Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 18:14, реферат
Также следует заметить, что приобретённые опытным путём знания в результате действия НЭПа не утратили своего значения и сегодня. С переходом к рыночным отношениям опыт деятельности частных товаропроизводителей должен быть использован в интересах быстрого подъема производства, развития товарооборота. Главный положительный урок НЭПа – преимущество смешанной, многоукладной экономики перед единой, однообразной, только государственной. Такая система оказалась жизнеспособной и дала положительные результаты, но этот же опыт показал и огромные трудности во взаимодействии частного и государственного сектора в экономике.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Социально-экономическое положение республики
после гражданской войны………………………………………………………5
2 Сущность новой экономической политики…………………………………..9
3 Итоги и уроки новой экономической политики……………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список используемых источников………………………………………….......20
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
После гражданской войны, иностранной интервенции народное хозяйство Советской страны находилось в труднейшем положении.
Потери России в результате первой мировой и гражданской войн составили более 40 млрд. золотых рублей, что превышало четвёртую часть всего довоенного богатства страны. Погибли, стали инвалидами более 20 млн. человек [2,c.392] .
Вместе со страной трудности переживала Беларусь. Ко времени окончания гражданской войны её положение среди других советских республик было наиболее тяжёлым. Ведь семь лет она являлась ареной военных действий. От террора, грабежа и разбоя оккупантов Беларусь потеряла более 158 тыс. мирных жителей [3,c. 99].
Общая сумма убытков, причинённых народному хозяйству Беларуси только польской интервенцией, составила более 52 млн. рублей в золотой довоенной волюте [2,c. 393].
Более половины фабрик и заводов было уничтожено, промышленное производство сократилось в 5 раз. Доля промышленности в экономике страны составляла только 21 % к уровню 1913 года [4].
Отрасли промышленности, которые не были связаны с выполнением военных заказов - деревообрабатывающая, винокуренная, стеклянная, спичечная, бумажная и другие, пришли в упадок в годы империалистической страны. К моменту перехода к мирному времени из 17 стеклозаводов работал только один, а из 220 винокуренных заводов могли давать продукцию только 27 [15, c.226].
Лёгкая промышленность из-за отсутствия топлива и сырья не удовлетворяла даже самого минимального спроса населения в предметах первой необходимости.
Следует учитывать и тот факт, что Беларусь никогда не имела крупной индустрии, промышленность всегда находилась в непосредственной связи с сельским хозяйством и местным сырьём, и её восстановление и развитие определялась этими источниками [16, c.22].
Объём промышленного производства с 1913 по 1920 года снизился на 23,3 %. В результате немецкой, а затем польской оккупации промышленность Минского экономического района была полностью дезорганизована[5,c.8]. Зимой 1920 - 1921 годов в Минске не было топлива и не работал транспорт: отступавшие польские войска сожгли железнодорожный вокзал, городскую электростанцию, более трети магазинов и др. Предприятия Минска были обеспечены топливом всего на четверть [1,c.79].
Тяжёлое состояние производительных сил Беларуси нашло своё отражение в ряде документов, в частности в докладе председателя СНК на III съезде КП(б)Б. В нем указано, что бесконечное количество эвакуаций, смена политической власти и связанные с ними реквизиции и грабежи довели как промышленность, так и сельское хозяйство до крайней степени обнищания. Нет такой части бывшей царской империи, которая бы так пострадала, как Белоруссия [16,c.15].
Не менее острой проблемой являлось тяжёлое материальное положение рабочего класса. Паёк, который выдавали рабочим, обеспечивал только полугодовое существование семьи и являлся фактически натуральной заработной платой. Денежная зарплата за годы войны номинально увеличилась колоссально: в 1913 году рабочий в среднем в месяц зарабатывал 23,6 рубля, а в 1920 году – несколько миллионов. Однако реальная цена этих миллионов не превышала 49 копеек [7, c.494-495]. Натуральные выдачи по отношению к совокупной зарплате составляли в 1920 году 92,6 % [8,c.63]. Зарплата рабочих в 1920 году составляла 10 – 20 % от довоенного уровня, её не хватало даже на пропитание[9,c.139].
Резко возрос уровень инфляции. По сравнению с довоенным временем покупательская способность денег снизилась в несколько раз. О степени обесценивания рубля говорят следующие примеры. В Беларуси в начале 1921 года один килограмм хозяйственного мыла по рыночным ценам стоил 37 500 рублей, килограмм соли – 10 000 рублей, килограмм керосина – 7 500 рублей [10.c.260]. Это процесс продолжался фактически весь 1922 год.
Чтобы как-то поддержать жизненный уровень рабочих в условиях инфляции, приходилось систематически увеличивать заработную плату. В декабре 1922 года средняя зарплата рабочих достигла 4 932 тысячи рублей. Поэтому государство печатало множество банкнот. Только за октябрь 1921 –март 1922 гг. Нарминфин БССР получил из центра более 200 млрд. рублей. Эмиссия сопровождалась быстрой инфляцией [1,c.81].
Тяжёлыми были и жилищные условия рабочих. За годы войны в городах Беларуси подверглось разрушению 1200 м2 жилья. В среднем на одного жителя приходилось 1,35 м2 вместо 1,8 по норме [1,c.82].
Начало 20-х гг. было голодным временем. Спасаясь от голода, многие жители городов выезжали в другие места, переселялись в деревню. Шёл процесс деклассирования рабочего класса. В целом количество городского населения в 1922 году по сравнению с 1917 годом сократилось в БССР с 280 до 184 тысяч человек [1,c.83].
Транспорт не мог обеспечить экономических связей между разными районами республики, а также между её центральными областями. Большая часть железнодорожного состава требовала срочного ремонта, существовала необходимость смены свыше 34 % шпал [6,c.115].Топливный кризис обострял транспортный.
Железнодорожное хозяйство пришло в негодность. Из-за нехватки угля и неисправности вагонов в Осиповичах, Быхове, Кричеве, Бобруйске, Могилеве на железной дороге простаивали грузы, так необходимые для возрождения заводов и фабрик [11,c.70-71]. Длина железнодорожной линии сократилась к 1920 году практически на 2/3, были разрушены и требовали капитального ремонта пинская, гомельская и другие железнодорожные мастерские и депо [12,c.230].
В чрезвычайно тяжёлом состоянии оказалось сельское хозяйство. Посевные площади зерновых культур в сравнении с 1913 годом сократились на 36,5%, картофеля – на 45%. Значительно снизилась урожайность и валовой сбор зерновых и технических культур. Резко упало поголовье скота. Количество лошадей уменьшилось на 20%, коров – на 34%, свиней – на 56% [2,c.393].Продукция сельского хозяйства составляла менее половины довоенной. Система продразверстки подрывала заинтересованность крестьянина в развитии сельского хозяйства. Промышленность не удовлетворяла элементарных потребностей его в инвентаре и товарах широкого потребления. Товарооборот между городом и деревней почти прекратился.
Положение в стране усложнилось в связи с демобилизацией Красной армии. Слабая тогда ещё промышленность не могла занять десятки тысяч демобилизованных. После окончания войны среди красноармейцев усилилось дезертирство.
Недовольство политикой «военного коммунизма» использовалось остатками антибольшевистских партий для борьбы против советской власти. Политическое напряжение нагнеталось из-за границы, с территории Польши. С весны 1920 года до сентября 1921 года в Беларуси было зарегистрировано около 250 погромов и бандитских нападений из Польши [15, c. 228]. Бандиты захватывали государственные учреждения, продовольственные склады, разрушали железнодорожное полотно, мосты, средства связи, убивали партийных и советских работников.
Неспокойно было и в городах. В Минске, Могилёве, Гомеле, Витебске подрывную деятельность вели эсеры, меньшевики, поалей-ционисты и бундовцы. Они подстрекали рабочих на забастовки, вели раскольническую работу в профсоюзах, занимались антисоветской агитацией.
Тяжёлое экономическое положение страны, разруха, голод, усилившееся недовольство населения политикой «военного коммунизма» потребовали у руководства республикой искать пути выхода из сложившейся ситуации. Таким выходом стал переход к НЭПу.
К концу гражданской войны руководство партии не имело четко выработанной экономической политики в условиях перехода от войны к миру. Однако после завершения войны Советское правительство стало задумываться о путях выхода из кризиса, о формах и методах строительства социалистического общества, о роли партии.
Срочный пересмотр методов руководства обществом стал необходимым. Одновременно пришлось решать, какой должна быть экономика не в чрезвычайных, а в обычных условиях.
Ответом на эти вопросы стала новая экономическая политика, разработанная В. И. Лениным и принятая X съездом РКП (б) в марте 1921 года. В. И. Ленин считал, что НЭП – это первый шаг к перемене 2всей точки зрения нашего на социализм». Переход к НЭПу был попыткой совместить социалистические принципы руководства государственной экономикой, в первую очередь промышленностью и транспортом, с экономическими законами, использовать частный капитал в интересах социалистического строительства. Сущность НЭП сводилась к максимальному подъёму производительных сил и улучшения положения рабочих и крестьян для сохранения советской власти. НЭП открывала перспективу постепенного реформирования общества на социалистических началах.
Нэп представляла собой комплекс мер экономического, политического, социального, идеологического и психологического характера переходного периода, неразрывно связанных между собой. В деревне НЭП проявилась в:
В городе НЭП характеризовалась следующими чертами:
Информация о работе Социально-экономическое положение республики после гражданской войны