Сибирь в войне с Наполеоном

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 17:41, доклад

Краткое описание

Отечественная война 1812 г. с публикацией Манифеста Александра I нашла широкий отклик в сердцах сибиряков.
В городах и селениях выносились общественные приговоры о пожертвованиях «для отражения врагов отечества» и желании вступать в народное ополчение для помощи регулярной армии. Однако, сбор ратников ополчения был ограничен шестнадцатью губерниями. Сибирские губернии в это число не входили, поэтому многие сибиряки, желавшие вступить в ополченские отряды, отправлялись в Европейскую Россию.
С началом войны в Сибири стали вноситься пожертвования на содержание ополчения и «воинские предметы» для армии, средства «на отражение врагов отечества». Так, крестьяне Минусинской округи «для военной, надобности... по собственной своей воле и с общего согласия на победу врага, стремящегося к разорению нашего отечества», пожертвовали по 25 копеек с каждой ревизской души.

Содержание

Введение 3
Как формировались сибирские военные части 4
Битва за Смоленск 5
Сибиряки под Бородино 7
Награды 9
Приложения 11
Литература 12

Прикрепленные файлы: 1 файл

сибирь.docx

— 342.63 Кб (Скачать документ)

Федеральное Агентство Железнодорожного Транспорта

Иркутский Государственный Университет Путей Сообщения

 

 

 

 

 

 

 

Сибирь в войне с Наполеоном.

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Анисимов Дмитрий Андреевич

студент 1 курса ФСЖД

С.9-12-1

 

 

 

 

 

Иркутск

2012

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Первопроходцам Сибири и их потомкам пришлось жить в пустынной стране, с суровым климатом, покрытой непроходимой тайгой, изборожденной широкими и опасными реками… Естественно, эти условия вырабатывали у первопоселенцев предприимчивость, изобретательность, закаляли волю. В то же время в Сибири никогда не было крепостного права, что еще более укрепляло в них самостоятельность. А соседство с другими народами развивало навыки взаимодействия, сибиряки учились не только на своем, но и на чужом опыте. Еще одной чертой, характерной для русского населения Сибири, основу которого составляли казаки, была почти всеобщая их воцерковленность. Церковь для казаков – самое главное достояние станицы. И потому первооткрыватели дальних земель вплоть до Курил и Камчатки, ставили православные кресты. Это были своего рода пограничные знаки России.  Вот это в совокупности и стало обозначать «сибирский характер». Его ценность именно в воинских делах понял еще Петр I, который и повелел формировать сибирские гарнизонные полки из местных рекрут. Причем речь шла, естественно, о русском населении. Эта тенденция не изменилась, и с введением всеобщей воинской повинности в 1874 году доля русских новобранцев по стране в целом составляла 76,2 %, а по Сибири – 98,5 %. Так что характер русского населения Сибири правители страны ценили во все времена. Велик вклад в победу над Наполеоном и всех других народов России и Сибири.

Отечественная война 1812 г. с публикацией Манифеста Александра I нашла широкий отклик в сердцах сибиряков.

В городах и селениях выносились общественные приговоры о пожертвованиях «для отражения врагов отечества» и желании вступать в народное ополчение для помощи регулярной армии. Однако, сбор ратников ополчения был ограничен шестнадцатью губерниями. Сибирские губернии в это число не входили, поэтому многие сибиряки, желавшие вступить в ополченские отряды, отправлялись в Европейскую Россию.

С началом войны в Сибири стали вноситься пожертвования на содержание ополчения и «воинские предметы» для армии, средства «на отражение врагов отечества». Так, крестьяне Минусинской округи «для военной, надобности... по собственной своей воле и с общего согласия на победу врага, стремящегося к разорению нашего отечества», пожертвовали по 25 копеек с каждой ревизской души.

Кроме денег, собирались пожертвования вещами. Чтобы эти предметы соответствовали «обстоятельствам настоящего времени», был составлен реестр образцов принимаемых вещей. Принимались предметы одежды, сукно соответствующих цветов, каразея (шерстяная ткань грубой выделки), холст, полотно, «товар сапожной», оружие, медные котлы с ремнями, седла, потники, арканы (для ловли лошадей), хомуты. К концу 1812 г. по всей Сибири внесено было денег свыше 390 500 рублей. В связи с военным временем увеличилась поставка свинца с нерчинских заводов: всего за 1812 г. поставлено было более 30 000 пудов, что превышало среднюю годовую норму на 5000 пудов.

 

 

 

Как формировались сибирские военные части

Судьба армейских сибирских полков была решена после заключения Тильзитского мира. Русское правительство ускоренно проводило реорганизацию и пополнение армии, готовясь к будущему столкновению с Наполеоном. Вывод полков осуществлялся поэтапно с 1808 пo1811 год. К июлю 1808года в Омской крепости было собрано пять полков, готовящихся к передислокации на запад: 19-й егерский полк (выведен из района Бийской, Ануйской и Катунской крепостей), Томский мушкетерский полк(выводился из района Барнаульского завода и Змеиногорского рудника), Ширванский мушкетерский полк (из Усть-Каменогорской крепости). С Иртышской линии выводились Сибирский и Иркутский драгунские полки,24-я Сибирская пехотная дивизия под командованием генерала-майора П. Г.Лихачева (входила в 6-й пехотный корпус генерала от инфантерии Д. С.Дохтурова). Дивизию составляли полки, несшие службу в крепостях сибирской оборонительной линии, в том числе квартировавший в Омске и области Ширванский пехотный (мушкетерский) полк. 5 его рот располагались на территории, по одной роте - в Покровской крепости, Ачаирском форпосте, Новой Деревне, Калачинске и Чернолуцке (Чернолучье), несколько рот находились в Таре и других населенных пунктах. Накануне 1812 из Омска был выведен Селенгинский пехотный полк (в сражениях участвовал в составе 5-го корпуса генерал-лейтенанта Н.А. Тучкова). По манифесту от 6 июля 1812 о создании народного ополчения Омский округ поставил 2152 солдата (самое большое количество среди округов Тоболькой губернии). Главную часть ополченцев составляли крестьяне и мелкое городское сословие.

Перед войной была сформирована 12-я Сибирская дивизия численностью в 17 343 солдата, состоявшая в основном из рекрутов-сибиряков.  Когда началась война, из Сибири было выведено 7 регулярных полков и 2 артиллерийские роты, в том числе 94-й пехотный Енисейский полк. Всего в составе русской сибирские пехотные и кавалерийские части насчитывали 27 000 человек.

Накануне войны был издан указ, по которому в Сибири  рекрутский набор составлял по 4 человека с 500 душ мужского пола. За время войны рекрутские наборы производились два раза, дополнительно к тем, кто добровольно вступал в армию.

Расчет Наполеона на разгром русских армий поодиночке окончательно рухнул, когда 22 июля обе русские армии соединились в Смоленске. Три дня, с 4 по 6 августа, корпуса Раевского и Дохтурова защищали город от трех пехотных и трех кавалерийских корпусов противника. Наполеон стянул к Смоленску все силы, но Барклай вновь увел русские войска из-под удара.

 

 

 

 

 

 

Битва за Смоленск

Стратегический план Наполеона на начальном этапе войны, состоявший в разгроме русских армий порознь, сорвался уже в приграничных сражениях. Первая и вторая армии отступали с кровопролитными боями под натиском врага с целью скорейшего соединения. М.Б. Барклай предложил Александру I план: «Продлить войну по возможности и при отступлении нашем всегда оставлять за собою опустошенный край» вплоть до перехода в контрнаступление. Император Александр не только поддержал, но и решился на необычный шаг, 6 июля издал манифест, с призывом создавать народное ополчение, а затем - рескрипт, узаконивший партизанскую войну, чтобы нанести врагу «великий вред и ужас». Расчет Наполеона на разгром русских армий поодиночке окончательно рухнул, когда 22 июля обе русские армии соединились в Смоленске. Три дня, с 4 по 6 августа, корпуса Раевского и Дохтурова защищали город от трех пехотных и трех кавалерийских корпусов противника. Наполеон стянул к Смоленску все силы, но Барклай вновь увел русские войска из-под удара. Именно после Смоленского сражения 4 и 5 августа 1812 г. французы заговорили о сибиряках с уважением и страхом. Командовал сибиряками генерал-майор Антон Антонович Скалон (1767—1812), француз по крови, сибиряк по рождению, сражавшийся против французов и погибший в неравном бою за Смоленск. Потомственный генерал родился на Алтае, в Бийске. Его отец, А.Д. Скалон, участвовал в нескольких военных кампаниях, возглавил все войска Сибири имел чин генерал-поручика.

В 1812 г. Антон Антонович Скалон шеф Иркутского драгунского полка, командовал тремя полками в 3-м резервном кавалерийском корпусе. Погиб на 2-й день Смоленского сражения 5 августа 1812 года. «Русские драгуны не выдержали кавалерийской атаки дивизии Брюйера и в полном беспорядке бежали в город. Артиллерийские позиции и прикрывавшая их пехота остались без прикрытия. Видя это, командовавший резервом генерал А. Скалон решился на отчаянный шаг. Сразу за последним залпом русских батарей последовала молниеносная контратака сибирских драгунских эскадронов во фланг наступавшим. Это было против всех правил, против здравого смысла. Французские артиллеристы замерли с зажженными фитилями у своих орудий, но не смели сделать ни единого выстрела, чтобы не угодить в своих. Стрельба и пушечная канонада смолкли. С поля боя доносились другие звуки — звон клинков и душераздирающие крики. В течение четверти часа сибиряки рубили и кололи врага с отвагой и жестокостью обреченных. Опешив от безумной ярости кавалеристов Скалона, неприятель дрогнул, смял ряды и утратил наступательный порыв.

Выигранных кровавой ценой минут оказалось достаточно для спасения батарей и пехотного прикрытия. Предпринятый Скалоном маневр сорвал попытку французов ворваться в Смоленск. Едва противники разошлись, французы пустили в ход артиллерию и начали перегруппировку. По традиции боевого российского офицерства, генерал-майор оставался в рядах последнего эскадрона, прикрывая отход. «Внезапно рядом разорвалось несколько гранат, и все скрылось в густом пороховом дыму...». Так смертью храбрых 5 августа погиб генерал-сибиряк.. По личному указанию Наполеона 8 августа русский герой был предан земле у подножия Королевского бастиона Смоленской крепости «с отданием всех почестей, приличествующих его воинскому подвигу, с ружейными и артиллерийскими залпами». Французский император сам присутствовал при погребении и, соблюдая русский обычай, бросил в могилу горсть земли. В Смоленском сражении также отличились Селенгинский пехотный и Тобольский гренадерский полки. Задерживая противника, Селенгинский пехотный полк под командованием полковника Д.И. Мещерякова нанес ему большой урон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сибиряки под Бородино

В Бородинском сражении в самых горячих его местах воевали ратники из Сибири. Среди них было немало наших земляков, ведь каждый 27-й рекрут, по подсчетам историков, был из Сибири. Подвиги сибиряков в этой битве заслуживают того, чтобы их помнили потомки. У Бородина стояли следующие сибирские части: 24-я пехотная дивизия (6-й корпус генерала Д. С. Дохтурова), сформированная в Сибири; 23-я пехотная дивизия (4-й пехотный корпус генерала А.И. Остермана-Толстого), в состав которой входили Екатеринбургский, Селенгинский, 18-й егерский сибирские полки; Тобольский гарнизонный полк (4-я дивизия 2-го пехотного корпуса); Иркутский и Сибирский драгунские полки 3-го кавалерийского корпуса; Сибирский гренадерский полк в составе 2-й гренадерской дивизии.

В Бородинском сражении Сибирские полки стяжали неувядаемую славу. Доблестная 24-я пехотная дивизия сибиряков героически оборонявшая Смоленск, практически полностью смертью храбрых пала на Бородинском поле, защищая батарею генерала Раевского. 24-й дивизией сибиряков, командовал генерал-майор Пётр Гаврилович Лихачёв, кавалер ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени. В Бородинском сражении, будучи больным (из-за сильных болей в ногах он не мог ходить), он руководил сибиряками сидя на походном стуле в переднем углу редута под градом пуль, ядер и гранат. Вокруг него беспрестанно падали убитые и раненые, но он мужественно ободрял своих молодцов: «Смелей, ребята! – говорил он. – Помните, мы дерёмся за Москву!» Во главе солдат с обнажённой шпагой в критическую минуту он бросился в атаку. Раненый, исколотый штыками и повергнутый на землю прикладами, еле живой он был взят в плен и представлен Наполеону…

Генерал Лаптев лично вёл Ширванский полк 24-й дивизии в атаку на занятую  французскую батарею и три раза сибиряки при барабанном бое пробивали штыками и прикладами себе дорогу сквозь многочисленную французскую конницу. Командир 3-го кавалерийского корпуса генерал-майор Крейц получил в бою шесть ран, дважды под ним убивали коня… Генерал-майор Понсет, искалеченный в предыдущих боях, стоял перед своей бригадой на костылях и говорил, что умрёт, но не отойдёт ни на шаг

За батарею Раевского сражался и Томский пехотный полк, выдержав наиболее ожесточённые атаки противника. Тобольский пехотный полк, построившись в каре, выдержал и отбил шесть атак неприятельской кавалерии, задержав на фланге до ночи продвижение французской конницы. Всего в сражении 26 августа 1812 г. Томский и Тобольский полки потеряли более половины личного состава.

Сибирский и Иркутский драгунские полки принимали участие в кавалерийской схватке, развернувшейся за ключевую позицию Бородинского поля – Курганную батарею. То была, по словам Барклая де Толли, «кавалерийская битва из числа упорнейших, когда-либо случавшихся». К вечеру в Сибирском драгунском полку осталось лишь 125 рядовых и три офицера. 95-й Красноярский полк, отбивая атаки Морана и Брусье, потерял 20 офицеров и 712 нижних чина.

В своих мемуарах впоследствии Н.Н. Муравьев вспоминал: «Я ехал по полю сражения мимо небольшого отряда Иркутских драгун. Всего их было не более 50 человек на коне, но они неподвижно стояли во фронте с обнаженными палашами под сильным огнем, имея впереди себя только одного обер-офицера. Я спросил у офицера, какая это команда?» Иркутский драгунский полк, - отвечал он, - а я поручик такой-то, начальник полка, потому что все офицеры перебиты, и кроме меня никого не осталось». После сего драгуны сии участвовали еще в общей атаке. Можно судить, сколько их под вечер осталось».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Награды

     За мужество и героизм, проявленные сибирскими полками в войне с Наполеоном, ряд из них был удостоен высоких наград:

за заслуги 1812 г.  9-й гренадерский Сибирский полки получили Георгиевские трубы и знаки на шапки за 1812-1814 гг.;

38-й Тобольский пехотный полк – Георгиевское знамя за 1812 г. и серебряные трубы за взятие Монмартра;

41-й Селенгинский пехотный полк - особый барабанный бой (поход), при отдании чести, жалуемый за военное отличие  1812 г.;

43-й Охотский пехотный  полк – Георгиевское знамя  за 1812-1814 гг.;

Информация о работе Сибирь в войне с Наполеоном