Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:20, контрольная работа
Никто на свете не установил, да и не установит точного года рождения
театра. Никто на всем свете не сказал, да и не скажет, на каком листке календаря следовало бы обозначить его первоначальную дату. Время существования театра измеряется небывалой по историческим масштабам мерой — временем существования самого рода человеческого.
День возникновения театра сокрыт за горной грядой давно ушедших веков и тысячелетий, в глубинах древнейшей, наиболее отдаленной от нас эпохи истории человечества. Той эпохи, когда человек, впервые взявший в свои руки орудия первобытного труда, становился человеком.
Приобщение к труду принесло ему поэтическое прозрение: человек стал обретать в себе поэта, эстетическую способность поэ
Введение………………. ……………………………………………………….
1. Сущность театра , его назначение…………………………………………..
2. Театральное искусство, его особенности……………………………………
3. Театр средневековья………………………………………………………….
4. Театральное искусство в России 19 века ………………………………….
Заключение……………………………………………………………………...
Литература………………………………………………………………………..
Историческое значение публичных театров в том, что в Казани стала формироваться зрительская аудитория, пожелавшая иметь вгороде постоянный театр. Однако взятие Казани Пугачевым, когда было сожжено здание гимназии, надолго прервало театральные представления.
В 1791 году по инициативе главы Казанского князя С. М. Баратаева организуется публичный театр, управляющим которого становится бывший придворный актер из Петербурга В. Р. Бобровский. В состава труппы вошли актеры, приглашенные на главные роли, а также любители из учителей и бывших воспитанников гимназии. В этом театре на ряду с драматическими становились и оперные спектакли, что было воспринято казанцами одобрительно. Это побудило в Казань приглашать оперные труппы.
Начавшаяся активная творческая деятельность театра Баратаева – Бобровского была прервана в 1796 году из-за траура в связи со смертью Екатерины 11 и не возобновлялась. Театр тогда прекратил свое существование.
В 1802 году дворянин Павел Петрович Есипов добивается разрешения открыть постоянный театр в Казани. Высочайшее соизволение он получает с условием строительства для театра здания. Пока шло это строительство, Есипов создавал труппу, как из своих крепостных актеров, так и из вольных артистов. Некоторые из этого состава труппы прошли обучение у Ивана Афанасьевича Дмитриевского в Петербурге. Точная дата открытия этого театра неизвестна, но действовал он примерно между 1803 и 1804 годами. С завершением строительства театра на площади, которая была названа Театральной, деятельность есиповского театра приобретает широкий размах. С. Т. Аксаков считал, что у казанцев был «замечательный театр тогда, когда губернских театров и то весьма плохих, в целой России было очень мало».
Театр Есипова работал постоянно, на гастроли приглашались знаменитые актеры. В 1805 году в Казани гастролировал П. А. Плавильщиков, который участвовал в основных спектаклях репертуара театра.
В начале 1815 года пожар в Казани уничтожил значительную часть города. Театральные представления прекратились. Но по мере возрождения Казани после пожара возрождались и культурные традиции. В Казани стали проявляться кочевавшие по стране труппы актеров.
Спустя довольно много лет после пожара в городе вновь заработал постоянный театр. Его возглавил в 1833 году П.А.Соколов. Он вновь собрал труппу, правда, небольшую, всего из десяти человек, но постепенно труппа стала пополняться новыми актерами. Театр становился все более популярным еще и потому, что казанский зритель наряду с постоянным составом труппы мог видеть на сцене и выдающихся русских артистов, приглашаемых для участия в отдельных спектаклях. В 1833 году в Казани выступал артист Малого театра П.С. Мочалов в роли Жоржа де Жермени в спектакле по мелодраме В. Дюканжа и Дано «Тридцать лет или жизнь игрока». С 1836 по 1841 год в Казани ежегодно выступал М. С. Щепкин в роли городничего в спектакле «Ревизор».
Во время своих гастролей в Казани М.С. Щепкин обратил внимание на актера из труппы Соколова, тогда мало кому известного Прова Михайловича Садовского, и рекомендовал его труппе Малого театра. С 1839 года Садовский, став актером этого театра, положил начало блестящей актерской династии Садовских в Малом театре Москвы. Вспоминая о годах , проведенных в провинции, П.М. Садовский отмечал, что именно в Казани ему молодому актеру выпадали «хорошие роли».
В 1842 году в Казани снова бушевал пожар, уничтоживший много зданий, в том числе и то, в котором работала труппа Соколова, вынужденная в связи с этим покинуть Казань, оставив там самые добрые воспоминания о своей театральной деятельности.
Первый Всероссийский съезд сценических деятелей. Казань как один из театральных городов России.
В 1897 году был созван Первый Всероссийский съезд сценических деятелей, на котором известный актер Малого театра, педагог и воспитатель актеров, реформатор театрального дела А. П. Ленский сделала доклад: «Причины упадка театрального дела в провинции». В качестве положительных примеров Ленский называл города, где общество поддерживает театр и способствует его процветанию – Казань, Киев, Харьков, Саратов.
После отъезда из Казани П. М. Медведева, оставившего заметный след в истории городского театра, казанскому зрителю суждено было вновь встречаться с заезжими труппами, далекими от профессионального уровня театра. Такое обстояло дело несколько сезонов, но с 1893 по 1901 год в Казани действовало товарищество Михаила Матвеевича Бородая, также известного в России антрепренера.
Изучив театральные запросы казанцев, Бородай пришел к заключению, что в Казани должны поочередно работать две труппы, драматическая и оперная. С этой целью товарищество Бородая стало обслуживать Казань и Саратов, и называлось оно Казанско - Саратовским Товариществом. Когда в Казани работала оперная труппа, в Саратове играла драматическая; примерно через два месяца они менялись. На сцене казанского театра шли произведения Грибоедова, Сухово–Кобылина, Тургенева, Льва Толстого, но более всего ставились пьесы Островского, мировая классика, которую тогда знал каждый получивший образование в гимназии – произведения из античной драматургии, Шекспира, Лопе де Вега, Мольера. Труппа Бородая не обошла вниманием и творчество современных европейских драматургов – Гауптмана, Ибсена, Зудермана, Ростана.
Спектакли менялись часто, ни один из них не шел более двух раз в сезон, при этом часть спектаклей давалась по общедоступным ценам. «Волжский
вестник» писал по поводу просветительской и благотворительной деятельности антрепренера следующее: «Господин Бородай…избаловал нас своей
любезностью, миролюбием, готовностью на всякое нововведение в театре кланяющееся к удобству публики, особенно учащейся молодежи, он разослал в средние учебные заведения даровые билеты на некоторые спектакли, предназначавшиеся почти исключительно для учащихся;…охотно уступал плату для благотворительных целей; часто ставил сам спектакли с благотворительной целью».
Благодаря широкому привлечению зрителей театральное дело Бородая в Казани преуспевало. Актеров радовала их оплата труда, несмотря на то, что он был очень напряженным, а дисциплина поддерживалась очень строгая. Узким местом в товариществе Бородая была слабая режиссура, а если сказать точнее, отсутствие профессиональной режиссуры. Спектакли ставились самими актерами. Были, правда, ответственные лица, которых называли «режиссерами», но, как пишут в своих воспоминаниях актеры тех лет, они скорее являлись теми, кого мы сегодня называем «заведующими сценой», «ведущими спектакль». Об отсутствии у Бородая полноценной режиссуры писала и казанская пресса, упрекавшая актеров в неубедительном сценическом поведении, обнаруживавшая неправильное толкование той или иной роли.
В первые три месяца после приезда в Казань Качалов сыграл тридцать три мелких роли. Тем не менее он выдержал у Бородая три сезона, с 1897 по 1900 год. Для этого у Качалова была причина творческого характера Александрийского театра В. П. Далматова, с которым Качалов познакомился в первый год своей профессиональной работы, будучи актером суворинского театра, а до приезда в Казань совершил с ним гастрольную поездку по провинции.
С приездом Далматова у Качалова стали появляться приметные роли, и казанская пресса начала пристально следить за молодым актером.
За три сезона пребывания в товариществе Бородая Качалов стал кумиром не только учащихся гимназий и студенческой молодежи, но и большого числа зрителей старшего поколения, в основном из образованной среды, которая поддерживала развитие театрального искусства.
К концу 19 века товарищество Бородая, модно сказать, исчерпало свои возможности для развития театра в Казани. Непонимание Бородаем художественных инициатив талантливых актеров, которых он старался удерживать, используя свою «тактику», и, наконец, отсутствие специальных профессиональных навыков в актерском искусстве, в режиссуре у самого Бородая все больше мешали ему в управлении театром. В конце концов Бородаю пришлось уступить Казань антрепренеру нового типа Собольщиков-Самарину.
Н. И. Собольщиков-Самарину начал свою сценическую деятельность в 1892 году актером, затем стал режиссером, педагогом по актерскому мастерству. В Казани, будучи уже антрепренером, он учел требования общественности и немало сделал для развития театрального искусства не только в Казани, но и на Поволжье.
Информация о работе Русское театральное искусство в Казани 19 век