Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 11:04, контрольная работа
Судебная реформа, как и все реформы 60-70х годов XIX века была следствием определенного кризиса российского общества, в том числе и так называемого кризиса верхов, под которым понимают обычно осознание господствующим классом, правящей верхушкой необходимости тех или иных изменений. В реформе суда были заинтересованы все, кроме разве что, фондовых судейских чиновников, имевших недурной доход от правосудия и не желавших приспосабливаться к новым порядкам, сторонником реформы судебной, как и реформы крестьянской, выступал в первую очередь сам император Александр II, а так же его брат Константин Николаевич который придерживался даже более радикальных взглядов.
Введение
Кризис дореформенного суда в России
Реформа полиции, как первый шаг судебной реформы
Подготовка проекта «Основных положений преобразования судебной части в России»
Реализация реформы
Заключение
Список литературы
При создании нового института предусматривались строгие условия приема адвокатов, исключавшие проникновение в корпорацию «теперешних ходатаев». Иначе уронит значение института. Практики обращали внимание «на необходимость полной независимости от суда, к коему они приписаны», на корпоративность их организации.
Особые усилия прилагались комиссией для подготовки института сената. Он венчал судебную систему и приобретал право отмены решений без разрешения дела по существу. Он являл собою кассационный суд - необходимую опору законодателя. Прототипом высшей судебной инстанции России служил кассационный суд Франции. «Большинство комиссии при разработке этой части вопроса употребляло все силы, чтобы придать этому органу чисто русский характер и удержать за ним значение нашего суда с головы». Однако члены комиссии не могли найти более удобную форму оратуации Верховного суда, чем французская. Для дополнительной аргументации целесообразности в России сената с кассационными полномочиями они использовали опыт судопроизводства
Дискуссионным оказался вопрос о назначении или выборе судей.
Комиссия предпочла пожизненное назначение судей выбору, поскольку выборы связаны с сословными преимуществами, а так же с зависимостью «судей от избирателей». К тому же «долговременный опыт убеждает, констатировали реформаторы, - это выборы у нас проводятся под» влиянием интриг, покровительства, «при совершенном равнодушии общества к судебным должностям. Назначение судей «представляет во сто крат более ручательства в хорошем судоустройстве, чем выборная система, которая никакими законодательными мерами не может быть приспособлена к правильной судебной организации, потому что не совместима ни с осмотрительностью избирания в судьи, ни с самостоятельностью их, ни с судебною карьерою, возможно, только при назначении судей не на срочное время, а пожизненно.
Исключение из правил назначения судей представлял мировой суд и находящийся при суде присяжные судьи. Помимо назначаемости судей, гарантию их независимости реформаторы усматривали в высоких должностных окладах «судебным чинам», способных «обеспечить им средства жизни».
4. Реализация реформы
Итогом работы комиссии под руководством явилось принятие «Основных положений преобразование судебной части в России», которые 29 сентября 1862 года были утверждены императором. Основные положения состояли из трех частей:
1) Судоустройство
2) Уголовное судопроизводство
3) Гражданское судопроизводство.
В судоустройстве провозглашалось отделение власти судебной от исполнительной и законодательной (ст.1). Основным звеном судебной системы закреплялся мировой суд, он учреждался в составе одного судьи по уездам и городам для разрешения гражданских и уголовных дел «меньшей важности». Уезд составлял мировой округ, подразделяемый на мировые участки (ст.10). В округе допускалось несколько мировых судей участковых и почетных (ст.12). Они избирались «всеми сословиями в совокупности на три года» и утверждались сенатом, имели равные права.
Мировыми судьями могли становиться «местные жители, имеющие не менее 25 лет от роду, не опороченные по суду или общественному приговору, не состоящие под следствием или под судом, владеющие хотя бы в разных местах недвижимой собственностью, приносящей чистый годовой доход в размере, законом определенное», и имеющие высшее или среднее образование « или же прослужившие, преимущественно по судебной части, не менее трех лет». (ст.14) Список кандидатов в мировые судьи составлялся «по каждому губернскому округу» и проверялся губернатором. (Ст.15) Кто составлял такие списки в «основных началах» умалчивалось. Ничего не говорилось о порядке обжалования решений мировых судей и о размере имущественного ценза.
Говорилось что, «мировые судьи, каждого округа, собираются в назначенные сроки на съезды для окончательного решения дел, подлежащих мировому разбирательству. (ст.21)
Судом первой инстанции для дел уголовных и гражданских являлся окружной суд. Он состоял из председателя и членов, назначаемых монархом (ст.22-23). Судебные следователи входили в состав суда. Уголовные дела рассматривались с участием присяжных заседателей. Они формировались у всех сословий, должны быть не моложе 25 и не старше 70 лет, «жительство в продолжение известного времени в том округе, где присяжные созываются» владеть имуществом, иметь образование, «заслуженное доверие, добрая нравственность» (ст.29-31). Губернатор проверял соответствие списков требованиям закона. После этого списки публиковались. (ст. 35-36)
Вышестоящей инстанцией считались судебные палаты, состоящие из департаментов. Их члены назначались. (ст. 39) Кассационной инстанцией был сенат, члены которого так же назначались монархом (ст.42-46). При окружном суде и судебной палате состояли прокуроры, а при кассационном департаменте сената и при общем их собрании - обер-прокурор. «Верховный надзор за всеми прокурорами и обер-прокурорами» осуществлял министр юстиции (ст.50).
Прокурор следил за точным применением закона, поддерживал обвинение перед судом, давал заключение по делам (ст. 51).
Замещать должности коронных судей, судебных следователей, прокуроров могли лица с юридическим образованием. Однако бедность юристов в стране обусловила допуск на должности лиц, подтвердивших на службе свои познания по судебной части» (смотри 66). Для независимости судей смещение с должности допускалось только с их согласия. Уволить судью можно было не «иначе как с преданием суду» (ст. 67).
Судебные решения исполнялись судебными приставами, назначаемыми председателем суда и состоящими при судах (ст.71). Одно из центральных мест отводилось присяжным поверенным. Ими могли стать лица, «неопороченные судом и не моложе 25 лет» с высшем юридическим образованием, прослужившим «по судебному ведомству не менее пяти лет», или занимавшиеся «в течение этого времени судебной практикой под руководством присяжных поверенных в качестве их помощников». (ст.76)
Усложненные условия для адвокатской деятельности преследовали цель воспрепятствовать проникновению присяжных в присяжные поверенные случайных лиц, компрометирующих этот институт.
Адвокаты избрали из своей среды совет, состоявший при судебной палате. Совет надзирал за адвокатами. Он мог наказывать присяжных поверенных вплоть до исключения из сословия и предания суду (ст.80).
Утверждался нотариат, заведовавший «совершением актов о сделках». (ст. 91) Вторая часть «Основных начал…» регламентировала отношения связанные с уголовным судопроизводством.
В статьях 1-5 закреплялось исключительное право суда назначать наказания за преступления и отделение власти судебной от исполнительной. Приговор выносился на основе внутреннего убеждения в публичном заседании (ст.7). Отменялась формальная система доказательств (ст.8).
«Приговор может быть только или осуждающий, или оправдывающий подсудимого.
Оставление в подозрении не допускается» - гласила статья 9. Дело разрешалось не более чем в двух инстанциях (ст.11). По делам о правонарушениях, предусматривающих наказания, сопряженные с лишением прав состояния или с потерею особенных прав и преимуществ определение вины подсудимого вверялось присяжным заседателям (ст.10).
Правонарушение, за которые по закону предусматривались выговоры, штрафы до 300 рублей, арест до 3х месяцев разрешались мировым судьей
(ст.19). Остальные правонарушения
относились к компетенции
(ст.21). Судебная палата разрешала жалобы и протесты на приговоры окружного суда, рассматривала по первой инстанции дела о государственных преступлениях и преступлениях по должности (ст.22). Сенат ведал делами «по жалобам и протестам на явные нарушения… прямого смысла закона». (ст.14)
Мировой судья выступал примирителем только по жалобам частных лиц в делах, которые могут заканчиваться примирением. (ст.24-25) Приговоры о внушениях, выговорах, замечаниях, штрафах до 15 рублей, арест до 3х дней, считались окончательными. (ст.30) Остальные в случае обжалования разрешались съездами мировых судей (ст.27). Все дела мировой судья рассматривал словесно.
Полиция проводила дознание, судебный следователь - следствие, оба находились под контролем прокурора. На основании материалов предварительного следствия прокурор составлял акт обвинения, с которым знакомился подсудимый (ст.58-60).
Доказательства, собранные в ходе следствия проверялись в судебном заседании.
Для разрешения дел с участием присяжных требовалось не менее 30 присяжных.
Обвинению и защите разрешалось отвести 12 из них без объявления причины.
Остальные 18 бросали жребий: 12 участвовали в судебном заседании, двое были запасными (ст.85). Присяжные разрешали вопросы: 1) о действительности события, подавшего повод к обвинению; 2) о вине или невиновности подсудимого (ст.88).
При положительном ответе присяжных коронный суд назначал наказание. Приговор, вынесенный с участием присяжных, обжалованию не подлежал.
Основаниями к отмене приговора в кассационном порядке сенатом являлось: 1) нарушение форм и обрядов судопроизводства; 2) явное нарушение прямого смысла закона и неправильное его толкование при квалификации преступления и назначении наказания; 3) вновь открывшиеся обстоятельства, открывшие невиновность осужденного (ст.104). Решения сената об отмене приговоров публиковалось.
Некоторые приговоры утверждались монархом. К их числу относились приговоры, сопряженные с лишением или ограничением прав состояния чиновников, священнослужителей (ст.112).
Государственные преступления расследовались членом судебной палаты, без участия присяжных заседателей рассматривались в составе членов уголовного департамента судебной палаты и сословных представителей (ст.126).
Основная часть дел по преступлениям должности была подведомственна судебной палате (ст.142-143).
Третья часть «Основных начал…» - гражданское судоустройство.
«Основными положениями …» определялась компетенция мирового суда. Он разрешал в устном и публичном судопроизводстве иски до 500 рублей. Из них до 30 рублей окончательно. Мировой судья мирил предварительно спорящих и только «в случае неуспеха» принимал иск (ст.6). Дела за пределами полномочий мирового суда разрешались судом окружным. Всякое дело рассматривалось не более чем в двух инстанциях. Сенат отменял решение, если нарушался смысл закона, или существенные формы судопроизводства (ст.13).
Провозглашался состязательный процесс (ст.7). Разбирательство в суде происходило гласно (ст.19-22). Исковое производство начиналось только по инициативе одной стороны. Согласно состязательному процессу суд считался арбитром спорящих без права самостоятельного изыскания доказательств.
Прокурор давал заключения по рассматриваемому делу. Стороны состязались свободно. Решение провозглашалось публично (ст.65).
«Основные положения» закрепили принципы судебной реформы.
Решающими были: 1) отделение судебной власти от исполнительной, административной от законодательной, а в гражданском судопроизводстве «отделение власти судебной от обвинительной»;
2) начало гласности «в
гражданском судопроизводстве
3) несменяемость судей; 4)
устройство самостоятельной
Таким образом, программа судебной реформы имела последовательный буржуазный характер. В ней реализовывались взгляды либерального дворянства, объективно выражавшего чаяния русской буржуазии.
Заключение
Таким образом, цель судопроизводства, по мнению юристов, разработчиков проектов реформы в 1864 году, состояла в достижении истины.
Путь к ней пролегал через внутреннее убеждение судей, свободно оценивающих доказательства. Для этого в судебном заседании проверялись материалы предварительного расследования. Для исключения злоупотребления чиновников дознание вверялось полиции, проводившей первоначальные следственные действия, задерживавшей преступника. Расследование проводил следователь, относящийся к ведомству министерства юстиции. Надзирал за дознанием и следствием прокурор. Его предписания были обязательны для следователя и дознавателя. Однако прокурор не имел права самостоятельно проводить следственные действия. Споры между следователем и прокурором разрешал суд.
В стадии предания суду судья в присутствии прокурора, дававшего заключение по делу, оценивал материалы предварительного расследования и разрешал вопрос, есть ли основания для суда над обвиняемым. Прокурор, представитель власти обвинительной, был процессуально равен адвокату - представителю независимой корпорации. Суд являлся органом, чья независимость гарантировалась несменяемостью назначенных пожизненно судей и избранием временных присяжных заседателей. Рассматривалось дело в суде гласно, при устном судопроизводстве. Кассационной инстанцией являлся сенат, отменявший решения и приговоры.
Эта система предполагала невозможность работы одного института без другого, представляя смысл в единстве. Она предотвращала, по мнению разработчиков, возможность избавится от ответственности виновного или показать невиновного.
Судебная реформа 1864 года принесла в Россию суд присяжных, мировой суд, ввела независимых несменяемых коронных судей, несменяемых судебных следователей. Появилась адвокатура и нотариат. Достойное место заняла просвещенная прокуратура. Созданная в России судебная система являлось лучшим образцом в Европе, а в настоящее время легла в основу современной судебной реформы. Именно положения судебной реформы в России