Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:59, доклад
Были времена, когда в России внешнеполитическая концепция вмещалась в краткий циркуляр, где говорилось, что Россия «достигла своего естественного развития; ей нечего желать, нечего домогаться от кого бы то ни было» и «остаётся лишь упрочивать своё положение, охранять себя от внешней опасности и развивать внутренние силы, нравственные и вещественные, накопляя запасы средств и умножая своё благосостояние». (1) Это было при императоре Александре III.
Сравнительный анализ Концепций Внешней Политики РФ
Были времена, когда в России внешнеполитическая концепция вмещалась в краткий циркуляр, где говорилось, что Россия «достигла своего естественного развития; ей нечего желать, нечего домогаться от кого бы то ни было» и «остаётся лишь упрочивать своё положение, охранять себя от внешней опасности и развивать внутренние силы, нравственные и вещественные, накопляя запасы средств и умножая своё благосостояние». (1) Это было при императоре Александре III.
К сожалению или к счастью сегодня ситуация в корне иная.
15 февраля на заседании Совета безопасности Владимир Путин представил представил новую «Концепцию внешней политики» нашей страны. По его словам, «основные принципы внешней политики Российской Федерации остаются неизменными». «Это прежде всего открытость, предсказуемость, прагматизм, нацеленность на достижение и отстаивание национальных интересов, безусловно, без всякой конфронтации», — пояснил он.
Я попытась ответить на вопросы, каков правовой статус Концепции, какие внешние изменения послужили мотивацией к принятию новой редакции, и конкретнее что изменилось в ней по сравнению со старой редакцией.
Однако сперва хочется дать определение самому понятию концепции внешней политики. Ответ на этот вопрос мы можем найти в самом тексте концепции где пямо сказано, что она представляет собой «систему взглядов». (3) Если же попытаться дать чуть более подробное определение то - Это система официальных взглядов, устанавливающая направление и приоритеты в вопросах внешнеполитической деятельности нашего гос-ва.
В то же время следует иметь в виду, что документ был утвержден указом президента РФ, то есть все его положения приобрели статус указа президента – это ниже, чем закон, но выше всех остальных правовых актов, включая решения правительства РФ, акты парламента и т.д. то есть концепция имеет достаточно сильный правовой статус.
Итак, при
более подробном рассмотрении Конц
в первую очередь хочется отметить,
что сохраняется
Прежде всего Россия собирается налаживать отношения со своими ближайшими соседями и партнерами – т.е. странами СНГ. Предпочтение отдается формированию Евразийского экономического союза. А также естественно Казахстану и Белоруссии как ближайшим партнерам.
В новой концепции Отдельно упоминается и Грузия. Хочу отметить что учитывая то что конц 2008г была принята чуть менее чем за месяц (15 июля) до всем известных событий в Грузии, в предыд концепции отсутствовало четкое определение отношений с ней и упоминалась только опеспокоенность в связи с «планами приема в члены альянса (НАТО) Украины и Грузии», в нынешней же конц. Отведен отдельный пункт «Россия заинтересована в нормализации отношений с Грузией в тех сферах, в которых к этому готова грузинская сторона», — подчеркивается в концепции.
Похожая ситуация и с Украиной,
выстраивать отношения с Украиной как приоритетным партнером в СНГ, содействовать ее подключению к углубленным интеграционным процессам
что связано с последними усилиями Кремля побудить Укр к вступлению в Тамож союз и отказаться от восточного партнерства, по которому договор об ассоциации должен быть подписан уже в 29-30 ноября в Вильнюсе. Чем вероятно и объясняется гиперактивность Онищенко по запрету Укр Конфет и Молд вина. (простите мое лирическое отступление, оно никак не связано с конц. Внеш пол)
Сразу после СНГ в концепции описывается порядок взаимодействия с Европейским союзом. Ключевой пункт которого отмена виз. Визовый режим, который, очевидно, в ближайшее время снят не будет, МИД называет сдерживающим фактором для развития отношений с ЕС.
Наконец, с США Россия собирается совместно выработать «культуру управления разногласиями»... «придать отношениям между двумя странами большую стабильность и предсказуемость».
Еще один интересный и новый тезис в отношении США звучит след образом: «Россия будет вести активную работу в целях противодействия введению односторонних экстерриториальных санкций США против российских юридических и физических лиц, продвигать инициативы по дальнейшей либерализации визового режима между двумя странами». С большой долей уверенности, что речь идет о «законе Магнитского», принятом в США.
В предверии принятия Концепции об этом намекал Сергей Викторович Лавров который говорил, что «К раздражителю в виде ПРО добавился новый — "закон имени Магнитского", когда была цинично использована человеческая трагедия, чтобы "наказать" Россию и вмешаться в процесс, которым занимается наше правосудие и который еще не завершен. Американские законодатели взяли на себя роль судей в вопросах, касающихся нашей внутрироссийской жизни», — заявил он 23 января
Рассмотрев приоритетную расстановку в новой концепции можно сказать Аналогичная структура содержалась и в прошлой концепции, в 2008 году и кроме того, и в предыдущих концепциях, подписанных и Борисом Ельциным, и позднее Владимиром Путиным, первичный приоритет отдавался отношениям с ближайшими соседями и Востоком, а не с США и Западом. К примеру в документе 1993 года говорилось, что действия России должны быть направлены на «налаживание устойчивых позитивных взаимоотношений со странами «ближнего зарубежья».
Однако и от взаимодействия с Западом РФ ни в одной концепции не отказывалась.
Таким образом, новая концепция, которую представил Владимир Путин, отчетливо декларирует: что основные принципы внешней политики в целом «остаются неизменными»
Теперь давайте рассмотрим любопытные новинки в новой редакции Концепции
Как сказал сам глава гос-ва "В концепции делается акцент на использование современных форм и методов внешнеэкономической работы, включая экономическую дипломатию, внедрение так называемых элементов мягкой силы, встраивания в глобальные информационные потоки"
Таким образом впервые в концепции Внешней политики РФ упоминается мягкая сила как инструмент, и вообще делается такой четко обозначенный акцент на экономическую и публичную дипломатию.
Хочется отметить,
что здесь же дается определение
которое вкладыватся в понятие мягкой
силы: это «комплексный
инструментарий решения внешнеполитических
задач с опорой на возможности гражданского
общества, информационно-
Также, новая редакция исключила ряд целей внешней политики и добавила несколько новых. Например, из Концепции-2013 исключена такая цель, как «создание системы двусторонних и многосторонних партнёрских отношений, призванной обеспечить устойчивость международного положения страны к колебаниям внешнеполитической конъюнктуры» вместо нее включена новая: «укрепление торгово-экономических позиций России в системе мирохозяйственных связей, дипломатическое сопровождение интересов отечественных экономических операторов за рубежом, недопущение дискриминации российских товаров, услуг, инвестиций, использование возможностей международных и региональных экономических и финансовых организаций в этих целях.» Вероятно это изменени во многом обусловлено вступлением России во ВТО.
Нельзя не отметить и новые подходы к вопросу о правах человека. Если в Концепции-2008 (Медвева) одной из целей внешней политики РФ называлась «защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом», то Концепция-2013 там же добавляет ещё и «отстаивание … российских подходов по теме защиты прав человека». Это важно так как МИД России прежде отмечал, что в последнее время на международных форумах права человека всё чаще «используются для одностороннего навязывания неолиберальных концепций, пропагандирующих асоциальный образ жизни и разрушающих человека как личность».
(Ответ официального представителя МИД России А.К.Лукашевича на вопрос СМИ об итогах 22-й сессии Совета ООН по правам человека и участия в ней российской делегац)
Ещё одним важным нововведением Концепции-2013 является действительно концептуальное определение существа сегодняшней ситуации в мире. Именно от верной формулировки такого понимания зависит и верное (или неверное) формулирование внешнеполитической стратегии России. Если Концепция-2008 просто говорила о «фундаментальных и динамичных изменениях», «кардинальной трансформации международных отношений», то Концепция-2013 года даёт этим изменениям качественную характеристику. Отмечено, что существо переходного периода, который переживают международные отношения, заключается в формировании полицентричной международной системы. В новой редакции Концепции говорится, что возможности исторического Запада доминировать в мировой экономике и политике продолжают сокращаться и происходит рассредоточение мирового потенциала силы и развития, его смещение на Восток, в первую очередь в Азиатско-Тихоокеанский регион. При этом выход на авансцену мировой политики и экономики новых игроков на фоне стремления западных государств сохранить свои привычные позиции сопряжен с усилением глобальной конкуренции, что проявляется в нарастании нестабильности в международных отношениях.
Концепции-2008
в разделе «Формирование нового
мироустройства» говорилось о том,
что Россия «заинтересована» в стабильной
системе международных
Имеется и ещё один важный концептуальный вопрос, связанный с зависимостью внешней политики от политики внутренней. При отсутствии концепции внутренней политики Концепция внешней политики неизбежно будет выглядеть не вполне определённой, а то и противоречивой. В связи с этим следует обратить внимание ещё на два важных аспекта новой внешнеполитической концепции.
Во-первых, в отсутствии официальной внутриполитической концепции именно в Концепции внешней политики появились важные направления политики внутренней. Так, если среди целей внешней политики России в Концепции-2008 эта политика была направлена на создание благоприятных внешних условий для «модернизации России, перевода ее экономики на инновационный путь развития, повышения уровня жизни населения, консолидации общества, укрепления основ конституционного строя, правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека и, как следствие, обеспечение конкурентоспособности страны в глобализирующемся мире», то Концепция-2013 года говорит о других целях, а именно об устойчивом и динамичном росте экономики России, ее технологической модернизации и переводе на инновационный путь развития, повышении уровня и качества жизни населения, укреплении правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека. (12) С учётом того, что Концепция-2013 утверждена указом президента, отсюда могут быть сделаны важные, в том числе правовые, выводы.
1) Из
циркулярного сообщения
(2) О курсе на «новый интернационализм»
во внешней политике Китая см. подробнее
статью в газете "Хуаньцю шибао"(Китай)
– перевод: http://www.inosmi.ru /world/ 20130115 /204641939.
html #ixzz 2OOa Am 7TN.
(3) Параграф 2 Кеонцепции-2013.
(4) Впрочем, даже новая КВП не устанавливает
иерархии конкретно названных субъектов
взаимодействия на международной арене.
В то же время ряд аналитиков убедительно
доказывают необходимость (или, по крайней
мере, желательность) установления такой
иерархии в Концепции. (См., например: Третьяков
В., Внешнеполитическая концепция Российской
Федерации? Талантливая пьеса для талантливых
актеров, // Международная жизнь, 2012, №11,
с.90-102).
(5) Параграф 3(е) Концпции-2013.
(6) Ответ официального представителя МИД
России А.К.Лукашевича на вопрос СМИ об
итогах 22-й сессии Совета ООН по правам
человека и участия в ней российской делегации,
// Официальный сайт МИД РФ: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/
(7) С.В.Лавров, «Внешнеполитическая философия
России», // Международная жизнь, 2013, №
3. С.6.
(8) Российское руководство рассматривает
эту тенденцию развития международных
отношений как переломное. На выступлении
перед послами в июле 2012 года президент
РФ прямо заявил, что переживаемый в настоящее
время переходный период «по сути, может
означать очередную смену исторических
эпох» (См.: Международная жизнь, 2012, №
9, с.1).
Информация о работе Сравнительный анализ Концепций Внешней Политики РФ