Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 11:43, аттестационная работа
Индия в Средние века была раздробленной страной. Бесконечные конфликты между племенами тормозили ее развитие. Возникавшие государства ожесточенно боролись друг с другом, иногда усиливались, но быстро распадались. Каждое из них, в свою очередь, делилось на более мелкие княжества во главе с князьями — раджами, которые тоже враждовали между собой. Можно сказать, что это была типичная для феодальной раздробленности картина. Когда в 8 веке арабские армии подошли к западным границам Индии, они не встретили серьезного сопротивления и со временем подчинили всю ее северную часть.
Часть 1. Средневековая Индия. Роль сельской общины. Кастовая система.
Часть 2. Смерть И.В. Сталина и борьба в руководстве страны за власть. Либерализация всех сторон жизнедеятельности советского общества. Критика культа личности Сталина.
Иванова Елена Александровна
ЗОЭ - 103
Часть 1.
Средневековая Индия. Роль сельской общины. Кастовая система.
1. Индия в Средние века была раздробленной страной. Бесконечные конфликты между племенами тормозили ее развитие. Возникавшие государства ожесточенно боролись друг с другом, иногда усиливались, но быстро распадались. Каждое из них, в свою очередь, делилось на более мелкие княжества во главе с князьями — раджами, которые тоже враждовали между собой. Можно сказать, что это была типичная для феодальной раздробленности картина. Когда в 8 веке арабские армии подошли к западным границам Индии, они не встретили серьезного сопротивления и со временем подчинили всю ее северную часть. Однако настоящее завоевание Индии мусульманами началось в 11 веке. Мусульмане (преимущественно таджики и тюрки) потоком хлынули в Северную Индию и захватили ее вплоть до Бенгалии. В начале 13 века на северных индийских землях возникло сильное мусульманское государство со столицей в городе Дели — Делийский султанат. Со временем султаны подчинили своей власти большую часть Индии. Иногда они назначали управлять завоеванными областями своих приближенных, а иногда местные раджи, добровольно подчинившись верховной власти султана и начав платить налоги в казну, сохраняли свои владения на труднодоступных лесистых и горных окраинах страны. Для защиты огромного султаната и управления им требовались мощное войско и аппарат чиновников. Для их содержания приходилось резко увеличивать налоги. Выгодная торговля на севере Индии почти целиком перешла в руки мусульманских купцов и султанских чиновников. Сильнейший удар по Делийскому султанату нанесло в конце 14 века нашествие очередного жестокого завоевателя — Тимура (Тамерлана). В 1398 году Тимур легко разбил войско султана, разорил Дели, перебил и увел в плен сотни тысяч людей. После ухода воинов Тимура страна окончательно раздробилась. Власти султана подчинялась лишь небольшая территория вокруг Дели. Междоусобицы и мятежи не прекращались вплоть до 16 века, когда Делийский султанат перестал существовать. Только в южной части Индостана правили независимые индийские раджи.
2. Основой экономики было земледелие. Щедрый климат Индии позволял выращивать два урожая в год – хариф (осенний) и раби (весенний), а в некоторых местах на орошаемых землях можно было собрать даже третий урожай. Основными зерновыми культурами было просо и рис, причем был известен 21 сорт риса. Кроме того, выращивали пшеницу, ячмень, бобовые, многие виды овощей и фруктов, сахарный тростник, масличные культуры. Правители раннефеодальных государств (Гупт, Харш) раздавали земли в наследственные владения с правом фискальной эксплуатации, сдачи в аренду и даже заклада. Однако полной свободы отчуждения земли государство не разрешало. В IV–XII вв. при участии государства были заложены основы индийского феодализма, который отличался от европейского преобладанием государственной собственности на землю. Единицей хозяйства оставалась малая семья, входившая в состав сельской общины. Ее ядро состояло из постоянных и полноправных членов. В нее могли входить представители только одной господствующей или численно преобладающей в данной общине касты либо представители ряда каст. В качестве временных и неполноправных членов в общину нередко включались чужаки – будь то нанятый общиной ремесленник или служащий, купленный либо подаренный общине раб, нанятый кем-либо из членов общины наемный работник и т.п. Традиционная индийская община в ее средневековой модификации обычно включала в себя несколько соседних деревень, иногда целый округ, организационно объединенных в большую общину. В каждой деревне был свой староста и общинный совет (панчаят). Представители каждой деревни, старосты и члены панчаята входили в общинный совет большой общины, который руководил всей сложной системой внутренних связей: разбирал жалобы, вершил суд, выносил приговоры. Немалую роль в совете играл староста, престиж и доходы которого были также высоки. Он осуществлял связь с государством и был ответственен перед ним. Община представляла собой саморегулирующийся социальный механизм, практически не нуждающийся в контактах с внешним миром. Ее внутренняя жизнь подчинялась четко отрегулированному взаимообмену продуктами и услугами в соответствии с нормами варново-кастовой иерархии. Каждый член общины должен был не только четко знать свое место, права, обязанности, но и неукоснительно выполнять все то, что вправе ожидать от него другие. Кроме уплаты 1/6 урожая, выполнения государственных повинностей при Великих Моголах земледельцы, исповедовавшие индуизм, обязаны были платить джизию – подушную подать, налагавшуюся мусульманскими правителями на индусов, что было для них тяжелым бременем.
3. Еще с древности существовало деление индийского общества на четыре варны. В эпоху раннефеодальных государств система варн превратилась в сложную, дробную и строго иерархически организованную систему каст. Каста («джати», т.е. род) – это замкнутая группа людей, обычно наследственно занятых в определенной сфере деятельности. Именно в касты консолидировались мелкие специализированные группы внутри старых варн, представители осевших в Индии иноплеменников-завоевателей, не говоря уже о появившихся на свет в результате смешанных браков, о неполноправных и т.п. На смену четырем древним варнам пришла система из многих сотен и даже тысяч каст. Она предоставляла каждой касте определенное строго фиксированное место в общекастовой социальной иерархии. Только включение человека в ту или иную касту могло узаконить его место в системе социально-сословных связей. Принципиальным отличием каст было то, что они являлись корпорациями, т.е. имели четкую внутреннюю организацию – органы управления, кассы взаимопомощи, совместные ритуалы и обряды, внутренний регламент профессиональной деятельности, нормы внутреннего и внешнего общения, свои обычаи, привычки, кухню, украшения, кастовые знаки и т.п. Каста строго стояла на страже интересов своих членов, оказывала каждому из них поддержку, помогала найти работу, получить обусловленную нормой плату за нее и т.п. В основе кастового деления лежит общественное разделение труда: это, прежде всего разделение на труд производительный и разные виды непроизводительного труда, в том числе умственного. В каждой местности занятие определенным видом деятельности всегда было закреплено за известными кастами и лишь в отдельных случаях возможно было совмещение профессий. Представители высших каст имели, согласно сложившимся нормам, неоспоримое право пользоваться буквально за гроши услугами выходцев из низших каст и тем более неприкасаемых, к которым следовало при этом еще и относиться с презрением. И что характерно: такое право никем и никогда не подвергалось и тени сомнения. Своего рода вариантом общинно-кастовой системы была и организация индийских городов. В городах касты играли, пожалуй, еще большую роль, чем в общинной деревне – по крайней мере в том плане, что общины здесь обычно были одно кастовыми, т.е. целиком совпадали с кастами, будь то цех представителей какого-либо ремесла или гильдия торговцев. Все ремесленники и торговцы, все трудовое население города строго членилось на касты (касты ткачей, оружейников, красильщиков, торговцев растительным маслом, фруктами и т.п.), причем представители родственных или связанных друг с другом каст профессий нередко соединялись в более крупные специализированные корпорации-шрени, также возглавлявшийся советами и руководителями, ответственными перед властями. Кастовая система дожила до наших дней и продолжает существовать.
Часть 2.
Смерть И.В. Сталина и борьба в руководстве страны за власть. Либерализация всех сторон жизнедеятельности советского общества. Критика культа личности Сталина.
5 марта 1953 года умер И.В. Сталин. Отсутствие надежного, легитимного механизма передачи власти вызвало длительный ее кризис, острую борьбу за обладание ею. В период сталинского правления партия на деле была во много оттеснена исполнительными, прежде всего репрессивными, государственными органами, а реальная власть была сосредоточена не столько в тех или иных политеческих институтах, сколько лично в руках Сталина. В результате соотношение сил между претендентами на власть определялось не только их постами, но и близостью к покойному диктатору, личными связями среди партийно-государственной и военной элиты. Официально после смерти Сталина к власти пришло, так называемое коллективное руководство, ближайшее окружение диктатора - Г.М. Маленков, В.М. Молотов, Л.П. Берия, Н.С. Хрущев, Л.М. Каганович, А.И. Микоян, Н. А. Булганин, К.Е. Ворошилов. Но исходя из сложившегося соотношения сил, борьба за власть развернулась среди тех, кто был в непосредственном окружении Сталина в 30-е годы. В ходе борьбы определилисть три ключевые фигуры: Маленков Г.М., Берия Л.П., Хрущев Н.С. Развернувшаяся между ними борьба за власть была объективно и борьбой за выбор варианта общественных преобразований. Берия Л.П. вместе с Маленковым Г.М. выступали против продолжавшегося культа Сталина И.В. В результате имя вождя вскоре после его похорон начинает исчезать со страниц газет и журналов. Берия Л.П. предпринял шаги по некоторому смягчению репрессиной системы. По его инициативе 27 марта 1953 г. был принят указ об амнистии, по которому подлежали освобождению почти 2 млн. человек. Берия Л.П., также пытался провести и ряд экономических преобразований. В своих выступлениях он поставил под сомнение эффективность колхозного производства и призвал отказаться от насаждения колхозов в "странах народной демократии". Он также предложил вернуться к "ленинской политики коренизации" партийного и государственного аппарата республик. Берия Л.П., что было вполне естественно, выступал сторонником перераспределения властных полномочий от партийных органов к государственным. Хрущев Н.С. с немалым для себя риском сумел сплотить все высшее руководство против Берии Л.П. и привлечь на свою сторону армию. 26 июня 1953 г. на заседании Президиума Совета Министров СССР, Берия Л.П. неожиданно для него был обвинен в ряде преступлений и тут же арестован. После непродолжительного следствия Берия был осужден и расстрелян как "враг Коммунистической партии и советского народа". Устранение Берии Л.П. ослабило позиции Маленкова Г.М. перед его политическим конкурентом Хрущевым Н.С. Маленков Г.М. лишился хотя и опасного, но могучего союзника. Вместе с тем, Маленков Г.М. обладал еще значительными полномочиями, пользовался поддержкой военных и с их помощью мог получить единоличную власть. Но он по этому пути не пошел. Во-первых, в нем не хватало личных качеств для вождя, а во-вторых, любые попытки установления диктатуры натолкнулись бы на решительное сопротивление остальных членов послесталинского руководства, которые вынуждены были пойти по пути трансформации режима личной власти, уходя от вождистской модели и провозглосить принцип "коллективного руководства". Поворот в политике требовал подкрепления соответствующими экономическими решениями. В августе 1953г. на сессии Верховного Совета СССР Маленков Г.М. сформулировал новый экономический курс, который предусматривал приоритетное развитие легкой промышленности, производства товаров народного потребления. Курс на социальную переориентацию экономики достаточно быстро стал воплощаться в конкретные товары, жилье, повышение зарплаты. Другим ключевым пунктом новой экономической программы было решение продовольственной проблемы и вывод сельского хозяйства из затяжного кризиса. Позиция Маленкова Г.М. по отношению к деревне определялась не только экономическими соображениями. Деревня была его потенциальной опорой. В массовом сознании колхозников, да и рабочих сохранились высокие оценки политики Маленкова Г.М., его стремление улучшить жизнь народа. Уже в 1953 г. Маленков Г.М. в своем докладе на совещании партийных и хозяйственных работников в ЦК подверг аппарат небывалой жесткой критике за бюрократизм, пренебрежение нуждам народа, моральное разложение и взяточничество. Этот просчет в конечном итоге стоил Маленкову Г.М. политической карьеры. Хрущев Н.С. вовремя учел его промах, используя поддержку аппарата для укрепления своих собственных позиций. На январском пленуме (1955г.) ЦК КПСС Хрущев Н.С. обвинил Маленкова Г.М. в том, что тот не проявил себя достаточно зрелым и твердым руководителем и стремился к "дешевой популярности" среди народа. Маленков Г.М. официально попросил об отставке в феврале 1955г. Вместо него по предложению Хрущёва Н.С. был назначен Булганин Н.А. После Булганина Н.А. Министром обороны был назначен Жуков. Были и другие изменения в правительстве. На должности назначались приверженцы хрущёвской линии. Хрущев Н.С., шагнув (во многом под влиянием логики борьбы за власть) гораздо дальше Маленкова Г.М. в либерализации общества, в развенчании Сталина И.В., тем не менее, не сумел сохранить некоторых важных начинаний Маленкова Г.М. в социально-экономической сфере. 25 февраля 1956г. в последний день работы 20 съезда Коммунистической партии совершенно неожиданно для абсолютного большинства присутствовавших Хрущев Н.С. вышел на трибуну с докладом "О культе личности и его последствиях". Хрущев признавал, что "эти вопросы созрели, и их нужно было поднять. Если бы я их не поднял, их подняли бы другие. И это было бы гибелью для руководства, которое не прислушалось к велению времени". Хотя заседание было закрытым и делегатов предупредили о секретности происходившего, тайны, долгие годы окружавшей имя Сталина И.В., с того момента больше не существовало. Впервые было сказано об отступлении от "принципов социалистической демокртаии", о грубейших нарушениях законности, массовых репрессиях, крупнейших просчетах и порочных методах руководства, допущенных по вине Сталина И.В. Огромное значение было придано личности Сталина И.В. По существу, возникновение негативных явлений в практике социалистического строительства СССР было отнесено к воздействию недостатков характера Сталина И.В. Сама же деятельность Сталина И.В. оказалась разделенной на два периода - "положительный" (период борьбы с оппозицией, время индустриализации, коллективизация, Великая Отечественная война) и "отрицательный", когда у Сталина И.В., упрощенно говоря, стал "портиться характер". Так в истории появился новый термин "период культа личности". Этот период (с весьма нечеткими хронологическими рамками) воспринимался в качестве "зигзага", "случайности" в победоносной истории страны Советов. Постепенно содержание материалов 20 съезда о культе личности становилось достоянием сначала партийной, а затем и более широкой общестенности СССР. Это как бы раскалоло мировоззрение и сердца народа. В результате всеобщего смятения одни приобрели стимул к развитию мысли, другие теряли "точку опоры". Люди начали задумываться о том, как стало возможным развитие культа личности и разгул произвола. Такого массового движения общество давно не знало, шли собрания, неформальные обсуждения, споры, дискуссии. К такому размаху событий политическое руководство оказалось неготовым. К тому же в целом либерализации общества сыграл венгерский кризис 1956 года. Он вызвал у советского руководства опасения возможности повторения подобного и в СССР. Было принято решение временно прекратить чтение закрытого доклада Хрущева (во избежание "происков западной пропоганды" и для проведения "подготовительной" работы среди коммунистов). Считалось, что в результате распространения критики культа личности были допущены "перегибы", ведущие с одной стороны, к стихийному митингованию, а с другой - к попыткам свержения авторитетов как таковых. Свергнув Сталина И.В. с его пьедистала, Хрущев Н.С. снял вместе с тем "ореол неприкосновенности" вокруг первой личности и ее окружения вообще. Система тотального страха была во многом разрушена. Первые годы после смерти Сталина экономическая политика нового руководства облеглалась очевидностью ряда первоочередных задач. Было ясно, что сверхцентрализация управления промышленностью, мелочная регламенация деятельности предприятий осложняют развитие производства, топят его в ворохе бумаг и указаний. Поэтому первый удар был нанесен по бюрократии, был упорядочен и сокращен центральный аппарат. Другой столь же очевидной в середине 50-х годов проблемой было возрастание роли научно-технического прогресса. Освоение космоса, химизация народного хозяйства и другие направления НТР были подкреплены крупными государственными программами. Для руководства внедрением достижений науки, техники, технологий был создан Государственный комитет по новой технике. Была начата перестройка управления экономикой на территориальный принцип. В ходе ее в каждом экономическом районе создавался Совет народного хозяйства. Однако в гораздо большей степени осложнилось положение в сельском хозяйстве. Прежде всего сказывалась нехватка средств на финансирование деревни. Вместе с тем, глубинные причины кризиса советской деревни заключались в начавшемся после ликвидации сталинской системы репрессий разложении колхозного строя. Впервые в истории СССР было развернуто массовое жилищное строительство. Достижением послесталинского руководства в 50-е годы было масштабное повышение уровня жизни населения, сопоставимое разве что с периодом НЭПА. Но в отличии от него, достигнуто оно было благодаря не только росту объемов и эффективности производства, но и целенаправленными мерами по усилению социальной направленности экономики в середине 50-х годов.