Расстрел царской семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 01:34, реферат

Краткое описание

События, связанные с жизнью и смертью Николая II, очень актуальны в настоящее время, т.к. еще несколько лет назад не было возможности печатать правду об этой печальной странице нашей истории. В большинстве публикаций были искажены истинные факты. Литература последних лет уже дает более объективную оценку событиям, поэтому эта тема вызывает такой интерес.

Содержание

1. Введение
2. Причины расстрела
3. Ход событий
3.1. Ссылка в Екатеринбург
3.2. Заточение в доме Ипатьева
3.3. Приготовление к расстрелу
3.4. Расстрел
4. Судьба Романовых
4.1. Воспоминания современников
4.2. Уничтожение и захоронение царских останков
5. Расследование
5.1. Предварительное следствие
5.2. Расследование Кирсты
5.3. Расследование Соколова
5.4. Поиски царских останков
5.5. Расследование 1990-х годов
6. Реакция на расстрел.
7. Реабилитация царской семьи
8. Канонизация и церковное почитание царственных мучеников
9. Альтернативные теории
10. Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Расстрел царской семьи.docx

— 48.39 Кб (Скачать документ)

Президиум Ц. И. К., обсудив все обстоятельства, заставившие Уральский Областной Совет принять решение о расстреле Николая Романова, постановил:

Всероссийский Ц. И. К., в лице своего Президиума, признаёт решение Уральского Областного Совета правильным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Судьба Романовых

Кроме семьи бывшего императора, были уничтожены все члены Дома Романовых, по различным причинам оставшиеся в России после революции (за исключением великого князя Николая Константиновича, умершего в 1918 году в Ташкенте от воспаления лёгких, и двух детей его сына Александра Искандера — Натальи Андросовой (1917—1999) и Кирилла Андросова (1915—1992), живших в Москве).

4.1. Воспоминания современников

Воспоминания Троцкого

Троцкий долгое время хранил молчание по поводу убийства Николая Второго. Только во второй половине 1930-х годов появляются его свидетельства о событиях, связанных с этим убийством.

Белая печать когда-то очень горячо дебатировала вопрос, по чьему решению была предана казни царская семья. Либералы склонялись, как будто, к тому, что уральский исполком, отрезанный от Москвы, действовал самостоятельно. Это не верно. Постановление вынесено было в Москве.

«Следующий мой приезд в Москву выпал уже после падения Екатеринбурга. В разговоре со Свердловым я спросил мимоходом:

 — Да, а где царь? — Кончено, — ответил  он, — расстрелян. — А семья  где? — И семья с ним. — Все? — спросил я, по-видимому, с оттенком  удивления. — Все, — ответил Свердлов, — а что?

Он ждал моей реакции. Я ничего не ответил.

 — А  кто решал? — спросил я. — Мы  здесь решали. Ильич считал, что  нельзя оставлять нам им живого  знамени, особенно в нынешних  трудных условиях.»

(Запись в дневнике Троцкого от 9 апреля 1935 г)

Несколько позже, благодаря мемуарам перебежавшего на Запад советского дипломата Беседовского, Троцкий решил свалить вину за цареубийство на Свердлова и Сталина. В черновиках незаконченных глав биографии Сталина, над которой Троцкий работал в конце 1930-х, имеется следующая запись:

По словам Беседовского … «цареубийство было делом рук Сталина.» … 16-го июля Белобородов телеграфировал в Москву, что через три дня Екатеринбург должен пасть. Голощокин повидал Свердлова, Свердлов — Сталина. Положив в карман донесение Белобородова, Сталин сказал: «Царь никоим образом не может быть выдан белогвардейцам». Эти слова были равносильны смертному приговору.

Историк Фельштинский, комментируя воспоминания Троцкого, считает что дневниковая запись 1935 года вызывает куда больше доверия, так как записи в дневнике не были предназначены для огласки и публикации.

Старший следователь по особо важным делам Генеральной прокуратуры России Владимир Соловьёв, который вёл расследование уголовного дела по факту гибели царской семьи, обнаружил что в протоколе заседания Совнаркома, на котором Свердлов сообщил о решении Уралсовета по поводу расстрела царской семьи, среди присутствовавших фигурирует фамилия Троцкого. Это противоречит его воспоминаниям о разговоре «после приезда с фронта» со Свердловым о Ленине.

Воспоминания Свердловой

Жена Я. Свердлова — Клавдия Тимофеевна (1876—1960) — писала:

Как-то в середине июля 1918 года, вскоре после окончания V съезда Советов, Яков Михайлович вернулся домой под утро, уже светало. Он сказал, что задержался на заседании Совнаркома, где, между прочим, информировал членов СНК о последних известиях, полученных им из Екатеринбурга. — Ты не слыхала? — спросил Яков Михайлович.— Ведь уральцы расстреляли Николая Романова. Я, конечно, ничего еще не слыхала. Сообщение из Екатеринбурга было получено только днем. Положение в Екатеринбурге было тревожное: к городу подступали белочехи, зашевелилась местная контрреволюция. Уральский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, получив сведения, что готовится побег Николая Романова, содержавшегося под стражей в Екатеринбурге, вынес постановление расстрелять бывшего царя и тут же привел свой приговор в исполнение. Яков Михайлович, получив сообщение из Екатеринбурга, доложил о решении облсовета Президиуму ВЦИК, который одобрил постановление Уральского областного Совета, а затем информировал Совет Народных Комиссаров. В. П. Милютин, участвовавший в этом заседании СНК, так писал в своем дневнике: «Поздно возвратился из Совнаркома. Были „текущие“ дела. Во время обсуждения проекта о здравоохранении, доклада Семашко, вошел Свердлов и сел на свое место на стул позади Ильича. Семашко кончил. Свердлов подошел, наклонился к Ильичу и что-то сказал. — Товарищи, Свердлов просит слово для сообщения. — Я должен сказать, — начал Свердлов обычным своим тоном, — получено сообщение, что в Екатеринбурге по постановлению областного Совета расстрелян Николай… Николай хотел бежать. Чехословаки подступали. Президиум ЦИК постановил одобрить… — Перейдем теперь к постатейному чтению проекта, — предложил Ильич…»

4.2. Уничтожение и захоронение царских останков

Останки Николая II, Александры Федоровны, Ольги, Татьяны и Анастасии Романовых, а также лиц из их окружения, расстрелянных в Доме особого назначения (дом Ипатьева), были обнаружены в июле 1991 года около Екатеринбурга.

17 июля 1998 года  в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга  состоялось захоронение останков  членов царской семьи.

Канонизация царской семьи — прославление в лике православных святых последнего российского императора Николая II, который отрёкся от престола 2 марта 1917 года, его жены и пятерых детей, расстрелянных в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.

В 1981 году были причислены к лику мучеников Русской Православной Церковью Заграницей, а в 2000 году, после продолжительных споров, вызвавших значительный резонанс в России, были канонизированы Русской Православной Церковью, и в настоящий момент почитаются ею как «Царственные страстотерпцы».

 

 

 

 

 

  1. Расследование

25 июля 1918 года, через восемь дней после расстрела  царской семьи, Екатеринбург заняли  части Белой армии и отряды  Чехословацкого корпуса. В доме  Ипатьева расположился штаб генерала  Гайды, командующего Сибирской армией, начались поиск исчезнувшей царской  семьи и расследование убийства.

5.1. Предварительное следствие

Военные власти Белой армии образовали следственную комиссию, которая произвела осмотр шахты заброшенного рудника вблизи деревни Коптяки.

30 июля для  расследования обстоятельств гибели  царской семьи постановлением  Екатеринбургского окружного суда  был назначен следователь по  важнейшим делам А. П. Намёткин. 12 августа 1918 года расследование было поручено вести члену Екатеринбургского окружного суда И. А. Сергееву, который осмотрел дом Ипатьева, в том числе и полуподвальную комнату, где была расстреляна царская семья, собрал и описал вещественные доказательства, найденные в «Доме особого назначения» и на руднике.

5.2. Расследование Кирсты

После падения Екатеринбурга начальником его уголовного розыска был назначен Кирста А. Ф., подключившийся к следствию уже с августа 1918 года. Как указывает исследователь Лев Сонин, следователю Кирсте удалось опросить нескольких ключевых свидетелей: бывшего охранника Дома Ипатьева Летемина, и жену начальника караульной команды, Медведеву. Оба свидетеля параллельно заявили о расстреле всей семьи, о чём узнали: Летемин от пулемётчика Стрекотина, а Медведева от своего мужа, который лично участвовал в расстреле. Однако в дальнейшем следователь Кирста стал всё больше склоняться в пользу официально опубликованной тогда большевистской версии о том, что в Доме Ипатьева был расстрелян один только свергнутый царь, без семьи. Об этом указывало то, что член Президиума Уралоблсовета Голощёкин Ф. И. не предъявил трупы, в Ганиной Яме самих трупов также обнаружено не было. Опрошённый Кирстой свидетель Самойлов заявил со слов своего соседа, охранника Дома Ипатьева Варакушева, что «Голощёкин всё врёт», никакого расстрела якобы вообще не было, и царская семья якобы была погружена в вагон.

В конце августа 1918 года поручик Шереметовский перехватил записку следователя Кирсты, гласившую, что «Дело принимает уголовный характер. Необходимо подкупить свидетелей». После этого Кирста А. Ф. был отстранён от следствия и арестован приказом начальника гарнизона генерал-лейтенанта Голицына, однако после убытия генерала Голицына на фронт по приказу чешского генерала Гайды освобождён. В декабре 1918 года Кирста белогвардейский генерал Пепеляев занимает Пермь, и Гайда откомандировывает Кирсту в этот город с приказом проверить слухи о том, что царская семья якобы вывозилась в Пермь. 22 января 1919 года Кирста опросил свидетеля Вишнёвского, который со слов заключённого Грудина также подтвердил факт расстрела.

Однако вскоре после этого расследование Кирсты начинает заходить уже в фантастическое русло: 10 февраля 1919 года им был допрошен свидетель доктор Уткин, утверждавший, что уже в конце 1918 года он лечил неизвестную больную, назвавшуюся «дочерью Государя Анастасией». Больная находилась в это время в ЧК «в доме Крестьянского поземельного банка на углу Петропавловской и Обвинской улиц», куда был вызван доктор Уткин для оказания медицинской помощи. На женщине обнаружены опухоль под глазом и рассечённая губа, видимо, вследствие избиений.

8 марта Кирста  допросил свидетельницу Наталью  Мутных, заявившую о том, что якобы  «семья б. Государя Николая II: его  супруга и 4 дочери из города  Екатеринбурга были перевезены  в Пермь и секретно ночью  поселены в подвале дома Березина, где была мастерская. Из этого  подвала одна из дочерей бежала  в сентябре месяце, была поймана  где-то за Камой и увезена  в чрезвычайку». 2 апреля та же  свидельница дополнила свои показания  подробностями о том, что якобы  в Екатеринбурге были расстреляны  только Николай с наследником, а Александра Фёдоровна с дочерьми  перевезены в Пермь, где великая  княжна Анастасия бежала, но «была  поймана за Камой, избита сильно  красноармейцами и привезена  в чрезвычайку, где лежала на  кушетке за ширмой в кабинете  Малкова. У постели ее охраняла  Ираида Юрганова-Баранова. Потом  княжну отвезли в исправительное  отделение за заставой. Умрела  ли она от ран или ее домучили  — не знаю, но мне известно, что эту княжну похоронили в 1 час ночи недалеко от того места, где находятся бега-ипподром, причем большевики все это хранили в большой тайне. О похоронах я знаю по слухам».

Параллельно Кирста допрашивает других свидетелей, которые утверждают совсем другое. Машинист Логинов со ссылкой на екатеринбургского чекиста Сахарова показал, что в Екатеринбурге была расстреляна вся семья, причём большевики якобы тянули жребий, кому застрелить Николая, и этот жребий якобы вытянул Ермаков.

Со временем деятельность Кирсты начинает вызывать всё большее раздражение Колчака из-за чрезмерной приверженности версиям о спасении царской семьи. К апрелю 1919 года Колчак приказывает следователю Кирсте полностью свернуть все свои действия, а материалы передать Соколову.

5.3. Расследование Соколова

17 января 1919 года для надзора за расследованием  дела об убийстве царской семьи  Верховный правитель России адмирал  А. В. Колчак назначил главнокомандующего  Западным фронтом генерал-лейтенанта  М. К. Дитерихса. 26 января Дитерихс  получил подлинные материалы  следствия, проведённого Намёткиным  и Сергеевым. Приказом от 6 февраля 1919 года расследование было возложено на следователя по особо важным делам Омского окружного суда Николая Алексеевича Соколова (1882—1924). 7 февраля Соколову в Омск были переданы от Дитерихса подлинное производство и вещественные доказательства по делу. С 8 марта по 11 июля Соколов продолжил следственные действия в Екатеринбурге. По приказу Дитерихса Соколов покинул Екатеринбург 11 июля 1919 года и вывез все акты подлинных следственных производств вместе с вещественными доказательствами.

Соколов кропотливо и самоотверженно вёл порученное ему следствие. Уже был расстрелян Колчак, вернулась Советская власть на Урал и в Сибирь, а следователь продолжал свою работу в изгнании. С материалами следствия он проделал опасный путь через всю Сибирь на Дальний Восток, затем в Америку. В эмиграции в Париже Соколов продолжал брать показания у уцелевших свидетелей. Он умер от разрыва сердца в 1924 году, так и не завершив своего расследования. Именно благодаря кропотливой работе Н. А. Соколова стали впервые известны подробности расстрела и захоронения царской семьи. Выводы следствия Соколова е были изложены в книгах Р. Вильтона и М. К. Дитерихса. Один из главных выводов: вывод о ритуальном убийстве Царской Семьи. Так на стене комнаты, где произошло убийство, была обнаружена следующая надпись: «Beltazsar ward in selbiger Nacht Von seinen kneichen ungebrachn». Искажённая цитата Гейне: «Валтасар был в эту ночь убит своими подданными». Но у Гейне имя библейского царя — «Bulthasar», а на стене комнаты — «Beltazsar» то есть «Белый Царь».

5.4. Поиски царских останков

Останки членов семьи Романовых были обнаружены под Свердловском ещё в 1979 году при раскопках, которыми руководил консультант министра внутренних дел Гелий Рябов. Однако тогда найденные останки по указанию властей закопали.

В 1991 году раскопки были возобновлены. Многочисленные эксперты подтвердили, что найденные тогда останки с большой долей вероятности являются останками царской семьи. Останки царевича Алексея и княжны Марии найдены не были.

Информация о работе Расстрел царской семьи