Советское государство и право в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 15:20, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является освещение проблем, связанных со становлением абсолютной монархии в России, а также как менялась правотворческая и правоисполнительная деятельность в военные годы, обнаружить преобразования в Советской правовой системе, которые позволили объединить и направить весь народ в отражение нападения захватчика, рассматривая её отдельные отрасли.
Контрольная работа состоит из двух глав. В первой главе исследуются причины и развитие абсолютизма в России. Вторая глава посвящена вопросу изменений возникших в государственном аппарате и праве Советского Союза в период Великой Отечественной войны.

Содержание

Введение. 3
Становление абсолютной монархии в России.
Отмирание сословно-представительных учреждений и вызревание
предпосылок абсолютизма. 4-7
1.2 Формирование мощного бюрократического аппарата и регламентирование всех проявлений общественной жизни. 8-11
1.3. Публично-правовые принципы абсолютизма. 11-13
2.Советское государство и право в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).
2.1 Изменения правотворческой и правоисполнительной деятельностей в условиях войны. 13-20
2.2.Изменения права в военные годы. 20-31
Заключение. 32
Список литературы. 33

Прикрепленные файлы: 1 файл

История государства и права.doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)

Война вынудила Советское государство приостановить действие некоторых норм Конституции до окончания войны, а другие видоизменить в соответствии с чрезвычайной обстановкой. Конституционные гарантии свободы слова, печати, митингов, шествий, демонстраций, неприкосновенности жилища и тайны переписки не могли в условиях войны осуществляться в том же объеме, что и до нее. Они увязывались с необходимыми дополнительными мерами предосторожности и контроля, диктуемыми обстановкой военного времени. Некоторые институты советского права, не применявшиеся в мирных условиях, во время войны получили весьма значительное применение, стали важным инструментом решения новых сложных проблем.

Многие нормативные акты, принятые во время войны, исчерпали себя еще до ее окончания, другие - вскоре после конца войны. Но ряд актов военного времени был рассчитан на перспективу, на сравнительно долговременное действие. Подобная устремленность законодательства в будущее, намерение советского законодательства в ходе войны решать вопросы так, «как это должно быть после войны», основывались на глубоком убеждении партии и всего народа в торжестве своего дела, в победе СССР.

Условия войны ограничивали нормотворческую деятельность представительных органов власти всех ступеней, включая и Верховный Совет СССР. Значительно большую, чем раньше, роль в нормотворчестве стали играть Президиум Верховного Совета СССР и Президиумы Верховных Советов союзных республик, СНК СССР. Многие указы законодательного характера к тому же не вносились тогда на утверждение Верховных Советов. Во время войны обычный для издания советских законов порядок не всегда мог быть точно соблюден, он был упрощен, приспособлен к быстро меняющейся военной, политической и хозяйственной обстановке. Законопроекты уже не направлялись на широкое обсуждение, а оперативно обсуждались соответствующими комиссиями. Некоторые из правовых актов, как и до войны, публиковались для всеобщего сведения в центральной и местной печати, другие объявлялись приказами народного комиссара обороны СССР, третьи - в целях сохранения военной тайны - не публиковались, а доводились лишь до сведения соответствующих лиц и учреждений, призванных обеспечить их проведение в жизнь.

Во вражеском тылу в ряде районов сохранялись непрерывность и преемственность действия советских правовых норм. Органы, представлявшие там Советскую власть, издавали постановления, распоряжения, приказы на основе Советской Конституции, советского законодательства.

И в условиях войны продолжал проводиться в жизнь принцип социалистической законности. Это положение справедливо не только для тыла, но и для Советских Вооруженных Сил. Они в суровые годы войны не только строго соблюдали советскую социалистическую законность, но и нормы международного права, законы и обычаи войны. На страже социалистической законности стояли органы правосудия и прокуратуры, а в вооруженных силах - командиры и политработники, органы военной прокуратуры и военной юстиции. Не только судебная, но и административная практика основывалась на законах.

Хотя в целях быстрой и решительной борьбы с преступлениями, представлявшими во время войны наибольшую опасность, была расширена компетенция военных трибуналов и упрощена процедура судебного разбирательства дел, но и при этом основные принципы организации и деятельности органов правосудия, установленные Конституцией СССР, оставались незыблемыми. Так же, как и в мирное время, соблюдались принципы гласности, устности и непосредственности. Не было существенных отступлений от них и при рассмотрении дел в действующей армии.

Введение военного положения в ряде республик и областей страны повлекло за собой установление особого правового режима, то есть возложение на граждан ряда дополнительных обязанностей в интересах обороны и разгрома врага, а именно: трудовой повинности, автогужевой повинности, военно-квартирной обязанности, мобилизации для военных нужд транспортных средств и другого имуществ.

Таким образом, и в условиях войны оставались незыблемыми конституционные принципы советского общественного и государственного строя, основные права и обязанности граждан. Право полностью сохранило свой социалистический характер. Расширение сферы административных методов руководства, суровые меры, которые нередко вынуждено было применять Советское государство в отношении нарушителей законов и дисциплины, продиктованные необходимостью, не колебали основных принципов социалистического права. Оно во многом способствовало претворению в жизнь лозунга: «Все для фронта, все для победы!». Оно содействовало созданию крепкого, организованного тыла, переводу экономики страны на военные рельсы, играло роль эффективного регулятора общественных отношений, укрепления дисциплины и организованности.

2.2.Изменения права в  военные годы.

Гражданское право

Сначала следует отметить, что советское законодательство считалось действовавшим не только на территорию, находящеюся под защитой советских войск, но и на область, временно оккупированную врагом. Поэтому гражданско-правовые сделки, совершенные территории за время её оккупации, если они противоречили закону или не соответствовали интересам советского государства, признавались недействительными. Советское гражданское право не претерпело существенных изменений.

Расширялись права государства в отношении некоторых объектов права личной собственности. Так, граждане были обязаны временно сдать радиоприемники, применялись реквизиции некоторого имущества, например, лодок в местах переправ и т.д. Граждане освобожденных территорий обязаны были сдавать органам государства трофейное имущество, а также брошенное имущество, собственники которого не известны, все присвоенное во время оккупации имущество, как государства, так и граждан. Постановление СНК и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. обязало совнаркомы, облисполкомы и обкомы восточных областей и республик возвратить колхозам освобожденных районов скот, который в свое время был эвакуирован на восток.

Преобразования в обязательном праве стремились на сужения применения гражданско-правовых договоров и расширения применения административно правовых, плановых задач. Это касалось, прежде всего, военной продукции, поставок нефти, угля, металла и т.д. Война не являлась основанием для неисполнения обязательств. Естественно, в военных условиях особое внимание уделялось договору жилищного найма. Управление имуществом осуществлялось в соответствии с требованием хозяйственного расчета. Много было сделано для защиты прав и законных интересов советских граждан. Законодательство военного времени в особом порядке защищало жилищные права военнослужащих и их семей. Указанием Пленума Верховного Суда СССР от 23 июня 1941 г. были приостановлены все дела по искам о выселении из жилых помещений военнослужащих и членов их семей. Постановлением СНК СССР от 5 августа 1941 г. за военнослужащими сохранялась их жилая площадь, которая освобождалась от квартирной платы, а плата за площадь, занимаемую членами семей военнослужащих, взималась на льготных условиях. Особый жилищно-правовой статус имели лица, эвакуированные на Восток. Постановлением СНК СССР от 16 февраля 1942 г. эвакуированные рабочие и служащие получали жилплощадь на новом месте жительства, а их квартиры поступали в распоряжение исполкомов местных Советов и предоставлялись в первую очередь рабочим и служащим оборонных предприятий, остававшихся в данном городе. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 12 ноября 1942 г. граждане, возвращавшиеся из эвакуации, могли в судебном порядке требовать освобождения своей жилплощади присоблюдение ими трёх условий:

- их эвакуация была в свое  время документально оформлена;

- квартирная плата вносилась своевременно;

- лица, поселившиеся на их площади, получили ее хотя и в установленном  порядке, но не ввиду разрушения  того дома, где они жили;

В тех условиях соблюдение этих правил было делом непростым. В связи с войной, когда много людей погибло, был значительно расширен круг наследников. Кроме детей, супруга и иждивенцев, как это было ранее, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. предоставил право наследования трудоспособным родителям, братьям и сестрам. Каждый гражданин мог по завещанию оставить все свое имущество или часть его одному или нескольким лицам из числа упомянутых в Указе, а также государственным органам или общественным организациям. Однако завещатель не мог лишить своих несовершеннолетних детей и других нетрудоспособных наследников доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону. При отсутствии лиц, указанных в законе, имущество можно было завещать любому лицу.

Трудовое право

Для обеспечения безостановочной работы предприятий, замены работников, ушедших в вооруженные силы, для проведения оборонных, строительных работ, заготовок топлива, восстановления транспорта, охраны военных объектов, борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и т.д. вводились чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. "О военном положении" предоставил право военным властям привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения ряда вышеперечисленных работ. Указом от 26 июня 1941 года «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства было дано право устанавливать с разрешения СНК СССР как для всех рабочих и служащих предприятий, так и для отдельных цехов, участков и групп, рабочих и служащих (кроме беременных женщин, начиная с шестого месяца беременности, а также женщин, кормящих грудью, - в течение шести месяцев кормления) обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 ч в день. Лица, не достигшие 16 лет, могли быть привлечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более 2 ч в день. Оплата сверхурочных работ производилась в полуторном размере. Во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях отменялись очередные и дополнительные отпуска, за исключением отпусков работника до 16 лет, в случае болезни, по беременности и родам. Они были заменены денежной компенсацией, которая переводилась в сберегательные кассы в качестве замороженных на время войны вкладов рабочих и служащих.

Для обеспечения рабочими руками важнейших, работавших на нужды обороны, предприятий, строек военной промышленности и других отраслей народного хозяйства Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. признавалась необходимой мобилизация трудоспособного городского населения на период военного времени для работы на производстве и строительстве. Мобилизации подлежали мужчины в возрасте от 16 до 55 лет, а женщины - от 16 до 45 лет, не работавшие в государственных учреждениях и предприятиях. От мобилизации освобождались лица мужского и женского пола в возрасте от 16 до 18 лет, которые подлежали призыву в школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища, согласно контингентам, устанавливаемым СНК СССР, а также женщины, имевшие грудных детей или детей в возрасте до 8 лет, в случае отсутствия других членов семьи, обеспечивавших уход за ними; учащиеся высших и средних учебных заведений. Для выполнения срочных неотложных работ допускалась трудовая повинность граждан сроком до 2 месяцев. Лица, уклонявшиеся от мобилизации, привлекались к уголовной ответственности - к принудительным работам по месту жительства на срок до 1 года. Для выполнения временных, неотложных работ постановлением СНК СССР от 10 августа 1942 г. предусматривалась возможность привлечения граждан к трудовой повинности (помимо стихийных бедствий, пожаров и т.д.) для оборонных работ, заготовки топлива и т.д. на срок до двух месяцев.

Государство предоставляло льготы инвалидам Великой Отечественной войны, которые по временной нетрудоспособности получали пособие в размере полного заработка независимо от стажа работы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 г. была учреждена медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".

 Семейное право

Серьёзное снижение числа населения СССР, из-за людских жертв, которых требовала

война, потребовало издания ряда законодательных актов, направленных на дальнейшее укрепление института брака, повышение рождаемости и поощрение многодетных семей, решение вопроса об одиноких матерях и облегчение устройства детей-сирот.

Меры, предусматривающие дополнительную охрану интересов матери и ребенка и направленные на увеличение народонаселения Советского Союза, начались уже в самом начале войны. С 1 октября 1941 г. вводился налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. Для беременных женщин выдавались дополнительные пайки. 1 сентября 1942 г. СНК СССР принял постановления, установившие новый порядок выдачи пособий по беременности и родам женщинам - служащим вольнонаемного состава войсковых частей и учреждений, а также пособий по беременности и родам женщинам - военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава, уволенным из Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД СССР. Улучшилась организация ясельного обслуживания.

Условия военного времени привели к необходимость проведения мероприятий по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. 23 января 1942 г. был издан первый общесоюзный акт, содержавший правила о патронате. Им предусматривалось направление детей, оставшихся без родителей, в приемники-распределители, а оттуда в детские учреждения или на патронирование в семьи трудящихся. На каждого патронируемого выплачивалось пособие в сумме 50 руб. в месяц. Обеспечение одеждой проводилось за государственный счет. Вопросам патронирования, опеки и усыновления посвящалась специальная Инструкция Наркомздрава и Наркомюста РСФСР от 8 апреля 1943 г., в которой указывалось, что основной задачей опекуна является забота о содержании подопечного, воспитание его в духе коммунистической морали.

Многочисленные случаи приема советскими гражданами в свои семьи осиротевших детей были проявлением высокого патриотизма и гуманизма. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943 г. разрешалось записывать малолетних детей в актах гражданского состояния не как усыновляемых, а как собственных детей с присвоением ребенку фамилии и отчества усыновителя.

Значительную роль в укреплении советской семьи, ее материального благосостояния и правовой устойчивости сыграл Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства». Медалью награждались матери, родившие и воспитавшие пять и шесть детей, а семь и более - орденом, десять - почетным званием "Мать-героиня". Указ установил выплату государственного пособия многодетным матерям с рождений не седьмого, а третьего ребенка. Денежные суммы единовременного и ежемесячного пособия возрастали при рождении каждого последующего ребенка. Изданное в развитие Указа Положение СНК СССР от 18 августа 1944 г. устанавливало, что при определении государственного пособия по многодетности учитываются все дети - как проживающие совместно с матерью, так и отдельно от нее. Государство приняло на себя расходы по содержанию детей одиноких матерей, выдавая им денежные пособия, принимая их на безвозмездное воспитание в детские дома. Мать имела право взять обратно своего ребенка из детского учреждения. За время нахождения ребенка в детском учреждении государственное пособие на ребенка не выплачивалось.

Информация о работе Советское государство и право в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)