Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:15, реферат
Целью данной работы является изучение Смутного времени.
Для достижения поставленной цели были определенны следующие задачи реферата:
Рассмотреть общественно-политическое положение России начала XVII века;
Изучить кризисы и войны в России начала XVII века и их последствия;
Рассмотреть влияние государственных личностей на историю России начала XVII века.
Самозванцу удалось набрать небольшое войско, с которым вторгся в пределы России. Он переправился через Днепр неподалеку от Чернигова. Ближе было бы достигнуть Москвы прямым путем, да и царские воеводы ждали его у Смоленска. Но юго-западная окраина бурлила, здесь уже начиналась крестьянская война. Крестьяне Комарицской волости первыми присоединились к Лжедмитрию. После поражения самозванца под Добрыничами (январь 1605 года) воеводы зверски расправились с крестьянами Комарицкой волости, убивая всех, включая женщин и детей. Естественно, что эта жестокая расправа не прибавила популярности Годунову, а лишь настроила большее количество людей против него. Силы Лжедмитрия быстро росли, города открывали ему ворота, крестьяне и посадские люди вступали в его отряды. Самозванец, несмотря на поражение от годуновских войск, продвигался к Москве.
В апреле 1605 года скончался царь Борис Годунов, на престол взошел его 16-ти летний сын Федор. Ни отцовского опыта, ни энергии, чтобы организовать сопротивление, у него не было. Теперь на сторону Лжедмитрия начали переходить и воеводы. Так, 7 мая, царское войско под Кромами изменило наследнику престола царю Федору Борисовичу и присягнуло «истинному царю Дмитрию Ивановичу». 1 июня в Москве вспыхивает народное восстание. Столица переходит на сторону Лжедмитрия, царь Федор, вместе с матерью были убиты.
20 июня в Москву под колокольный звон въезжает «царь и великий князь всея Руси Дмитрий Иванович» - вскоре его опознала мать, инокиня Марфа. Через месяц он венчается на царствование в Успенском соборе. Начинается правление «великого государя». Оно продолжалось неполный год. Его оказалось достаточно, чтобы народные низы поняли, что от нового правителя добра не дождешься. Он приближал к себе бояр и дворян, осыпал их милостями - землями и деньгами. Беглых крестьян сыскивали и возвращали господам. Лжедмитрию удалось легко сесть на престол, но удержаться на нем оказалось труднее. Самозванец не только не смог оправдать возложенных на него народом надежд, но и выполнить обещаний данные им польским покровителям. Так, например, православие по-прежнему оставалось государственной религией, и Лжедмитрий отказался разрешить строить на Руси католические Церкви. А между тем стало известно, новый царь изменил православной вере. Русскую церковь очень беспокоило это положение. Начались брожения, заговоры. Самозванец также не выполнил обещания отдать Смоленск и Северскую землю, предложив уплатить за них лишь денежный выкуп. С Речью Посполитой даже назревал конфликт: Лжедмитрий открыто выражал возмущение тем, что Сигизмунд называл его лишь великим князем, а не царем. Он не решился, как обещал ранее, передать Польше и Литве западнорусские города. Настойчивые просьбы Сигизмунда III ускорить вступление в войну с Турцией не имели результата.
Внутреннее положение страны также ухудшилось. Раздавая щедро земли и деньги дворянству «Дмитрий» не рассчитал, что запасы их не бесконечны и поэтому вскоре деньги пришлось брать в долг у монастырей. Карамзин отмечает: «Угодив всей России милостями к невинным жертвам Борисова тиранства. Лжедмитрий старался угодить и благодеяниями общими: удвоил жалование сановникам и войску; велел заплатить все долги Иоаннова царствования, отменил многие торговые и судные пошлины. Издал закон о крестьянах и холопах: указал всех беглых возвратить их вотчинникам и помещикам, кроме тех, которые ушли во время голода, бывшего в Борисово царствование». Крестьянство обманулось в своих надеждах. Церковь, зная о католичестве царя, видела в займах начало конфискаций. Лжедмитрий подтвердил крепостническое законодательство. Придя к власти благодаря крестьянской войне, новый царь не стал её вождём. Лжедмитрием оказались недовольны все: крестьяне, феодалы, польский король и православное духовенство.
Чашу терпения переполнила свадьба «Дмитрия» и Марины Мнишек, дочери литовского магната, прибывшей в начале мая 1606 года к царю в Москву с огромной свитой. И он обвенчался с ней и короновал ее как царицу, хотя она отказалась перейти в православие. Шумные пиры и пьяное веселье, бесчинства шляхтичей по церквам и улицам возмутили москвичей. Теперь бояре во главе с князем Василием Шуйским решили, что настало время действовать. Шуйский начал агитацию против Лжедмитрия тотчас после его воцарения; он был судим собором из всех чинов людей и приговорен к смертной казни, но царь его помиловал.
В ночь на 17 мая 1606 года, подняв
набатным звоном московский
Первым врагом Лжедмитрия был он сам, легкомысленный и вспыльчивый от природы, грубый от плохого воспитания, надменный, безрассудный и неосторожный от счастья. Удивляя бояр остротой и живостью ума в делах государственных, он часто забывался, и оскорблял их своими насмешками, упрекал невежеством; дразнил хвалою иноземцев и твердил, что россияне должны быть их учениками. Польша не сходила у него с языка...
Лжедмитрий был смелым человеком, но в основе его действий лежал авантюризм. Он не выполнил своих обещаний, им были недовольны практически все: польский король, русские дворяне, церковь, крестьяне, поэтому он так легко был свергнут.
На собранном Земском соборе,
собранном на следующий же
день, новым царем был выбран
князь Василий Иванович
Трудно найти лицо, в котором
до такой бы степени
Главной своей задачей Шуйский считал обеспечение поддержки со стороны всего господствующего класса и вместе с тем стремился отколоть хотя бы часть холопов от Болотнива. К этой цели были направлены два закона, принятых в марте 1607 года. Указ 7 марта значительно смягчил положение добровольных холопов: вне зависимости от срока службы им разрешалось, если они не дали на себя кабалы, уходить от своих владельцев. 9 марта было принято вместе с Боярской думой и высшим духовенством уложение о крестьянах. Оно вводило 15 - летний вместо 5 - летнего срока исковой давности по делам о беглых; устанавливался жесткий режим расследования о беглых крестьянах. Вводились суровые денежные санкции для тех, кто принимает беглых крестьян. Однако неустойчивость власти Василия Шуйского, то обстоятельство, что во многих уездах считали царем по-прежнему «Дмитрия Ивановича», не дало на практики осуществить эти законы. Они имели скорее пропагандистское значение.
И служилые люди, и крестьяне по-прежнему были недовольны правительством, хотя и по разным причинам. Дворяне видели неспособность Шуйского прекратить крестьянскую войну, крестьяне не принимали его крепостническую политику.
Свержение Лжедмитрия I и приход к власти Василия Шуйского не привели к нормализации обстановки в стране. Еще при первом самозванце на юге, под Астраханью, началось движение во главе с Ильей Горчаковым из Мурома (отсюда и его прозвище - Илейка Муромец), выдававшим себя за Петра - якобы сына царя Федора Ивановича. Во главе отряда казаков «царевич Петр Федорович» двинулся по Волге к Москве, чтобы, поступив на службу к «царю Дмитрию», получить от него жалование. Но объединить силы двух самозванцев не удалось - восстание в Москве сорвало их планы, (Лжедмитрий ждал в Москве Петра-царевича, чтобы с его помощью укрепить пошатнувшееся положение). Терские казаки, узнав о событиях в Москве, повернули обратно. Добрались до Царицына и, переждав некоторое время, направились к Путивлю.
Здесь, на Северной Украине, как и во времена Хлопка и первого самозванца, снова начинают борьбу крестьяне, холопы и их союзники. Опять их поднимает в бой с классовым врагом лозунг «царя Дмитрия». По стране ходят слухи, что в мае восставшие убили не царя, а кого-то другого. Сам же «Дмитрий Иванович» спасся и теперь скрывается в Польше.
Уже летом 1606 года у народных масс появляется предводитель-Иван Исаевич Болотников. Он был холопом князя А.А. Телятевского, вероятнее всего военным холопом. Военные холопы крупных бояр были сами мелкими феодалами: они получали от своих господ небольшие поместья с крестьянами, в мирное время выполняли административные обязанности в боярских вотчинах, а в военное - участвовали вместе со своими владельцами в походах. Сам же Иван Болотников, бывший холоп, потом попавший в турецкий плен, после многих приключений, побывав в Италии, Германии, Польше, возвращается в Россию. Человек, богато одаренный, смелый и энергичный, он становится «полководцем царя Дмитрия». Включаясь в борьбу, обнаруживает недюжинные способности военачальника, организатора. Войска под его началом громят в открытых сражениях армии Шуйского, берут десятки городов. То же делает армия во главе с Истомой Пашковым, мелким веневским дворянином; в её рядах находятся отряды рязанских и других дворян.
Собравшиеся под знаменами «большого воеводы царя Дмитрия» представляли собой сложный конгломерат разных сил. Здесь были и казаки, и крестьяне, и холопы, и посадские люди, и, наконец, немало служилых людей, мелких и средних феодалов, не говоря уже о политических авантюристах Шаховском и Телятевском, которые преследовали честолюбивые цели.
В июле 1606 года болотниковские войска вышли из Путивля в поход на Москву. Опорой движения стала известная повстанческими традициями Комарицкая волость. После битвы под Кромами (август 1606года) и взятия Ельца болотниковцы двинулись к Туле. В конце октября они соединились с армией Истомы Пашкова под стенами Москвы. Главнокомандующий становится Болотников. Он ведет осад столицы до декабря. За это время произошли изменения в социальном составе движения. В середине ноября рязанские дворяне во главе с Сумбуловым и Ляпуновым перешли на сторону Василия Шуйского, видимо напуганные народным характером движения. Во время генерального сражения 2 декабря Пашков и несколько сот дворян изменили восставшим. Однако уход дворянских отрядов не сделал движение социально однородным.
Восставшие осади Москву. Положение Шуйского порой было критическое. Но мобилизация сил и средств, проведенная властями, измена дворян, отсутствие в лагере Болотникова «царя Дмитрия» (а москвичи требовали показать его), активная агитация правительства и церкви против восставших, превосходство карателей в организованности и вооружении привели к поражению болотниковцев.
После поражения под Москвой, отряды Болотникова отходят к Калуге. Другим опорным пунктом становится Тула, куда перебирается из Путивля с войском «царевич Петр»- Илья Гончаров. Сюда же позже отступают и восставшие. Болотников и воеводы «Петра», в том числе и князь Телятевский, бывший в свое время владельцем холопа Болотникова, не раз громят царские армии, сами подчас терпят неудачи. Калужско - Тульский период Крестьянской войны заканчивается осенью 1607 года переговорами Болотникова и «царевича», объединившихся в Туле, с царем Шуйским и капитуляцией при условии сохранения жизни участникам движения. Но царь и здесь не сдержал обещания - вскоре казнили обоих предводителей и многих их сподвижников.
Восстание Болотникова - кульминация Крестьянской войны. Она охватила десятки уездов Европейской России - её центра, северо-запада (Псков и др.), северо-востока (Пермь и Вятка), Поволжья (Астрахань), южные районы. В ряде мест восстание началось до Болотникова и продолжалось долгие годы после его поражения. Для первой в истории Крестьянской войны характерна незрелость крестьянского движения. Пестроте социального состава восставших соответствовала и нечеткость их социальной программы. Восставшие еще не ставили перед собой цели свержения политического строя, а ограничивались лишь истреблением ненавистных представителей господствующего класса.
Эта нечеткость классовых требований, незрелость крестьянского движения естественна для первой Крестьянской войны. И, тем не менее, это было движение, охватившее самые широкие народные массы.
Царские войска еще осаждали Болотникова в Туле, а в Стародубе (на Брянщине) уже появился человек, объявивший себя спасшимся «царем Дмитрием». Его обещания «прежней вольности» приводят к самозванцу много новых повстанцев из русских простолюдинов. Снова они надеются с помощью «доброго царя Дмитрия» добиться заветной воли, освобождения от бояр. Народное движение на этом этапе, в 1608-м и последующие годы, сильно осложняется вмешательством иностранных интервентов и разгорающейся национально-освободительной борьбой.
Достоверных сведений о происхождении нового самозванца нет, но ясно, что он был родом с юго-западной окраины. Если Лжедмитрий I только искал польской помощи, то Лжедмитрий II был с самого начала ставленником Сигизмунда III. Основную часть его вооруженных сил составляли польские шляхтичи, участники феодальной войны против короля, потерпевшие поражение и отправившиеся на поиск добычи в Россию. Это были отряды Лисовского, затем гетмана Ружинского, позднее - видного магната Сапеги. Примкнули к Лжедмитрию II и казаки во главе с атаманом Иваном Заруцким. Первоначально Лжедмитрий II хотел соединиться в Туле с Болотниковым и в сентябре из Стародуба выступил туда в поход. Но взятие Тулы заставило его отступить в Путивль, где он начал собирать силы. Уже отсюда, подкрепленный польскими отрядами, он в январе 1608 года двинулся к Москве. К нему примыкали многие крестьяне и холопы, в том числе остатки разбитой армии Болотникова. Имя «царя Дмитрия Ивановича» еще не потеряло для крестьян своей притягательной силы, поэтому они смело становились под его знамена и шли за ним к долгожданной свободе. Разбив несколько раз войска Василия Шуйского, к 1 июня 1608 года Лжедмитрий II дошел до подмосковного села Тушино и стал там укрепленным лагерем. Отсюда и пошло прозвище самозванца «тушинский вор». В Тушино приезжает вдова Лжедмитрия I Марина Мнишек, которая признает Тушинского вора своим спасшимся мужем и тайно венчается с ним.