Становление и развитие приказной системы управления в конце ХV-ХVI веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – комплексный историко-правовой анализ формирования приказной системы управления в России в XV-XVI вв.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть процесс формирования и систему приказов в России
2. Изучить классификацию приказов
3. Исследовать деятельность Приказа тайных дел
4. Выявить особенности приказной бюрократии
5. Проанализировать государственную службу приказной системы
6. Исследовать приказное делопроизводство.

Содержание

Введение
Глава 1. Становление приказной системы в России
1.1 Формирование и система приказов в России
1.2 Классификация приказов
1.3 Приказ тайных дел
Глава 2. Особенности приказной системы государственного управления
2.1 Приказная бюрократия
2.2 Государственная служба приказной системы
2.3 Приказное делопроизводство XV-XVII вв.
Заключение
Список использованных источников и литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

Помимо приказной службы все перечисленные чины должны были нести государеву службу, т.е. в случае необходимости выступать на защиту города, в котором они находились. В связи с этим периодически устраивались специальные смотры боеспособности приказных людей. В 1659г. все подьячие Москвы были организованы в семь сотен.

Основная служба приказных  людей имела специфический характер, т.к. по содержанию она все более  смыкалась с приказной работой, отличаясь от неё в основном местом. Она может быть разделена на 3 части : полковую, посольскую и придворную.

Полковая служба в  меньшей степени касалась думного  дьячества, которое находилось при  полках только во время пребывания на арене военных действий царя и боярской думы. Дьяки же выступали в качестве воеводских товарищей и в качестве руководителей походных полковых шатров. Военные столкновения для них были случайностью. Подьячие бывали иногда хранителями оружия и ценностей. Во второй половине века временная полковая служба стала обычной для подьячих центральных и местных учреждений.

Посольская служба заключалась  в присутствии на приёмах и  проводах послов.

К полковой и посольской службам примыкали так называемые «посылки», т.е. участие в работе временных учреждений на местах, создававшихся для выполнения различных правительственных заданий. думные дьяки почти не принимали участия в подобных делах, иногда для этого использовали приказных дьяков, а чаще всего – подьячих. При этом большинство из них были заняты в работе писцовых комиссий.

Были и другие виды служебной деятельности, присущие только московским приказным людям. К ним  относились службы в объездах по городу и участие в дворцовых церемониях. В объездах обязательно участвовали вместе с объезжими головами дьяки и подьячие приказов. Включение их в объезды было связано с тем, что они по мере необходимости вели записи о происшествиях и другую документацию. Разница между обязанностями дьяков и подьячих состояла только в районе объезда.

Обязательной для московских приказных людей являлась дворцовая  служба, т.е. участие в разного  рода дворцовых церемониях, парадных обедах и др. Особенно сильно были с  этим связаны близкие ко двору думные дьяки. К дворцовой службе следует отнести и участие московских приказных людей в торжественных встречах и проводах приезжавших в столицу иностранных послов, к которым привлекались все служилые чины, начиная со стольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Приказное делопроизводство XV-XVII вв.

 

В этот период в системе  государственного управления не прослеживался  последовательно принцип отраслевого  управления, и только часть приказов являлось органами территориального управления, а часть ведала отдельными отраслями. Общее количество приказов, существовавших на Руси, точно неизвестно, в частности, в XVII в. разные исследователи называют их число от 40 до 70. Во главе отдельного приказа стоял приказной судья (в некоторых приказах судей было по два и более; они назывались товарищами главного судьи), назначаемый из думных чинов. В его ведении состояли дьяки – от одного до трех, а концу XVII в. в крупных приказах – от 6 до 10 человек. В ведении дьяков находились подьячии, которые в соответствии со стажем работы делились на «старых» (старших), «средних» и «молодых» (младших). В крупных приказах подьячии объединялись в «столы», или повытья, - структурные подразделения приказов; деление на столы производилось не по роду дел, а по территориальному принципу. Для приведения в исполнение разных распоряжений существовали различные особые должности – толмачи, трубники, недельщики и др. В их обязанности входило также доставлять переписку приказов по принадлежности, вызывать тяжущихся в суд и др. В деятельности приказов принципы коллегиального и единоличного управления четко не разграничивались. Определенно можно лишь сказать, что распорядительная деятельность всецело принадлежала приказным судьям, роль дьяков была гораздо скромнее. Они наряду с подьячими занимались организацией и ведением делопроизводства. Через их руки в приказ поступали челобитные, доклады, доношения местных правителей, они хранили дела и вели письмоводство. Старшим подьячим, наиболее опытным и уважаемым, и подьячим «средней руки» доверялась работа, связанная с подготовкой решений по делам, хранением дел, опечатыванием архивных сундуков. Младшие подьячие не пользовались особым доверием. Многие царские указы XVII в. обращают внимание на необходимость строго контролировать их работу. За ошибки, допускаемые в официальных документах, подьячих строго наказывали: били батогами, лишали жалования.

Сам процесс приказного делопроизводства шёл по старинке, следуя старым привычным обычаям. Документы обычно размещались на столах, на скамьях, особо ценные - в сундуках-ларях в тех же помещениях, где велась текущая работа и прием посетителей.

В XV в. дорогостоящий пергамент  вытеснила бумага, которую первоначально  также привозили из западноевропейских стран, а со второй половины XVII в. - своя, отечественная. Первую бумажную “мельницу” (фабрику) построили на реке Пахре по приказу патриарха Никона, затем в Москве на реке Яузе. Писали самодельными чернилами. Сочетание железистых чернил и тряпичной бумаги делало текст особенно стойким, он почти не выцветал. Поэтому документы этого периода, хранящиеся в архивах, достаточно хорошо читаются.

Инструментами письма служили  гусиные перья, затачиваемые особым образом перочинным ножом. Лучшими, как отмечают исследователи, считались  перья из левого крыла гуся, а  сама очинка требовала значительного уменья. Написанный текст посыпался мелким кварцевым песком. Московские приказы пользовались песком, привозимым с Воробьевых гор, который считался особенно светлым и чистым. С появлением так называемой скорописи (начертание округлых букв и использование графических сокращений слов и частей слов с вынесением их над строкой) свободно читать такие тексты стало довольно сложно, требовались знания и навыки.

В делопроизводстве приказов продолжала использоваться весьма специфическая  форма документа - столбец (столп, столпик), т.е. свиток из подклеенных друг к другу узких листов бумаги. Важные государственные акты могли иметь особенно большие размеры. Составные части столпа назывались “поставами”. Такое же название получили и сами места склейки листов. Столбец являлся фактически не одним документом, а включал всю совокупность документов дела. Текст в столбцах писался только с одной стороны, оборотная же использовалась лишь для проставления помет, резолюции или адреса. Документы хранились свернутыми в свиток или рулон; для особо важных документов изготавливались специальные футляры, но чаще они хранились просто в ларях, или сундуках. Такая форма документа была неудобной, поскольку много времени уходило на развертывание и свертывание столбца при поиске необходимых сведений. Сама склейка была недостаточно прочной, что приводило к ветшанию и износу документа. Столбцовая форма делопроизводства отменена Петром I.

Наряду со столбцовой формой документа в приказах зародилась и начала применяться тетрадная  форма. Тетрадь - это лист бумаги, сложенный вдвое. Тетради собирались вместе, переплетались по мере необходимости и составляли книги. В форме книг велись списки, финансовые, учетные, регистрационные записи и др. Известно огромное количество разновидностей книг - более трехсот. Это - ужинные, умолотные, денежные и другие книги. Но основной формой документа все-таки оставался столбец, включавший все «производство» по тому или иному вопросу, начиная с инициативного документа (челобитной, памяти), включая все промежуточные документы (справки, выписки из других дел) и заканчивая документом, содержавшим решение. Остальные бумаги, не сформированные в столбцы, тетради или в книги, сгруппировывались в связки, где нередко оказывались самые разнообразные документы.

Видовой состав документов приказного делопроизводства был довольно однообразным. Все существовавшие в этот период документы группируются в следующие основные виды: грамоты (царские указы или указные грамоты), приговоры, наказы, отписки, доклады, памяти, челобитные. Однако внутри каждого вида существовало множество разновидностей.

Важнейшим признаком  официального документа является его  формуляр - совокупность устойчивых информационных элементов (реквизитов, языковых формул) документа, расположенных в определенной последовательности, специфической для каждого вида документа. В документах приказного делопроизводства большинство реквизитов еще не выделилось из текста, т.е. обращение, адресат, дата документа, обозначение автора и др. и собственно содержание документа составляли один сплошной текст. Как правило, документ начинался с обращения, даты или обозначения автора и адресата документа. В заключительной части указной грамоты обозначалась дата ее составления и место, где она была написана

Анализируя формуляр документов приказного периода отмечаются наличие устойчивых форм, образцов, по которым совершалось делопроизводство. В частности, по единому образцу писались наказы воеводам из приказов, включавшие следующие части:

    • вступление в должность нового воеводы, порядок приема должности от прежнего воеводы;
    • постановления о финансовом управлении;
    • отношение воеводы к местному обществу и выборным должностям;
    • постановления о полицейской деятельности воеводы;
    • определение военных обязанностей воеводы, правила его отношения к иноземцам.

Процедура подготовки документов в приказном делопроизводстве включала следующие основные этапы:

    • поступление документа на рассмотрение;
    • подготовка дела к «докладу»;
    • рассмотрение и решение дела;
    • оформление документа, содержащего решение.

Сношения приказов с городами до учреждения почты в 1666 г. осуществлялись с помощью нарочных, ответы воеводам отсылались не с нарочным гонцом, а при случае.

В целом, в приказной  период постепенно создается система  делопроизводства центральных и  местных учреждений, складываются кадры делопроизводственных служащих, создаются устойчивые формы документов и приемы их составления. С середины XVII в. принимаются некоторые меры для наведения порядка в делопроизводстве, появляются отдельные законодательные акты о порядке документирования и составления частных актов.

 

Заключение

 

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие  выводы. Приказы - это органы центрального управления, существовавшие в России в XVI - начале XVIII вв. Приказы являлись постоянно действующими учреждениями и в основу их деятельности был положен (хотя и не полностью выдержан) функциональный принцип. Сам термин произошел от слова «приказ», подразумеваемого как поручение. В удельную эпоху князь поручал - «приказывал» определенный круг дел «боярину введенному». Со временем вокруг единоличного исполнителя возник целый штат помощников. Прообразами приказов были так называемые «пути», «избы» и т.п., а первое упоминание о приказах относится к 1512 г. Приказная система складывалась постепенно.

В 1534 г. возник Приказ Большого дворца, в 1549 г. - Посольский, в 1554 - Приказ Большого прихода и т.д. Административные, судебные и финансовые функции в  приказах не была разделена. Приказы  являлись типичными феодальными  учреждениями, которым для обеспечения их деятельности давались в управления отдельные города и местности. Поэтому даже Посольский приказ, являвшийся дипломатическим ведомством, одновременно с этим управлял четырьмя городами внутри страны и собирал с них налоги. Приказы непосредственно подчинялись царю и Боярской думе.

Во второй половине XVII в. неоднократно предпринимались попытки  преобразовать громоздкую приказную  систему. В 80-х годах часть второстепенных учреждений была подчинена важнейшим  приказом. Нередко, руководство несколькими  приказами передавалось одному боярину. Однако такое соединение во многом было механическим, например, в ведение Посольского приказа передавался не только Малороссийский приказ, что по условиям того времени можно было бы назвать логичным, но и Новгородская, Владимирская и Устюжская четверти, занимавшиеся в основном сбором податей. В целом приказная система оказалась плохо реформируемой, и при Петре I была заменена коллегиями. В XVIII в. сохранились лишь немногие приказы, например, Сибирский приказ, просуществовавший до 1763 г.

Анализ динамики создания новых приказов на протяжении XVI -XVII вв. выявляет тенденции к усилению государственного регулирования различных  сторон жизни общества. Важным представляется то, что к концу XVII в. среди вновь  созданных приказов нет тех ведомств, компетенция которых определялась бы признаком принадлежности к определенному сословию. Характер возникновения приказов на протяжении XVI - XVI вв. выявляет определенные объективные тенденции в эволюции государственного механизма и, вместе с тем, позволяет говорить о системности приказных учреждений.

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Бондырева Т.Н. Секретарское дело: Практ. пособие. – М.: Высш. шк., 1989.
  2. Вернер И.И. О времени и причинах образования Московских приказов. М., 1907.
  3. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. Москва. 1997.
  4. Законодательство Петра I. Под ред. Преображенский А.А., Новицкая Т.Е. Москва. 1997.
  5. Зимин А.А. О сложении приказной системы на Руси. «Доклады и сообщения института истории АН СССР». М.: 1954.
  6. История государства и права России / Под ред. Ю.П. Титова. М.: Проспект, 2006.
  7. История развития российского делопроизводства. Приказное делопроизводство XV-XVII вв. // По материалам учебника «Организация работы с документами» В.А. Кудряева
  8. История России с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. М.: Приор, 2008.
  9. Леонтьев А.К. Образование приказной системы управления в Русском государстве. М.: 1961.
  10. Организация работы с документами: Учебник / Кудряев В.А. и др. М.:ИНФРА-М, 1998.
  11. Петров К.В. Приказная система управления в России в конце XV - XVII вв. Автореф. дисс…канд. юрид. наук. СПб, 2000.
  12. Приказы ,http://www.rus-hist.on.ufanet.ru/prikaz.htm
  13. Устюгов Н.В. Эволюция приказного строя Русского государства в XVII в. // Сборник «Абсолютизм в России XVII в.» Москва. 1964 г.

Информация о работе Становление и развитие приказной системы управления в конце ХV-ХVI веках