Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 15:31, контрольная работа
Изучение революционного становления основ советского права в период коренной ломки общественных отношений и почти полного отсутствия общегосударственной регламентации представляет значительный интерес. Именно поэтому в историко-правовой литературе революционному правотворчеству масс уделяется определенное внимание. Вместе с тем отдельные его аспекты не получили еще достаточно полного освещения, в частности, почти не исследованы в историко-правовом плане источники и организационно-правовые формы местного правотворчества.
Введение………………………………………………………………………...........3
1. Конституция 1918 г. - первый основной закон российской Республики……...4
2. Развитие права ……………………………………………………………………8
3. Создание правоохранительных и репрессивных органов……………….……14
Заключение…………………………………………………………………............17
Список используемой литературы……………………………………………..….19
Кафедра Государственно-правовых дисциплин
«История отечественного государства и права»
на тему:
СТАНОВЛЕНИЕ ОСНОВ
СОВЕТСКОГО ПРАВА
(октябрь 1917 г. – ноябрь 1921
г.)
Выполнил:
студент 511 группы 1 курса
заочного отделения
Павлов Н.С.
№ зачетной книжки: 12517
Тема 7
Проверил:
Санкт-Петербург
Пушкин
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Конституция 1918 г. - первый основной закон российской Республики……...4
2. Развитие права ……………………………………………………………………8
3. Создание правоохранительных и репрессивных органов……………….……14
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………..…
Введение
В становлении советского социалистического права важное место занимает правотворческая деятельность местных органов Советской власти. Основные законодательные акты центральных органов власти были изданы на основе обобщения нормативных материалов, принятых ранее в местных органах управления. Институты и отрасли советского права формировались под влиянием практики применяемой на местах. Центральные органы Советской власти вели регулярную работу по ее обобщению.
Изучение революционного становления основ советского права в период коренной ломки общественных отношений и почти полного отсутствия общегосударственной регламентации представляет значительный интерес. Именно поэтому в историко-правовой литературе революционному правотворчеству масс уделяется определенное внимание.1 Вместе с тем отдельные его аспекты не получили еще достаточно полного освещения, в частности, почти не исследованы в историко-правовом плане источники и организационно-правовые формы местного правотворчества.
После февральской революции 1917 г. Россия развивалась по пути парламентской республики, однако демократизация государственного управления, органов суда и общественной жизни в кризисных условиях войны и нарастающей хозяйственной разрухи вылилась в тотальный распад институтов власти. Ни Временное правительство первого состава, ни сменившие его последовательно три правительственные коалиции не смогли приостановить данный процесс. Это в свою очередь открывало путь к власти лево-радикальным социалистам, ставившим во главу угла усиление исполнительно-распорядительных и, главным образом, распределительных функций государства, сочетающиеся с резким возрастанием роли принуждения, не отграниченного от попытки массового государственного террора.
Таким образом,
с началом Октябрьской
Конституция 1918 г. - первый основной закон Российской республики
Конституция РСФСР 1918 г. была первой в истории конституций Советской социалистической республики. По предложению В.И. Ленина первый раздел Конституции составила принятая III съездом Советов в январе 1918 г. "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа".2
Эта декларация,
состоявшая из 16 статей, представляла собой
первый конституционный акт Советской
республики, закрепивший результаты Октябрьской
революции и провозгласивший основные
принципы нового социалистического государства.
Проект декларации был написан
В.И. Лениным.
Текст декларации состоит из четырех разделов:
В первом разделе устанавливаются политические основы Советского социалистического государства. Россия провозглашалась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которым принадлежала вся власть в центре и на местах. Советская республика учреждалась на основе свободного Союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.
Второй раздел определял основную задачу, декларируемую Советской властью - уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, подавление сопротивление эксплуататоров и установления социалистической организации общества. Далее подтверждалось отмена частной собственности на землю, декреты о рабочем контроле, национализация банков. Была введена всеобщая трудовая повинность; для защиты результатов революции, декретировалось образование Красной армии и полное разоружение имущих классов.
Третий раздел декларировал принципы советской внешней политики - борьба за мир, отмену тайных договоров, уважение к национальному суверенитету всех народов, полный разрыв с политикой развитых буржуазных государств, порабощающих трудящихся колоний и зависимых государств, одобрялось провозглашение СНК независимости Финляндии, вывод войск из Персии, введенных туда во время первой мировой войны, объявлялась свобода выбора в самоопределении Турецкой Армении, аннулирование займов, заключенных царским, а затем и Временным правительством.
Четвертый раздел провозглашал устранение эксплуататорских классов от участия в управлении Советским государством, подчеркивал принадлежность власти трудящемуся народу и его полномочным представителям - Советам, подчеркивалось, что Советская власть ограничивается, установлением коренных начал федерации советских республик, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное участие в федеральном правительстве и остальных федеральных учреждениях.
Декларация заложила основу конституционного строя РСФСР, магистральных направлений экономической и социальной политики. Выражая желания трудящихся, основные положения декларации, тем не менее, носили ярко выраженную классовую окраску, что существенно ограничивало ее демократический потенциал.
Из декларации прав
трудящегося и эксплуатируемого
народа - классовый характер перешел и
в Конституцию РСФСР,
принятую 10 июля V Всероссийским съездом
Советов 1918 г.
Главной особенностью данной конституции было то, что она не столько создавала новые формы правления, сколько фиксировала и регулировала те формы, которые стихийно складывались в ходе революционной социальной перестройки. В конституции проявилось стремление определить и закрепить географически и идеологически результаты революции, придать им характер цельного правового оформления, покончить с временным статусом "рабоче-крестьянского правительства" страны.3
Конституция законодательно закрепила переход основных средств производства в собственность государства и народа, формальное равноправие наций, федерацию, как форму наиболее приемлемую для многонационального государства.
В сфере публичного права Конституция устанавливала неравноправие различных социальных групп населения. Например, в ходе выборов в высшие органы власти пять голосов крестьян приравнивались к одному голосу рабочего, преимущества городских рабочих в сравнении с крестьянством подчеркивались в ходе многоступенчатых выборов (непосредственно населением избирались только городские и сельские Советы). По смыслу статей Конституции роль крестьянства определялась в качестве "меньшего брата" пролетариата, силы ведомой и направляемой последним. Участие иных социальных групп в выборах органов власти вообще исключалось, равное избирательное право отсутствовало.
Конституция 1918 г. законодательно закрепила сложившуюся систему Советов, подробно рассмотренную в 1 вопросе. Согласно Конституции высшим органом государственной власти признавался Съезд Советов, высшим законодательным, исполнительно-распорядительным и контролируемым органом между съездами - ВЦИК, который образовывал правительство Республики - СНК. Органами Советской власти на местах утверждались областные, губернские, уездные (районные), волостные съезды Советов, городские и сельские Советы и их исполкомы. Вся система органов власти строилась на основе принципа демократического централизма, пришедшего из практики партийного строительства.
Конституция не признавала разделения законодательной и исполнительной властей. И ВЦИК и СНК были в равной мере и законодательными и исполнительными органами. Определения в Конституции, касавшиеся полномочий соответственно Всероссийского съезда Советов, ВЦИК и СНК показывали, главным образом, различия не функций, а места в иерархии.
Функции Всероссийского съезда Советов и ВЦИКа определялись в ст.49 совместно, без какой-либо попытки провести различия между ними. Всероссийский съезд Советов согласно ст.51 имел лишь две функции, которыми не обладал ВЦИК: «установление, дополнение и изменение основных начал Конституции» и «ратификацию мирных договоров». Тем не менее, ст. 49 возлагала на ВЦИК право «утверждения, изменения и дополнения Конституции». Таким образом, единственной четкой прерогативой Съезда Советов можно считать лишь ратификацию мирных договоров.
Подобная система высших органов власти позволяла с максимальным эффектом использовать на практике тактику партийного манипулирования, использовать государство по образному выражению К. Маркса как «работающую корпорацию в одно и то же время законодательствующей и исполняющей законы». Более того, В.И. Ленин считал взаимную сбалансированность различных ветвей власти вовсе необязательной в Советской республике, основанной лишь на «одной всеохватывающей силе - российском пролетариате и его партии».
Конституция не предусматривала реализацию принципов частного права, как и не предусматривала конституционно-правовых ограничений в деятельности государственных органов. Классово-ограниченный характер первой Российской Конституции не позволяет классифицировать государственное устройство ею закрепленное, как демократическое и правовое.
Итак, в условиях гражданской войны опыт очень раннего Советского законодательства вскрыл широкий разрыв между идеалистическими принципами, заложенными в Конституции, и суровой практической реальностью.
Историческое значение Конституции 1918 г. заключалось в создании правовой базы для последующего законотворчества. Однако более существенным было ее воздействие на всю сферу социальных и политических преобразований в стране: она подвергла пересмотру старую систему общественных отношений, декларировав новые принципы и социальные ценности. Вместе с тем она закрепила реальные механизмы власти и формирования ее структур, положив в их основание новую идеологию.
Развитие права
В декретах ВЦИК
и СНК законодательно закреплялся новый
вид собственности - социалистическая.
Декрет «О Земле» отменял частную собственность
на землю, леса, недра, воды. Декретом ВЦИК
в
марте 1919 г. Ранее 27 мая 1918 г. «Основной закон
о лесах» объявил верховную собственность
государства на лесные угодья. 20 июня 1918 г.
СНК принял декрет о национализации нефтяной
промышленности, а 28 июня - Декрет о национализации
всей крупной промышленности, предприятий
железнодорожного транспорта и парковых
мельниц. К объектам социалистической
собственности были отнесены также средние
предприятия, а также муниципальные коммунальные
предприятия и жилой фонд городов.4
Источниками возникновения
государственной
В сфере гражданского права действовала правовая регламентация кооперативной собственности, которая контролировалась государством через национализированный Народный банк. Кооперация в это время фактически являлась придатком органов Наркомпрода.
Частная и личная
собственность постановлением СНК
от 26.10.18 г.
«Об аннулировании государственных процентных
бумаг» ограничивалась верхним пределом
в 10 тысяч рублей. Более того, государство
ограничивало право распоряжения личным
недвижимым имуществом. Так, постановлением
Наркомюста от 06.09.18 г. объявлялась незаконность
купли-продажи строений в сельских местностях.
Усиление позиций государственного запретительного правового регулирования вызвала резкое свертывание гражданского оборота, вызывала широкое распространение подпольных сделок (например: аренду земли у сельских обществ или частных лиц). Имущественные отношения регулировались административно-правовыми методами. Национализация изъяла из оборота основные фонды предприятий. Система и плановых заданий ликвидировала отношения купли-продажи при снабжении предприятий и ставила их в область административного регулирования. Продразверстка ликвидировала договорные отношения.
Сосредоточение экономической деятельности в промышленности и транспорте в руках единого хозяйственного субъекта - государства, принудительная поставка с/х продукции из деревни обусловили слабое регулирование государством обязательственных отношений. Вместо них, в условиях централизации много чаще действовали административно-правовые отношения.
В сфере наследственного права Декретом ВЦИК от 14 апреля 1918г. были установлены ограничения в наследовании родственниками имущества трудовой собственности - размер которой не должен был превышать 10 тыс. руб., излишки отходили государству. Наследование собственности не признанной трудовой по закону и по завещанию не производилось. Это имущество становилось собственностью государства. Нетрудоспособные родственники по прямой линии получали из доли наследства средства в рамках социального обеспечения.
Существенно было урезано авторское и изобретательское право. Государство на основании декрета ВЦИК от 26.11.18 г. имело право национализировать произведения любого автора и изобретателя. Отменялась частная собственность на произведения и изобретения. Передача прав по наследству отменялась.
Информация о работе Становление основ советского права (октябрь 1917 г. – ноябрь 1921 г.)