Сталин – Верховный главнокомандующий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 10:19, реферат

Краткое описание

Уже 23 июня Сталин И.В. подписал Указ о мобилизации и Указ о создании Ставки Главного командования. Сталин быстро преодолел свое потрясение от неожиданного начала войны и энергично приступил к руководству армией и страной в новых, военных условиях. Согласно записям, сделанным его секретарём, начиная с 21 июня 1941 г. вождь постоянно работал, принимая у себя руководителей армии и народного хозяйства страны. 22 июня 1941 г. у Сталина побывали 29 человек, в том числе Ворошилов К.Е., Тимошенко С.К., Жуков Г.К., Молотов В.М., Шапошников Б.М. и другие.

Содержание

1. Сталин – Верховный главнокомандующий
2. Приказ Сталина
3. Литература .

Прикрепленные файлы: 1 файл

Сталин.docx

— 33.11 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное бюджетное 

образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Волгоградская  государственная академия физической культуры».

 

 

 

Реферат

Тема: « Сталин – Верховный главнокомандующий ».

 

 

 

 

 

                                                                                             Выполнил: Николаев Вадим.

студент 2 курса, группа 211

 

 

                                                Волгоград – 2013

 

План  
1. Сталин – Верховный главнокомандующий 
2. Приказ  Сталина 
3. Литература .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сталин – Верховный  главнокомандующий в 1941 году

Уже 23 июня Сталин И.В. подписал Указ о мобилизации и Указ о создании Ставки Главного командования. Сталин быстро преодолел свое потрясение от неожиданного начала войны и энергично приступил к руководству армией и страной в новых, военных условиях. Согласно записям, сделанным его секретарём, начиная с 21 июня 1941 г. вождь постоянно работал, принимая у себя руководителей армии и народного хозяйства страны. 22 июня 1941 г. у Сталина побывали 29 человек, в том числе Ворошилов К.Е., Тимошенко С.К., Жуков Г.К., Молотов В.М., Шапошников Б.М. и другие.

3 июля 1941 г. Сталин выступил  по радио с обращением к  гражданам Советского Союза и  воинам армии и флота. Он  подчеркнул, что «дело идет.., о жизни и смерти Советского государства, о том – быть народам Советского Союза свободными пли впасть в порабощение» (Жуков Г.К. «Воспоминания и размышления», в 3-х т., т. 2., М., 1990 г., с. 106).

Ставка Верховного командования, вначале сформированная во главе с наркомом обороны Тимошенко С.К., затем была преобразована в Ставку Верховного главнокомандования во главе с Верховным главнокомандующим Сталиным И.В. Через девять дней Сталину передается и пост народного комиссара обороны. Этими назначениями было обеспечено единоначалие по управлению Вооруженными Силами.

Между тем события на фронтах  боевых действий развивались стремительно. Немецко-фашистские войска рвались  к Москве, встречая упорное сопротивление Красной Армии. Несмотря на глубокое проникновение немецких танковых клиньев на территорию Советского Союза, темпы их продвижения начали снижаться. Некоторые из войсковых частей Красной Армии, во главе которых стояли опытные и преданные Родине командиры, сумели организовать достойное сопротивление немецким войскам.

 

Созданные в июле главные  командования стратегических направлений, не имевшие в своем распоряжении резервов и лишенные самостоятельности в принятии оперативно-стратегических решений, оказались лишним управленческим звеном и были упразднены. Все три главкома – маршалы Ворошилов, Тимошенко и Буденный – не оправдали надежд Сталина, и он переместил их на второстепенные посты.

В первые месяцы Великой Отечественной войны в составе высшего военного руководства произошли серьезные изменения. Ни один из генералов, командовавших фронтами в июне 1941 г., не удержался в этой должности: один погиб в бою, второй был расстрелян, а троих понизили в должности.

Генерал-лейтенанту Еременко А.И. Сталин поручил руководство  частями Красной Армии на западном направлении. Однако новое назначение оказалось весьма кратковременным.

Когда 29 июня 1941 г. Еременко вместе с Маландиным отбыл в штаб Западного фронта под Могилев, он еще не знал, что основные силы фронта были окружены в районе Белостока. Еременко с остатками войск Западного фронта не смог задержать немецкие войска на Березине, и 3 июля 1941 г. Сталин назначил командующим Западным фронтом Тимошенко С.К., которому удалось организовать ожесточенное сопротивление вражеским войскам.

Верховный главнокомандующий  решил остановить немецкое наступление  в районе Смоленска и приказал командующему Западным фронтом Тимошенко  вместо отдельных контратак с  участием небольших сил фронта организовать крупное контрнаступление с привлечением семи-восьми дивизий с целью отбросить  войска противника к Орше. Однако из-за недостатка сил это предложение  Сталина Тимошенко выполнить  не смог: 30-й армии Хоменко, группе Рокоссовского и частям Качалова не удалось достичь положительного результата.

Став Верховным Главнокомандующим, Сталин еще долго не мог отрешиться от устаревших взглядов на военное  искусство, при решении стратегических вопросов руководствовался не военными, а политическими соображениями, недооценивал роль Генштаба в планировании операций, лучшим способом преодоления возникавших трудностей считал перетряску кадров, замену одних генералов другими (например, с июня по октябрь 1941 г. должность командующего войсками Западного фронта занимали 5 человек: Павлов Д.Г., Еременко А.И., Тимошенко С.К., Конев И.С. и Жуков Г.К.). Такая же кадровая чехарда была на некоторых других фронтах и в армиях.

Правда, в дальнейшем доверие  Верховного к командующим фронтами и армиями возрастет, но он по-прежнему будет внимательно следить за действиями частей Красной Армии, вплоть до дивизий, формируя свою личную оценку деятельности военачальников по управлению подчиненными войсками.

Стоит отметить, что в начальный  период кадровые перестановки проводились  Сталиным под воздействием настроения, а не по соображениям стратегической целесообразности. Так было 29 июля 1941 г., когда Жуков внес единственно возможное в сложившейся обстановке предложение об оставлении Киева и отводе войск Юго-Западного фронта за Днепр, чтобы спасти их от окружения и гибели. Одновременно предлагалось нанести контрудар в районе Ельни для ликвидации образовавшегося выступа. Сталин назвал эти предложения чепухой, Жуков подал в отставку с поста начальника Генштаба. Верховный принял отставку со словами: «Мы без Ленина обошлись, а без вас тем более обойдемся…»

Однако война показала, что обойтись без профессионалов такого уровня невозможно. Уже в качестве командующего войсками Резервного фронта Жуков осуществил запланированный контрудар, в результате которого Ельня была отбита у немцев. В этих боях родилась советская гвардия: четыре стрелковые дивизии, отличившиеся в наступлении, получили звание гвардейских. Было доказано, что наши части могут не только обороняться, но и успешно наступать.

Поскольку Генеральный штаб Красной Армии являлся рабочим  органом Ставки Верховного главнокомандования, то большое число директив войскам  на проведение операций отдавалось Шапошниковым Б.М. и Василевским A.М. от имени Ставки (если сказать точнее – по поручению Верховного главнокомандующего). Конкретные планы боевых действий и приказы на их проведение разрабатывались штабами фронтов и армий, а принимаемые решения доводились до сведения Генерального штаба.

Но директивы на проведение крупных войсковых операций подписывал сам Сталин. Директивами Ставки за подписью Сталина санкционировались создание и дислокация вновь формируемых армий и разграничительные линии между фронтами.

Сталин был беспощаден в отношении старшего командного состава армии, по вине которых, как он считал, были проиграны приграничные сражения. Он быстро расправился с теми, кто командовал войсками во время катастрофы, происходившей на границе. 16 июля 1941 г. ГКО объявил об аресте командующих Западным, Северо-Западным и Южным фронтами. «Расправа с паникерами, трусами и дезертирами и восстановление воинской дисциплины являются нашим священным долгом, если мы хотим сохранить незапятнанным великое звание воина Красной Армии». Девять генералов были арестованы и преданы военному суду. Среди них были: генерал армии Павлов Д.Г., бывший командующий Западным фронтом, его начальник штаба генерал-майор Климовских В.Е., начальник связи генерал-майор Григорьев А.Т. и еще шесть других генералов.

Павлова и его подчиненных  судили 22 июля 1941 г. во время первого  немецкого воздушного налета на Москву. Сталин объявил, что Верховный Суд  признал Павлова и Климовских виновными в трусости, пассивности и некомпетентности, позволив их войскам разбежаться в разные стороны, оставив врагу оружие и боеприпасы, а частям Западного фронта без приказа оставить свои позиции и тем самым дать возможность врагу осуществить прорыв фронта. Григорьев был обвинен в панике, преступной халатности, неспособности организовать надежную связь между штабом Западной группы войск и ее частями, что способствовало потере контроля за их действиями. Четыре генерала, были лишены звания и приговорены к расстрелу, приговор незамедлительно был приведен в исполнение.

«Герой войны в Испании командующий авиацией Западного фронта генерал-майор Копец И.И., избрал для себя другой путь. Он застрелился вечером в первый же день войны, не в силах пережить катастрофу, которая свалилась на его войска. К. Симонов спустя годы написал о нем свою эпитафию: «То, что Копец, один из наших блестящих летчиков-истребителей, герой испанской войны, к двадцати девяти годам, за три года из капитанов ставший командующим авиацией крупнейшего округа, мог застрелиться, наверное, не столько из-за боязни кары, сколько под гнетом легшей на его плечи ужасной ответственности, психологически вполне понятно».

 
Приказ  Сталина  
Чтобы взять ситуацию под более жесткий контроль, Сталин 16 августа 1941 г. подписал приказ под номером 270. Он был составлен в характерном для него стиле, тяжелом, назидательном, с риторическими повторами, жестоко логичном, и звучал как заклинание. Приказ начинался с описания доблести тех, кто стойко сражался до конца. «Но, – говорилось далее, – мы не можем скрывать того, что совсем недавно имел место ряд постыдных примеров сдачи врагу. Генералы вели себя так же, как нестойкие, слабые духом и трусливые рядовые.

Командиры прятались в  свои щели или сидели в штабах вместо того, чтобы управлять боем. При  первых возникших трудностях они  срывали с себя знаки отличия и бежали с фронта. Можно ли было терпеть таких людей в рядах Красной Армии? Нет, конечно, нельзя. Те, кто сдаются, должны уничтожаться всеми доступными средствами, с воздуха и с земли, а их семьи должны быть лишены всех льгот. Дезертиры должны расстреливаться на месте, а их семьи арестовываться. Командиры, не сумевшие как следует управлять солдатами во время боя, должны быть понижены в звании или разжалованы в рядовые и заменены сержантами или солдатами, отличившимися в боях».

Этот приказ не был опубликован  ни в то время, ни многие годы спустя. Но он зачитывался во всех армейских частях, и с ним были ознакомлены высшие партийные и государственные власти во всей стране». (Р. Бретвейт «Москва 1941. Город и его люди на войне», М., «Голден-Би», 2006 г., с. 139 – 140).

Приказ № 270 был со всей своей жестокостью применен даже к тем, кто уже был ранее подвергнут наказанию. Мерецков К.А. был арестован почти одновременно с Павловым, подвергался избиениям. Он сознался во всех обвинениях, выдвинутых против него, и дал показания против Павлова. Однако судьба оказалась к нему более милостивой. В своих воспоминаниях Мерецков написал о том, как он через несколько недель после освобождения был вызван к Сталину.

- Здравствуйте, товарищ Мерецков! Как вы себя чувствуете? – спросил  Сталин.

- Здравствуйте, товарищ Сталин! Чувствую себя хорошо. Прошу разъяснить  боевое задание!

Вскоре Мерецков и сам  судил своих военных коллег… Мерецков К.А. окончил войну маршалом, Героем Советского Союза и одним из командующих во время советской кампании против Японии в 1945 г. Как и Рокоссовский К.К., он никогда не говорил о времени, проведенном в тюрьме.

Несколько генералов, упомянутых в преамбуле приказа № 270, были вне пределов досягаемости Сталина. Генералы Понеделин П.Г. и Кириллов Н.К. попали в плен и были приговорены к смерти в их отсутствие. Оказалось, что в плену они вели себя достойно. В конце войны их освободили американцы и передали советским представителям для репатриации. Сначала им вернули прежние звания. Но в октябре 1945 г. генералы были арестованы, в течение пяти лет их держали в тюрьме, а затем судили и расстреляли в 1950 г. Оба генерала были реабилитированы посмертно в 1954 г.

Крупные ошибки, допущенные Верховным главнокомандующим, стоили колоссальных потерь Красной Армии. В котлах под Вязьмой и Брянском армия лишилась только пленными около 700 тыс. бойцов. Сталин и Генеральный  штаб не учли военно-стратегический урок трагедии под Киевом, который был  обойден противником с флангов, в окружение попали более десяти армий…

Казалось, особенно в ходе контрнаступления под Москвой, что  ранее допущенные ошибки послужили  жестоким уроком, который был хорошо усвоен Верховным Главнокомандующим. Однако вновь, не считаясь с реальными возможностями Красной Армии, под его нажимом зимой-весной 1942 г. были проведены наступательные операции в Крыму, под Ленинградом, на западном направлении. Наступления успеха не имели, а Красная Армия вновь понесла значительные потери… Это ещё раз доказывает серьёзную опасность концентрации огромной власти в одних руках…

Приказ о проведении военного парада 7 ноября 1941 г. Сталин И.В. отдал  еще в конце октября. Командовавший  парадом генерал-лейтенант Артемьев Д.А. в своих воспоминаниях пишет, что это предложение было настолько неожиданным, что было высказано сомнение в целесообразности проведения парада. Но Верховный главнокомандующий указал на недооценку проведения этого мероприятия и потребовал участия в параде артиллерии и танков. Был рассмотрен вопрос о прикрытии на время парада Москвы с воздуха силами авиации ПВО.

Подготовка парада велась скрытно, и участники прохождения  до Красной площади до 6 ноября не знали о его проведении. Командирам войсковых частей, принимавших участие в параде, об их порядке при движении по Красной площади было объявлено в ночь на 7 ноября. Парад предполагалось начать в 8 часов утра. Было точно определено время выхода каждой части в парадный строй. К утру была проведена разметка площади для движения войск, раскрыт от маскировочной защиты Мавзолей и подготовлен военный оркестр во главе с 60-летним капельмейстером Агапкиным В.И., автором марша «Прощание славянки».

Информация о работе Сталин – Верховный главнокомандующий