Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:44, реферат
Последние годы Х1Х в. и самые первые годы ХХ в. были отмечены новым подъемом революционного движения. Значительную роль по-прежнему играл «Союз возрождения Китая» во главе с Сунь Ятсеном.
Летом 1905 г. в Японии произошло объединение нескольких революционных организаций и так появилась новая организация - «Китайский революционный объединенный союз». Во главе организации и ее лидером стал сам Сунь Ятсен. («Чжунго гэмин тунмэнхуэй») Программой организации стали три народных принципа Сунь Ятсена - национализм, народовластие и народное благоденствие. Первый принцип понимался как свержение чуждой династии и возвращение к китайскому правлении.. Демократизм подразумевал установление в стране строя демократической республики
Армия давала возможность для удержания власти. Сама же армия и власть держались за счет налогообложения собственного населения и грабежа соседних территорий … Главное их стремление – усиление своей власти. Ради этого они вели беспрерывные войны с центральной властью и между собой. Поэтому они не имели какой-то политической ориентации и с большой легкостью меняли союзников.
Вместе с тем эти режимы не представляли классовых интересов ни старых традиционных слоев, ни новых пробуржуазных. Их массовые армии и большие возможности привели к тому, что они стали фактическими хозяевами Китая. Даже центральная власть на уровне правительства, президента или кабинета была связана с ними и отражала их интересы.
Милитаристские войны вели к тяжелы последствиям и жертвам среди мирного населения, к повсеместному увеличению налогов. От их произвола страдало фактически все население страны – и горожане, и крестьяне. В итоге уже к концу мировой войны милитаризм стал для китайцев олицетворением всех несчастий /Меликсетов, 1981, с. 110-111/.
Отсутствие в стране сильной центральной власти приводило к тому, что эти региональные лидеры стали могущественной экономической, военной и политической силой страны. Их влияние продолжалось и в 20 – 30-х гг. ХХ в. в том числе и вы период гоминдановского Китая.
Экономика Китая после революции. Радикальные политические перемены, которые произошли после революции постепенно стали приводить и к изменениям в экономической сфере. Некоторый толчок этим процессам дала первая мировая война …
Влияние иностранного капитала было очевидным. Иностранный капитал контролировал 90% железных дорог. Самих иностранных предприятий было всего несколько сот, но они были самые крупные и отличались высокими технологическими возможностями. Иностранные банки, которых к концу войны насчитывалось всего полтора десятка, фактически контролировали китайский денежный рынок. Практически вся китайская экономическая и политическая элита держала свои деньги только в иностранных банках. Очень значительной была роль иностранного капитала во внешней торговле. Именно иностранный капитал способствовал втягиванию Китая в мировой капиталистический рынок и мировое разделение труда. В импорте почти полностью преобладали предметы потребления. И хотя сам Китай был аграрной страной - он был вынужден ввозить продукты питания и хлопок.
Несмотря на такое огромное влияние иностранного капитала, нужно учитывать, что он в основном затрагивал верхние эшелоны китайской экономки, оставляя «нижние» хозяйственные массивы совершенно нетронутыми …
Генезис капитализма в Китае. Национальное капиталистическое развитие началось с «открытия» Китая и представляло собой привнесение в Китай капиталистического производства /там же, 416/. Китайские капиталистические предприятия возникали прежде всего в центрах господства инорстраннорго капитала – открытых портах, концессиях и т.д. Именно сюда начинает быстрыми темпами устремляться национальный капитал, ибо он имел здесь несравненно более благоприятные условия (экономические и правовые) для своей деятельности.
Если накануне мировой войны национальному капиталу принадлежало 698 фабричных предприятий с 271 тыс. рабочих, то после войны число предприятий возросло до 1. 759 – 558 тыс. рабочих. В эти годы ежегодный прирост только промышленной продукции составлял примерно 14 %. /Непомнин, 1981, с. 120/.
Вместе с тем нужно подчеркнуть, что массовой производственной базой для развития национального промышленного капитала являлась дофабричная промышленность, продолжавшая играть решающую роль в обеспечении сельского и городского населения товарами повседневного спроса.
Включение Китая в мировой капиталистиченакий рынок и развитие собственного промышленного производства не могло не сказаться болезненно на состоянии мелком, кустарном ремесленном производстве. На рубеже веков это стало массовым явлением и в это время иногда погибали целые отрасли дофабричного производства. Но разрушая одни отрасли дофабричной промышленности, мировой рынок стимулировал рост и появление других – производство спичек, кружев, соломенных шляп на экспорт. В итоге дофабричная промышленность к концу войны прочно удерживала свои позиции в производстве многих товаров, давая в целом примерно три четверти всей промышленной продукции. Очень сильны были позиции дофабричного производства в - хлопчатобумажное производство, выработка муки, переработка чая, производство шелковой пряжи, производство национальной одежды, обуви, бумаги, фарфора, изделий из бамбука и соломы /там же, с. 121/.
Общее количество промышленных РАБОЧИХ среди населения страны было ничтожным. Кадровых рабочих было несколько десятков тысяч человек и в подавляющем большинстве все6 они были рабочими в первом поколении. К этой группе промышленного пролетариата примыкали слои сезонных рабочих, два миллиона рабочих мануфактур, более 10 млн. рабочих кустарной промышленности и более 30 млн. кули.
В послесиньхайский период китайская БУРЖУАЗИЯ как класс еще не сформировалась. Он совершенно не обладала политической силой и в силу своей слабости и малочисленности не могла возглавить национально-освободительное движение. Китайский капитализм как и китайская буржуазия не имели своей предыстории и их возникновение было прежде всего результатом иностранного влияния после «открытия» страны. Сами развитые формы капитализма сюда были привнесены.
Предпринимательские слои в Китае всегда были устранены от политической жизни и это унаследовала китайская буржуазия в начале ХХ в. Даже по прошествии 10 лет после революции в стране не было ни одной общенациональной организации китайской буржуазии со своим лидером и программой /там же, с. 425/.
В этих условиях инициативу перехватили так называемые новые средние слои - служащие республиканских учреждений и капиталистических фирм, учителя, студенты, офицерство.
Начинали происходить перемены и в ДЕРЕВНЕ. Здесь активно идет процесс ликвидации казенных, государственных форм землевладения. Идет активный распад землевладения военных поселений. Все они теперь превращаются в частновладельческие . После революции вышла серия законодательных актов, которые подтверждали эти новые формы землепользования.
В наследство от императорского
периода Китай получил