Российское офицерство в годы Первой Мировой войны.(1914-1918 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 17:27, реферат

Краткое описание

Победа Японии в русско-японской войне 1904-1905 гг. заставила произвести реорганизацию русских вооруженных сил в период, предшествовавший Первой мировой войне. Реорганизация коснулась прежде всего усовершенствования обучения, расширение боевых порядков, проведения в жизнь эластичность их.

Содержание

Введение
( 1 стр.)
Положение армии и офицерства в довоенное время
( 1-7стр.)
2.1 Мобилизация
( 1-7стр.)
2.2 Состав офицерства накануне войны
( 7 стр.)
Офицерство в Российском императорском флоте.
( 7-9стр.)
Офицерство в заключительном этапе первой мировой войны (1917-1918гг.)
(9-10стр.)
Офицерство в Гражданскую войну и революцию.
(10-12стр.)
5.1 Корниловское восстание.
(10-11стр.)
5.2 Белое движение.
(11-12стр.)
Потери офицерского состава
(12-13стр.)
Источники

Прикрепленные файлы: 1 файл

Морозов Константин тф-05-14.doc

— 274.00 Кб (Скачать документ)

Национальный Исследовательский Университет Московский Энергетический Институт

Факультет ИТАЭ

 
 
 
 
 

Реферат

На тему:

 

Российское офицерство в годы Первой Мировой войны.(1914-1918 гг.)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил студент 1 курса

Группы ТФ-05-14

Морозов К.А.

 

Преподаватель:

Доктор исторических наук, профессор Бледный С.Н.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление:

  1. Введение                                                                           

( 1 стр.)

  1. Положение армии и офицерства в довоенное время   

( 1-7стр.)        

2.1 Мобилизация                                                                        

( 1-7стр.)       

2.2 Состав офицерства  накануне войны                               

( 7 стр.)

  1. Офицерство в Российском императорском флоте.

( 7-9стр.)

  1. Офицерство в заключительном этапе первой мировой войны (1917-1918гг.)

(9-10стр.)

  1. Офицерство в Гражданскую войну и революцию.      

(10-12стр.)       

5.1 Корниловское восстание.

(10-11стр.)      

5.2 Белое движение.  

(11-12стр.)

  1. Потери офицерского состава                                          

(12-13стр.)

  1. Источники

(14стр.)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

Введение   
18 июля 1914 года начинается всеобщая мобилизация Российской Империи. Германия, потребовав прекратить мобилизацию и не получив ответа 19 июля 1914 года – объявляет войну России. 24 июля 1914 года - Австро-Венгрия объявляет войну России.

Именно так начинается Первая Мировая война для Российской Империи, ставшая переломным моментом в истории.Это был один из самых широкомасштабных военных конфликтов в истории человечества.

Победа Японии в русско-японской войне 1904-1905 гг. заставила произвести реорганизацию русских вооруженных сил в период, предшествовавший Первой мировой войне. Реорганизация коснулась прежде всего усовершенствования обучения, расширение боевых порядков, проведения в жизнь эластичность их. Было обращено внимание на значение огня, роль пулеметов, связь артиллерии с пехотой, индивидуальное обучение отдельного бойца и,конечно же подготовки младшего командного и в особенности офицерского состава. Подготовка войск, обучение и воспитание личного состава всегда составляли весьма трудоёмкую задачу военного строительства. Так как

Для дореволюционной России как страны преимущественно крестьянской, недостаточно культурной это было особенно непросто.

 

Именно объявление мобилизации положило  начало формированию офицерского корпуса военного времени. Мобилизация заранее не предусматривалась и была чистой импровизацией.

Мобилизация.

Еще перед началом первой мировой войны правительство, зная о том, что война скоро начнется, и, как уже упоминалось ранее, начинает мобилизацию армии. Необходимо отметить, что с началом войны генеральные штабы всех противостоявших держав не предполагали, что у них могут возникнуть проблемы с обеспечением кадрового пополнения вооружённых сил. За  первые месяцы мобилизации численность офицерского состава, российской армии вырос с 46тыс. до 80 тыс. человек. Но и после мобилизации офицерского состава, который находился в запасе, армия начинает ощущать острую нехватку командного состава и правительство начинает вводить меры по подготовке, обучению и воспитанию офицерского состава. Но так как дореволюционная России как страны преимущественно крестьянской, недостаточно культурной это было особенно непросто. Ведь требовалось сначала обучить новобранца элементарной грамоте, подготовить его в общеобразовательном отношении, потом приступать непосредственно к воинскому обучению.

В общем система мобилизации была нерациональной в использовании призванных из запаса унтер-офицеров, многие из которых имели опыт русско-японской войны. При первой мобилизации в ряды действующей армии было призвано 97 проц. обученных военнообязанных, предпочтение отдавалось унтер-офицерам запаса, которые, как правило, имели лучшую подготовку по сравнению с рядовыми запасными. Поэтому в рядовой состав первого стратегического эшелона вливали максимум унтер-офицеров запаса. Например, в начале войны на роту лейб-гвардии Семёновского полка приходилось 20—30 унтер-офицеров запаса в качестве рядовых9. Часто, отсутствие вакансий старшие унтер-офицеры вставали вместо должности взводного командира, получали должности командиров отделений, а младшие унтер-офицеры вставали в строй рядовыми. Однако тяжёлое поражение русских войск Северо-Западного фронта в Восточно-Прусской операции, которая была начата второпях, и имела массу ошибок и недочетов, жестокие бои войск Юго-Западного фронта в Галицийской битве, осенние сражения в Польше и Галиции принесли новые большие потери. В итоге получилось, что весь ценнейший младший командный состав был почти полностью уничтожен в первых операциях. Все эти события потребовали создания системы массовой подготовки.

С декабря 1914 г. так выпускались все офицеры (лишь кавалерийские училища, где срок был впоследствии увеличен до 1 года, три последних выпуска сделали корнетами). Но состав юнкеров училищ военных лет вследствие гигантского роста их численности по своей психологии и ценностным установкам существенно отличался от довоенного, поскольку в абсолютном большинстве эти лица не собирались становиться офицерами. Их образовательный уровень был, впрочем, относительно высок, так как в училища чаще определяли лиц 1- го разряда по образованию — окончивших не менее 6 классов гимназии и равных ей учебных заведений, а также с законченным и незаконченным высшим образованием (ко 2-му разряду относились все прочие — окончившие не менее 4-х классов гимназий, а также городские и уездные училища).

Ниже приведена таблица зависимости уровня подготовки от занимаемой должности небольшой, но показательной выборки из 724 человек.

 
Таблица №1

Так же вводился новый офицерский чин – прапорщик, с очень коротким сроком обучения (от 3 до 8 месяцев, в зависимости от рода войск и уровня образования). Было открыто несколько десятков школ прапорщиков с таким же сроком обучения, куда принимался в принципе тот же контингент, но с гораздо более высокой долей лиц 2-го разряда по образованию.

Ниже приводятся сведения о минимальном числе офицеров, произведенных военными училищами в 1915— 1917 гг., а также школами прапорщиков. Пехотные училища выпустили за эти годы 63 430 чел., в т. ч. Павловское — 5117, Александровское — 10255, Алексеевское — 7390, Владимирское — 4434, 1-е Киевское (Константиновсоке) — 4059, 2-е Киевское (Николаевское) — 3393, Казанское — 4420, Виленское — 5703, Чугуевское — 6650, Одесское — 3018, Тифлисское — 3905, Иркутское — 3172 и Ташкентское — 1502; Пажеский корпус выпустил во все рода войск 412 чел. Кавалерийские училища выпустили за это время 2475 чел. (Николаевское — 1200, Елисаветградское — 858, Тверское — 417), казачьи — 2579 (1866 Новочеркаское и 712 Оренбургское), артиллерийские — 8903 (2968 Михайловское, 3066 Константиновское, 2072 Сергиевское и 797 Николаевское), инженерные — 1894 (1206 Николаевское и 688 Алексеевское), Техническое артиллерийское — 175 (до 1917 выпускало гражданскими чинами) и Военно-топографическое — 131. Всего,таким образом — 79 587 чел, а с учетом послеавгустовских выпусков 1914 г. — примерно 87,1 тыс. Однако был еще последний, октябрьский выпуск 1917 г. (списков которого найти пока не удалось), который, судя по предшествующим ему летним выпускам, должен был составить не менее 5 тыс. чел. Таким образом, минимальное число офицеров, выпущенное военными училищами после мобилизации, составляет 92 тыс. чел. Еще больший недоучет обнаруживается по школам прапорщиков.

Кроме того, существовали школы прапорщиков ополчения, школы прапорщиков при фронтах и отдельных армиях, при запасных пехотных и артиллерийских бригадах. В мае 1916 года были открыты школы прапорщиков (для подготовки одного выпуска) при 10 кадетских корпусах.

Школы прапорщиков, создававшиеся в каникулярное время в кадетских корпусах, не требовали больших затрат. Это было связано с тем, что, во-первых, для проведения занятий привлекались преподаватели кадетских корпусов, а во-вторых, эти школы имели небольшой штат для подготовки офицеров в военное время, включавший начальника школы —полковника, двух ротных командиров в звании подполковника и пять курсовых офицеров в звании капитана, штабс-капитана. Общее число обучаемых по штату в таких школах составляло 255 человек. Обучаемые,как правило, набирались из унтер-офицеров, ефрейторов, рядовых действующей армии, а также из ополченцев.

Кроме того, существовали школы прапорщиков ополчения, школы прапорщиков при фронтах и отдельных армиях, при запасных пехотных и артиллерийских бригадах. В мае 1916 года были открыты школы прапорщиков (для подготовки одного выпуска) при 10 кадетских корпусах.

Школы прапорщиков, создававшиеся в каникулярное время в кадетских корпусах, не требовали больших затрат. Это было связано с тем, что, во-первых, для проведения занятий привлекались преподаватели кадетских корпусов, а во-вторых, эти школы имели небольшой штат для подготовки офицеров в военное время, включавший начальника школы —полковника, двух ротных командиров в звании подполковника и пять курсовых офицеров в звании капитана, штабс-капитана. Общее число обучаемых по штату в таких школах составляло 255 человек. Обучаемые,как правило, набирались из унтер-офицеров, ефрейторов, рядовых действующей армии, а также из ополченцев.

К маю 1917 года было подготовлено 172 358 прапорщиков, в том числе окончивших ускоренные курсы при военных училищах и в Пажеском корпусе — 63 785; проведенных по экзамену при инженерных училищах по программе ускоренного курса —96; окончивших школы прапорщиков, комплектовавшиеся воспитанниками высших учебных заведений, — 7429; окончивших обычные школы прапорщиков — 81 426; произведенных за боевые отличия — 11 494; военнослужащих с высшим и средним образованием, произведенных на фронте и в тылу по представлению строевого командира, — 8128.( Волков С.В. Указ. соч. С. 145—146) 

Однако Генеральный штаб совершенно игнорировал подбор и подготовку старшего командного состава: назначение лиц, просидевших всю жизнь после окончания академии на административном кресле, сразу на должность начальника дивизии и командира корпуса было не редкостью. Генеральный штаб был оторван от войск, ограничивая в большинстве случаев свое знакомство с ними кратким цензовым командованием.

Верховное главнокомандование (ставки) проявило себя, в планирование операций, непродуманно и неподготовленно. Неспособность к управлению большими вооруженными массами, непонимание техники управления, притупленность оперативного восприятия и косность оперативной мысли. Так, например, в в июле 1916 года Ставкой было разослано в войска первое сначала войны наставление о действиях пехоты в бою. При этом оно рекомендовало атаку густыми массами и совершенно упускало из виду наличие у противника пулеметов.

 

Состав

Основную часть офицерского корпуса составляет дворянство, однако роль последнего постепенно падает. Основную часть офицерского корпуса по-прежнему составляет дворянство, однако роль последнего постепенно падает (от 87,5% среди генералов до 50,4% среди обер-офицеров). Удельный вес буржуазных элементов (потомственных граждан и купечества) возрастает почти в 2 раза, а лиц податных сословий – более чем в 10 раз (с 2,7% до 28%). Национальный состав русской армии был в основном стабилен. Подавляющее большинство всех категорий офицеров (около 86%) составляли русские. Данные об уровне образования офицерского корпуса свидетельствуют о том, что он был невысок. Высшее военное образование имели немногим более половины генералов, менее 1/5 штаб-офицеров и немногим более 3% обер-офицеров. Около 8% генералов, больше 1/3 штаб-офицеров и почти половина обер-офицеров получили только низшее образование (окончили юнкерские училища).

 

Российский императорский флот. 

В результате Цусимского сражения 27—28 мая 1905 года, более подготовленный японская эскадра, уступающая российской в количестве, но превосходящая российскую эскадру качественно (в скорости, скорострельности и дальнобойности артиллерии), вывела из строя главные корабли русской эскадрыВ результате Цусимского сражения 27—28 мая 1905 года, более подготовленный японская эскадра вывела из строя главные корабли русской эскадры. Передовые офицеры русского флота тяжело пережили трагедию Цусимы. Они обратили внимание прежде всего на боевую подготовку личного состава. Крупным недостатком в боевой подготовке русского флота на протяжении длительного периода была практика преимущественно рейдовых учений. Из-за экономии материальных ресурсов корабли выходили в море, как правило, только в летнее время, да и то ненадолго. Теперь в организацию боевой подготовки вносились принципиальные изменения. Вводилась система поэтапного обучения: сначала проводилась подготовка одиночного корабля, затем — тактического соединения (дивизион, бригада кораблей), далее — крупного соединения (дивизия кораблей) и, наконец, в исходе кампании — маневры всего действующего флота. В общей системе боевой подготовки немалое значение придавалось изучению морского театра, высшим руководящим составом. Несмотря на оборонительный характер русского плана войны на Балтийском море, командование флота не теряло надежды на ведение активных действий в южной части моря. Плавая в этом районе, русские корабли определяли места будущих активных минных заграждений, возможные позиции подводных лодок, тренировались в ведении всех видов морской разведки, в том числе и радиотехнической.

Русский Балтийский флот в кампанию 1915 г. выполнил все свои основные задачи: не допустил противника в Финский и Ботнический заливы; оддержкой помог войскам 12-й армии предотвратить захват немцами Риги и стабилизировать здесь фронт. Германский же флот не решил фактически ни одной из поставленных перед ним задач, конечной целью которых было достижение господства на Балтийском море.  В 1916 г, для согласования действий флота и сухопутных войск при штабе 12-й армии была создана специальная группа из опытных морских офицеров, которая проделала большую подготовительную работу: развернула на берегу сеть наблюдательных и корректировочных постов, создала центральную радиостанцию для связи с армейскими частями и своими постами, организовала систематическую воздушную разведку флотскими самолетами занятого противником побережья, разработала карту совместных действий с обозначением неприятельских военных объектов — батарей, укрепленных рубежей, наблюдательных постов и т. дЧто же касается Черноморского флота, то в кампании 1915 г. лучше, чем в 1914 г., было организовано взаимодействие надводных сил флота в борьбе на вражеских сообщениях. Имели место отдельные случаи взаимодействия подводных лодок с надводными кораблями. Новым в действиях флота в 1915 г. было использование гидросамолетов с авиатранспортов для разведки Босфора и портов и бомбовых ударов по транспортам в базах.

Информация о работе Российское офицерство в годы Первой Мировой войны.(1914-1918 гг.)