Театры Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 09:28, реферат

Краткое описание

Для человеческого общества театр является традиционным видом искусства. Он уже не одно тысячелетие многопланово влияет на личность: объясняет мир, создаёт эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные философские вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества. На протяжении веков функции театра не менялись, но в разные эпохи на определённые из них делались акценты. Театр, будучи институтом социального общения, всегда влиял на общественно-организационные процессы, обычно представляя при этом интересы ведущего класса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА І. ПРОБЛЕМА ЗАРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА БЕЛАРУСИ
1.1. Из истории развития белорусской культуры.
1.2. Зарождение крепостных театров
1.3. Развитие театрального зодчества
ГЛАВА ІІ. РАЗВИТИЕ КРЕПОСНЫХ ТЕАТРОВ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ
2.1.Первый в Беларуси придворный крепостной театр в Несвиже
2.2. Радивилловский театр в Слуцке
2.3. Театральная жизнь XVIII века в Ружанах
2.4. Особенности развития Шкловского театра
2.5. Гродненский театр А.Тизенгауза
2.6. Театр Огинского в Слониме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Прикрепленные файлы: 1 файл

Театры Беларуси.docx

— 37.15 Кб (Скачать документ)

Увлечение музыкой в Ружанах имело давние традиции. Казимир Леон Сапега (1609 – 1656) считается родоначальником ружанской капеллы. Известно, что в середине XVI ст. в ружанский театр приглашали цыган-цимбалистов. В 1752 г. в замке в “концертном зале” (“музыкальный зал”, “опергауз”) выступала капелла и оркестр, которые принадлежали К. Масальскому. До 1763 г. относятся известия о капелле и первых спектаклях в Ружанах. В 1763 г. капелла выступала на именинах своего владельца. У 1765 г. капелла А. Сапеги насчитывала 40 музыкантов “при бубнах и трубах”. В ружанской капелле работали музыканты из Италии и Польши, а также местные крепостные крестьяне. Талантливых крепостных крестьян А. Сапега отправлял учится в Италию. После смерти А. Сапеги по его завещанию все крепостные артисты ружанского театра, балета, оркестра получили свободу. Длительное время в Ружанах работал итальянский композитор и выдающийся виолончелист Камье (Кромер) Чиприяни (Киприяни). Он не только был капельмейстером и придворным композитором, но и обучал игре на виолончели крестьянских музыкантов и самого хозяина дворца. Понятно, что такие услуги весьма хорошо оплачивались. После Ружан композитора пригласили к Огинским в Слоним.

Известно, что в Ружанах существовала музыкально-оперная школа и театр, который насчитывал 60 артистов и танцоров. В 1780 – 1785 г.г. танцором и балетмейстером был Мацей Пранчинский.

12 августа 1784 г. в ружанском  театре состоялась премьера балета  “Літасцівасць Ціта” (балетмейстер  М. Пранчинский) по случаю посещения  дворца королем Речи Посполитой Станиславом Августом Понятовским. В этот же день была представлена комедия Молине “Волшебное дерево”. В репертуаре театра были также одноактная опера Жан Жака Русо “Деревенский чародей ”, балет “Арыянка”. Возможно, в ружанском театре ставились произведения и других авторов, которые известны по каталогу библиотеки Сапег. В библиотеке были произведения Ф. Богомольца и Ф.У. Радзивил. В местном театре работал художник-декоратор К. Отосельский.

В конце XVIII ст. театральная жизнь в Ружанах угасла. З 1786 г. по 1791 г. постановки ружанской трупы осуществлялись в Деречине. Капелла существовала до 1820 г. Многие ружанские артисты потом оказались в театрах Петербурга и Варшавы.

А. Сапега построил театр и в другой своей резиденции, в Деречине: легкое деревянное сооружение каркасного типа, высотой в “полтора света”, рассчитанное на небольшое количество зрителей. Знаменателен деречинский театр тем, что в нем была кулисная перспективная декорация, пока единственная в Беларуси, известная от последней четверти XVIII в. Политические неурядицы драматично отразились на судьбе сапеговских театров (да пожалуй, и не их одних): театр в Деречине был разобран, ружанский вначале продан под фабрику и красильню, а в начале XX в. сгорает в пожаре вместе со всем дворцовым ансамблем.

2.4. Особенности развития  Шкловского театра.

В 1772 г. Шклов вошел в состав Российской империи, через год стал относиться к Могилевской губернии. К тому времени имуществом империи распоряжалась Екатерина II. Князь Потемкин в 1773 г. получил в подарок от нее Шкловское имение. А в 1778 г. у него появился новый владелец - вышедший в отставку бывший флигель-адъютант Екатерины II генерал-майор Семен Гаврилович Зорич. Он поселился в Шклове и развил бурную деятельность. Возвел 7 фабрик (выпуск камзолов и военного обмундирования, сукна, канатное, парусное, золотошвейное производства и т.д.), начал зарабатывать немалые деньги, открыл профессиональный театр («Шкловский театр Зорича»). Он был так хорош, что позднее стал основой труппы Петербургского императорского театра.

Шкловский театр представлял собой крепостную театральную труппу графа Семена Зорича, действовавшую в Шклове в последней четверти XVIII столетия. Состояла она из крепостных певцов, танцовщиков, драматических актеров и музыкантов-инструменталистов, к которым присоединялись великосветские любители, учащиеся кадетского корпуса и гастролеры-иностранцы.

Представления шли в специальном театральном здании, которое, по свидетельствам современников, было преогромным,  и в залах при оранжерее. В репертуаре были аллегорические балеты с хорами, мифологические пантомимы, комедии, драмы и трагедии, а также комические оперы и балеты. В драматических спектаклях, кроме крепостных, участвовали кадеты Шкловского кадетского корпуса (заведенного Зоричем) и дворяне-любители, среди которых славился князь П. В. Мещерский — его игру высоко ценил М. С. Щепкин. В балетах, которые «были весьма хороши», танцевали только крепостные танцовщицы.  С крепостными артистами работали зарубежные балетмейстеры. Получали артисты и общее образование: их учили французскому языку, чтению, письму и арифметике. Воспитанники театра отличались высоким профессиональным мастерством, а в 1800 году 14 лучших танцовщиков были отобраны для Петербургских императорских театров. После смерти Зорича его балетная труппа в 1800 была куплена казной для петербургской императорской сцены.

2.5. Гродненский театр  А.Тизенгауза

Во второй половине 18 века город Гродно стал крупным торговым и ремесленным центром не только Речи Посполитой, но и Европы. В 1770—1780 годах гродненский староста Антоний Тизенгауз основал в городе и его окрестностях ряд мануфактур: суконную, полотяную, оружейную, чулочную, каретную и т. д. Им же был открыт первый в городе театр, музыкальная капелла и театральная школа.

Театр был создан 30 апреля 1769 года. До 1774 года это был небольшой ансамбль инструменталистов и вокалистов, позднее — постоянный коллектив с обширным оперным и балетным репертуаром из сочинений немецких, французских и итальянских авторов.

В 70-е годы XVIII века оперно-балетная труппа Гродненского старосты Антония Тизенгауза была широко известна. Труппа работала в специально возведенном для неё здании театра. Она считалась одной из лучших в Европе. Доподлинно известно о постановках оперы А. Грепери “Магнифик” (Великолепный), комедии П. Бомарки “Севильский цирюльник” (1778), балетных постановок Г.Петинетти.

Здание театра имеет богатую историю. Построенное в 1772 году архитекторами Мезером и Сакко, оно предназначалось для подскарбия надворного литовского Антония Тызенгауза. Здание было соединено с дворцом Тызенгауза крытым переходом.  Зал был сформирован по «итальянской кривой». Представлял собой полукруглое помещение с амфитеатром и ярусными галереями по периметру. Имел  22 ложи в два яруса, партер и сцену с пятью планами декораций.

В 1774 году в труппе преобладали итальянские артисты. С 1778 года в постановках активно участвовали ученики Гродненской музыкально–театральной школы А. Тизенгауза, крепостные танцовщики, певцы и инструменталисты. После закрытия театра (по причине отставки Тизенгауза от всех должностей) балетная труппа и школа работали в Поставах до 1785 г.

 

2.6. Театр Огинского  в  Слониме.

Воплощением идей театрального барокко в Беларуси стал театр Огинского в Слониме.

В 1768 году на месте старого замка Сапег Огинский построил великолепный дворец, в архитектурный ансамбль которого вошли манеж, театр, оранжерея, а также типография, парк, дома для придворных и гостей, другие постройки.

Знаменитый «палац» имел 116 богато убранных комнат. Его главный, самый пышный «Зал богинь» был выполнен в игривом и воздушном стиле рококо.

Однако любимым детищем известного мецената стал Слонимский придворный театр, на сцене которого работали профессиональные итальянские и польские оперные и драматические актеры, художники, крепостной балет и хор.

Материальные возможности, которыми обладал меценат, позволяли ему создать необычные театральные сооружения и помещения. Чего стоил «театр на шести колесах» с совсем маленькой сценой, передвигающийся при помощи четырех пар волов; противоположность ему – «плавающий театр» на канале и реке Щаре, поражавший воображение и сознание современников. С 1776 г. М.К. Огинский, постоянно находясь в своей резиденции в Слониме, занялся строительством “Нового дома оперы”. Новый театр был возведен из камня в 1780–1781 гг. по проекту и под руководством итальянского зодчего и театрального художника И. Мараино. Слоним того времени – не тот заштатный городок, каким мы его знаем теперь. В XVIII в. здесь регулярно проходили крупнейшие съезды магнатов и шляхты – предсеймовые генеральные сеймики. Возведение такого грандиозного сооружения было вполне закономерно для города и к тому же стало воплощением честолюбивых амбиций мецената и общественного деятеля.

Театр Огинского представлял собой массивное прямоугольное здание с двухсветным залом и глубокой сценой, с примыкающими к ней двумя флигелями. Вероятно, зал имел два яруса лож, наподобие остальных театров в магнатских усадьбах Беларуси. Многие побывавшие в нем отмечали, что такой театр по своей роскоши и великолепию вполне мог составить предмет гордости любой европейской столицы.

Согласно сохранившимся описаниям, в нем было 27 лож на обоих ярусах. Самой красивой была центральная – украшенная орнаментальным бордюром и увенчанная картушем с королевским гербом. Через высокую дверь зритель заходил в партер, а в обе стороны из зала шли деревянные лестницы к ложам.

Однако самым примечательным «достижением» Слонимского театра была сцена. Ее механика, размеры и возможности просто поражали. Сцена была приспособлена для барочных балетов и опер с сюжетами сценических превращений, в которых могли быть задействованы сотни актеров и статистов.

Большая сцена была сконструирована по последнему слову техники и позволяла воплощать самые сложные спектакли и балетные постановки, театрализованные конные баталии и водные феерии. Представьте, значительная часть сцены затоплялась водой из соседнего пруда и перед зрителями плавали настоящие, а не бутафорские лодки. Предусматривались даже фонтаны с подсветкой бенгальскими огнями. Для создания подобных чудес приглашались известные мастера из-за границы.

Декорации менялись прямо на глазах у зрителей. О конкретной технической системе сведений не сохранилось: были это теларии или кулисные станки, доподлинно неизвестно. Однако известно, что на поддержание этих устройств в рабочем состоянии истрачивались немалые суммы денег. Так что машинерия Слонимского театра не уступала таковым в западноевропейских и российских театрах, и даже более того, “Новый дом оперы” во многом превзошел такие театры XVIII в., как придворный в Мангейме, народный театр в Варшаве, театры Шереметева в Кусково и Останкино. Пожалуй, ни один театр России, Украины или Польши не имел возможностей слонимской сцены.

Некоторые из опер для придворного театра, одного из самых больших в Европе, писал сам Михаил Казимир. Талантливый композитор во время концертов своей капеллы нередко играл на разных инструментах. Также Огинский был автором нескольких книг.

Благодаря его деятельности Слоним в те времена называли «полесскими Афинами», куда в праздничные дни съезжались люди искусства и их поклонники со всего края, а также из Вильно и Варшавы. Город, в особенности его центр, приближенный к дворцу, был приведен в идеальный порядок – сады, скверы, оранжереи, рыбные пруды создавались лучшими специалистами Европы. От красоты, ухоженности и роскоши нельзя было отвести взгляд.

Под влиянием деятельности знаменитого мецената развивались музыкальные способности его племянника Михаила Клеофаса Огинского (1775-1833) будущего дипломата, политического деятеля и композитора – автора знаменитого полонеза «Прощание с Родиной» («Pozegnanie Ojczyzny» – 1794 г). Им были написаны многочисленные марши и боевые песни, около 20-ти полонезов, мазурки, вальсы и множество романсов.

Слава о придворном театре Огинского распространилась далеко за пределы Беларуси. В конце XVIII в. артисты Слонимского и Гродненского (А. Тызенгауза) театров, подаренные королю Станиславу Августу, составили основную труппу польского балета в Варшаве. В Слониме работали профессиональные итальянские и польские певцы, драматические актеры, крепостной хор и балет. Репертуар театра в основном складывался из балетных спектаклей, опер итальянских композиторов и авторских произведений Огинского, которые исполнялись и издавались в Варшаве, Петербурге, Париже, Лейпциге, Милане и других городах. Опубликовано и сохранилось около 60 произведений, составляющих лишь часть его наследия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование рабского труда крепостных осуществлялось и осуществляется в самых разнообразных видах деятельности, в том числе культуре и искусстве. Крепостные архитекторы, художники, певцы, поэты, музыканты, композиторы..., но особое место в этом перечне занимают крепостные артисты.

Выступала такая труппа где, сколько и как указывал хозяин, использовалась как в развлекательных, так и в коммерческих целях. Уровень профессионализма актеров колебался от безвкуснейшей самодеятельности до достаточно сыгранного и известного коллектива. Актёр крепостного театра был абсолютно бесправен, так как оставался крепостным и вместе со всей труппой мог по решению дворянина быть продан в другие руки, наказан, отправлен на тяжёлые работы. О свободе творчества речи в данном случае не шло, актёрский труд носил скорее принудительный и нередко временный характер. Впрочем, некоторое количество крепостных театров и крепостных актёров получили известность в свое время. Репертуар крепостных театров, как правило, включал оперу, балет и драматические спектакли. Общекультурный фон, художественная среда, в которой белорусские театры достигли своего апогея – это культура барокко. Именно ее влияние на культуру Речи Посполитой того времени и определило облик (как внешний, так и внутренний) театральной культуры.

Беларусь уже в эпоху Великого княжества Литовского была поистине театральной державой, внося существенный вклад в развитие культуры. И не только вносила свой вклад, но очень часто шла впереди. Многие виды театральных представлений (школьные, светские, придворные) появились на наших землях раньше, чем у соседей. Становление именно театральной архитектуры приходится на последнюю четверть XVIII в.

Информация о работе Театры Беларуси