Появление антинорманского течения. Исторические взгляды М.В. Ломоносова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:13, реферат

Краткое описание

Данные споры продолжаются по сей день, чем и обуславливается актуальность данной работы. Целью данной работы является изучение антинорманского течения и исторических взглядов Ломоносова. В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть формирование антинорманского течения;
- охарактеризовать обоснованность антинорманской теории;
- проанализировать исторические взгляды и жизненные позиции М. В. Ломоносова.

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат историография.docx

— 64.80 Кб (Скачать документ)

Введение.

С недалёкого, по историческим меркам, XVIII века, на Руси ведётся спор о происхождении государства. Этот вопрос привлёк к себе немало знающих людей, и в основном они разделились на два мнения, каждое из которых горячо отстаивали. Первой точкой зрения на происхождение древнерусского государства является норманнская теория. Основоположником данной являются немецкие учёные, приглашённые для работы в Россию, Г.Ф. Миллером и Г.З. Байером. Суть этой теории заключается не в чём ином как, в том что славяне не были настолько развиты и подготовлены для того чтобы создать полноценное государство. Сторонники теории считают, что основателями древнерусской государственности являются норманны, то есть викинги и варяги. Поддерживали норманнскую теорию такие известные российские историки, как Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов.

Противниками этой теории были, в первую очередь М.В. Ломоносов, Д.И. Иловайский, С.А. Гедеонов. Они склонялись к мысли о том, что древнерусское  государство возникло на основе внутреннего  развития восточнославянского мира, как результат определённых и  закономерных социальных, хозяйственных  и военно-политических сдвигов в  ходе становления классового общества, считали, что сложный общественный строй и твёрдые политические формы у восточных славян установились задолго до варягов. 

Данные споры продолжаются по сей день, чем и обуславливается актуальность данной работы.  Целью данной работы является  изучение антинорманского течения и исторических взглядов Ломоносова. В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи: 

- рассмотреть формирование антинорманского течения;

- охарактеризовать обоснованность антинорманской теории;

- проанализировать исторические  взгляды и жизненные позиции  М. В. Ломоносова.

Объектом исследования является жизнь и деятельность М. В. Ломоносова, предметом – антинорманская теория и исторический вклад М.В. Ломоносова.

Источниковую  базу исследования составляет комплекс опубликованных источников. К ним относятся книга  Кудрявцева Б. Б. Михаил Васильевич Ломоносов. 1711-1765: Его жизнь и деятельность1.  В этой книге ярко и довольно точно описываются жизнь Ломоносова  и его  путь  к науке, а именно его взгляды норманнскую теорию и выдвижение антинорманской теории.

Ценную информацию о жизни  Ломоносова содержит книга Павловой Г. Е., Фёдорова А. С. Михаил Васильевич Ломоносов2.

Структура работы обусловлена логикой решения поставленных задач исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников. 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Антинорманское течение.

    1. Обоснованность и опора антинорманской теории.

Противостояние сторонников  норманнской и антинорманской теории, пожалуй, одно из самых долгих в истории. Предметом спора является Русь как объединенное полноправное государство со всеми присущими ему признаками.  
           Повесть временных лет, созданная в десятом, начале одиннадцатого века, гласит, что название государства происходит от названия племени варягов - русь, которое было призвано славянскими и финно-угорскими племенами (словене, кривичи, чудь и весь) для разрешения межплеменного конфликта в 862 году. Этот факт является самым весомым в истории. Упоминания о Руси как государстве ранее мы не встречаем.  
           Варяг Рюрик, согласно Ипатьевской летописи, сел княжить в Ладоге. После смерти братьев Синеуса и Трувора (существование которых подвергается сомнению), князем был основан город Новгород, куда он сам перебрался, объединив всю власть и земли Руси в своих руках. Летописцы древней Руси, один из которых монах Нестор, писавший уже в двенадцатом веке, упомянул: «с тех варяг прозвалася Русская земля». 
На стороне норманской теории не только слова. Доказательствами служат древнерусские летописи: Ипатьевская, "Повесть временных лет" и т.д3. Следует учесть тот факт, что сами летописи писались с разрывом в 150-200 лет после события. Это ставит под сомнение достоверность сведений. Если верить некоторым из них, русские стоят в одном ряду со скандинавскими народами, а именно: шведами, норманнами (норвежцами), англами (датчанами) и готами (жители о. Готланд — совр. шведы). Так, византийские авторы девятого - десятого веков идентифицируют русь как шведов, норманов или франков.  
«И сказали себе словене: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву”. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти». Антинорманская теория была выведена из норманской теории и не может существовать без неё.

Антинорманская теория отрицает все факты норманистов. Некоторые  ярые антинорманисты могут даже утверждать о том, что Рюрик не существовал  вовсе. История же не терпит гипотезы, не имеющие под собой фактов. 
Здоровая антинорманская теория не отрицает участия скандинавов в политической жизни страны. Но считает их роль слишком преувеличенной. Основная мысль теории - опровержение норманской концепции происхождения первой правящей династии на Руси и создания русского государства.

Основателем теории стал М.В. Ломоносов, не согласившийся с норманистами4. Ломоносов считал норманнскую теорию оскорбительной для Российского государства. Ученый вместе с В. Н. Татищевым сформулировал славянскую гипотезу. Первым доводом служит, снова, "Повесть временных лет": "… из тех же славян — и мы, русь… А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской".  
Опровержение довода мы находим в самой цитате.

Основное, что выделяет летопись: а) русский народ берет начало у славян; 
б) русские как этнос одиннадцатого века берет исток от славян-полян. Этноним же был получен от варягов, что не решает вопрос о Руси одиннадцатого века. 
Вторым доводом антинорманисты приводят сообщения арабского географа Ибн Хордадбеха, чьи данные о Восточной Европе являются одними из древнейших (840-е годы). Они гласят, что русы — славянский народ. Но это единственный арабский автор относивший русь к славянам, остальные арабские авторы описывают их отдельно, а Аль-Масуди, например, прямо причисляет их к урманам5.  
В большинстве своем антинорманская теория состоит из гипотез и доводов, составленных учеными и историками. Это обстоятельство стало существенным минусом теории. Фактологических объяснений под собой она имеет намного меньше, чем норманская теория. 
Если разобрать результаты правления Рюрика, можно отметить, что главной его заслугой является объединение русских земель и славянских племен, прекращение межплеменных междоусобиц. С момента начала его правления мы можем говорить о начале Русского государства как единой, сильной системы. Был преодолен кризис родоплеменного строя, и, что является не менее важным - укрепление и усиление обороны Руси, способности противостоять кочевым племенам.  
Стоит сказать, что, несмотря на разговор о появлении государственности с момента призвания Рюрика, территория Руси еще до него имела все признаки государства. К ним относятся: а) единая территория (отдельных племен); б) наличие аппарата управления; в) армия; г)наличие судебной системы (сословие военных, родоплеменная знать).  
Еще один фактор - практически полное отсутствие изменений в культуре славян. Варяжская культура не проникла в славянский быт и не стала основополагающей. Также изменения не были превнесены и в политическую составляющую государства. К примеру, в армию. Русь не была выстроена по "варяжскому образцу", который так отрицают антинорманисты.

Глава II. Исторические взгляды М.В. Ломоносова.

2.1 Жизнь и формирование взглядов Ломоносова.

Михаил Ломоносов родился в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии в зажиточной семье помора Василия Дорофеевича, и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор, Елены Ивановны Ломоносовых. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать М. В. Ломоносова умерла очень рано, когда ему было девять лет. В 1721 году отец женился на Феодоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней Ухтостровской волости6. Летом 1724 года и она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз — на вдове Ирине Семёновне. Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой»7. Без грамоты было невозможно вести дела, поэтому Василий Дорофеевич поручил своего сына заботам дьячка приходской Дмитриевской церкви С. Н. Сабельникова. Обучившись грамоте, Михаил пристрастился к чтению.  Вначале он читал “Псалтырь”, а затем потянулся и к советским книгам, которые ему удалось добыть у соседа Христофора Дудина. Вероятно, в это время у Ломоносова возникает страстное желание учиться.

Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными  ссорами с мачехой. Узнав, что отец хочет женить его, Ломоносов решил бежать в Москву. Он прикинулся больным, женитьбу пришлось отложить.

В декабре 1730 года 19-летний Михаил отправляется вместе с караваном с рыбой из Холмогор в Москву. Путешествие в Москву выглядело как бегство, поскольку будущий учёный покинул дом ночью, тайно, ни с кем не простившись. Долгое время его считали беглым. Ломоносов взял с собой, помимо одежды (две рубахи и тулуп), лишь подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого. Отправился он пешком, нагнав караван лишь на третий день, и упросил рыбаков разрешить ему идти вместе с ними. В начале января 1731 года Ломоносов прибыл в Москву.

Чтобы поступить в «Спасские  школы», то есть, в Московскую славяно-греко-латинскую академию, Ломоносову пришлось подделать документы и выдать себя «за сына холмогорского дворянина».

В письме И. И. Шувалову (10 мая 1753 года) он вспоминает обстоятельства своей жизни того времени и рассказывает о страстной тяге своей к учёбе.

Начало учебы было тяжелым: девятнадцатилетний юноша сел за парту вместе со “школьниками, малыми ребятами”. Стипендия была мизерной- 3 копейки в день, на которые надо было питаться, одеваться и приобретать бумагу и перья, да и платили ее не регулярно8.

Ломоносов зарекомендовал себя как  прилежный ученик. В библиотеке Заиконоспасского монастыря он читал летописи, патристику и другие богословские книги, — издания светского содержания и философские, и даже — физические и математические сочинения; «находимыя в оной книги утвердили его в языке славянском». Современные исследователи отмечают глубокое знакомство Ломоносова с самыми разными жанрами древнерусской литературы. В Академии Ломоносов получил образование в области гуманитарных наук. Здесь он познакомился с лучшими образцами древнерусской литературы, с латинской поэзией, с ораторским искусством, изучал греческий язык. 

В это время вышел указ Сената, согласно которому Славяно-греко-латинская академия должна была отобрать 20 своих лучших учеников для пополнения университета, созданного при Петербуржской Академии наук. Ломоносов был в числе отобранных 12 человек, соответствующим требованиям сенатского указа.   Осенью того же года Ломоносов отправлен в Германию обучаться химии и горному делу. Кроме того, ему было наказано «учиться и естественной истории, физике, геометрии и тригонометрии, механике, гидравлике и гидротехнике». В 1741 году по приказу Академии Ломоносов возвращается в Петербург и вскоре становится адъюнктом по физике при Петербургской Академии наук9.

За границей Ломоносов обучался пять лет: около 3 лет в Марбургском университете, под руководством знаменитого Христиана Вольфа, и около года во Фрайберге, у Генкеля; около года провёл он в переездах, был в Голландии. Помимо заявленного обучения, Ломоносов укрепил свои знания немецкого языка, обучался французскому и итальянскому  языкам, танцам, рисованию и фехтованию. В период обучения в Марбургском университете Ломоносов начал собирать свою первую библиотеку, потратив на книги значительную часть выдававшихся денег. Весьма внушителен список художественной литературы, вошедшей в это его первое собрание; здесь и античность, и современные авторы:  Анакреон,  Сафо, Вергилий,  Сенека, Овидий,  Марциал,  Цицерон, Плиний Младший, Помей, Эразм Роттердамский,  Фенелон, Свифт, Гюнтер, «Избранные и лучшие письма французских писателей, переведённые на немецкий язык» (Гамбург, 1731), «Вновь расширенное поэтическое руководство, то есть кратко изложенное введение в немецкую поэзию» И. Гюбнера (Лейпциг, 1711) и другие10.

К началу 1739 года Ломоносов и его товарищи завершили своё обучение в Марбурге. Вскоре из Петербурга пришло предписание готовиться к отъезду во Фрайберг к Генкелю для изучения металлургии и горного дела.

В начале мая 1740 года Ломоносов, оставив некоторые свои книги товарищам и захватив с собой небольшие пробирные весы с гирьками, навсегда покинул Фрайберг. Ломоносов рассчитывал с помощью барона Г. К. фон Кейзерлинга, русского посланника, уехать в Россию. Но, прибыв в Лейпциг, где, по его расчётам, должен был находиться посланник, Ломоносов не застал его там. Затем он решил возвращаться в Россию морским путём через Голландию, но, по дороге, напившись в трактире с прусскими солдатами, оказался в немецкой казарме в Везеле, откуда вскоре сбежал. В октябре 1740 года Ломоносов опять в Марбурге. Возвращение Ломоносова в Петербург шло через порт Любек, который он покинул в мае 1741 года.

Пять дней потребовалось русским  студентам на дорогу до Фрайберга. 14 июля 1739 года они прибыли в этот старейший горнозаводской центр Саксонии. После относительно независимой и свободной университетской жизни в Марбурге русские студенты попали в полное подчинение к строгому и педантичному Й. Ф. Генкелю11

10 июня 1741 года Ломоносов был направлен к профессору ботаники и естественной истории И. Амману для изучения естествознания. Ломоносов в качестве адъюнкта под руководством Аммана приступил к составлению Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры. В 1742 году группа учёных инспирировала донос на помощника президента Академии И. Д. Шумахера, вина которого в ходе расследования не подтвердилась. В апреле 1743 года Ломоносов за пьяный скандал и последующее дерзкое поведение был заключён под стражу на 8 месяцев. Только 12 января 1744 года Сенат, заслушав доклад Следственной комиссии, постановил: «Оного адъюнкта Ломоносова для его довольного обучения от наказания освободить, а в объявленных им  дерзостях у профессоров просить прощения» и жалованье ему в течение года выдавать «половинное».

25 июля 1745 года специальным указом 34-х летнему Ломоносову было присвоено звание профессора химии. В 1748 году при Академии возникают Исторический Департамент и Историческое Собрание, в заседаниях которого профессор химии Ломоносов начинает вести борьбу с Г. Ф. Миллером. Вновь разыгрывается антинемецкая карта и Миллер обвиняется в умышленном принижении русского народа в научных исследованиях. Он представляет ряд записок и проектов с целью «приведения Академии Наук в доброе состояние», усиленно проводя мысль о «недоброхотстве учёных иноземцев к русскому юношеству», к его обучению.

В 1749 году, в торжественном собрании Академии Наук, Ломоносов произносит «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне», имевшее большой успех; с этого времени Ломоносов начинает пользоваться большим вниманием при дворе. Ещё раньше, в 1753 году, Ломоносову, при помощи Шувалова, удаётся устроить фабрику мозаики. Для этих целей 6 мая 1753 императрица Елизавета жалует Ломоносову мызу Усть-Рудица и четыре окрестных деревни12.

Информация о работе Появление антинорманского течения. Исторические взгляды М.В. Ломоносова