Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 09:44, контрольная работа
1. Основные черты внутренней политики Александра I. Негласный комитет и его программа.
2. Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского и его судьба.
3. Проект Уставной грамоты Российской империи. Причины незавершенности конституционных начинаний.
Недостатком преобразований Сперанского являлось то, что они совершались втайне от общества, а это не давало возможности передовой части общества заинтересованно и активно выступать в поддержку реформ. В обстановке искусственно созданной вокруг реформы атмосферы таинственности любая сплетня и интрига становились мощным орудием в борьбе с реформатором. Они и привели к опале и ссылке Сперанского.
Выбрав в качестве главного орудия осуществления преобразований верховную власть, Сперанский упустил из вида тот факт, что император должен был испытывать постоянное давление снизу, хотя бы из сановного окружения. Никаких усилий в этом направлении Сперанский не предпринял. Он остался канцелярским реформатором.
18 марта 1811 года Екатерина Павловна, сестра Александра I, передала ему записку историка Карамзина «О древней и новой России», направленную против реформаторских начал. Последовали доносы на Сперанского о получении взяток, членстве в масонской ложе, куда он вступил годом раньше, о тайных связях с Наполеоном. После унизительного Тильзитского мира для своей реабилитации Александру I в качестве патриотического шага необходимо было пожертвовать Сперанским, сформировавшим себе имидж поклонника Наполеона. В качестве улики предстала переписка Сперанского с Нессельроде, где корреспонденты пользовались условными выражениями и прозвищами. Сперанский был лично допрошен Александром.
Сперанский отправляется в ссылку. Император же, по собственному признанию, «потерял правую руку», а впоследствии говорил о Сперанском так: «Он никогда не изменял России, но изменил лично мне».
Дальновидные проекты Сперанского не получили практического воплощения в жизнь.
3.
Насколько идеи конституции были известны и популярны в мире и России в начале ХIХ века? В большинстве стран Европы правящие власти длительное время отказывались от самой мысли о писаной конституции. В Англии, где впервые была разработана конституция (в ХVII веке), практически изначально утверждается отрицательное отношение к тому или иному систематическому законодательному изложению основ государственного управления. Известно высказывание Пальмерстона о том, что он готов дать хорошую награду тому, кто принесет ему экземпляр английской конституции. В Великобритании и сегодня не делают существенного различия между конституционным и любым другим законом. Вплоть до 30-х годов XIX века писаные конституции имелись только в Америке, Франции, Испании, Португалии, Финляндии (автор Сперанский), Польше (легла в основу конституции Муравьева).
Накануне XIX века Карамзин так писал о конституции: «Конец нашего века почитали мы юнцом главнейших бедствий человечества и думали, что в нем последует соединение теории с политикой, умозрения с деятельностью; что люди, уверяясь нравственным образом в изящности законов чистого разума, начнут исполнять их со всей точностью и под сенью мира, в крове тишины и спокойствия насладятся истинными благами жизни... Где теперь сия утешительная система?.. Она разрушилась в своем основании...».
Слово «конституция» было знакомо лишь дворянству. «Конституция» фигурирует у Корфа М.А. в анекдоте о том, что солдаты называли этим именем жену цесаревича Константина в период декабрьских событий 1825 года.
После Венского конгресса заканчивается отход Александра I в сфере внутренних преобразований.
Первым шагом к преобразованию в чисто русских губерниях стало учреждение должности генерал-губернатора пяти центральных губерний (Воронежской, Рязанской, Орловской, Тамбовской и Тульской). На этот пост был назначен генерал А.Д. Балашов, занимавший ранее пост министра полиции и используемый императором для выполнения особо доверительных поручений. Его задачей была подготовка к постепенному преобразованию системы управления губерниями. Первые изменения стали вводиться в Рязанской губернии.
Новый реформаторский прилив особо не скрывался. Царству Польскому даруется конституция. Александр I рассматривал конституционный опыт в Польше как прелюдию к общероссийской конституции. Его речь, произнесенная в Варшаве в марте 1818 года при открытии первого польского сейма, была напечатана в русских газетах.
В канцелярии Новосильцева, доверенного лица Александра I, в Польше создается комиссия по составлению проекта русской конституции под названием «Уставная грамота Российской Империи». В комиссию включаются французские исполнители. Одна из парижских газет публикует информацию о содержании проекта. Подобными шагами император как бы дает возможность дворянству последовать его примеру уступить часть власти. Однако делает он это не в самый подходящий момент: европейская гегемония России и начавшийся экономический подъем только прибавили самоуверенности русскому дворянству.
Впервые текст русской конституции был опубликован только в 1830 году польскими повстанцами, когда в их руках оказался архив. Под напором дворянской реакции, испытывая страх от информации о деятельности тайных обществ, Александр I отступает от курса реформ и делает ставку на тотальную слежку.
После войны 1812 года Александр неоднократно обращался то к одному, то к другому государственному деятелю, предлагая сочинить проект крестьянской реформы (ведь даже Наполеон в своих прокламациях обещал крестьянам свободу). Иные старые деятели оказались в этом вопросе более либеральными, чем молодые реформаторы. А.Р. Воронцов предлагал, например, проект о владении крестьянами недвижимой собственностью как первый шаг к освобождению. Адмирал Мордвинов — председатель Государственного Совета, человек с взглядами английского тори — поддерживал идею о праве владения купцов, мещан и казенных крестьян недвижимым имуществом, но твердо считал, что освобождение крестьян от крепостной зависимости может произойти только по желанию дворян. Мордвинов предполагал выкуп личной свободы крестьян у помещиков за счет самих крестьян. О выкупе земли речь не шла. Будучи либералом, он надеялся на то, что хозяйства с достаточным количеством хуторян или фермеров с наемными рабочими вытеснят помещичьи и безболезненное освобождение состоится экономически.
Граф Д.А. Гурьев также подключался к разработке проекта освобождения крестьян, для чего была создана специальная секретная комиссия. Планировалось разрушение общины и создание в России капиталистического сельского хозяйства. Известен также проект Е.Ф. Канкрина, будущего министра финансов при Николае I, предполагающий медленный выкуп крестьянами помещичьих земель за 60 лет. Все расходы взяло на себя государство. Проект света не увидел, так как был весьма смелым для того времени.
Александр официально поручает Аракчееву составить проект освобождения крестьян, что было явлением неординарным. В своих рекомендациях Александр просил не допустить никакого насилия со стороны государства по отношению к помещикам. И Аракчеев сочинил план постепенного выкупа крестьян у помещиков с наделом в две десятины. Личная свобода и две десятины стоили государству 5 млн рублей ежегодных выплат помещикам. Выкуп затягивался на 200 лет. Но даже в пределах грубой аракчеевской реформы Александр был не в силах довести дело до конца. Вся эта проектная работа предшествовала началу работы над русской конституцией и была ключевым условием ее принятия.
Правительство, предложив помещикам Эстляндии выгодные условия, инициировало их на освобождение крестьян без земли путем предоставления личной свободы. Крестьяне получили право владения движимым имуществом и четко определенные повинности. К аналогичному шагу подталкивались полтавские и черниговские помещики, однако, они отказались это сделать. Уровень развития товарно-денежных отношений в этих районах был ниже, чем в Прибалтике. Дело освобождения крестьян окончательно заглохло.
В 1822 году, когда из доносов императору стало известно о кружках свободолюбивой молодежи из дворян, следует реакция: указ о праве помещиков ссылать крестьян в Сибирь, удвоении полиции, изгнании свободомыслящих из университетов, цензура в печати. Информация о силах тайных обществ была преувеличена. Александр решил, что Россия находится накануне военной революции и Гражданской войны, что страну ожидает весьма реальная перспектива испытать в ближайшем будущем все «ужасы» Французской революции.
В 1825 году императрица Елизавета Алексеевна, жена Александра I, была смертельно больна. Отправляясь с ней в Таганрог вместо европейских курортов, царь знал, что это их последнее совместное путешествие. Мысли о грядущей смерти посещают его в это время. Царь увлекается мистикой, становится религиозно замкнутым.
Перед поездкой Александра I в Таганрог Н.М. Карамзин сказал ему: «Государь, Ваши дни сочтены, Вы не можете более ничего откладывать и должны еще столько сделать, чтобы конец Вашего царствования был достоин его прекрасного начала». Последовали известные события 14 декабря в результате династического кризиса, происшедшие после смерти императора или ухода его из мира под именем старца Федора Кузьмича (есть и такая историческая версия).
Царствование Николая I стало новой эпохой в политическом развитии России. Одна из характерных ее черт — потеря интереса власти и общества к конституционным идеям. Для власти решающим доводом в отказе от конституционализма стали события 1830 и 1848 годов, когда революции в Европе показали, что само по себе введение конституции не является гарантией от внутренних потрясений. После подавления польского восстания 1830—1831 годов была ликвидирована конституция в Королевстве Польском и стала невозможна постановка вопроса о создании конституции в Российской империи. Именно в эпоху Николая I оформилось представление о прямой противоположности между государственными порядками Российской империи и конституционным устройством.
Ослабел интерес к конституционным идеям и у русского общества. Конституционализм первой четверти XIX века основывался в основном на идеях «века просвещения», для которых характерны представления об общественном развитии и трактовка государственного строя как результата рациональной деятельности правителей. Во второй четверти XIX века в России, как и во всей Европе, стали господствовать новые идеи, получившие название «романтизм». Для них характерно особое внимание к своеобразию национального развития каждого народа и признание органичности развития государственного строя, который определялся не столько усилиями отдельных деятелей, сколько «народным духом» каждой нации. И хотя «национальный дух» русского народа понимался по-разному, все же и сторонники «официальной народности», и первые представители либерализма в лице западников и славянофилов, и зачинатели революционно-демократического движения искали его не в конституционных идеях. Новый подъем интереса русского общества к конституционализму приходится на рубеж ХIХ—ХХ веков.
Государственная Уставная Грамота» или, как ее еще называют проект Новосильцева, - это вершина реформаторской программы императора Александра I, по сути дела, последний большой проект государственных преобразований, созданный в переломную эпоху русской истории.
Заключение.
В период перелома веков в России наблюдается неразвитость теоретических построений, которые могли бы быть положены в основу правительственных реформ или революционной деятельности общества. В силу этого наблюдались фундаментальные противоречия и терминологическая невыдержанность. Основополагающие концепции буржуазного правопорядка в России становились всего лишь политическими лозунгами, в определенный момент полезными для борьбы с имперской государственностью.
Признавая несомненно буржуазный характер «Уставной Грамоты» не следует преувеличивать его последовательность и радикальность. И здесь следует прежде всего подчеркнуть явно патримониальный характер этого документа», выразившийся в признании императора источником всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Это принципиально важное положение, которое определило, по существу, главный феодальный пережиток «Уставной Грамоты» - проникновение императорской самодержавной власти во все сферы государственной жизни, сохранение ее определяющего влияния на все жизненно важные процессы. ... В сущности, ни один вопрос в стране не мог быть решен, минуя монарха.
Таким образом «Уставная Грамота» - образец попытки соединить самодержавие с конституционной системой».
Подводя итог можно сделать вывод, что при Александре I была проделана большая работа по преобразованию Российской Империи. Перед нами предстают великие люди, способные жить ради людей своего Отечества.
Литература.
Информация о работе Россия на переломе веков. Разработка преобразований при Александре I