У истоков торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 15:30, реферат

Краткое описание

Цель работы: выявить и проанализировать зарождение торговли в российском государстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть:
роль предпринимательства в становлении древнерусского государства;
основное занятие населения Киевской Руси;
развитие торговли в русских землях;
зарождение кредитно-денежных отношений.

Содержание

Введение
Основная часть работы:
1. Роль предпринимательства в становлении древнерусского государства…….4
2. Основное занятие населения Киевской Руси…………………………….……..5
3. Развитие торговли в русских землях………………………………………...…9
4. Зарождение кредитно-денежных отношений…………………………………15
Заключение
Список использованных источников

Прикрепленные файлы: 1 файл

у истоков торговли.реферат.docx

— 98.21 Кб (Скачать документ)

Лишь римская  торговля, достигнув небывалого расцвета, впервые принесла много нового в  славянские области. Как только римляне достигли Дуная, тотчас же появились и купцы, стремившиеся использовать эту ситуацию, и торговля начала развиваться. Но больше всего она окрепла после того, как император Траян в результате двух походов в 105 - 106 годах победил Дакию и продвинул границу империи далеко вглубь по обе стороны восточных Карпат. К этому периоду относятся множество изделий художественного ремесла, изготовленных в римских провинциальных мастерских. Повсюду эта эпоха отмечена многочисленными находками римских монет составляющих целые клады.

Славяне и другие варвары приобретали римские  вещи, но освоить производство и  имитировать их они не научились, за исключением римской провинциальной керамики, которая начиная с этой эпохи была освоена и неуклонно распространялась среди всех славян с такой интенсивностью, что вытеснила более древние местные формы.

После расцвета римской торговли, которая относится главным образом ко II и III векам, опять наступил застой. Византийская торговля была в последующие столетия лишь незначительной, скандинавская и восточная торговля лишь начинала развиваться.

Только IX век был  ознаменован новым огромным размахом торговли и значительным воздействием ее на местную славянскую культуру. Славяне, прочно утвердившиеся на своих новых местах жительства, образовали ряд государств с сильными династиями, ряд крупных экономических центров, где сидели князья и знать, представители которой все без исключения испытывали потребность в дорогих художественных изделиях развитых культур; кроме того, славяне были окружены государствами, которые придавали особое значение развитию торговли. Во Франкской империи, Карл Великий капитулом, выданным в 805 году в Тионвилле, регулирует торговлю со славянами по всей линии торговых городов от нижней Эльбы к Дунаю; на юге и на востоке усиленно занялся торговлей Царьград. На севере походы варягов начиная с VIII века проходили через русские земли по Волге, Днепру и Дону прежде всего с торговыми целями, а на востоке новое могущественное арабское государство с центром в Дамаске, а позднее и персидское государство, возглавленное династией Саманидов, захватили в свои руки всю тор- говлю Востока с северными землями. Эта арабско-персидская торговля в славянских землях имела такой сильный размах и оставила после себя такие глубокие следы, что время наибольшего расцвета ее, то есть IX-X века, прямо называется эпохой арабской торговли.

Множество кладов, иногда очень больших размеров, с арабским серебром найдено в России, в основном в ее северной части, так как по средней и верхней Волге через Ладогу и Финский залив проходил торговый путь в Скандинавию. По Двине купцы ездили в Ливонию и Литву и, наконец, по Днепру к славянам. На юге России подобных находок нет, потому что по нижнему Днепру и Дону арабская торговля не производилась. В те времена там всегда существовала опасность нападений со стороны печенегов и половцев.

Так было вплоть до начала XI века, когда арабско-персидская торговля стала угасать. С этого времени восточные монеты в находках больше не встречаются, а в культурных слоях поселений и в курганных могильниках обнаруживаются монеты византийского происхождения.

Торговля со славянами  носила тогда большей частью обменный характер. Сырья славяне ввозили мало — незначительное количество драгоценных металлов и камней, некоторые пряности и фрукты, — но зато охотно ввозили изделия иноземного художественного ремесла: украшения из золота, серебра, а также изделия из стекла и дорогих тканей. Сами же давали в обмен лишь то, что приносила им земля, вывозили также много рабов во все концы мира. На основании исторических сообщений и археологических находок можно составить следующий перечень предметов импорта и экспорта.

Из предметов  вооружения из Франкской империи ввозили, прежде всего, мечи и панцири, что  подтверждают арабские авторы и капитулярий 805 года Карла Великого, в котором  запрещается продавать славянам оружие и броню. Кроме того, по археологическим данным видно, что восточным славянам доставлялось много мечей из скандинавских земель. Это главным образом изогнутые сабли и остроконечные шлемы. Из Азербайджана ввозились в русские земли гарпуны.

Поставщиками дорогих  тканей или готовой одежды были опять-таки византийские и восточные мастерские. Остатки этих тканей найдены в большом количестве в России. Из Индии импортировались пряности, духи и масла.

Основную часть  славянского импорта составляли металлические и стеклянные украшения. Много украшений — золотых и серебряных — поставляли византийские мастерские, однако наибольшее число серебряных, украшенных зернью серег, височных колец, подвесок экспортировал в IX и Х веках Восток, главным образом, вероятно, Самарканд, Бухара и Персия, что подтверждают бесчисленные клады, содержащие арабские и персидские диргемы. На реках Каме и Вятке в результате торговли было сосредоточено множество серебряной посуды иранского происхождения, откуда она расходилась дальше по Восточной Европе. Из украшений с Востока привозили еще морские раковины каури (Сургеа), стеклянные бусы, главным образом из Сирии, браслеты и различные подвески. Однако в конце XI века подобные вещи стали производить и в Киеве.

Ввоз фруктов  и вина засвидетельствован уже в  Х веке. С Востока ввозили иногда также ослов и верблюдов, домашний рогатый скот от печенегов на Донце и Дону, а из Туркестана охотничьих соколов и ястребов.

Из предметов  экспорта первое место занимали меха и мед. Вывозили мех бобра, горностая, белки, куницы, соболя, лисицы, выдры  и медведя; славянские названия куницы и белки. Самым дорогим мехом  считался мех черно-бурой лисицы, однако горностаевые и бобровые меха ценились также очень высоко.

Русские земли славились  медом, который был для славян одним из главных яств и напитков и основным предметом при выплате дани своим и чужеземным князьям и, кроме того, наряду с воском, — одним из главных предметов экспорта. Славянский хлеб и сушеная, копченая и соленая рыба также были на юге желанным товаром. В случае неурожая у восточных славян хлеб ввозили из земли болгар на средней Волге.

Вывоз металлов был, по-видимому, незначительным, поскольку  до XI века интенсивной разработки рудников у славян не было. Зато балтийский янтарь оставался предметом экспорта; хотя в славянскую эпоху его старая слава уже миновала, все же иногда он встречается в славянских могилах среди подвесок для ожерелий; таким образом, ясно, что янтарь, отправляемый̆ для торговли на Восток, всегда провозился через славянские земли.

Торговля невольниками занимала особое положение среди  статей славянского экспорта. Отдельные  славянские племена торговали между  собой рабами местного и иноземного происхождения, иноземные купцы, в  свою очередь, продавали и покупали на славянских и других рынках славянских рабов.

Известны основные древние торговые пути Восточной Европы. Здесь можно выделить два больших  торговых пути, значение которых далеко превышало все другие: Волжский и Днепровский. Первый путь соединял весь Восток со скандинавскими странами и со всем севером и западом Европы, второй — север Европы с Царьградом, Малой Азией и Персией. Первый путь был более древним. Находки показывают, что на Волге торговля восточными товарами шла уже со П века н.э., и, несомненно, этот путь существовал еще раньше. Второй путь также был немного известен уже с середины первого тысячелетия, но полное его использование и расцвет торговли на нем были достигнуты лишь в IX веке. Оба пути имели выход в Финский залив у устья Невы или, что еще удобнее, на южном берегу Ладожского озера, где уже в VIII веке у скандинавов были торговые фактории в укрепленной колонии. Отсюда купцы отправлялись по реке Ловати до Новгорода и дальше волоком до притоков верхней Волги, по которой плыли затем до Хвалынского (Каспийского) моря. На Волжском пути главные рынки были в Булгаре около современной Казани, затем в хазарском Итили близ Астрахани и на Каспийском море.

Другой большой путь, соединявший Финский залив с Царьградом («путь из Варяг в Греки»), шел  из Старой Ладоги и Новгорода  по рекам Ловати, Усвяти, Двине и  Каспле, а затем волоком до Днепра, по которому купцы плыли вплоть до его впадения в Черное море; пороги между Александровском и Екатеринославом либо проплывали, либо обходили, в зависимости от уровня воды. Главными торговыми пунктами на этом пути были следующие города Старая Ладога и Новгород, Смоленск, Любеч, Киев, Вышгород, Витичев и остров Хортица. В Киеве находился самый большой рынок, а сам Киев славился широко своим богатством уже в конце Х века. В столице древнерусского государства насчитывалось 400 церквей и восемь рыночных площадей. Отсюда от предыдущего большого пути ответвлялся ряд других путей — с одной стороны, на запад, к Балтийскому морю (к Двине и Неману), с другой стороны — на восток, к верхней Волге, Оке, Донцу и Дону. Повсюду большую роль играли волоки, которыми связывались бассейны разных рек, а тем самым и разные отдаленные друг от друга моря. Одна группа этих второстепенных путей шла от среднего Днепра в Крым, где важнейшим торговым партнером в это время был Херсонес (русск. Корсунь), затем к Азовскому морю, в Керчь, Тмутаракань и к устью Дона. Здесь проходил, так называемый греческий путь.

В ноябре, когда  устанавливалась санная дорога, купцы  отправлялись за товарами в глубь страны. Продукты они частично скупали, частично собирали в виде дани. Весной по талой воде купцы собирались в Киеве и формировали караваны, в которые объединялись не только киевские, но и смоленские, любечские, черниговские. Каждый город был представлен купеческими ладьями с охраной, носильщиками и гребцами. Караваны судов собирались значительные, так как предстоял долгий и опасный путь через половецкие степи, где приходилось вступать с кочевниками либо в соглашение, либо в борьбу. На порогах ладьи освобождались от груза и осторожно проводились на шестах, а кое-где волоком.

Торговый обмен  совершался обычно в устье Днепра. Однако когда предлагаемых товаров оказывалось недостаточно, наиболее оснащенная часть каравана отправлялась дальше морем. Шли вдоль берега на веслах, лишь изредка используя паруса либо в сторону Херсонеса, либо к устью Дуная и далее вверх по реке. Часть судов достигала Константинополя, большей частью это были торговцы невольниками. Здесь торговали согласно договору шесть месяцев, на зиму не оставались, жили в монастыре Святого Мамонта и пользовались льготами, дарованными императором.

В Новгороде голландские  купцы основали торговый двор «Олайгоф», называемый обычно Готским двором. К концу периода в Новгороде освоились ганзейцы, устроив Немецкий двор. Кроме Новгорода и Киева экономически значительно укрепились такие города, как Ладога, Торопец, Смоленск, Любеч, Чернигов, Вышгород, Витичев.

Торговля велась корпоративно, «миром», на артельных  началах. Большие артели занимались промыслами, купеческие артели — торговыми предприятиями. Таких артелей только в Новгороде были десятки. Например, поморские купцы торговали на Балтийском и Белом морях, низовские купцы — в Суздальском княжестве и т.д. Везти товар на далекие расстояния было весьма небезопасно, требовалась надежная вооруженная охрана. Самые основательные купцы объединялись в торгово-промышленные ассоциации. Например, известен устав «Иванова ста» — ассоциации вощников — крупных оптовых торговцев воском. Центр ассоциации, расположенный близ храма Святого Иоанна Предтечи, имел общественный гостиный двор со складами и гридницу (большую палату для деловых собраний). Общественной кассой и оформлением деловой документации по уставу ведал выборный староста. Купцам — членам ассоциации в случае финансовых затруднений предоставлялся льготный кредит или даже оказывалась безвозмездная помощь. Ассоциация обеспечивала и отрядами вооруженной охраны для торговли в небезопасных условиях. Членство в ней обходилось недешево. Наследственные права получали уплатившие взнос в размере 50 гривен серебра (10 кг) и пожертвовавшие церкви примерно 30 гривен серебра.

 

4. Зарождение кредитно-денежных отношений

Кредитные отношения  в Киевской Руси были менее регламентированы, в тоже время более развиты, чем в Европе. Православная церковь относилась к кредиту нейтральнее, чем католическая, однако сама кредитными операциями не занималась. Купцы пользовались уважением народа благодаря поддержке церкви и честности торговых людей. Порядок в торговле на первых порах устанавливался не писаными законами, а решениями мирского схода и церкви. «Русская правда» XII в. уже содержит положения гражданского права, регулирующие имущественные отношения. Она различает передачу имущества на хранение и заем; простой заем или одолжение по дружбе и отдачу денег в рост под проценты; заем и передачу товаров на основе торговой комиссии. Закон определял и порядок взыскания долгов. Взимать высокие проценты считалось не по-христиански, ибо не трудом праведным в этом случае прирастает богатство. При Владимире Мономахе (в начале XII в.) было ограничено взимание рез (процентов), которое при Святополке доходило до больших злоупотреблений и вызвало после смерти этого князя преследование ростовщиков-инородцев (в 1068г.). В «Уставе о резах» Владимира Мономаха было установлено, что ростовщик имеет право брать проценты только три раза, иначе он лишается права на возврат самой кредитной суммы, была указана предельная величина процента (около 40%) .

В то же время уровень  развития кредитных отношений еще не обеспечивал потребностей, кредит был весьма дорог, и нередко, несмотря на ограничения, плата за него достигала 60% годовых, видимо, в силу чрезвычайной рискованности торговых предприятий и низкой скорости оборота капитала. Иногда кредиты не возвращали, особенно в тех случаях, когда товар брали на реализацию с обязательством выплат из выручки с процентами. Владимир Мономах потребовал принимать во внимание причины несостоятельности купцов-должников. Разорившиеся в результате действия стихии или неприятеля (т.е. по форс-мажорным обстоятельствам) не подвергались наказанию, хотя и не освобождались от уплаты долга. Те же, кто по собственной вине потерял капитал, выводились на торг, где распродавалось все их имущество. При этом гости, как первоначально назывались только иноземные купцы, имели первую очередь в ряду заимодавцев, затем князь, а следом — остальные «домашние» кредиторы. За долги нельзя было обращать в холопство, но всякий, не имевший возможности уплатить долг, мог его отработать, а затем «отойти», т.е. получить полную свободу. Постепенно кредитные отношения развивались, займы стали предоставлять сами князья, богатые купцы.

Развитие отношений обмена вызвало потребность в  универсальных средствах обращения. Однако в Киевской Руси денежная система еще находилась в процессе становления. Во время археологических раскопок находят значительное количество золотых и серебряных монет того периода, главным образом византийских, греческих, арабских. Эти монеты принимались, как правило, на вес независимо от происхождения. Следует отметить, что арабские дирхемы имели довольно широкое самостоятельное хождение с VII по XI в., так как по своим весовым характеристикам соответствовали определенным единицам древнерусской денежно-весовой системы — златникам.

Информация о работе У истоков торговли