Россия во время правления Анны Иоанновны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:11, контрольная работа

Краткое описание

На протяжении всей многовековой истории нашего государства немного можно назвать периодов, когда Россия переживала длительные периоды мира и благосостояния. Недолгое благоденствие при начале Земли Русской сменилось междоусобными войнами, а затем и набегами Золотой Орды. Освободившись от иноземного полона, Русь еще долго переживала многие настроения, как со стороны внешних врагов, так и со стороны своих правителей, далеко не всегда бывших лучшими представителями народа.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…..3
Исторический портрет Анны Иоанновны ……………………………………….4
Внешность и характер ……………………………………………………………..6
Изменения в государственном устройстве…………………………………….10
Внешняя политика России в 1730-е гг……………………………………….….11
Новые явления в культуре и быте……………………………………………....13
Заключение…………………………………………………………………….…....15
Список литературы……………………………………………………………...…17

Прикрепленные файлы: 1 файл

контр. работа по истории.doc

— 263.50 Кб (Скачать документ)

Борьба двух партий по отношению к новому государственному устройству продолжилась. Верховники стремились убедить Анну подтвердить их новые полномочия. Сторонники самодержавия (А. И. Остерман, Феофан Прокопович, П. И. Ягужинский, А. Д. Кантемир) и широкие круги дворянства желали пересмотра подписанных в Митаве «Кондиций». Брожение происходило прежде всего от недовольства усилением узкой группы членов Верховного Тайного Совета.

25 февраля (7 марта) 1730 большая группа дворянства (по  разным сведениям от 150 до 800), в числе которых было много гвардейских офицеров, явилась во дворец и подала челобитную Анне Иоанновне. В челобитной выражалась просьба императрице совместно с дворянством заново рассмотреть форму правления, которая была бы угодна всему народу. Анна колебалась, но её сестра Екатерина Иоанновна решительно заставила императрицу подписать челобитную. Представители дворянства недолго совещались и в 4 часа дня подали новую челобитную, в которой просили императрицу принять полное самодержавие, а пункты «Кондиций» уничтожить.

Когда Анна спросила одобрения у растерянных верховников на новые условия, те лишь согласно кивнули головами. Как замечает современник: «Счастье их, что они тогда не двинулись с места; если б они показали хоть малейшее неодобрение приговору шляхетства, гвардейцы побросали бы их за окно.» В присутствии дворянства Анна Иоанновна разорвала «Кондиции» и своё письмо об их принятии.

1 (12) марта 1730 года народ  вторично принёс присягу императрице  Анне Иоанновне на условиях  полного самодержавия.

 

Бироновщина

 

В 1730 году учреждена была Канцелярия тайных розыскных дел, сменившая  уничтоженный при Петре II Преображенский приказ. В короткий срок она набрала  чрезвычайную силу и вскоре сделалась  своеобразным символом эпохи. Анна постоянно  боялась заговоров, угрожавших её правлению, поэтому злоупотребления этого ведомства были огромны. Двусмысленного слова или превратно понятого жеста часто было достаточно для того, чтобы угодить в застенок, а то и вовсе бесследно исчезнуть, возродился с «допетровских времён» призыв «Слово и дело». Всех сосланных при Анне в Сибирь считалось свыше 20 тысяч человек, впервые Камчатка стала местом ссылок; из них более 5 тысяч было таких, о которых нельзя было сыскать никакого следа, так как зачастую ссылали без всякой записи в надлежащем месте и с переменой имён ссыльных, зачастую сами ссыльные не могли ничего сказать о своём прошлом, так как продолжительное время, под пытками им внушали чужие имена, например: «Я Иван родства не помню», не сообщая о том даже Тайной канцелярии. Казнённых считали до 1000 человек, не включая сюда умерших при следствии и казнённых тайно, которых было немало.

Особенный резонанс в  обществе произвели расправы с вельможами: князьями Долгорукими и кабинет-министром  Волынским. Бывшего фаворита Петра II, князя Ивана Долгорукого, колесовали в ноябре 1739; двум другим Долгоруким отрубили голову. Глава рода, князь Алексей Григорьевич Долгорукий, ещё ранее умер в ссылке в 1734. Волынского за дурные отзывы об императрице приговорили летом 1740 к посажению на кол, но потом вырезали язык и просто отрубили голову.

Все злоупотребления  власти при Анне Иоанновне патриотические представители российского общества в XIX веке стали связывать с так  называемым засильем немцев при русском  дворе, назвав бироновщиной. Архивные материалы и исследования историков не подтверждают той роли Бирона в расхищениях казны, казнях и репрессиях, какую ему приписали позднее литераторы в XIX веке.

 

 

Изменение в  государственном устройстве

 

Правление Анны Иоанновны  ознаменовалось огромными расходами на увеселительные мероприятия, расходы на проведение балов и содержание двора в десятки раз превышали расходы на содержание армии и флота, при ней впервые появляется ледовый городок со слонами у входа, из хоботов которых фонтаном струится горящая нефть, позже при проведении шутовской свадьбы её придворного шута князя М. А. Голицына с А. И. Бужениновой, молодожёны брачную ночь провели в ледяном доме.

Начало ее жизни в  насильно европеизируемой России не предвещало ничего хорошего. После смерти Иоанна Алексеевича отношение к вдове почившего государя и его дочерям, мягко говоря, не отличалось радушием. Чтобы поддерживать уровень жизни, более или менее достойный вдовствующей царицы, мать Анны, Прасковья Федоровна, урожденная Салтыкова, должна была наперекор своему происхождению и воспитанию участвовать во всех начинаниях Петра I и всячески его поддерживать. В противном случае она могла лишиться выплат из казны на свое содержание и пополнить ряды влачащих довольно жалкое существование царских родственников и свойственников. А кроме того, испытывать бесконечные унижения перед птенцами гнезда Петрова, с помощью которых ей время от времени удавалось выпросить у царя дополнительные пособия для своего семейства.

Среди ее дочерей, ничем не выдающихся, по отзывам современников, Анна не выделялась ни умом, ни внешностью. И потому у порога ее покоев не наблюдалось скопища иностранных принцев, претендующих на руку и сердце царевны Анны. Так что ее замужество стало лишь элементом в политической игре царственного дяди, пытавшегося с помощью династических браков укрепить свое влияние в Европе. Именно поэтому в 1710 году Петр I выдал Анну Иоанновну за герцога Курляндского Фридриха-Вильгельма, приходившегося племянником королю Пруссии.

Однако обзавестись родственными связями и заполучить на всякий случай возможного наследника прусского престола с русскими корнями самодержцу всея Руси не удалось, причем по его же собственной вине. Организм Фридриха-Вильгельма не выдержал постоянной алкогольной перегрузки на многочисленных пирах и ассамблеях, и в начале 1711 года герцог Курляндский скончался.

Рано оставшаяся без  отца и овдовевшая в 17 лет Анна Иоанновна  постоянно нуждалась в поддержке  настоящих, но дорого обходившихся казне  мужчин.

Скучное провинциальное житие Анны Иоанновны прервала трагедия в царствующем доме Романовых. После смерти в январе 1730 года внука Петра I — Петра II — в династии не осталось ни одного наследника мужского пола по прямой линии, и встал вопрос о престолонаследии. Русская знать разделилась на враждующие партии, члены одной из них настаивали на том, чтобы престол занял сын любимой дочери Петра покойной Анны Петровны и герцога Голштинского Карла Фридриха — Карл Петер Ульрих. Однако влиятельные члены Верховного тайного совета, который, по сути, правил Российской империей после кончины Петра I, когда воцарилась его вдова Екатерина I, опасались деятельного характера герцога Голштинского и предпочли иметь на престоле члена династии, не отличающегося ни волевыми качествами, ни опытом управления и исполняющего чисто представительские функции. Анна Иоанновна идеально соответствовала этим требованиям.

Она приняла все требования членов Верховного тайного совета, получила трон, а вскоре произошло  то, что и прежде, и впоследствии происходило в русской истории многократно. Самый слабый кандидат на первую роль в государстве сам или с помощью окружения осознавал все гигантские возможности своего нового положения и обязательно забирал всю власть в свои руки.

Сама Анна Иоанновна  не очень интересовалась государственными делами, предоставив ведение дел своему фавориту Бирону и главным руководителям: канцлеру Г. И. Головкину, князю А. М. Черкасскому, по внешним делам Остерману и по военным делам фельдмаршалу Миниху.

 

Внешняя политика России в 1730-е гг.

Внешняя политика России времен Анны Ивановны в целом была направлена на продолжение линии Петра I. После роспуска в 1730 Верховного тайного совета было восстановлено значение Сената, а в 1731 создан Кабинет министров, фактически управлявший страной. Не доверяя прежней политической верхушке и гвардии, императрица создала новые гвардейские полки — Измайловский и Конный, комплектовавшиеся иностранцами и однодворцами Юга России. Одновременно был удовлетворен ряд важнейших требований дворянства, выдвинутых во время событий 1730. В 1731 был отменен петровский Указ о единонаследии (1714) в части порядка наследования недвижимых имений, учрежден Шляхетский корпус для детей дворян, в 1732 в два раза увеличено жалованье русским офицерам, в 1736 установлен 25-летний срок службы, после которого дворяне могли выходить в отставку, разрешено оставлять одного из сыновей для управления имением. Одновременно была продолжена политика на закрепощение всех категорий населения: указом 1736 все рабочие промышленных предприятий объявлены собственностью их владельцев. Царствование Анны Ивановны отмечено подъемом российской промышленности, прежде всего металлургической, вышедшей на первое место в мире по производству чугуна. Со второй половины 1730-х гг. началась постепенная передача казенных предприятий в частные руки, что было закреплено Берг-регламентом (1739), стимулировавшим частное предпринимательство.

Царствование Анны Ивановны также вошло в историографию  и как время «бироновщины», что  обычно трактуется как засилье иностранцев и ужесточение полицейских репрессий. В реальности занимавшие высокие должности при ее дворе Бирон, Б. К. Миних, А. И. Остерман, братья Левенвольде и др. участвовали в борьбе за политическое влияние на императрицу наряду с русскими вельможами, не образовывая единой «немецкой партии». Число осужденных в эти годы Тайной канцелярией в среднем почти не отличалось от аналогичных показателей предшествующего и последующего времени, и среди них практически не встречаются дела, связанные с антинемецкими настроениями. Наиболее известны процессы против князей Долгоруких, князя Д. М. Голицына, а также дело А. П. Волынского.

Анна была подчеркнуто  набожна, суеверна, проявляла заботу об укреплении православия. При ней  были открыты новые духовные семинарии, установлена смертная казнь за богохульство (1738).

Фактическим руководителем  русской внешней политики при  Анне Ивановне был А. И. Остерман, в 1726 добившийся подписания союзного договора с Австрией, который определил  характер внешней политики страны на несколько десятилетий. В 1733-1735 союзники совместно участвовали в войне за «польское наследство», результатом которой было изгнание Станислава Лещинского и избрание на польский престол Августа III. Во время русско-турецкой войны 1735-1739 русская армия дважды (1736, 1738) входила в Крым и разоряла его, были захвачены турецкие крепости Очаков и Хотин. Однако неумелые действия командовавшего армией Миниха, приведшие к большим людским потерям, вынудили Россию подписать невыгодный для нее Белградский мир, по которому она должна была вернуть Турции все завоеванные земли.

Придя к власти, Анна распустила Верховный тайный совет, заменив  его в следующем году кабинетом  министров, в состав которого вошли  А. И. Остерман, Г. И. Головкин, А. М. Черкасский. Первый год своего правления Анна старалась аккуратно присутствовать на заседаниях Кабинета, но потом совершенно охладела к делам и уже в 1732 году бывала здесь лишь дважды. Постепенно Кабинет приобрёл новые функции, в том числе право издавать законы и указы, что делало его очень похожим на Верховный совет.

В годы правления Анны был отменён указ о единонаследии (1731), учреждён Шляхетный кадетский  корпус (1731), ограничена 25 годами служба дворян. Ближайшее окружение Анны составляли иностранцы (Э. И. Бирон, К. Г. Левенвольде, Б. X. Миних, П. П. Ласси).

 В 1738 году количество  подданных Анны Иоанновны, жителей  Российской империи, составляло  почти 11 млн человек.

 

Новые явления  в культуре и быте

 

 Петербургский двор времен Анны Ивановны представлял собой смесь старомосковских порядков с элементами новой европейской культуры, привнесенных в Россию петровскими нововведениями. Не имея способностей и склонности к государственной деятельности, императрица проводила время в праздных придворных развлечениях среди шутов, лилипутов, блаженных, гадалок, старух-приживалок. Она любила выступать в роли свахи, обожала охоту, истребляя каждый год по несколько сот загнанных для нее животных.

 В правление Анны  Иоанновны была написана первая  история России В. Н. Татищевым.  Расцвел поэтический талант В.  К. Тредиаковского. Работала Академия наук. В её штате были Ж. Н. Делиль, Л. Эйлер, Г. Ф. Миллер. Вместе с тем при дворе были популярны итальянская опера и балет. По приказанию Анны Иоанновны был построен театр на 1000 мест, а в 1737 г. открыта первая в России балетная школа.

Одновременно был удовлетворен ряд важнейших требований дворянства, выдвинутых во время событий 1730 г. В 1731 г. был отменен петровский Указ о единонаследии (1714 г.), в части  порядка наследования недвижимых имений, учрежден Шляхетский корпус для детей дворян. В 1732 г. в два раза увеличено жалованье русским офицерам, а в 1736 г. установлен 25-летний срок службы, после которого дворяне могли выходить в отставку, разрешено было оставлять одного из сыновей для управления имением.

  Одновременно была продолжена политика на закрепощение всех категорий населения: указом 1736 г. все рабочие промышленных предприятий объявлены собственностью их владельцев. Царствование Анны Ивановны отмечено подъемом российской промышленности, прежде всего металлургической, вышедшей на первое место в мире по производству чугуна. Со второй половины 1730-х гг. началась постепенная передача казенных предприятий в частные руки, что было закреплено берг-регламентом (1739 г.), стимулировавшим частное предпринимательство.

 Царствование Анны Иоанновны также вошло в историографию и как время «бироновщины», что обычно трактуется как засилье иностранцев и ужесточение полицейских репрессий.

  В реальности, занимавшие  высокие должности при её дворе  Э. И. Бирон, Б. К. Миних,  А. И. Остерман, братья Левенвольде и др. участвовали в борьбе за политическое влияние на императрицу наряду с русскими вельможами, не образовывая единой «немецкой партии». Число осужденных в эти годы Тайной канцелярией в среднем почти не отличалось от аналогичных показателей предшествующего и последующего времени, и среди них практически не встречаются дела, связанные с антинемецкими настроениями. Наиболее известны процессы против князей Долгоруких, князя Д. М. Голицына, а также «дело А. П. Волынского».

Информация о работе Россия во время правления Анны Иоанновны