Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 16:13, реферат
Вторая мировая война явилась самым крупным военным конфликтом в истории человечества. В ней участвовало более 60 государств с населением 1,7 млрд. человек. Военные действия шли на территории 40 стран. Общая численность сражавшихся армий составила более 110 миллионов человек, военные расходы – более 1384 миллиардов долларов. Беспрецедентными оказались масштабы человеческих потерь и разрушений
Введение ……………………………………………………................................ 3
Ситуация в мире накануне Второй мировой войны …………… 3
Анализ причин Второй мировой войны ………………………........ 6
Основные выводы ………………………………………………................. 13
Заключение …………………………………………………………………………….. 15
Список литературы …………………………………………......................... 17
Расширение агрессии угрожало самостоятельности многих государств. Для народов стран, ставших жертвами захватчиков, борьба против оккупантов с самого начала приобрела освободительный, антифашистский характер.
Уверенная в том, что Англия и Франция не окажут реальной помощи Польше, Германия напала на нее 1 сентября 1939 г. Польский народ оказал вооруженный отпор агрессорам, несмотря на их значительное превосходство в силах. Польша стала первым государством в Европе, народ которого поднялся на защиту своего национального существования, повел справедливую, оборонительную войну. Гитлеровцы не смогли полностью окружить польскую армию. Большой группировке польских войск удалось уйти на восток, но они были взяты в клещи нацистам и после упорных боев 23-25 сентября капитулировали. Некоторые части продолжали сопротивляться до 5 октября. В Варшаве, Силезии и других районах на защиту независимости активно выступило гражданское население. Однако с 12 сентября общее руководство военными действиями практически прекратилось. 17-18 сентября польское правительство и военное командование перешли на территорию Румынии.
Польша оказалась неподготовленной в военно-политическом отношении к защите национальной независимости. Причина заключалась в отсталости страны и пагубности курса ее правительства, не желавшего "портить отношения" с Германией и возлагавшего надежды на англо-французскую помощь. Польское руководство отвергло все предложения об участии вместе с Советским Союзом в коллективном отпоре агрессору. Эта самоубийственная политика привела страну к национальной трагедии.
Объявив 3 сентября войну Германии, Англия и Франция видели в ней досадное недоразумение, которое вскоре должно было разрешиться. "Тишину на Западном фронте, — писал У. Черчилль, — нарушал лишь случайный пушечный выстрел или разведывательный патруль".
Западные державы, несмотря на гарантии, данные Польше, и соглашения, подписанные с ней, в действительности не собирались оказывать жертве агрессии активную военную помощь. В трагические для Польши дни войска союзников бездействовали. Уже 12 сентября главы правительств Англии и Франции пришли к выводу, что помощь по спасению Польши бесполезна, и приняли тайное решение активных боевых действий против Германии не открывать.
Когда началась война в Европе, США объявили о своем нейтралитете. В политических и деловых кругах преобладало мнение о том, что война выведет экономику страны из кризиса, а военные заказы воюющих государств принесут огромные прибыли промышленникам и банкирам.
Ни одно из предвоенных дипломатических событий не вызывает сейчас такого интереса, как советско-германский договор о ненападении от 23 августа 1939 г. О нем много написано советскими историками. При рассмотрении договора важно исходить из той реальности, которая была при его заключении, а не руководствоваться соображениями, вырванными из контекста времени.
В соответствии с первоначальными наметками к основным военным операциям по обеспечению "жизненного пространства" гитлеровцы планировали приступить в 1942-1945 гг. Но сложившаяся обстановка приблизила начало этих операций. Во-первых, милитаризация Германии, быстрый рост ее вооруженных сил создали для гитлеровцев внутренние трудности: стране грозил финансово-экономический кризис, который мог вызвать недовольство населения. Самый простой и быстрый способ преодоления возникших трудностей гитлеровцы усматривали в расширении экономической базы за счет захвата богатств других стран, а для этого нужно было скорее начать войну.
Во-вторых, к более быстрому переходу к агрессивным акциям Германию и другие фашистско-милитаристские государства подталкивало попустительство им со стороны правящих кругов англо-франко-американского лагеря. Особенно наглядно податливость правящих кругов западных держав фашистским агрессорам была продемонстрирована Мюнхенским соглашением в сентябре 1938 г. Пожертвовав Чехословакией, они намеренно толкали Германию против СССР.
В соответствии с принятой военно-политическим руководством концепцией завоеваний Германия предполагала нанести последовательные удары по противникам с целью разгрома их одного за другим, сначала более слабых, а затем и сильных. Имелось в виду использование не только военных средств, но и различных методов из арсенала политики, дипломатии и пропаганды с задачей не допустить объединения противников Германии.
Зная об экспансионистских замыслах фашистской Германии, западные державы стремились направить ее агрессию против СССР. Их пропаганда неустанно твердила о слабости Красной Армии, о непрочности советского тыла, представляла СССР "колоссом на глиняных ногах".
В нацистской печати тоже можно было встретить немало утверждений о слабости СССР. Этим подогревались надежды правящих кругов англо-франко-американского лагеря на то, что германская экспансия будет направлена на восток. Однако германский генеральный штаб в 1938-1939 гг. (в отличие от 1940-1941 гг.) оценивал Красную Армию как очень серьезного противника, столкновение с которым считал пока нежелательным.
Основываясь на оценке силы своих противников, фашистское руководство наметило Польшу в качестве первой жертвы агрессии, хотя еще незадолго до этого Риббентроп предлагал польскому правительству проводить "общую политику в отношении России". А когда Польша отказалась быть вассалом Берлина, то гитлеровцы решили расправиться с нею военным путем, учитывая тот факт, что война с Советским Союзом, как с очень сильным противником, откладывалась ими на более поздний срок.
С начала 1939 г. в Германии развернулась интенсивная подготовка военного похода против Польши. Был разработан план, получивший наименование "Вейс". Он предусматривал нанесение "неожиданных сильных ударов" и достижение "быстрых успехов". Распоряжением начальника штаба верховного главнокомандования вооруженных сил Германии. В. Кейтеля от 3 апреля 1939г. осуществление плана "Вейс" должно было начаться "в любое время, начиная с 1 сентября 1939 г.". Политическое руководство Германии стремилось "по возможности изолировать Польшу", не допустить вмешательства в польские дела Англии, Франции и Советского Союза.
Осуществлявшиеся Германией мероприятия по подготовке нападения на Польшу не были секретом для правительства Англии, Франции, СССР и других стран. В мире сознавали опасность фашистской агрессии. Искренне стремясь к созданию коллективного фронта защиты мира, к сплочению сил неагрессивных стран, Советское правительство 17 апреля 1939 г. обратилось к Англии, а затем и к Франции с конкретными предложениями заключить соглашение о взаимной помощи, включая и военную конвенцию, на случай агрессии в Европе. Оно исходило из того, что нужны самые решительные и эффективные меры для предотвращения войны, в особенности твердая позиция великих держав в отношении проблемы коллективного спасения мира.
Правительства Англии и Франции встретили советские предложения сдержанно. Сначала они занимали выжидательную позицию, а затем, осознав опасность, угрожавшую им со стороны Германии, несколько изменили тактику и дали согласие на переговоры с Москвой, которые начались в мае 1939г.
Серьезность намерения СССР достичь равноправного соглашения о военном сотрудничестве с Англией и Францией особенно проявилась на специальных переговорах военных миссий трех держав, начавшихся 12 августа 1939 г. в Москве. Партнерам по переговорам был предоставлен подробно разработанный план, согласно которому СССР обязывался выставить против агрессора в Европе 136 дивизий, 9-10 тысяч танков и 5 тысячи боевых самолетов.
В противоположность Советскому Союзу правительства Англии и Франции, как известно из открытых архивов, на переговорах в Москве действовали неискренне, вели двойную игру. Ни Лондон, ни Париж не хотели установления равноправных союзнических отношений с СССР, так как полагали, что это приведет к усилению социалистического государства. Их враждебность к нему осталась прежней. Согласие на переговоры было лишь тактическим шагом, но не отвечало сути политики западных держав. От увещевания и поощрения фашистской Германии уступками они перешли к ее запугиванию, стремясь заставить Германию пойти на соглашение с западными державами. Поэтому на переговорах с СССР Англия и Франция предлагали такие варианты соглашений, которые бы лишь поставили Советский Союз под удар, а их обязательствами по отношению к СССР не связывали. В то же время они старались обеспечить себе его поддержку на тот случай, если Германия, вопреки их желанию, двинется не на восток, а на запад. Все это свидетельствовало о стремлении Англии и Франции поставить Советский Союз в неравное, унизительное положение, об их нежелании заключить с СССР договор, который бы отвечал принципам взаимности и равенства обязательств. Провал переговоров был предопределен позицией, занятой правительствами западных стран.
Безрезультатность англо-франко-советских переговоров сводила на нет усилия правительства СССР по созданию коалиции неагрессивных государств. Советский Союз продолжал оставаться в международной изоляции. Ему грозила опасность войны на два фронта с очень сильными противниками: Германией — на западе и Японией—на востоке. С точки зрения руководства СССР продолжала также существовать опасность антисоветского сговора всего лагеря империалистов. В этой исключительно сложной им чреватой тяжелыми последствиями обстановке правительству СССР приходилось думать прежде всего о безопасности собственной страны.
С мая 1939 г., когда начались переговоры СССР с Англией и Францией, работники внешнеполитического ведомства Германии настойчиво вступали в контакты с представителями СССР в Берлине, различными неофициальными способами давали понять о готовности Германии пойти на сближение с СССР. Вплоть до середины августа 1939 г., пока существовала надежда на заключение англо-франко-советского договора о взаимной помощи, Советское правительство оставляло осуществлявшийся германской стороной зондаж без ответа, но одновременно внимательно следило за ее действиями.
20 августа Гитлер обратился
с личным посланием к Сталину,
предложив принять 22 или самое
позднее 23 августа министра иностранных
дел Германии, который "будет облечен
всеми чрезвычайными
Перед Советским правительством прямо встал вопрос: отклонить германское предложение или принять? Предложение, как известно, было принято 23 августа 1939 г. был подписан советско-германский договор о ненападении сроком на 10 лет. Он означал резкий поворот во внешней политике Советского Союза, оказал значительное воздействие на военно-политическую ситуацию в мире, а также в некоторой степени повлиял на внутреннюю жизнь в СССР.
Договор сопровождал секретный протокол, по которому разграничивались сферы влияния сторон в Восточной Европе: в советской сфере оказались Эстония, Латвия, Финляндия, Бессарабия; в немецкой — Литва. В нем прямо не говорилось о судьбе Польского государства, но при любом раскладе, белорусские и украинские территории, включенные в его состав по Рижскому мирному договору 1920 г., должны были отойти к СССР.
При принятии Сталиным решения на заключение договора с Германией сыграл роль и японский фактор. Договор с Германией, по мнению Сталина, избавлял СССР от такой угрозы. Япония, шокированная "предательством" своей союзницы, позднее также подписала с СССР Договор о ненападении.
Решение правительства СССР заключить с Германией договор о ненападении было вынужденным, но вполне логичным в тогдашних условиях. В сложившейся обстановке у Советского Союза не было другого выбора, поскольку не удалось добиться подписания договора о взаимной помощи с Англией и Францией, а до намеченного заранее срока нападения Германии на Польшу оставались считанные дни.
С моральной точки зрения Советский Союз, заключив договор о ненападении с Германией, понес определенный урон в мировом общественном мнении, а также в международном коммунистическом движении. Неожиданное изменение политики СССР и в отношении с фашистской Германией показалось прогрессивно настроенным людям противоестественным. Они не могли знать всего того, что было известно Советскому правительству.
В условиях быстро изменявшейся обстановки и нараставшей опасности выхода германской армии на советско-польскую границу, используя возможности, предоставленные "секретным дополнительным протоколом", советское правительство ввело 17 сентября свои войска в Западную Украину и Западную Белоруссию, отошедшие к Польше по Рижскому мирному договору 1921 г. Официально это обосновывалось тем, что Польша стала удобным полем для всяких случайностей и неожиданностей, могущих создать угрозу СССР, а действие договоров, заключенных между СССР и Польшей, прекратилось. Советская сторона заявила о своем долге взять под защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии. Утверждение Москвы, будто Польское государство фактически перестало существовать, противоречило нормам международного права, ибо временная оккупация не могла перечеркнуть факт существования государства как субъекта международного права.
Реакция польского общества на вступление Красной Армии в восточные районы Польши была болезненной и даже враждебной. Украинское и белорусское население, в основном, приветствовало части Красной Армии. Советские войска были остановлены примерно на "линии Керзона", определенной еще в 1919 г. в качестве восточной границы Польши. По Договору о дружбе и границе, подписанному СССР и Германией 28 сентября 1939 г., граница "обоюдных государственных интересов" была установлена по рекам Сан и Западный Буг. Польские земли оставались под оккупацией Германии, украинские и белорусские отходили к СССР. Признание линии этнического раздела границей между двумя государствами означало грубое нарушение норм международного права. Серьезной политической ошибкой Сталина было обещание развивать дружбу с нацистской Германией. Аморальное по существу, оно фактически обеляло фашизм, деформировало сознание людей и попирало принципы советской внешней политики.
Подписание советско-германских договоров имело тяжелые последствия для антивоенного движения, привело к дезориентации левых сил. Исполком Коминтерна, ослабленный репрессиями, не смог противостоять диктату Сталина. По его требованию руководство Коминтерна отказалось считать фашизм главным источником агрессии и сняло лозунг Народного фронта. Начавшаяся война была названа империалистической и несправедливой с обеих сторон, причем акцент делался на борьбу с англо-французским империализмом. У Коминтерна не было четкой позиции по вопросу о борьбе за национальное освобождение народов, подвергшихся нацистской агрессии.
В планах Англии и Франции существенное место занимала война между Финляндией и СССР, начавшаяся в конце ноября 1939 г. Западные державы стремились превратить локальный вооруженный конфликт в исходный пункт объединенного военного похода против СССР. Оказывая широкую военную помощь Финляндии, Англия и Франция разработали план высадки 100-тысячного экспедиционного корпуса для захвата Мурманска и оккупации территории к югу от него. Вынашивался также проект нападения на СССР в районе Закавказья и нанесения авиационных ударов по нефтепромыслам Баку.