Русскя правда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 01:29, доклад

Краткое описание

Любое преступление или проступок назывался обидой. Не различались преступления и гражданско-правовые нарушения. Отсутствовало понятие вменяемости. Не определен и возраст, с которого наступала уголовная ответственность. За правонарушения, совершенные подростками, отвечали родители. Субъектами преступления считались все физические лица. За кражу холопом отвечал в двойном размере его господин. Потерпевший мог сам расправиться с холопом-обидчиком, вплоть до убийства.

Прикрепленные файлы: 1 файл

русская правда семинар 2).docx

— 15.94 Кб (Скачать документ)

Уголовное право. Любое преступление или проступок назывался обидой.  Не различались преступления и гражданско-правовые нарушения. Отсутствовало понятие вменяемости. Не определен и возраст, с которого наступала уголовная ответственность. За правонарушения, совершенные подростками, отвечали родители. Субъектами преступления считались все физические лица. За кражу холопом отвечал в двойном размере его господин. Потерпевший мог сам расправиться с холопом-обидчиком, вплоть до убийства.

Закон предусматривал  в преступлении злой воли (прямой умысел). Право  знало институт необходимой обороны. Ночной вор, забравшийся в дом, мог быть убитым хозяином. Если же его связали, а потом убили, то это расценивалось как превышение пределов необходимой обороны и наказывалось штрафом в 12 гривен. Ненаказуемым считалось убийство, совершенное в состоянии сильного душевного волнения, вызванного, например, оскорблением (удар чашей, рогом,  мечом). Русская Правда предусматривала соучастие в преступлении: все соучастники несли равную ответственность. К соучастию относилось и укрывательство преступника общиной.

Преступными деяниями считалось: убийство (простое и квалифицированное), членовредительство, преступление против чести и против имущественных прав. К простому убийству относилось умышленное лишение  жизни человека в ссоре (сваде) или пиру. Квалифицированным – убийство в разбое. К членовредительным относились: повреждение руки, ноги, выбитие зуба, различные ранения. К преступлениям против чести – различные оскорбления действием (церковные уставы карали и за оскорблением словом). О преступлениях против семейных отношений и нравственности,

церкви и веры Русская Правда не упоминала. О них довольно подробно

говорилось в княжеских церковных  уставах.

К особо тяжким  имущественным  преступлениям относились поджог и  конокрадство. Много статей закона были посвящены краже. Наиболее опасным  считалась кража из закрытого помещения (татьба).

Смертная казнь русской Правдой  не предусматривалась. В Краткой  Правде   допускалась месть, но потом она была отменена. В основном применялись денежные штрафы. Денежной системой была куна (мех куницы). Более крупной являлась гривна кун (состояла из 25 кун, 20 ногат, 50 резан, 100 векш – мех белки).  От гривны кун отличалась серебреная гривна (слиток в 200 г.) и равнявшаяся 4-м гривнам кун. Самой крупной денежной единицей была гривна золотом, равнявшаяся 10 гривнам серебра, 40 гривнам кун.  

       Высшей мерой  наказания считался поток и разграбление (поток – лишение прав и обращение в холопство; разграбление – конфискация имущества). Они применялись в отношении убийц в разбое, поджигателей и конокрадов. Вира назначалась за убийство в пиру и ссоре. Штраф полагался в сумме 40 гривен, на которые можно купить 50 коров. Действовало наказание в виде «дикой виры» (общего штрафа), которая накладывалась на общину. За убийство княжьего мужа полагалась двойная вира (80 гривен): из них 40 следовали в качестве продажи потерпевшему  и 40 урок (возмещение) князю за суд. Жизнь смерда  оценивалась в 5, а княжеского холопа – в 12 гривен. 

Процессуальное право. Суд не был отделен от администрации. Княжеские должностные лица обладали правом суда. Высшей судебной инстанцией был суд великого князя. Различий между гражданским (спором по имущественным делам) и уголовным процессами не было. Дело начиналось, как правило (исключение устанавливалось в случаях обнаружения убитого и беглого холопа представителями власти), по жалобе (иску) потерпевшей стороны. Истец должен был представить и доказательства: свидетелей (видоков) и послухов, удостоверявших "добрую славу" истца. Потерпевший имел право сам искать преступника, мог, например, объявлять"заклич" на торгу о пропаже вещи, вести так называемый "свод", т.е.поиски надлежащего ответчика, и начать "гонение следа" – разыскивать преступника по следам. Если след приводил к дому человека, то он считался преступником, если в село – ответственной несла община; если след терялся на большой дороге, то дело прекращалось.

Играли роль в процессе и вещественные доказательства, следы побоев ("если придет избитый до крови или до синяков человек, то не искать ему  свидетелей...", - говорилось в ст. 29 Пространной Правды), присяга, собственное  признание. В качестве доказательства Русская Правда знала и так  называемый "суд божий" - ордалии (испытание железом - ст. 21 Пространной Правды; испытание водой - ст. 22). Ответчик имел почти аналогичные с истцом права, искал и представлял доказательства в свою пользу. Процесс выглядел как состязание, поединок двух сторон при довольно пассивном положении судебного органа. Суд, рассмотрев представленные доказательства, выносил решение по делу. За производство тех или иных судебных действий устанавливались специальные пошлины. Их сбор поручался особым должностным лицам (метельщикам и др.). Судопроизводство велось открыто и устно. Процесс, таким образом, был примитивным, сохранял много черт, связанных еще с обычаями первобытно-общинного строя. Но при всем этом он, по-видимому, в достаточной мере защищал интересы привилегарованных групп общества. Феодальная знать имела возможность привести на суд больше послухов, организовать "свод" и "гонение следа", добиться решения дела в свою пользу. Большие размеры уголовных штрафов и судебных пошлин были важным источником доходов князей и их слуг, разоряли крестьян и горожан, ставили их в зависимость от бояр, церкви и т.д. В церковных судах уже в период Древнерусского государства применялся инквизиционный, розыскной процесс с активной ролью суда, с применением пыток, с тайным и письменным (очень формализованным) судопроизводством.


Информация о работе Русскя правда