяя, таким образом, Творца от тварей12.

Перечисленные моменты определили на века отношение европейских синологов  к проблемам философского неоконфуцианства в Китае. Китайские мыслители, обратившись к исследованию данной проблемы, начали рассуждения примерно так же. В частности, Жэнь Цзи-юй утверждал, что именно неоконфуцианство и стало конфуцианской религией, однако она отличается от европейской: для Европы характерно разграничение религии, философии и науки, а в Китае они были интегрированы при господстве религии.

Пьер Пуавр (1719—1786) утверждал, что  конфуцианство показывает оптимальную  модель управления атеистическим обществом. Многие последующие исследователи, например, Н. И. Зоммер также указывали, что с точки зрения европейской науки и философии учения конфуцианцев являются чисто атеистическими или, по крайней мере, пантеистическими. Такой же точки зрения придерживался современный китайский исследователь Ян Сян-куй.

Резко выступал против трактовки конфуцианства как религии Фэн Ю-лань. Он утверждал, что для религии специфично не просто признание существования духовного мира, а признание его существования в конкретных формах, что конфуцианству чуждо. Конфуцианцы не приписывали Конфуцию никаких сверхъестественных свойств, он не творил чудес, не проповедовал веры в царство не от мира сего, или рай, не призывал почитать какое-либо божество и не имел боговдохновенных книг.

Вопрос о религиозном наполнении конфуцианского учения, таким образом, остаётся открытым, хотя большинство  китаеведов отвечают на него, скорее, отрицательно.

Конфуций заимствовал первобытные  верования: культ умерших предков, культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка Шан-ди. Впоследствии он стал ассоциироваться  с Небом как высшей божественной силой, определяющей судьбу всего живого на Земле. Генетическая связь с этим источником мудрости и силы была закодирована и в самом названии страны — «Поднебесная», и в титуле ее правителя — «Сын Неба», сохранившемся до XX в.

 

 

 

Заключение.

Выделение особы Конфуция в титульную  фигуру классического китайского образования  происходило постепенно. Первоначально  его имя могло упоминаться  в сочетании с Мо-цзы или в списке других интеллектуалов доимперского периода. Популярность Конфуция утверждается в дин. Хань: в литературе этой эпохи он выступает уже не только учителем и политиком, но и законодателем, пророком и полубогом. Интерпретаторы комментариев к «Чуньцю» приходят к выводу, что Конфуций удостоился получить "небесный мандат", и поэтому называют его «некоронованным ваном». В 1 г. н. э. он становится объектом государственного почитания; с 59 н. э. за ним утверждаются регулярные приношения на местном уровне; в 241 происходит закрепление в аристократическом пантеоне, а в 739 закрепляется и титул вана. В 1530 Конфуций получает прозвание «верховный мудрец [среди] учителей прошлого».

Эту растущую популярность следует  сопоставлять с историческими процессами, протекавшими вокруг текстов, из которых  почерпываются сведения о Конфуции и отношении к нему. Так, «некоронованный  царь» мог служить для легитимации  восстановленной династии Хань после  кризиса, связанного с узурпацией трона Ван Маном .

Вместе с развитием экзаменационной системы, по Китаю распространились храмы, посвящённые Конфуцию. Наиболее известными среди них являются Храм Конфуция на его родине, в Цюйфу, в Шанхае, Пекине, Тайчжуне.

Многообразие исторических обликов, в которые образ Конфуция был  облечен на протяжении китайской  истории, вызвало ироничный комментарий Гу Цзегана (1893-1980), предписывающий "принимать по одному Конфуцию за раз".

 

Список используемой литературы:

1)Кобзев А. И. Философия китайского неоконфуцианства. — М.: Издательская фирма «Восточная литература», 2002. — 606 с.

2)Переломов Л. С. Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н. э. — XXI в.). — М.: Стилсервис, 2009. — 704 с.

3) Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. — М.: Наука, 1993. — С. 440.

 

Интернет:

1)Википедия. Свободная энциклопедия - http://ru.wikipedia.org/

 

1 Переломов Л. С., "Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н. э. — XXI в.)", М., 2009, С. 29

2 http://ru.wikipedia.org/

3 Кобзев А. И. "Философия китайского неоконфуцианства",М. 2002.

4 Переломов Л. С. "Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время(V в. до н.э. - XXI в.)", М. 2009.

5 Переломов Л. С. "Конфуций: жизнь, учение, судьба", М.  1993.

6 Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. С. 43

7 Там же., С. 45-48

8 Там же., С. 49-56

9 http://ru.wikipedia.org/

10 http://ru.wikipedia.org/

11 Там же.

12 Там же.

 

 


 



Информация о работе Учение Конфуция