Россия в первой половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 13:28, контрольная работа

Краткое описание

В XIX век Россия вступила как самодержавное государство с феодально-крепостнической системой хозяйства. Численность населения и военная мощь России ставили её на первое место в Европе. Однако экономика России была архаичной, главным образом из-за плохого развития хозяйства (5% помещичьих хозяйств применяли рациональные технологии). Кроме того, государство отказывало в средствах промышленникам, вместо этого оно кредитовало траты помещиков под залог имений и крепостных. Помимо этого, главной статьей доходов в государстве были подати с крестьян.

Прикрепленные файлы: 1 файл

контрольная работа №9.docx

— 56.26 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I

 

 

Российский император из династии Романовых. В социально-экономическом развитии России было много нерешенных проблем. Главными задачами своего правления он считал решение следующих вопросов: отмены крепостного права, реформу органов управления и просвещения. Он объявил о прекращении пожалований казенных крестьян в частные руки, было запрещено печатать в газетах объявления о сдаче крепостных «в аренду».

В 1803 г. последовал указ о «вольных (свободных) хлебопашцах», по которому помещики могли отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. Однако эта мера фактически не повлияла на крепостническую систему, т.к. за первую четверть 19 в. было освобождено лишь 47 тыс. частновладельческих крестьян.

После окончания Отечественной войны 1812 г стали разрабатываться проекты освобождения крестьян.  Проводя реформы государственного управления, он заменил устаревшие коллегии министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала расти прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья.

 В 1802 г. был  реформирован сенат, ставший высшим  судебным и контролирующим органом  в системе государственного управления. Его участие в законотворческой  деятельности выразилось в том, что он получил право делать  «представления» императору по  поводу устаревших законов. Либеральный  проект реформирования органов  управления по поручению царя  был создан статс-секретарем Непременного  совета М.М. Сперанским. Однако из-за  сопротивления дворянства он  практически не был реализован.

После завершения Отечественной войны 1812 г. император во внутренней политике предпринял очередную серию реформаторских попыток. Еще в 1809 г. было создано Великое княжество Финляндское, ставшее по существу автономией с собственный сеймом, без согласия которого царь не мог менять законодательство и вводить новые налоги, и сенатом (правительством).

В мае 1815 г. Александр объявил о даровании конституции Царству Польскому, предусматривавшей создание двухпалатного сейма, системы местного самоуправления и свободу печати.

 В 1817 - 1818 гг. ряд  близких к императору людей (в  т.ч. А.А. Аракчеев) занимались по его приказу разработкой проектов поэтапной ликвидации крепостного права в России.

В 1818 г. Александр дал задание Н.Н. Новосильцеву подготовить проект конституции для России. Проект "Государственной уставной грамоты Российской империи", предусматривавший федеративное устройство страны, был готов к концу 1820 г. и одобрен императором, но его введение было отложено на неопределенный срок. Своему ближайшему окружению царь жаловался, что не имеет помощников и не может найти подходящих людей на губернаторские должности. Прежние идеалы все более казались Александру лишь бесплодными романтическими мечтами и иллюзиями, оторванными от реальной политической практики. Отрезвляющее воздействие оказало на Александра известие о восстании Семеновского полка (1820 г.), воспринятое им как угроза революционного взрыва в России, для предотвращения которого необходимо было принять жесткие меры. Тем не менее, мечты о реформах не покидали императора вплоть до 1822 - 1823 гг.

Одним из парадоксов внутренней политики Александра I послевоенного времени стало то обстоятельство, что попытки обновления российского государства сопровождались установлением полицейского режима, позднее получившего название "аракчеевщины". Ее символом стали военные поселения, в которых сам Александр, впрочем, видел один из способов освобождения крестьян от личной зависимости, но которые вызывали ненависть в самых широких кругах общества.

В 1817 г. вместо Министерства просвещения было создано Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с обер-прокурором Святейшего синода и главой Библейского общества А.Н. Голицыным. Под его руководством фактически был осуществлен разгром российских университетов, воцарилась жестокая цензура.

В 1822 г. Александр I запретил деятельность в России масонских лож и иных тайных обществ и утвердил предложение Сената, разрешавшее помещикам за "дурные поступки" ссылать своих крестьян в Сибирь. Вместе с тем император был осведомлен о деятельности первых декабристских организаций, но не предпринял никаких мер против их членов, считая, что они разделяют заблуждения его молодости. Итак, Александру I не удалось провести коренные преобразования путем «реформ сверху». Насущные общественно-политические проблемы остались нерешенными. Неожиданная смерть императора в ноябре 1825 г. породила ситуацию междуцарствия, социальные потрясения и поиски будущими самодержцами иных путей преобразований в стране.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I.

 

 

12 декабря 1825 г. на  русский престол вступил Николай I Павлович (1825 - 1855 гг.). Неудача декабристов вызвала резкое усиление консервативных черт в политике российского государства. Николай I, вступивший на престол после смерти брата, оценил восстание 14 декабря 1825 г. как результат слишком либеральной политики Александра I. Поэтому, стремясь не допустить новых выступлений, главной задачей правительства он счел недопущение в России распространения либерализма. Императором было сделано два важных вывода:

- реформы, в том числе крестьянская, являются назревшим делом и потребностью самой власти, а не только уступкой оппозиционному движению. Отсюда – постепенная подготовка крестьянской реформы без участия общества, бюрократическим путем;

- дворянство перестало быть надежной опорой власти, потому что значительной степени ушло в оппозицию, необходима иная опора. Отсюда – быстрый рост центральной бюрократии. Если в 1796 г. в России насчитывалось 15–16 тыс. чиновников, то в 1847 г. – уже 61,5 тыс., а в 1857 г. – 86 тыс.

Общей тенденцией перестройки государственного управления при Николае I была военизация государственного аппарата.

На внутриполитический курс Николая I наложило отпечаток своеобразное понимание им своего долга как монарха. Считая, что главное содержание жизни – это служба, он принял престол как служебное поручение.

Были созданы пять отделений Императорской канцелярии: первое, исполнявшее личные поручения императора; второе, имевшее цель упорядочить законодательство; третье, надзиравшее за политическими настроениями в обществе; четвертое, образовательное и благотворительное; пятое, занимавшееся государственным имуществом и казенными крестьянами..

Главной задачей всех мероприятий по укреплению государственного аппарата являлось стремление не допустить распространения либеральных идей в стране. Основным заслоном на их пути должен был стать полицейский аппарат. Чтобы он смог справиться со своей миссией, был предпринят ряд мер по реорганизации этой системы. Все дела по политическим преступлениям были переданы в III отделение Императорской канцелярии, созданной в 1826 г. Это учреждение вместе с корпусом жандармов, во главе которого стоял А. Х. Бенкендорф, поставило под жесткий контроль общественную жизнь в стране.

Финансовая политика во время правления Николая I диктовалась исключительно интересами государственного бюджета. За период с 1825 по 1854 г. государственные расходы увеличились со 115 до 313 млн р. в год, а доходы – со 110 до 260 млн р. За это время численность армии и флота возросла почти на 40%, а ежегодные расходы на их содержание увеличились на 70%. Покрытие постоянного дефицита бюджета было главной заботой правительства.

Еще одним мероприятием внутренней политики правительства Николая I стала кодификация российского законодательства. Эта масштабная работа была выполнена под руководством М. М. Сперанского. В 1830 г. было опубликовано «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах, куда вошло законодательство с 1649 по 1825 г. В 1833 г. был создан «Свод законов Российской империи» в 15 томах, куда вошло только действующее законодательство.

Сторонник сохранения и укрепления самодержавия, Николай I полагал, что для России это единственно возможная форма власти, без которой она погибнет. Естественно, никакие изменения, связанные с ограничением полномочий монарха, не могли даже обсуждаться.

Особенно отчетливо это направление внутренней политики проявилось после революции во Франции 1830 г.

Внутренняя политика Николая I отличалась многообразием мероприятий. Однако отказ от проведения каких бы то ни было коренных изменений приводил к быстрому окостенению политической системы управления, что в условиях усложнения государственных задач снижало эффективность деятельности государственного аппарата.4

1848 - 1855 гг. ознаменованы  резким усилением политической  реакции в России. Современники  назвали последние годы царствования  Николая I "мрачным семилетием". Усиление реакции проявилось  в первую очередь в карательных  мерах в сфере просвещения  и печати. С целью более эффективного  надзора за периодической печатью 27 февраля 1848 г. был учрежден "временный" секретный комитет под председательством  А. С. Меншикова.

По итогам внутренней политики Николая   I.  Бросается в глаза совершенно формальное отношение правительства и всего чиновничества к государственным делам. Ничего удивительного в этом нет. Министры, бюрократия рассматривались лишь как исполнители верховной воли. Зачастую Николая   I  упрекают за не расположенность к переменам. Беда же заключалась в обратном, император брался за многие нововведения, не вникая в их суть, и старался лично, но лишь формально руководить каждым из них. В этом стремлении самодержца, даже при его прекрасной памяти и огромной работоспособности, таилась слабость государственного управления во второй четверти   XIX  в. Недостаточная компетентность Николая   I  имела в данном случае отнюдь не решающее значение. Попытка Николая   I  походить в управлении страной на Петра   I  не удалась. Николай Павлович не сумел поставить все сословия на службу России. В его намерение входило подчинить все сословия власти монарха и возглавляемого им государственного аппарата.

Вместо государства «общего блага» Россия превращалась в государство общего бесправия. Жизнь страны, пронизанная не столько направляющей идеей, сколько всепроникающим шпионством и доносительством, бюрократизировалась и формализовалась. Таким образом, экономическая ситуация в стране все настоятельнее требовала ликвидации крепостного права. Серьезность ситуации, вполне очевидная для российской общественности, не была в должной степени оценена властями вплоть до середины 50-х годов XIX века.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, развитие России первой половины ХVI в. характеризовалось разнообразием социально-экономических укладов и, в целом, поступательным движением вперед, политическую основу которого создавало объединение страны. Однако при той огромной роли, которую приобретало государство, решающим образом воздействовавшее на все сферы жизни, будущее страны попадало в сильную зависимость от политики великокняжеской власти.

В первое десятилетие своего правления Александр I обещал глубокие преобразования и в определенной степени усовершенствовал систему государственного управления, способствовал распространению просвещения в стране.

Впервые в русской истории начался хотя и очень робкий, но все же процесс ограничения и даже частичной отмены крепостничества.

Первый период правления Александра I (до Отечественной войны 1812 г.) был качественно новой ступенью развития политики "просвещенного абсолютизма".

Последнее десятилетие царствования Александра - это период нарастания консервативных тенденций во внутриполитическом курсе, который, несмотря на попытки возвращения к либеральной политике, окончательно утвердился к началу 1820-х годов.

Либеральная внешнеэкономическая политика ударила по русской промышленности и оттолкнула от Александра купечество и часть дворянства. В результате в 1822 г. был восстановлен протекционистский тариф.

Отказ от реализации обещанных либеральных реформ привел к радикализации позиции прогрессивной части дворянской интеллигенции и породил дворянскую революционность. Но в целом, господствующие слои в подавляющем большинстве отвергали шедшие сверху либеральные реформы и новации, что, в итоге, предопределило поворот к реакции.

Итоги внутренней политики Николая I:

1. Итак, кодификация  законов, реформа управления государственными  крестьянами, денежная реформа - это основные достижения царствования Николая I. С их помощью Николаю I удалось укрепить свою империю.

2. Больших успехов  достигла постоянная торговля, которая  стала превосходить традиционную  ярмарочную торговлю. Но крепостничество  тормозило развитие торговли  в центре, поэтому национальные  окраины быстрее втягивались  в общероссийский рынок.

3. Возникли новые  города на вновь присоединенных  территориях: Новочеркасск, Нальчик, Пятигорск, Новороссийск, Махачкала и др. Некоторые  фабричные центры становились  городами.

Информация о работе Россия в первой половине XIX века