Ранняя история Новгорода в трудах В.Л.Янина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:40, реферат

Краткое описание

В северо-западной части России, неподалеку от того места, где река Волхов вытекает из озера Ильмень, более одиннадцати веков стоит Новгород – ныне центр Новгородской области. Он был свидетелем многих важнейших событий русской истории. С Новгородом связан процесс образования Древнерусского государства, становления и развития русской экономики и русской культуре. Новгород - один из наиболее значительных центров просвещения и крупнейший европейский художественный центр.

Содержание

Введение……………………………………………………...……… 3
1.Источники истории древнего Новгорода.……………………………… 5
2.Новгородская земля до возникновения Новгорода……………………. 7
3.Становление и развитие Новгорода........................................................ 10
Заключение…………………………………………………………. 17
Список используемых источников……………………… 18

Прикрепленные файлы: 1 файл

Н.Н..docx

— 49.39 Кб (Скачать документ)

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«История»

на тему

«Ранняя история Новгорода в трудах В.Л.Янина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………...………   3

1.Источники истории древнего Новгорода.………………………………    5

2.Новгородская земля до возникновения Новгорода…………………….   7

3.Становление и развитие Новгорода........................................................  10

Заключение…………………………………………………………. 17

Список используемых источников……………………… 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

В северо-западной части  России, неподалеку от того места, где  река Волхов вытекает из озера Ильмень, более одиннадцати веков стоит Новгород – ныне центр Новгородской области. Он был свидетелем многих важнейших событий русской истории. С Новгородом связан процесс образования Древнерусского государства, становления и развития русской экономики и русской культуре. Новгород - один из наиболее значительных центров просвещения и крупнейший европейский художественный центр. На протяжении столетий он был надежной крепостью на северных и западных границах Руси. История Новгорода уходит своими корнями в далекое прошлое.

Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена, оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озер. В VI веке в новгородскую землю пришли немногочисленные племена славян-кривичей, а в VIII веке в процессе славянского заселения Восточно-европейской равнины сюда пришло племя словен. Экономическая жизнь и политическое взаимодействие племен оказались связанными с мощным международным Балтийско-Волжским торговым путем, проходившим по Волхову, Ильменю и Мете. Борьба с господствовавшими в международной торговле скандинавскими купцами-воинами способствовала ускорению процесса складывания государственных отношений. К середине IX века у истоков Волхова сформировался центр политического общения племен, живших на многочисленных реках, впадающих в озеро Ильмень, сложилась система их военного взаимодействия. Сбор и выплата варягам дани заложили основу государственного налогообложения. В 862 г. для исполнения судебных и правоохранительных функций вождями племен был приглашен

скандинавский князь с  дружиной, положивший начало княжеской  династии

Рюриковичей, более семи с половиной веков управлявшей  всеми русскими землями.

В данной работе будет рассмотрена  ранняя история древнего Новгорода, процесс его становления.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники истории  древнего Новгорода.

 

Прежде чем приступить к непосредственному рассмотрению истории древнего Новгорода нужно оговорить те источники, которые дают нам сведения о прошлом новгородской земли. Основную часть сведений историки черпают из летописей. Летописи - историко-литературные произведения, в которых события излагаются погодно ,или, как говорили в Древней Руси "по летам". Летописание возникло на Руси вскоре после принятия христианства (Х1 - м столетии). Первым центром летописания был, по-видимому Киев (Киево - Печорская лавра). Чуть позднее начали составлять летописи в Новгороде.

Интересно заметить, что  сведения о Новгороде можно найти  в любой летописи, где бы она ни была написана, однако более важны летописи, написанные непосредственно в Новгороде. Древнейшие летописи (Х1-Х111 вв.) дошли до нас в списках Х1V-XV вв.

Наиболее древний из всех списков русских летописей - так  называемый Синоидальный список Новгородской Первой летописи. К сожалению, большая часть Синоидального списка утеряна, и повествование ведётся с 1015 года. События, изложенные в летописи систематически доводятся до 1333 года, и ,к счастью, в более поздних списках этой летописи находятся упоминания о событиях , произошедших в Новгороде до 1015 года. Наряду с Первой Новгородской летописью до нас дошли более поздние списки летописных сводов: Вторая, Четвёртая ,Пятая Новгородские летописи, летопись Авраамки, Уваровская летопись, а также Софийская первая летопись.

Не прекращалась работа над  летописями и в XV11 веке. В этот период были созданы новые большие своды ( Третья Новгородская, так называемые Погодинская и Забелинская летописи). Десятки сохранившихся летописных списков свидетельствуют, что, пожалуй ни один русский город (за исключением, пожалуй, Москвы) не имел такой богатой летописной традиции, как Новгород. И это не случайно: бурная политическая жизнь, высокий уровень культуры, интерес новгородцев к прошлому способствовали созданию многочисленных летописей . По разного рода древним завещаниям можно судить о размерах владений тех или иных купцов, князей или бояр. Отсюда же можно узнать о порядке наследования,

денежных, дарственных и  обменных операциях. Государственные же акты дают представление о политике новгородских правителей. Среди них большой интерес представляют договорные грамоты Новгорода с князьями, самые ранние из которых датируются второй половиной Х111 века. В них перечисляются права и обязанности новгородского князя, приглашенного на престол. Существовали также и международные грамоты, в которых засвидетельствовано отношение Новгорода со своими западными соседями - Ливонским орденом, Литвой, Швецией, Норвегией. Как правило, это мирные договоры, заключавшиеся после окончания войны. Сохранилось также несколько десятков грамот, в которых регулировались различные спорные вопросы новгородцев с их главным торговым партнёром - Ганзой, союзом северогерманских городов. Существенное значение имеет Судная новгородская грамота, не дошедшая до нас в своём полном виде. Говоря современным языком, это был уголовный, процессуальный и гражданский кодексы республиканского Новгорода, который служил для судопроизводства. Основным источником по истории землевладения и сельского хозяйства Новгородской земли во второй половине XV века выступали Писцовые книги. По объёму информации о важнейших сторонах хозяйства новгородской земли эти книги превосходят все остальные источники, вместе взятые. В них подробно разбирались принадлежность земли кому-либо, территориальное деление частных угодий и проч.

В последние десятилетия  на первый план выходят источники  археологические. Новгородская археологическая экспедиция, основанная в 1929 г. А. В. Арциховским ведет широкие археологические работы над культурным слоем Новгорода, который представляет из себя явление уникальное. В некоторых местах он достигает глубины 7-8 метров. Учитывая, что каждый год этот слой поднимался примерно на 1 сантиметр, можно сделать выводы о возрасте сохранившихся построек и предметов. Многолетние раскопки открыли неизвестный ранее исследователям мир средневековых вещественных памятников. Глазам археологов предстали целые кварталы средневекового Новгорода: усадьбы с жилыми и хозяйственными постройками, улицы, остатки лавок торга. Были найдены десятки тысяч древних предметов - орудия ремесленного и сельскохозяйственного труда, оружие, ювелирные изделия, монеты и печати, детские игрушки, шахматы, керамика, всевозможные деревянные и металлические изделия, которыми новгородцы пользовались в быту[6].

Многообразие берестяных посланий, написанных крестьянами, ремесленниками, торговцами позволяет сделать выводы об уровне грамотности среди населения Новгородской земли. Берестяные грамоты позволили проникнуть в ранее недоступный исследователям мир повседневных забот рядового новгородца[3].  

Новгородская  земля до возникновения Новгорода

Обширные пространства российского  Северо-Запада, изобилующие лесами, озерами, болотами, на протяжении длительного периода (со времен неолита и бронзового века) были заселены племенами угро-финской языковой группы. Начиная с VI–VII вв. сюда началось проникновение славянских племен, которое не привело к столкновению с аборигенным населением. По наблюдениям языковедов, древнейшие восточнославянские заимствования в прибалтийско-финские языки восходят к VII в.

Важной особенностью северо-западного региона являлось его положение на пересечении главных торговых дорог, одна из которых соединяла Восток и Запад (Азию и Европу) («Волжский путь»), а другая – Юг и Север («Путь из Варяг в Греки»). В пределах этого региона оба пути имели разветвления. «Путь из Варяг в Греки» с верховьев Волги поворачивал на север через Ильмень и Волхов, и на запад – через Западную Двину. Те же маршруты имел на его северном участке и «Волжский путь». Важнейшим узлом обоих путей было озеро Ильмень и верховья Волхова, где торговые дороги сливались воедино. Для современного исследователя элементом, маркирующим оба пути, являются многочисленные монетные клады, древнейшие из которых состоят из серебряных дирхемов, чеканенных в основном в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Самый ранний из этих кладов зафиксирован близ Старой Ладоги и по младшей монете датирован 786 годом. Ключевое значение скрещения важнейших торговых путей у истока Волхова наглядно демонстрируется высокой концентрацией населенных пунктов конца I тысячелетия на этой территории.

Бытование арабской монеты в регионах новгородских словен и кривичей (а также и остальных земель восточных славян) не ограничивается транзитной ролью этих территорий. Оседание здесь восточного серебра сопровождается созданием собственной денежно-весовой системы на основе дирхема, получившего на славянской почве имя «куна».

Это обстоятельство демонстрирует  важное направление хозяйственной  деятельности местного населения, которое, таким образом, занималось не только земледелием, скотоводством, охотой и  рыболовством, но и было активно  вовлечено в международный торговый обмен[1].

Главным событием ранней истории  славянского Северо-Запада стало временное подчинение его власти скандинавов. К середине IX в. летописи относят княжение в Киеве Кия и его братьев. Позднейший рассказ новгородской летописи, записанный впервые не ранее XI в. (т. е. спустя два столетия после описываемого события), сообщает: «Въ времена же Кыева и Щека и Хорива новгородстии людие, рекомии Словене, и Кривици и Меря; Словене свою волость имели, а Кривици свою, а Мере свою; кождо своим родом владяше; а Чюдь своим родом; и дань даяху Варягом от мужа по белеи веверице; а иже бяху у них, то ти насилье деяху Словеном, Кривичем и Мерям и Чюди. И въсташа Словене и Кривици и Меря и Чюдь на Варягы; и изгнаша я за море; и начаша владети сами собе и городы ставити»[4].

Следует остановиться на некоторых  «подтекстах» этого рассказа. Еще  в середине IX в. словене, кривичи и аборигенные финно-угорские племена не были объединены («кождо своим родом владяше»). Их объединение было достигнуто в процессе восстания против притеснителей-варягов, обложивших все местное население подушной данью. Победа над варягами вернула власть местному населению, которое стало «городы ставити». Вряд ли под последним действием нужно понимать сооружение неких значительных племенных центров. Речь здесь идет о создании укреплений в наиболее уязвимых возможными врагами пунктах – предприятие более чем естественное после пережитых от варягов притеснений[1].

Мифическим представляется утверждение об основании Рюриком (приглашенным в 859 или 862г.) «города над Волховом» и наречении его Новгородом. Коль скоро на территории собственно Новгорода нет никаких напластований IX в., очевидно, что речь идет о сооружении укреплений в резиденции на Городище, которая также является «городом над Волховом». Столь же легендарным представляется утверждение Новгородской 4 летописи об основании Новгорода старейшиной Гостомыслом еще до призвания Рюрика[2].

В 879 г. Рюрик умер, передав княжение Олегу – своему родственнику («от рода ему суща»), отдав ему на руки своего сына Игоря, «бяше бо молод велми».

Через три года Олег с  малолетним Игорем покинул Новгород и отправился на завоевание Смоленска  и Киева. Следует еще раз напомнить, что к этому моменту на территории собственно будущего Новгорода какой-либо застройки еще не существовало. В процессе исследования культурного слоя на этой территории были выявлены участки наибольшей древности, но ни на одном из них напластований ранее X в. нет[1].

 

Становление и развитие Новгорода.

 

Одной из наиболее значительных проблем в изучении новгородской государственности является вопрос о времени возникновения тех  ограничений княжеской власти, которые  фиксированы в условиях приглашения  князя в Новгород. Они известны по самым ранним из дошедших до нас договоров Новгорода и князя, которые датируются 60-ми гг. XIII в. (более ранние договоры не сохранились). Наиболее существенное ограничение состояло в запрещении приглашаемому князю и его людям собирать государственные доходы на новгородских землях. Это право принадлежало самим новгородцам, которые из собранных сумм выплачивали князю так называемый «дар», т. е. вознаграждение за исполнение его обязанностей. И скорее всего ограничение княжеской власти в такой важной области как сбор государственных доходов и формирование государственного бюджета и явилось причиной нарушения Олегом договора о пожизненном княжении.

Уход Олега и Игоря  на юг создает на Северо-Западе Руси политический вакуум. Вместо него на Городище остается его безымянная дружина, вероятно – с княжеским наместником во главе. Но в это время нет еще и Новгорода. Как уже отмечено выше, раскопки в разных его районах не обнаружили культурных напластований IX в. Однако активное заселение места будущего Новгорода в 3 км от княжеской резиденции начинается именно на рубеже IX–Х вв. Этот процесс совпадает с процессом запустения многих населенных пунктов в его округе. Надо полагать, что оба указанных процесса взаимосвязаны и вызваны тем самым политическим вакуумом, побудившим родоплеменную аристократию словен, кривичей и чуди к заселению территории на месте будущего Новгорода.

Раскопками выявлена картина  состояния этой территории в первой половине Х в. Это еще не город, а три поселка родовой аристократии, разделенные пустопорожними пространствами. Вокруг центральных усадеб поселков расположены пашни и сады, пересеченные грунтовыми дорогами. Сами названия поселков, ставших в дальнейшем основой  административно-территориального деления Новгорода (его концов), говорят об их принадлежности главным компонентам союза племен Северо-Запада: Славенский (т. е. славянский; его называли также Славно или Холм – отсюда, вероятно, скандинавское имя Новгорода «Холмгард), Неревский (от названия финно-угорского племени «норома», иначе «нерева»; ср. р. Нарва), Людин (от славянского «люди»; вероятнее всего, это поселок кривичей. В более позднее время Новгород делился на пять концов, но два из них – Плотницкий и Загородский – конституируются не ранее XII–XIII вв.

Информация о работе Ранняя история Новгорода в трудах В.Л.Янина