Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 09:35, реферат
В XI—XII веках наблюдается рост княжеского и боярского вотчинного хозяйства. Вотчина — это наследственная частная земельная собственность княжеско-боярского сословия Руси. Вотчинные земли заселены крестьянскими общинами, обязанными различными повинностями в пользу собственников земли. При этом большинство крестьян — смердов — остается лично свободными. Формы мобилизации земель в руках князей и бояр отличаются многообразием: от простых захватов в ходе войн и насильственного отторжения земли у "провинившихся" общинников до присвоения "выморочных" земель свободных смердов.
Развитие вотчинного землевладения в XI-XII в.в.
Если до конца X в. феодальные отношения существовали еще вперемежку со значительными остатками общинно-родового строя, то в XI — XII вв. они одерживают полную победу на всей территории древнерусского государства. В этот период происходит быстрый рост княжеского, боярского и монастырского землевладения. Киевские князья, считавшие ранее важнейшим средством обогащения военную Дружину, теперь интенсивно осваивают земли, и в летописи то и дело можно прочесть о княжьих, боярских и монастырских селах. Княжеские дружинники также не довольствовались уже прежним источником их материального обеспечения — военной добычей и данями. Эксплуатация земли и сидящего на ней сельского населения обещала им гораздо большее вознаграждение, чем рискованные военные походы. Поэтому дружинники охотно оседают на земли, передаваемые им князьями, и развертывают на них свое вотчинное хозяйство. Происходит превращение дружинника-воина в боярина-землевладельца.
Параллельно образованию боярского землевладения за счет оседавшей на землю дружины шел процесс роста местного, «земского» боярства, выраставшего из местной знати на базе разложения соседской общины.
С конца X в. на Руси появился новый феодал — церковь, которая уже в XI в. становится крупным земельным собственником.
Рост княжеского, боярского и монастырского землевладения сопровождался безжалостным расхищением общинных земель и превращением вчера еще свободных общинников-смердов в феодально-зависимых людей. Другим путем обращения общинников-смердов в зависимый люд была кабала. В жизни древнерусской общины было немало случаев, когда отдельные общинники в силу тех или иных причин разорялись, выходили из общины, превращались в изгоев и неизбежно становились жертвой кабалы феодалов. Получив от феодала ту или иную материальную помощь, такой разорившийся общинник навсегда становился феодально-зависимым человеком.
В XI—XII веках наблюдается рост княжеского и боярского вотчинного хозяйства. Вотчина — это наследственная частная земельная собственность княжеско-боярского сословия Руси. Вотчинные земли заселены крестьянскими общинами, обязанными различными повинностями в пользу собственников земли. При этом большинство крестьян — смердов — остается лично свободными. Формы мобилизации земель в руках князей и бояр отличаются многообразием: от простых захватов в ходе войн и насильственного отторжения земли у "провинившихся" общинников до присвоения "выморочных" земель свободных смердов. Например, "Русская правда" говорит о том, что если у смерда нет сыновей, то его землю наследует князь. Если у смерда есть дочери, они наследуют лишь часть земельного наследства, остальное все равно переходит к князю. Если же дочь — замужняя женщина, то она не получает ничего. Личная воля завещателя в XI веке ничего не значит. Князь пока рассматривается как всеобщий "отец", а все княжество как единый большой семейный союз, где отец — верховный собственник всей недвижимости. Другой формой приобретения земли становится добровольная отдача земли князю или боярину в обмен на защиту от притязаний других претендентов. Таким образом и возникала российская форма вассалитета. В любом случае крестьяне попадали в различные формы зависимости от землевладельца и обязаны были рентными платежами, преимущественно натуральными: собственным трудом или продуктами, частью своего урожая.
Быстро росла и земельная собственность православной церкви преимущественно за счет пожалований князей, бояр, дружинников и даже крестьян, в том числе и на "помин души". Этот процесс начался со второй половины XI века и продолжался практически в течение всего периода раздробленности.
К середине XII века князья не вполне строго, но различают "волости", в которых они выступают в качестве главы правящей феодальной иерархии земельных собственников, и земли собственные, "отчины", в которых они становятся непосредственными Землевладельцами. Этот перелом произошел при правлении суздальского князя Всеволода Большое Гнездо (1176— 1212), фактического верховного правителя Руси. До него княжества считались общим достоянием княжеского рода, а их непосредственные правители — временными владельцами по очереди. Всеволод изменил регламент владения: теперь княжество передавалось от отца к сыну как наследственное владение по личному распоряжению владельца. Это был переворот. Если раньше княжеские владения назывались волостями или наделками, что означало временное владение, то теперь — вотчинами и уделами, то есть постоянным и наследственным владением. Таким образом ликвидировалось последнее наследие родового строя — собственность княжеского рода. Теперь удел стал рассматриваться как собственность самого князя, а не его рода.
Возникновение поместного землевладения в XV-XVI в.в.
К концу XIV столетия в России сложились две формы земельной собственности:
1. Вотчина (европейский аналог
— аллод). Земля находится в
полной безусловной
2. Поместье (европейский
аналог — бенефиции). Земля передается
вышестоящим по иерархической
лестнице феодалом в условное
владение нижестоящему за
Владелец вотчины, как показывает сам термин, мог передавать ее по наследству (от отца к сыну и т.д.), продавать и закладывать. На вотчинном праве имели земли князья, в период феодальной раздробленности бывшие главами самостоятольных политических образований, а ныне сохранявшие лишь титул как обозначение родового звания, княжата и бояре, составляющие высшую прослойку феодального общества и вместе с князьями и княжатами занимавшие ведущее место в управлении страной. Все они в качестве вассалов великого князя обязаны были вместе с ним участвовать в походах во главе своих отрядов, состоявших из дворян и "служилых людей по прибору".
Поместья предоставлялись в пожизненное владение за военную службу дворянам, составляющим так называемый двор князя или знатного боярина. Держатель поместья (помещик) не мог передавать его по наследству, продавать или закладывать. В качестве первых получателей поместий от великого князя выступали дворяне и средняя прослойка феодалов, так называемые дети боярские. Эта форма землевладения была сравнительно новой. Она широко использовалась при присоединении новых земель (Новгородской, Тверской, Псковской и Рязанской). Кроме того, помещичье землевладение занимало значительное место в центре страны, в Московском, Ярославском, Звенигородском уездах, где оно соседствовало с вотчинным и монастырским.
Рост военно-служилого войска в период объединения страны поставил задачу материального обеспечения дворянства. В условиях слабости товарно-денежных отношений средством этого обеспечения могла быть в первую очередь земля. Правительство внимательно следило, чтобы "земля из службы не выходила", т.е. дворяне владели этой землей до тех пор, пока они сами или их дети несли военную службу. Обычно поместье наследовали сыновья или близкие родственники. За исправную службу "оклад" (размер поместья) повышался, а за неисправную поместье могло быть "описано" на государя.
Поместное землевладение оказало значительное влияние на старинные формы земельной собственности, вотчинное (наследственное) землевладение также все более связывалось с военной службой. С течением времени помещики и мелкие вотчинники становились основной опорой складывающегося самодержавия.
Стимулируя развитие поместной системы, правительство в то же время старалось подчинить своему контролю владения удельных князей и бояр. Эту задачу облегчала эволюция вотчинного землевладения. Лишь немногое число князей и бояр сумели приспособиться к новым условиям жизни. Большинство же быстро беднело, они продавали или закладывали свои владения. Крупные вотчины делились на части, дробясь между многочисленными наследниками. Владельцы вотчин, не имевшие наследника, часто отдавали свои земли в монастыри на помин душ.
Монастыри пополняли свои владения как за счет присвоения черных земель, так и за счет отчуждения земель светских феодалов (с помощью вкладов, покупки, мены). По свидетельству иностранного современника Адама Климента, в 1553 г. треть населенных земель в России принадлежала духовенству. Вотчины отдельных монастырей достигали огромных размеров. Так, во владении Кирилло-Белозерского монастыря находилось около 19 тыс. десятин с 23 селами, 3 приселками и 892 деревнями.
Условное землевладение до Петра I не стало абсолютно господствующим, хотя в XV — XVI веках распространилось повсеместно. Массовый прилив в Москву служилых князей и бояр — тому доказательство. В первой половине XV века обычными стали договорные грамоты, по которым "младшие" князья лишались своих владений, если переходили на службу к другим князьям. Во второй половине XV века сложился и обычай срочности пожалований в виде поместий (от 2 до 15 лет). Но появились и наследственные поместья, если сын наследовал должность отца, например, тысяцкого. Характерно, что подобно тому, как крестьянин не имел права покидать своего боярина или дворянина, сам служилый князь, боярин или дворянин не имел права покидать службу вышестоящему князю. Если служилый феодал умирал без наследников, его имущество возвращалось великому князю.
Развитие поместной системы привело к формированию нового слоя феодалов — поместного дворянства, являвшегося той социальной силой, которая поддерживала государственную власть в её борьбе с пережитками феодальной раздробленности. Осуществляя волю помещиков, государство санкционировало усиление крепостнического гнёта и беспощадно расправлялось со всеми попытками социального протеста порабощённого крестьянства.
Развитие поместного землевладения изменило распределение земли внутри господствующего класса. Быстрое расширение площади поместного землевладения требовало наличия значительного земельного фонда. С конца XV в. дворцовых земель, из которых шло наделение дворян землёй, уже не хватало. Вопрос о земле приобретал всё большую остроту, ибо лучшие земли давно были захвачены боярами и монастырями. В этих условиях поместное землевладение неизбежно росло за счёт не только чёрной крестьянской земли, но и землевладения боярского и монастырского. Так в земельном вопросе столкнулись интересы различных групп господствующего класса.
XVI век — это время относительной победы поместной системы. Служилые феодалы предпочитали оброк барщине. Оброк пока оставался натуральным, а не денежным. В 40-х годах в некоторых княжествах (Тверском, например) у помещиков сосредоточивалось пахотной земли больше, чем у вотчинников, в 2,5 раза. Тогда же начался перевод крестьян на денежный оброк, что свидетельствует о некотором развитии товарно-денежных отношений.
Поместная система - важнейший факт российской истории, который произвел переворот как в политическом, так и в хозяйственном устройстве.
Помещичье землевладение изменило характер вотчинного. На вотчинное землевладение был распространен принцип помещичьего землевладения, т.е. оно тоже стало условным владением.
Помещичье землевладение подорвало развитие ремесленных городов и городской промышленности. В центре, на северо-западе — существовало значительное посадское население. На юге — были города служилые. Увлекая на юг людей служилых в деревню, лишали тем самым городскую промышленность и ремесленников сбыта и спроса. Завозили также своих дворовых. У городских ремесленников исчезал целый социальный слой заказчиков.
Поместная система подготовила радикальную перемену в положении крестьян. Заселяя Дикое поле помещики привозили из центральных областей людей, живших в чужом хозяйстве (братья, племянники, захребетники, соседи и подсоседи). Они приходили с пустыми руками, нуждались в ссуде. Захребетник с неоплатной барской ссудой не мог уйти: поблизости крупных поместий не было, чтобы уйти в казаки не имел ни оружия, ни навыка.
Здесь и завязался узел крепостной неволи.
Становление и развитие крепостного права в XVI-XVIII в.в.
После освобождения России от татаро-монгольского ига и становления русской государственности возникла острая необходимость законодательно закрепить людей на земле, что и было сделано русскими государями. Бедное государство, обязанное содержать большое войско, не имея денег вследствие промышленной и торговой неразвитости, раздает военным служилым людям землю. И единственным средством удовлетворения главной потребности страны найдено прикрепление крестьян, чтобы они не уходили с земель бедных помещиков, не переманивались богатыми; чтоб служилый человек имел всегда работника на своей земле, всегда имел средство быть готовым к выступлению в поход. Во главе работающих на земле крестьян ставились землевладельцы-помещики, которые одновременно воплощали в себе несколько обязанностей, т.е. система поместная в XVII веке имела троякое значение: помещики были землевладельцы, администраторы и военные люди.
Прикреплением людей к земле решалась также и важнейшая задача по вовлечению подданных русского государства к труду. В противном случае вольные люди, праздно шатающиеся по необъятным просторам России, легко перерождались, становясь бродягами, разбойниками или ворами. Разбойничьих шаек по Руси было в тот период немало. Они занимались грабежом купцов, устраивали набеги и на мирное население.
Ряд историков считает, что крепостное право было введено Указом 1592г. или 1593г. Однако текст указа не найден. Поэтому, более обоснованно мнение большинства, что крепостное право сложилось в результате последовательного издания серии указов, ограничивших, а затем и отменивших переход крестьян.
В Судебнике 1497 — Иван III ввел Юрьев день — 26 ноября, как время крестьянских переходов и устанавливалась плата за проживание на земле феодала, «пожилое». Судебник 1550 г. Ивана IV подтвердил право перехода крестьян только в Юрьев день и увеличил размеры «пожилого», что еще более затрудняло переход.
В конце XVI в., в 1581 г., были введены «заповедные лета», годы в которые был запрещен переход крестьян даже в Юрьев день (от слова «заповедь» - запрет). Не ясно, вводились ли заповедные годы на территории всей Руси или в отдельных землях, с какой периодичностью.
К середине ХVII в., когда разруха и разорения Смуты были преодолены, Соборное уложение 1649 г. завершило процесс юридического оформления крепостного права. Соборное Уложение по своему содержанию было крепостническим и отражало победу дворянства. В этом документе провозглашалась отмена «урочных лет» и установление бессрочного сыска беглых крестьян и посадских людей. Собственностью феодала становился не только крестьянин со своей семьей, но и его имущество. Ограничения в правах крепостных крестьян, начиная с 1730-х гг., были закреплены в законах. Им запрещалось приобретать недвижимость, открывать фабрики, работать по подряду, обязываться векселями, принимать на себя обязательства без разрешения владельца, записываться в гильдии. Помещикам было разрешено применять телесные наказания и отдавать крестьян в смирительные дома. Усложнился порядок принесения жалоб на помещиков.
Информация о работе Развитие вотчинного землевладения в 11-12 в.в