СССР в послевоенные годы (1945 – 1953гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:45, контрольная работа

Краткое описание

Духовный и нравственный подъем народа, победившего в справедливой, освободительной войне, вызывал в советских людях гордость за свою страну, чувство самоуважения. Благодаря активной пропаганде и сложившемуся стереотипу мышления Победа в сознании подавляющего большинства народа связывалась с прочностью режима и гениальностью советского лидера -- И.В. Сталина, для которого было введено новое звание -- генералиссимус Советского Союза.
Казалось бы, основные трудности преодолены и, несмотря на огромные жертвы страна быстро восстановится и заживет мирной жизнью, а внутренние трудности конца 1930-х гг. и извечная борьба с «врагами» канут в прошлое.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Экономическое развитие СССР в послевоенные годы (1945-1953 гг.)….4

1.2. Голод 1946-1948 гг………………………………………………………..12

1.3. Начало Холодной войны и создание атомной бомбы…………………..14

2. Развитие советской культуры в первые послевоенные годы…………….17

Заключение……………………………………………………………………..22

Список литературы…………………………………………………………….23

Прикрепленные файлы: 1 файл

СССР в первые послевоенные годы контрольн..docx

— 44.64 Кб (Скачать документ)

 

      И.В. Сталин понимал огромную силу воздействия на общество массовой культуры. Вождь пристально следил за журнальными публикациями, новинками литературы. В конце 40-х гг. вопросы литературы и искусства решались на уровне Секретариата и Оргбюро ЦК ВКП(б), часто при личном участии И.В. Сталина. Любое произведение пропускалось через многоступенчатый, контролируемый УПА механизм цензуры. Например, пьеса, чтобы оказаться напечатанной или поставленной на сцене должна была пройти: Главрепертком, местные и республиканские комитеты по делам искусства, Художественный совет, Главное театральное управление Комитета по делам искусства, издательство «Искусство», Главлит, военную или морскую цензуру. Регулярно создавались как рекомендательные, так и «черные» списки произведений литературы и искусства. На основании последних изымали тысячи книг из библиотек, снимали с кинопроката сотни фильмов, меняли музейные экспозиции и репертуар театров.

 

     Направление развития культурной жизни страны задавалось властью разными способами: идеологические кампании, псевдодискуссии, прямые репрессии, с одной стороны, с другой - ежегодные награды и премии, формирование управляемой творческой элиты. Создавалась атмосфера страха, непокорных наказывали, но зато лояльных ожидало материальное стимулирование. Одним из инструментов управления являлись творческие союзы писателей, художников, композиторов, архитекторов. Членство в союзе приносило существенные материальные льготы, возможность публиковать или демонстрировать свои работы, а исключение обрекало на лишения и положение изгоя. Правда, гарантий безопасности принадлежность к творческому союзу не давала.

    Критериями при решении судьбы художественного произведения или его автора служили, прежде всего, прагматические политические оценки «полезности» или «вредности» этого произведения с точки зрения режима.

     Требовалось, с одной стороны, показывать счастливую жизнь советского народа (допускались отдельные, легко исправимые недостатки), трудовые подвиги и свершения, мудрость вождя, с другой -- формировать «образ врага», рисуя страдания угнетенного народа на Западе, агрессивность империалистов, особенно США. Однако лояльные строю, исполненные патриотизма, лакирующие действительность авторы не были гарантированы от монаршего гнева. Часто решающую роль играли личные вкусы вождя, политические интриги партийных функционеров, склоки и доносы самих деятелей культуры. Так как вождь тяготел к классическому стилю, новаторские поиски в любом жанре искусства объявлялись «формализмом» и подвергались гонениям. Для малообразованной партноменклатуры важным считалось, «чтобы было понятно».

      Начинались идеологические кампании с выступления вождя или идеологов партии с критикой какого-нибудь произведения или явления, затем проводились совещания в ЦК, встречи с активом, на которых речи приобретали уже погромный характер. Далее следовало постановление ЦК ВКП(б) или редакционная статья в «Правде», после чего развертывалось широкое обсуждение в печати, находились и обличались новые враги, делались оргвыводы, аресты и т. п. Верховный арбитр мог лично вмешаться, за кого-то вступиться или даже наказать слишком ретивых исполнителей. По такому сценарию разворачивались кампании в 1946 г. по постановлениям ЦК о журналах «Звезда» и «Ленинград», о репертуаре драматических театров, кинофильме «Большая жизнь».

     Редакции журналов были обвинены в проповеди «гнилой безыдейности», «низкопоклонстве», антисоветских выпадах за публикацию произведений критической направленности, показывавших не героизм, а тяготы и будни войны и послевоенного быта или сугубо личные переживания человека вместо общественно значимых проблем. Особый гнев вызвали произведения М.М. Зощенко и А.А. Ахматовой. В выражениях не стеснялись: Зощенко был назван «пошляком» и «подонком», очернившим действительность на страницах детского рассказа «Приключения обезьяны», Ахматову обвинили в чуждом народу «буржуазном эстетстве и декадентстве». В результате журнал «Ленинград» был закрыт, А. Ахматова и М. Зощенко были исключены из Союза писателей, их перестали печатать.

    Власть нравственно ломала и уродовала людей. В одной из книг М.Е. Салтыкова-Щедрина И.В. Сталин жирно подчеркнул понравившиеся слова: «Пишите, мерзавцы, доносы». Ему удалось создать систему, вынуждавшую людей подписывать обличительные письма, писать доносы, разгромные статьи и т. п., хотя выбор всегда оставался. Мало места оставалось и для свободы творчества. Тем не менее, в эти годы продолжали писать и А. Ахматова, и М. Зощенко, и Б. Пастернак, была опубликована и получила Сталинскую премию повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда».

    Некомпетентное, безапелляционное вмешательство партийных чиновников ощущала на себе и советская наука. Насаждалось пренебрежительное отношение к достижениям научно-технической мысли зарубежных стран, догматизм, цитатничество, целые научные направления объявлялись враждебными материализму. Высказывания вождей становились истиной в последней инстанции в любой области научного знания. Общественные науки были загнаны в жесткие идеологические и тематические рамки. Пересматривалась и фальсифицировалась отечественная и мировая история.

     Борьба с космополитизмом распространилась и на ученых. Остракизму подверглись академик И.И. Минц и его «школка» за принижение роли русского народа и русского рабочего класса в отечественной истории. Был распущен старый состав редколлегии журнала «Вопросы истории», запрещен учебник Н.Л. Рубинштейна «Русская историография», гонениям подверглась еврейская профессура, занимавшаяся англо-американской новой и новейшей историей (Л.И. Зубок, И.С. Звавич и др.). За связь с «антипатриотами» распекались последние представители дореволюционной русской профессуры (А.С. Ерусалимский, Р.Ю. Виппер, Е.А. Косминский). Академик Е.В. Тарле, уже подвергавшийся аресту в 30-х гг., но позже награжденный Сталинской премией, был раскритикован за непатриотическую трактовку роли М.И. Кутузова в войне 1812г.

     «Проработка» ученых проходила в виде так называемых дискуссий, организованных аппаратом ЦК ВКП(б), в которых окончательное слово принадлежало «корифею всех наук» И. В. Сталину или одному из идеологов ЦК. В 1947 г. А.А. Ждановым была проведена дискуссия по философии на основе критики книги Г.Ф. Александрова «История западноевропейской философии». Основная идея этого мероприятия - искоренить попытки изучения немарксистской философии, в отношении которой дозволялась только непримиримая борьба.

      Попытки некоторых ученых прекратить нападки на генетику со стороны президента Академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ) Т.Д. Лысенко и его последователей окончились неудачей. Сталин поддержал лжеученого. На сессии ВАСХНИЛ 1948г. противники Т.Д. Лысенко подверглись разгрому. В 1950 г. разогнали школу крупнейшего физиолога академика Л.А. Орбели. «Буржуазной лженаукой» объявили кибернетику.

     На очереди стояла теория относительности и теоретическая физика. Спасла их защита И.В. Курчатова и других ученых-атомщиков. Достижениям советской науки в области ядерной физики власти придавали особое значение. В 1953 г. была испытана термоядерная бомба, разработанная группой ученых и конструкторов, в том числе А.Д. Сахаровым. В целом же по многим направлениям советская наука в послевоенные годы была отброшена на десятилетия назад.

 

Заключение

Экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг., несмотря на все перекосы, следует характеризовать положительно. Достижения в восстановлении и развитии народного хозяйства позволили  СССР создать к началу 50-х годов  значительные сырьевые ресурсы для  успешного развития народного хозяйства  страны в будущем. Была проведена  денежная реформа, которая при всех своих недостатках, все же сумела стабилизировать финансовую систему  страны. В целом можно сделать  вывод, что экономика СССР в 1945-1953 гг. сделала огромный рывок вперед. Однако, экономические достижения были куплены нищетой народа, его бесправием и миллионными жертвами голода 1946-1948 гг. Причем этот голод был вызван не столько засухой, сколько близорукой и откровенно преступной и наплевательской  политикой властей.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Гиоргиева, Т.А. Сивохина. История  России / учебник 2-е издание.

 

2. Верт Н. История советского  государства. 1900-1991 / Н. Верт. - М., 1992.

 

3. Попов В.П. Сталин  и советская экономика в послевоенные  годы / В. П. Попов // Отечественная  история. - 2001. - №3. - С.61-76.

 

4. А.В. Пыжиков // Отечественная  история. - 2002. - №2. - С.152-157.

 

5. Хлевнюк О.В. Советская  экономическая политика на рубеже 1940-1950-х гг. и «дело Госплана»  / О.В. Хлевнюк // Отечественная  история. - 2001. - №3. - С.77-88.

 


Информация о работе СССР в послевоенные годы (1945 – 1953гг.)