Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 09:10, контрольная работа
В настоящее время, по причине рассекречивания значительного колличества документов, стали выходить публикации, основанные на неизвестных материалах, что ведет к переоценке и переосмыслению советско-германских отношошений накануне Второй мировой войны.
В первые месяцы после подписания хозяйственного соглашения торговый оборот между двумя странами рос медленно. 8 марта 1940 года в Германию в очередной раз прибыла советская закупочная комиссия во главе с Тевосяном в составе около 60 человек. К этому времени в результате изучения возможностей размещения в Германии заказов на нужные СССР изделия была уточнена программа заказов. Они стали формироваться быстрее. При этом советские представители добивались установления приемлемых цен (на среднем мировом уровне) и минимальных сроков их изготовления. Но уже в апреле СССР пришлось использовать свое право "временно приостановить свои поставки" по причине низкого «энтузиазма» в поставках с немецкой стороны – поставки остро востребованных нефти и зерна были прекращены. В результате поставка немецких товаров активизировалась – С 25 апреля по 15 мая Германия поставила: два самолета "Дорнье-215", пять самолетов "Мессершмитт-109Е", пять самолетов "Мессершмитт-110", два самолета "Юнкерс-88", три самолета "Хейнкель-100", три самолета "Бюккер-131" и три самолета "Бюккер-133". 5 июня было получено ещё два самолета "Хейнкель-100" - уже в конце мая в Ленинград пришёл «Лютцов». За первые шесть месяцев (по август 1940) действия соглашения СССР осуществил только 28% предусмотренных на год поставок – из Германии было направлено оборудования 84,2 млн.рейхсмарок, а СССР направил сырья на 119,1 млн.рейхсмарок. Поставки из СССР составляли всего 6,9% общего импорта Германии за эти месяцы. В августе 1940 г. была проведена проверка хода выполнения соглашения, оказалось, что германские поставки все же серьёзно отставали от советских. Для изменения положения СССР отказался от некоторых заказов с длительными сроками поставок. Шнурре в записке от 28 сентября отмечал, что русские хотят ограничиться только теми заказами, поставки по которым могут быть осуществлены в течение 8-10 месяцев.6
12 сентября 1940 Микоян предупредил Шнурре, что ввиду отставания германских поставок советская сторона вынуждена будет сократить или временно приостановить экспорт в Германию. По сравнению с третьим кварталом в четвёртом квартале 1940 г. экспорт в Германию был уменьшен в два раза, а в начале 1941 г. сокращен ещё больше. Несмотря на это с августа по декабрь 1940 из СССР в Германию было экспортировано сырья на 259,6 млн.рейхсмарок, а СССР получил товаров только на 121,6 млн.р-м.
Молотов и Микоян в переговорах с Шуленбургом, Риттером и Шнурре настойчиво добивались увеличения германских поставок. Этот вопрос был в центре внимания также 13 ноября 1940 года в Берлине в беседе Молотова с Герингом. Геринг ссылался на то, что Германия находится в состоянии войны, поэтому имеются трудности с поставкой военной техники, а советская сторона желает получать прежде всего именно её. Задержка в поставках связана и с тем, сказал он, что советские заказы - это высококачественные и сложные изделия. Кроме того, они сосредоточены в одной, т.е. военной, области. Заказы было бы легче выполнить, если бы они шире распределялись и по другим отраслям экономики. Затрудняется дело и тем, что русские иногда не имеют четкого представления о том, что именно заказывать, меняют свои заказы. Но Геринг заверил, что все возможное будет сделано и отставание в поставках будет ликвидировано
Принятые советским правительством меры по выравниванию объёма взаимных поставок дали свои результаты. В декабре 1940 г., а также в январе 1941 г. германский экспорт в СССР превысил советский экспорт в Германию.
За 1940 г. Германия получила из Советского Союза 657 тыс. т нефтепродуктов, т.е. 4,6% её общих годовых запасов. В СССР в 1940 году было добыто 31,1 млн. т нефти , т.е. экспорт нефтепродуктов в Германию составлял 2,1% от общей добычи нефти в стране. Зерна было выращено в СССР в 1940 г. 95,6 млн. т , а экспортировано в Германию менее 1 млн. т , т.е. около 1%. Основную часть этого экспорта составлял ячмень (732 тыс. т) и овес (143 тыс. т), пшеница - всего 5 тыс. т. В импорте Германии СССР занимал пятое место (после Италии, Дании, Румынии и Голландии).7
Подводя итоги, следует отметить что из Германии СССР получал в основном сложную наукоемкую продукцию, военную технику и оборудование для промышленности, в то время как от СССР Германия имела быстрорасходуемое сырье (цветные металлы), а так же продукты питания. Поэтому выгодность данных соглашений для Советского Союза очевидна.
Глава 2. Сотрудничество СССР и Германии в сфере политики.
2.1. «Пакт Молотова-Риббентропа».
Договор был подписан после
провала московских
В ходе переговоров обнаружилось нежелание Англии и Франции дать конкретные военные обязательства и разработать реальные военные планы для противодействия возможной германской агрессии. Более того, параллельно с московскими переговорами английское правительство проводило переговоры в Лондоне с германскими представителями о разграничении сфер влияния. И это еще более усилило опасения советского правительства в том, что его западные партнеры стремятся направить гитлеровскую агрессию на восток, ту агрессию, которая уже привела к «Мюнхенскому сговору» и разделу Чехословакии. В результате провала московских переговоров СССР потерял надежду на создание военной коалиции с западными державами и оказывался в обстановке враждебного окружения, когда на Западе его потенциальными противниками были как страны «санитарного кордона», так и Германия, а на Востоке в роли агрессора выступала милитаристская Япония. В этих условиях СССР был вынужден согласиться на предложения Германии о начале переговоров о заключении договора о ненападении. Позиция западных держав предопределила срыв московских переговоров и поставила Советский Союз перед альтернативой: оказаться в изоляции перед прямой угрозой нападения фашистской Германии или, исчерпав возможности заключения союза с Великобританией и Францией, подписать предложенный Германией договор о ненападении и тем самым отодвинуть угрозу войны. Обстановка сделала неизбежным второй выбор.8
23 августа 1939 года после
трехчасовых переговоров в
Приложенный к нему секретный протокол определял разграничение сфер интересов двух стран в Европе. Особый смысл имели положения протокола о том, что «в случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР... В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского государства, границы сфер интересов Германии и СССР будут приблизительно проходить по линии рек Нарева, Вислы и Сана... Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявляется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях». Это означало, что в случае войны немецкие войска не будут вторгаться в Латвию, Эстонию, Финляндию и Бессарабию, а на территории Польши продвигаться дальше названных рек.
Договор и протокол стали
политико-юридической базой
“Договор о ненападении между СССР и Германией является поворотным пунктом в истории Европы, да и не только Европы”, - провозгласил В.М.Молотов на заседании Верховного Совета СССР 31-го августа 1939 года.
Как показало дальнейшее развитие событий, «пакт Молотова—
Риббентропа» в значительной степени предопределил победный исход Великой Отечественной войны. Кто знает, если бы у СССР не было двух дополнительных лет подготовки к отражению агрессии, немецкие армии, начав наступление с прибалтийского плацдарма, могли бы быстро дойти до Москвы. Вместе с тем послевоенная публикация секретного протокола, в котором подписавшие его государственные деятели фактически решали судьбы третьих стран без их участия, вызвала справедливое осуждение этих деятелей в СССР и других странах мира.
2.2. Договор о дружбе и границе между СССР и Германией.
Германо-советский договор о дружбе и границе — договор между нацистской Германией и Советским Союзом от 28 сентября 1939 года, подписанный после вторжения в Польшу армий Германии и СССР министром иностранных дел Германии Риббентропом и наркомом по иностранным делам СССР Молотовым.
Секретные дополнительные протоколы Договора корректировали «сферы интересов» Германии и СССР, оговорённые 23 августа того же года в Пакте Молотова — Риббентропа, а также координировали недопущение «польской агитации» на территории захваченной Польши.10
В прессе была опубликована только основная часть договора без дополнительных протоколов.
К договору прилагалось три секретных протокола — один конфиденциальный и два секретных. Конфиденциальный протокол определял порядок совершения обмена советскими и германскими гражданами между обеими частями разделённой Польши, а секретные корректировали зоны восточноноевропейских «сфер интересов» в связи с разделом Польши и предстоящих «специальных мерах на литовской территории для защиты интересов советской стороны», а также устанавливали обязательство сторон пресекать любую «польскую агитацию», затрагивающую интересы сторон.
В ходе вторжения в Польшу немцы заняли Люблинское воеводство и восточную часть Варшавского воеводства, территории которых, в соответствии с Пактом Молотова-Риббентропа, находились в сфере интересов Советского Союза.11 Для того, чтобы компенсировать Советскому Союзу эти потери, был составлен секретный протокол к этому договору, в соответствии с которым Литва, за исключением небольшой территории Сувалкийского района, переходила в сферу влияния СССР.12 Этот обмен обеспечил Советскому Союзу невмешательство Германии во взаимоотношениях с Литвой, что в результате привело к основанию Литовской ССР 15 июня 1940 года.
Подводя итоги вышесказанному, следует отметить невозможность отказа от заключения пакта и секретных протоколов к нему со стороны СССР, по причине неготовности Советского Союза к войне. В этом положении любая отсрочка военных действий была ему жизненно необходима.
Заключение.
В своей работе
я постаралась
Германия с 1925 года устанавливает с нами торговые отношения, в то время как СССР еще не был признан миром как суверенное государство. Вплоть до самого начала войны в июне 1941 года торгово-экономические связи продолжали играть в экономиках обеих стран весомую роль. В какой-то степени Германия своими технологиями даже поспособствовала победе СССР в войне.
Что же касается политики, то вынужденность заключения “Пакта Молотова-Риббентропа” и более позднего “Договора о дружбе и границе между СССР и Германией”, на мой взгляд очевидна, вследствии антисоветской направленности политики Англии и Франции в тот перид времени.
1 Сиполс В.Я. Внешняя политика Советского Союза 1936-1939. М.,1987. С.5.
2 Там же. С. 324.
3 СССР – Германия 1939. Документы и материалы апрель – октябрь 1939 года. М.,1989. С.56-59.
4 Шевяков А.А. Советско-германские экономические связи в предвоенные годы. // Социологические исследования, 1995, № 5. С.14-16.
5 Сиполс В.Я. Торгово-экономические отношения между СССР и Германией в 1939-1941 гг. в свете новых архивных документов. // Новая и новейшая история, 1997. № 2. С. 34-35.
6 Сиполс В.Я. Торгово-экономические отношения между СССР и Германией в 1939-1941 гг. в свете новых архивных документов. // Новая и новейшая история, 1997. № 2. С. 35-36.
7 Сиполс В.Я. Торгово-экономические отношения между СССР и Германией в 1939-1941 гг. в свете новых архивных документов. // Новая и новейшая история, 1997. № 2. С. 37.
8 Большая Советская энциклопедия. М., 1971.Т.5. С.480-481.
9 История России XX — начала XXI века. М., 2006. С. 487.
10 СССР – Германия 1939. Документы и материалы апрель – октябрь 1939 года. М.,1989. С.118-121.
11 Фляйшхауэр И. Пакт. Гитлер, Сталин и инициатива германской дипломатии.1938-1939. М., 1990. С.307.