Россия в первой мировой войне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:23, реферат

Краткое описание

Мировая империалистическая война 1914–1918 годов была самой кровопролитной и жестокой из всех войн, которые мил знал до 1914 года. никогда еще противоборствующие стороны не выставляли таких огромных армий для взаимного уничтожения. Общая численность армий доходила до 70 млн. человек. Все достижения боевой техники, современной химии были направлены на истребление людей. Убивали всюду на земле, на воздухе, на воде и под водой. Ядовитые газы, разрывные пули, автоматические пулеметы, снаряды тяжелых орудий, огнеметы – все было направлено на уничтожение человеческой жизни.

Содержание

Вступление
1. Боевые действия России в ходе Первой мировой войны.
2. Политический кризис в России во время Первой мировой войны.
Заключение
Библиография

Прикрепленные файлы: 1 файл

Россия в первой мировой войне.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, русский  фронт был постоянной угрозой  для германского командования, которому становилось ясно, что планы на скоротечную войну провалились. «Если в августе 1914 г. на Восточном фронте находилось 14 германских дивизий и 28 австро-венгерских (всего 42 пехотные дивизии), то уже к концу года русским войскам противостояло 77 пехотных дивизий (из них: 41 австро-венгерская и 36 – германских» Кроме того, на стороне Тройственного союз выступила Турция, которая стремилась уничтожить морские коммуникации противника. Все это отягощало положение России.

Тем не менее в  результате упорных боевых действий (в течении декабря 1914 - января 1915 г.) русская армия на Кавказе одержала победу под Сарыкамышем, наголову разбив 3-ю турецкую армию. Эта победа улучшила положение англо-французской амии, так как она потребовала перевода турецких войск с других фронтов на Кавказский для усиления 3-й турецкой армии.

Активные действия русской армии в Галиции и  Восточной Пруссии, тяжелые поражения  австро-венгерских войск, в результате чего возникла угроза многим германским областям, заставили германское верховное командование акцентировать внимание на Восточном фронте и готовить здесь крупные наступательные операции. Германия осуществил задуманное. В течение 5 месяцев русская армия вела непрерывные бои и под натиском врага вынуждена была оставить Польшу, часть Прибалтики, Западной Белоруссии и Западной Украины. Однако русская армия не была разбита. Германия не доставила своей цели – вывести Россию из войны. Осенью 1915 года на Восточном фронте, от рижского залива на севере и до Днестра на юге, установилась позиционная война.

Наступил 1916 год. «После совещаний военных представителей Антанты в конце 1915 года и венской 1916 года, русская военная ставка приступила к подготовке большого наступления» В первой половине апреля на совещании главнокомандующих фронтами обсуждался план предстоящих операций. Он был предложен генералом М.В. Алексеевым, и в соответствии с ним главный удар должен был нанести Западный фронт – в направлении Ошмяны - Ильно. «Северо-Западный фронт наносил удар в районе Двинск - Видзы. Юго-Западному фронту, главнокомандующим которого был генерал А.А. Брусилов, отводилась вспомогательная роль – он должен был начать наступление из района Ровно, когда обозначится успех на других фронтах.»

Генерал Брусилов, выступая на этом совещании, настаивал, чтобы  его фронту было разрешено наступать  одновременно с другими фронтами. Я не вижу причины стоять мне на месте, – говорил Брусилов, – «смотреть, как мои товарищи будут драться.» Брусилов отлично понимал, что поставленная перед ним задача сковывания противника лучше всего может быть решена энергичным наступлением. Этим путем он рассчитывал привлечь на себя резервы противника и облегчить наступление Западного фронта, наносившего главный удар.

Задача, стоявшая перед  Юго-Западным фронтом, была чрезвычайно  трудной. Противник имел превосходство  в артиллерии и имел укрепленные  позиции. Учитывая создавшуюся обстановку, Брусилов решил отказаться от общепринятого  способа прорыва и разработал свой оригинальный метод наступления. Как правило, прорыв совершался на «узком» фронте, куда сосредоточивалось подавляющее количество сил и средств, особенно артиллерии. «Брусилов же, планируя нанесение на луцком направлении главного удара силами 8-й армии, одновременно поставил задачу – каждой из остальных трех армий фронта подготовить прорыв на своем участке» Таким образом, фронт обороны подвергался одновременным ударам в нескольких местах, что затрудняло противнику маневрирование резервами и ставило под удар его оборонительную систему.

После артиллерийской подготовки, начатой 22 мая, войска Юго-Западного  фронта перешли в атаку. Стремительное  наступление Брусилова было неожиданным. За три дня 8-я армия наголову разбила 4-ю австрийскую армию, которая была совершенно деморализована и в панике отходила на Запад. «Русские войска овладели Лучком и на широком фронте продвинулись на территории противника до 35 км» Значительных успехов достигли и другие армии. Фронт противника на всем его протяжении был прорван, русские получили свободу для маневра. Но, «…в цело блестящий „брусиловский прорыв“ Юго-Западного фронта не привел к окончательному разгрому австро-венгерских армий, так как наступление Западного фронта окончилось неудачно. Было принято решение сделать из Юго-Западного фронта – главный фронт». В его распоряжение стали перебрасываться войска с Западного фронта, но момент, когда в рядах противника царила растерянность, и паника, русскими был упущен. Возобновленное наступление русских войск не дало желаемого эффекта.

Несмотря на то, что  блестящий прорыв, осуществленный войсками Юго-Западного фронта, не привел к  полному поражению австро-венгерских войск, значение его было огромно. «Австро-венгры за время операции потеряли около 1,5 млн. человек, из которых более 400 тыс. человек – пленными». При этом русские на Юго-Западном фронте потеряли не более полумиллиона человек. «Главное в этом наступлении заключалось в том, что его успех заставил австро-германцев остановить наступление против Франции и Италии и перебросить силы на восток». Именно в этом состояло огромное стратегическое значение «Брусиловского прорыва». В нем имело место непревзойденная наступательная энергия русского солдата соединенная с искусством полководца, который действовал в духе суворовского маневра.

В результате успешно  проведенных русской армией в 1916 г. наступательных операций войска австро-германского блока вынуждены были перейти на всех фронтах к стратегической обороне. Свои боевые действия на зимний и весенний периоды 1917 года русское верховное командование, как и прежде, планировало с учетом оказания помощи западноевропейским армиям. Но в феврале 1917 года в стране произошла революция. Монархия была свергнута. В связи с этим от русской армии нельзя было ожидать в ближайшее время активных действий. Однако англо-французы настаивали на новом наступлении русских войск.

«18 июня 1917 года амии Юго-Западного фронта перешли в  наступление на львовском направлении.» 300 тыс. солдат, 800 легких пушек и 500 средних и тяжелых были сосредоточены на фронте в 70 км. Наступлению предшествовала двухдневная артиллерийская подготовка. 11-я и 7-я армии, действовавшие против Львова, в первый же день заняли несколько участков на позициях противника. Части 8-й армии, прорвав три линии обороны врага от Ямница до Загвоздья, заняли Калуш и вышли на реку Ломница. Прорыв австрийских позиций русскими войсками вновь создал реальную угрозу жизненным центрам Австрии. Поэтому «германское командование вынуждено было снять 6 дивизий с Западного фронта и перебросить их на Восточный.»

Используя крупные  силы, сосредоточенные на востоке, противник  перешел в контрнаступление, и  заставил русские войска отойти на линию Броды – Збараж – Гримайлов  – Баян - Серет. Наступление Юго-Западного  фронта закончилось поражением русских  войск, так как солдатам были чужды цели наступления (они устали от войны). Действия войск не были технически обеспечены, недоставало боеприпасов, снаряжения. Это была авантюра Временного правительства, выполненная в угоду западноевропейским державам, для достижения определенных политических целей.

25 октября  1917 года в стране произошла  Октябрьская революция. К власти  пришли большевики во главе  с Лениным. Первый декрет, который  приняла новая власть был –  Декрет о мире (26 октября 1917 г.). Советское правительство предложило мирные переговоры Германии. «В ходе переговоров 18 февраля 1918 г., австро-германские войска, нарушив условия перемирия, начали наступление по всему фронту от Черного до Балтийского моря.» В боях под Псковом и Нарвой в феврале 1918 г. первые регулярные части Красной Армии остановили продвижение немцев на Петроград. Но, пользуясь слабостью Советской России, Германия навязала ей грабительский мирный договор, который был подписан в Брест-Литовске 3 марта 1918 г.

Таким образом Россия вышла из I-ой мировой  войны проигравшей страной, т. к. потеряла большую часть территории, которая оказалась в оккупации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В РОССИИ ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Уже в  начале войны наблюдался активный рост патриотизма в России. Но он продлился недолго. Эксплуатация идеи «славянской солидарности» также исчерпала себя. Рассказы о жестокостях немцев тоже не давали должного эффекта. Усталость от войны сказывалась все больше и больше. Сидение в окопах, неподвижность позиционной войны, отсутствие простейших человеческих условий на позициях – все это было причиной участившихся солдатских волнений. К этому надо прибавить протест против палочной дисциплины, злоупотреблений начальников, казнокрадства тыловых служб. На фронте и в тыловых гарнизонах все чаще отмечались случаи невыполнения солдатами приказов.

Одной из главных проблем России в первой мировой войне была нехватка боеприпасов. Кризис боеприпасами через несколько  месяцев после начала войны испытали и армии всех стран - участниц, так как запасы мирного времени оказались израсходованы . Однако в более развитых Германии, Австро-Венгрии, Англии и Франции. Этот дефицит очень скоро был ликвидирован благодаря наращиванию военного производства. В России же промышленность не смогла в короткие сроки перестроиться для нужд фронта. Поэтому «снарядный голод» здесь стал затяжным.

Командующий Юго-Западным фронтом Н.И. Иванов (7 (20) мая с тревогой сообщал начальнику Генштаба генералу Н.Н. Янушкевичу: «Остающийся  в моем распоряжении запас легких артиллерийских снарядов и ружейных патронов не покрывает даже четверти комплекта их в войсках и полевых парках. Половина, а в некоторых армиях большая часть, последних пуста. Увеличившийся за последние дни напор противника, который успел подвезти тяжелую артиллерию, и, видимо, большой запас боевых припасов, повелительно требует пополнения их и у нас».

Однако  необходимого пополнения не было, в  войсках продолжалась ощущаться  нехватка не только боеприпасов, но и  винтовок. Генерал Николай Головин вспоминал, что однажды получил из штаба Юго-Западного фронта телеграмму «о вооружении части пехотных рот топорами, насаженными на длинные рукоятки». Он так прокомментировал это, к счастью так и не реализованное распоряжение: «Я привожу эту почти анекдотическую попытку ввести „алебардистов“ только для того, чтобы охарактеризовать ту атмосферу почти отчаяния, в которой находилась русская армия в компанию 1915 года.»

Командовавший 8-ой армией генерал А. А. Брусилов вспоминал, в каком состоянии находились оборонявшие крепость Перемышль ополченцы: «На двух фортах Западного фронта перемышля противник спокойно резал проволоку предфронтовых заграждений, а гарнизон этих фортов не только сам не мешал этому делу, но и не позволял артиллерии стрелять вследствие опасения, что сильная неприятельская артиллерия обрушится на форты. Очевидно, что такие гарнизоны легко отдали форты врагу, который, таким образом, попал внутрь крепости. При таких условиях удержать Перемышль дальше было невозможно.»

Военные неудачи вели к кризису в российском военно-политическом руководстве. Или наоборот кризис в военно-политическом руководстве вел к военным неудачам и ухудшению социально-экономического положения в стране. 23 августа 1915 года Николай II переместил великого князя Николая Николаевича с поста главнокомандующего русской армией – наместником на Кавказ и сам занял его место". Большинство монархистов негативно оценивали поступок царя, полагая, что в случае новых поражений общественное мнение будет винить во всем царя. Не одобрила этот шаг и либеральная оппозиция, симпатизировавшая Николаю Николаевичу и опасавшаяся, что сосредоточение всей власти в руках Николая II еще больше отдалит страну от назначения ответственного перед думой правительства («ответственного министерства»).

На самом  деле смещение Николая Николаевича  как на ладони был виден кризис власти, чувствовалось давление на царя его жены и Распутина. В этот период Распутин достиг своего апогея, (он мог назначить на государственные  должности кого угодно). «Великий князь и верховный главнокомандующий Николай Николаевич сам, когда-то, в 1903 году представил старца (Распутина) Александре Федоровне». Но в последствии Распутин вошел в самостоятельную роль и довольно непринужденно овладел ситуацией, дойдя до такой наглости, как обращение к Николаю II и его жене «на ты». Поняв, что он наделал, Николай Николаевич заклинал Николая II «прогнать гнусного мужика». Но царь не только не внял его советам, но еще и осведомил Григория Ефимовича о ненавистнических домогательств своего дяди. С этого момента Распутин не расставался с мыслью об отмщении.

Как только сложилась благоприятная для  этого обстановка – неудачи на фронтах, перелом в настроениях  двора в пользу сепаратного мира, противником которого был Николай  Николаевич, Распутин решил воспользоваться моментом. «23 августа 1915 г., выполняя рекомендации Распутина, которого еще поддерживала и царица, царь отстранил от должности дядю и назначил верховным главнокомандующим самого себя». В истории само назначения на пост главнокомандующего сыграли роль и его собственные скрытые счеты с дядей. Царь не вполне доверял личной лояльности Николая Николаевича, с подозрением поглядывал на честолюбивые замашки этого крутого характером родственника – военного– профессионала, который, держал в руках 12 – 15 миллионную армию, обращал в свое личное прославление малейший ее успех. Затем царь начал подозревать Николая Николаевича в тайных замыслах захвата трона. Враги великого князя, распутинцы, наушничали во дворце о такой опасности для царя. К весне 1915 года они особенно усердно распространяли слухи о грядущей диктатуре Николая Николаевича.

Решение о само назначении было принято не без некоторых колебаний (царь покраснел, когда впервые заговорил в  узком кругу о своем намерении). На министров этот шаг произвел особое впечатление. 6 августа 1915 года заседал Совет министров. Председательствовал глава кабинета И.Л. Горемыкин. На этом заседании произошла следующая беседа между министрами:

"Поливанов  (военный министр): Господа, как  ни ужасно то, что происходит  сейчас на фронте, назревает еще  одно событие, которое, может  быть, страшнее всех, угрожающих  до сих пор России. во Время  моего сегодняшнего утреннего  доклада его величество объявил  мне: великий князь Николай Николаевич с должности верховного главнокомандующего отстраняется.

Информация о работе Россия в первой мировой войне