Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 12:37, реферат
Данный реферат посвящён Сталинградской битве – одной из величайших битв второй мировой войны.
Тема очень обширна и нижеизложенный материал может не содержать каких-либо моментов того периода, но я постараюсь изложить на этих страницах всё, что происходило в тот период на полях сражения и решения, принимаемые в генштабе
Введение
Германское наступление
Героическая оборона Сталинграда
Контрнаступление
Гибель 6-й армии
Итоги великой битвы
Немецкими летчиками было совершено почти 2000 вылетов, сброшены тысячи тонн бомб. Взрывы, пожары, рушащиеся дома, крики матерей, плач детей и стоны раненых – все перемешалось в этом аду. Горела даже Волга от разлившейся из разбитых цистерн нефти.
Усиленные бомбардировки продолжались в течение нескольких следующих дней, а регулярные авианалеты продолжались с немецкой педантичностью весь оборонительный период битвы. Никто не может ответить на вопрос, сколько мирных жителей погибло в первый день налета. Называют разные цифры: от полутора до десятков тысяч человек. Навсегда день 23 августа станет для жителей Сталинграда днем памяти и скорби.
В последние дни августа немецко-фашистские войска предприняли отчаянные попытки сомкнуть «клещи» силами 6-й полевой и 4-й танковой армий с целью окружения 62-й и 64-й советских армий. В течение двух ночей – на 27 и 28 августа – командование 4-й танковой армией перегруппировало свои силы и перебросило 48-й танковый корпус в район северо-западнее Абганерово. Командующий 64-й армией генерал-майор М.С. Шумилов отдал приказ об отводе войск на новые рубежи, но этот приказ в воинские части не поступил. Сложилась крайне опасная ситуация, когда немецко-фашистские войска могли разгромить советские части, не успевшие вовремя отойти. Фактически 64-ю армию спасли бойцы и командиры 126-й стрелковой дивизии под командованием полковника В.Е. Сорокина. Весь день 29 августа в безводной степи, под палящими лучами солнца, они отбивали атаки многократно превосходящего противника. Только при третьем ударе во второй половине дня до 100 немецких танков прорвали передний край дивизии, но мотопехота была отсечена. За это время части 64-й армии смогли переместиться на новые укрепленные рубежи по реке Червленная.
30 августа с выходом войск 4-й танковой армии вермахта в район населенного пункта Гавриловка создалась угроза разгрома 62-й армии, оборонявшейся на внешнем обводе по реке Дон в районе города Калач, и 64-й армии, оборонявшейся юго-западнее Сталинграда.
В начале сентября положение для защищающихся советских войск складывалось самым критическим образом. Взятие города немецко-фашистскими войсками и для Ставки Верховного Главнокомандования, и для командования фронтом было реальной угрозой, поэтому в городе еще в августе были заминированы все важнейшие объекты промышленного и стратегического значения, а штаб Сталинградского фронта был передислоцирован на левый берег Волги.
Под «неподготовленностью армий» подразумевались все слабости советских войск на первоначальном этапе битвы: слабое артиллерийское и авиационное обеспечение (1-я гвардейская армия, начавшая наступление первой, не имела ни одного артиллерийского полка усиления, ни одного полка ПТО и ПВО), вступление в бой армий по частям после продолжительного перехода и без средств усиления, слабая взаимосвязь отдельных родов войск. Всё это 12 сентября 1942 года заместитель Верховного Главнокомандующего генерал армии Г.К. Жуков и член Государственного Комитета Обороны Г.М. Маленков доложили И.В. Сталину. Сюда можно добавить недостаточное или даже плохое вооружение. Перед войной были сняты с производства «как не оправдавшие себя» противотанковые пушки и бронебойные снаряды калибра 45 и 76 миллиметров, что стало главной причиной ущербной «бутылочной войны» - советским пехотинцам в отсутствии артиллерийского прикрытия приходилось бросаться на немецкие танки с бутылками "КС". Советское командование было вынуждено бросать в бой недостаточно подготовленных, уставших, подчас истощенных солдат (были даже случаи смерти по этой причине). Все это было в пекле Сталинграда.
8 сентября 4-я танковая армия вермахта своим левым флангом сомкнулась у населенного пункта Яблочное с войсками 6-й полевой армии, выйдя к приволжским возвышенностям у западной окраины города в районе поселка Купоросное. Немецко-фашистские войска вели наступление по всему фронту на северных, западных и южных подступах к городу. К исходу 11 сентября им удалось захватить населенные пункты Песчанка и Зеленая Поляна на южных подступах к Сталинграду.
12 сентября на совещании в ставке в Виннице А. Гитлер приказал в кратчайший срок овладеть Сталинградом, чтобы не допустить здесь перемалывания сил вермахта на длительное время. Он исходил из того, что силы советской стороны истощены, и сопротивление на Волге имеет локальный характер.
13 сентября сражение охватило и территорию Сталинграда.
Непосредственную оборону города осуществляли 62-я и 64-я армии. Большую роль в ходе битвы продолжали играть действовавшие северозападнее Сталинграда 63-я, 4-я танковая, 1-я гвардейская, 24-я и 66-я армии, а южнее города — 57-я и 51-я армии.
13 сентября противник нанес удар в стык 62-й и 64-й армий, овладел поселком Купоросное и вышел к Волге. Фланги обеих армий были разъединены, но развить успех дальше враг не сумел. Войска 64-й армии заняли оборону на рубеже южная окраина Купоросной, Купоросная балка, Ивановка.
62-я армия еще 29 августа была передана в состав Юго-Восточного фронта. Войска этой армии, которой с 12 сентября командовал генерал-лейтенант В. И. Чуйков, обороняли центральную и северную части города. Изолированная с севера от войск Сталинградского фронта, а с юга — от основных сил Юго-Восточного фронта, 62-я армия значительно уступала противостоящему ей противнику как в численности личного состава, так и вооружения.
Начав 13 сентября штурм Сталинграда, противник до 26 сентября направлял главные усилия на овладение его центральной и южной частями. Бои носили исключительно ожесточенный характер. Особенно упорная борьба велась в районе Мамаева кургана, на берегу Царицы, в районе элеватора, вокруг вокзалов Сталинград-1, Сталинград-2, на западной окраине Ельшанки.
В течение двух ночей, 15 и 16 сентября, на правый берег Волги переправилась 13-я гвардейская стрелковая дивизия генерала А. И. Родимцева, прибывшая на пополнение обескровленной 62-й армии. Гвардейские части отбросили немецкие войска от района центральной переправы через Волгу, очистили от них многие улицы и кварталы, выбили из вокзала Сталинград-1.16 сентября войска 62-й армии при поддержке авиации штурмом овладели Мамаевым курганом.
16 и 17 сентября особенно напряженные бои шли в центре города. На помощь истекавшей кровью 62-й армии прибыла 92-я морская стрелковая бригада, сформированная из моряков Балтийского и Северного флотов, и 137-я танковая бригада, имевшая на вооружении легкие танки.
64-я армия, продолжавшая удерживать занимаемые ею рубежи, отвлекала на себя часть сил противника.
21 и 22 сентября передовые отряды врага прорвались к Волге в районе центральной переправы. Немцы овладели большей частью города.
На помощь защитникам Сталинграда продолжали прибывать подкрепления. В ночь на 23 сентября на правый берег переправилась 284-я стрелковая дивизия под командованием полковника Н. Ф. Батюка.
В городе, на улицах и площадях которого развернулись яростные бои, все еще находилась часть жителей. Оперативные группы городского комитета обороны, остававшиеся в городе, направляли деятельность уцелевших предприятий. Рабочие ремонтировали поврежденные танки, изготовляли оружие, снаряды, противотанковые средства. Многие жители города с оружием в руках вели борьбу с врагом.
С конца сентября главные усилия врага направились на захват северной части города, где были расположены крупнейшие промышленные предприятия. Упорная борьба проходила также в районе Мамаева кургана и на крайнем правом фланге 62-й армии в районе Орловки. Уличные бои шли на территории рабочих поселков “Красный Октябрь” и “Баррикады”.
Основные силы Сталинградского фронта были отрезаны противником от города. Учитывая это, Ставка в конце сентября переименовала Сталинградский фронт в Донской фронт. Командующим Донским фронтом был назначен генерал-лейтенант К. К. Рокоссовский. Юго-Восточный фронт, войска которого вели бои за город, был переименован в Сталинградский фронт (командующий генерал-полковник А. И. Еременко). Позднее на правом крыле Донского фронта создается новый, Юго-Западный фронт (командующий генерал-лейтенант Н. Ф. Ватутин) .
Командование Сталинградским фронтом стремилось ослабить натиск гитлеровских войск на город. С этой целью были проведены частные операции южнее Сталинграда.
29 сентября — 4 октября войска 51-й армии нанесли контрудар в районе Садовое. Примерно в это же время был нанесен и второй контрудар 57-й и 51-й армиями в районе озер Сарпа, Цаца и Барманцак. Эти контрудары заставили немецкое командование снять часть сил с главного направления, что временно ослабило натиск врага на город. Кроме того, в результате этих действий советские войска овладели выгодными плацдармами для последующего контрнаступления.
В конце сентября создалась угроза прорыва немецко-фашистских войск к Волге в районе площади 9 января и мельницы № 4, где находился командный пункт 42-го гвардейского стрелкового полка 13-й гвардейской стрелковой дивизии. Командир 7-й стрелковой роты этого полка старший лейтенант И.И. Наумов принял решение превратить в опорные пункты два четырехэтажных дома, расположенных параллельно на площади 9 января, и направил туда две группы бойцов. Первая группа состояла из четырех разведчиков под командованием сержанта Я.Ф. Павлова, вторая группа - взвод лейтенанта Н.Е. Заболотного захватили эти дома и закрепились в них. Впоследствии эти дома вошли в историю Сталинградской битвы как «дом Павлова» и «дом Заболотного». На третьи сутки на помощь разведчикам Я.Ф. Павлова прибыло подкрепление, и гарнизон дома увеличился до 24 человек. Гвардейцы при помощи саперов усовершенствовали оборону дома, заминировав все подходы к нему, прорыли небольшую траншею, по которой поддерживалась связь с командованием, доставлялось продовольствие, боеприпасы. Дом стал неприступной крепостью. В течение 58 дней легендарный гарнизон удерживал его.
Из «дома Павлова» вел огонь по противнику один из лучших снайперов 13-й гвардейской стрелковой дивизии сержант Анатолий Чехов, уничтоживший во время уличных боев более 200 солдат и офицеров вермахта. Командир дивизии генерал-майор А.И. Родимцев прямо на передовой вручил девятнадцатилетнему Чехову орден Красного Знамени.
27 сентября в 6 часов утра наступление немецко-фашистских войск началось массированными бомбардировками советских позиций. К 11 часам австрийская 100-я егерская (легко пехотная) дивизия перешла в наступление в направлении на Мамаев курган с целью пробиться к Волге. Атака была сорвана частями 62-й армии. 95-я стрелковая дивизия стремительной атакой после короткого, но сильного огневого налета советской артиллерии очистила от противника западные и южные скаты Мамаева кургана.
И все же итоги этого трудного боевого дня сложились не в пользу защитников города. Пополнив силы, немецко-фашистские войска к 14 часам прорвались на западную окраину поселка Красный Октябрь и в юго-западную часть поселка Баррикады. Здесь разгорелись ожесточенные уличные бои. На отдельных участках части вермахта продвинулись на 2 - 3 км на восток, а также оттеснили 95-ю стрелковую дивизию 62-й армии с западных и южных склонов Мамаева кургана.
В ночь на 28 сентября на правый берег Волги переправились два полка 193-й стрелковой дивизии генерал-майора Ф.Н. Смехотворова, которые сразу же были введены в бой на западной окраине поселка Красный Октябрь. В течение всей ночи артиллерия 62-й армии вела обстрел Мамаева кургана, препятствуя противнику закрепиться на нем. Утром 28 сентября на позиции 883-го стрелкового полка 193-й стрелковой дивизии обрушили свой удар части 24-й танковой и 71-й пехотной дивизий вермахта, но их атаки были отбиты. В ходе этого боя героический подвиг совершил боец 1-й роты М. А. Паникаха. Поднятая им на немецкий танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попадания пули. Весь охваченный пламенем, Паникаха бросился на головную бронированную машину, разбил о решетку моторного отсека вторую бутылку и сам лег на броню танка.
Днем 28 сентября снова разгорелись уличные бои на территории рабочих поселков, причем в поселке Баррикады врагу удалось продвинуться вперед. Самолеты люфтваффе нанесли несколько массированных ударов по советским позициям и переправам, стремясь оборвать связь 62-й армии с восточным берегом. Однако в целом частям вермахта не удалось добиться решающего результата.
29 сентября большие силы немецко-фашистских войск перешли в наступление на правом фланге 62-й армии в районе населенного пункта Орловка. Их целью была ликвидация орловского выступа советских войск, который угрожал флангу немецко-фашистской группировки, действовавшей из района поселка Городище. До конца достичь поставленной цели командованию 6-й полевой армии вермахта не удалось. Орловский коридор лишь сузился на 1000 - 1200 м. Упорное сопротивление советских войск в районе населенного пункта Орловка на целую неделю сковало немецко-фашистские войска. Только 2 октября немецы овладели этим населенным пунктом. Им удалось также продвинуться в районе поселка Красный Октябрь. Но Сталинград продолжал оставаться непреодолимой преградой для вермахта.
В первых числах октября 62-я армия оборонялась на фронте протяженностью 25 км и глубиной от 200м до 2,5 км. К этому времени противник полностью занял территорию города к югу от реки Царицы до Купоросного и вышел на вершину Мамаева кургана, что позволило ему просматривать и простреливать позиции, удерживаемые 62-й армией, а также переправы через Волгу.
Южную часть Сталинграда (Кировский район) стойко обороняла 64-я армия под командованием генерала М. С. Шумилова.
Чтобы лишить войска вермахта преимущества артиллерийской и авиационной поддержки, командующий 62-й армией генерал-лейтенант В.И. Чуйков приказал максимально сокращать (до броска гранаты) расстояние между боевыми порядками советских и немецко-фашистских войск. В результате германскому командованию пришлось отказаться от артобстрелов и авианалётов на передний край во избежание поражения собственных солдат. В свою очередь вся артиллерия 62-й армии была выведена за Волгу, откуда обстреливала не передний край обороны, а место сосредоточения немецко-фашистских войск в тылу перед атакой. Как отмечал В.И. Чуйков, в ходе уличных боёв пришлось отказаться от действий крупными подразделениями и перейти к тактике борьбы малыми штурмовыми группами по 8 - 10 человек, которые атаковали каждое занятое противником здание. Каждую ночь советские штурмовые группы прорывались в расположение противника, не давая ему отдыха, забрасывали гранатами дома, занятые немецкой пехотой, осуществляли минирование и другие диверсии. По туннелям городской канализации штурмовые группы проникали далеко в тыл немецко-фашистских войск. Солдаты вермахта ужасно страдали от вылазок штурмовых отрядов и страшно возмущались этой «крысиной войной», считая, что она противоречит всем правилам военного искусства. Особую роль в ходе уличных боёв играло движение снайперов, которые обучались тут же в Сталинграде. Особенно отличился снайпер из 284-й стрелковой дивизии - В.Г. Зайцев, которому 22 февраля 1943 года было присвоено звание Герой Советского Союза. На его личном счету за время боёв в Сталинграде было 242 солдат и офицеров вермахта. Он не только обучал других бойцов снайперскому искусству, но придумал установить телескопический прицел на противотанковое ружьё для борьбы с пулемётными гнёздами противника.
В северной части Сталинграда противник ценой неимоверных усилий и огромных потерь овладел районом Орловки, углубился на территорию заводских поселков. Гитлеровцы владели территорией центральной и северной частей города: Ерманского, Дзержинского, значительной части Краснооктябрьского, Баррикадного и Тракторозаводского районов. С первых чисел октября начались бои за заводы “Красный Октябрь”, “Баррикады” и тракторный, расположенные к северу от Мамаева кургана.