Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 17:00, контрольная работа
Волжская Булгария занимала довольно большую для тех времен территорию. Ее северная граница в Х–XI веках проходила по правобережью Камы, западная – по Свияге с ее левыми притоками, восточная – по реке Шешме, а южные пределы доходили до Самарской Луки–большой излучины Волги в районе современных Жигулевских гор.
В XII веке в результате социально-экономического и политического роста государства его границы расширились. Так, северные пределы дошли до бассейна реки Казанки – в ее бассейне поисками казанских археологов в последнее время обнаружен целый ряд поселений, возникших где-то к концу именно этого столетия.
Оглавление
Волжская Булгария занимала довольно большую для тех времен территорию. Ее северная граница в Х–XI веках проходила по правобережью Камы, западная – по Свияге с ее левыми притоками, восточная – по реке Шешме, а южные пределы доходили до Самарской Луки–большой излучины Волги в районе современных Жигулевских гор.
В XII веке в результате социально-экономического и политического роста государства его границы расширились. Так, северные пределы дошли до бассейна реки Казанки – в ее бассейне поисками казанских археологов в последнее время обнаружен целый ряд поселений, возникших где-то к концу именно этого столетия.
Этнический состав
населения Волжской Булгарии
в начальный период
Пестрота населения Волжской Булгарии была в основном в начальный период существования государства. Более поздние путешественники, например, араб ал-Гарнати, побывавший в этой стране в XII веке, а также другие географы уже не отмечают среди булгар названных выше племен. В их рассказах отсутствуют также сведения о других, новых племенах. Принято считать, что в XII веке была создана единая народность с общим названием “булгары”.
Полную независимость Волжская Булгария получает в результате трагических для государства хазар событий. Связаны они в восточными походами киевского князя Святослава Игоревича, после которых Хазария уже не могла оправиться. Ряд исследователей, ссылаясь на данные Ибн-Хаукаля,1 пришли к выводу, что город Булгар, так же как и хазарский Итиль, был полностью разрушен дружинами Святослава.
Во время первого похода 965 года Святослав, согласно Лаврентьевской летописи, «иде на козары. Слышавше же Козари, изидоша противу с князем своим Каганом, и соступишося бити; и бивши брани, одолел Святослав Козаром и град их Белевежу взя. Ясы победи и Касогы».11 Рейд дружины Святослава был не слишком глубоким, но если учесть, что он действовал в союзе с кочевниками, которые, согласно Ибн-Мискавейху, в 965 году так же напали на страну хазар да так, что последним пришлось просить помощи у хорезмийцев, то разгром был если и чувствительным, но не смертельным. Как в расплату за оказанную эмиром Хорасана поддержку большинство хазар принимает ислам [2, с.78].
Вполне возможно, что хорезмийцы, проводившие среди печенегов активную миссионерскую деятельность, помогли хазарам заключить с последними договор. Как мы знаем из летописи, Святослав был предупрежден смекалистым киевским «отроком», хитростью преодолевшим печенежские заставы и, неожиданно для всех, его дружины появились под Киевом, что вынудило печенегов поспешно снять осаду и уйти за пределы Руси. Святослав должен был наказать хазар.
Хазарский каганат
был первым государством, с которым
пришлось столкнуться Древней
Руси. От исхода борьбы этих
двух государств зависела
В начавшейся борьбе между двумя государствами победу одержал Хазарский каганат. Булгары были разбиты. Одержав победу над булгарами, хазары значительно усилились. Под их власть подпало все Северное Причерноморье, большая часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. Власть хазар держалась на мощной военной силе и на глубоком почитании и уважении, какой пользовался хазарский каган у тюркских и других кочевых племен. Хазарский каган, как и все каганы тюрок, происходил из рода Ашина. В глазах хазар-язычников и других тюрок и кочевников каган был окружен ореолом божественной силы, присущей его предкам, владыкой огромного государства. Смертельный удар Хазарскому каганату, положивший конец его самостоятельному существованию, был нанесен князем Святославом, сыном Игоря.
Князь Святослав - самый выдающийся полководец Древней Руси. Русские летописи посвящают ему, его походам удивительно возвышенные слова. В них он предстает как истинный славяно-русский витязь - бесстрашный в бою, неутомимый в походах, искренний с врагами, верный раз данному слову, простой в быту.
Готовя наступление на Хазарию, Святослав отверг фронтальный натиск через волго-донское междуречье и предпринял грандиозный обходной маневр. Прежде всего князь двинулся на север и покорил зависимые от каганата земли славянского племени вятичей, выведя их из зоны хазарского влияния. Перетащив ладьи из Десны на Оку, княжеская дружина поплыла по Волге, где разгромила зависимые от каганата племена волжских булгар и буртасов. Так Святослав обеспечил безопасность своего северного фланга. Хазары не ожидали удара с севера. Они были дезорганизованы подобным маневром и не смогли организовать серьезную оборону. Достигнув хазарской столицы — Итиля, Святослав атаковал пытавшееся спасти ее войско кагана и в жестокой битве разбил его. Далее киевский князь предпринял поход в Северо-Кавказский регион, где разгромил опорный пункт хазар — крепость Семендер. Во время этого похода Святослав покорил племена касогов и основал на Таманском полуострове Тмутараканское княжество.
После этого дружина Святослава двинулась к Дону, где взяла штурмом и разрушила восточный хазарский форпост — крепость Саркел. Таким образом, Святослав, совершив беспрецедентный поход длиной в тысячи километров, захватил основные опорные пункты хазар на Дону, Волге и Северном Кавказе. В результате походов Святослава Древнерусское государство добилось безопасности своих юго-восточных рубежей и стало в тот период основной силой в Волжско-Каспийском регионе. Хазарский каганат был сокрушен Святославом. Конец Хазарии означал объединение в едином государстве, Киевской Руси, большей части восточнославянских племен. Власть хазар была сокрушена не только в центре Хазарии, но и на ее окраинах. Конец Хазарии означал свободу проезда Руси в Каспийское море, Хорезм и Закавказье. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток. Торговые связи Руси с Востоком укрепились, благодаря устранению посредников Хазарии. Победа князя Святослава означала и мировоззренческую победу Руси в праве выбора особого пути своего духовного развития. Киевская Русь оказалась самым могучим и последовательным врагом иудейского хазарского каганата. Освободительная война восточных славян против хазарского каганата была завершена походом князя Святослава. Сокрушив основные военные силы каганата во главе с каганом и разрушив основные опорные узлы хазар на Средней и Нижней Волге, на Северном Кавказе и Нижнем Дону, князь Святослав лишил власти и торгово-ростовщическую верхушку Хазарии основы их паразитического существования [10, с.146].
В 875 г. в летописи Аскольда упоминается о множестве тюркских племен, пришедших из Средней Азии, - печенегах. Они обошли с севера владения хазар и обратили в бегство многие племена, которые стали отходить на запад.
Отношения Руси с печенегами отличались неустойчивостью. Они выглядели как сплошная череда мира, грабительских набегов, династических браков, наемничества и участия сторон в междоусобицах.
При Владимире I для борьбы с печенегами были построены оборонительные рубежи с засечными чертами по рекам Десне. Остру, Трубежу и Суле. Преемники Владимира I на киевском престоле активно использовали печенегов в распрях и борьбе за власть. Печенегов удалось подавить к концу 11 в.
В это время у Руси появился новый опасный соперник - половцы (куманы). Вытеснив из приграничья печенегов, они стали совершать постоянные набеги на русские земли. В 1068 г. они разгромили русские дружины на реке Альте [7, с.234].
Вопрос о половецкой опасности неоднократно поднимался на княжеских съездах. В 1103 г. на Долобском съезде было принято решение о совместном походе против половцев. В 1111 г. Владимир Мономах в походе в глубь половецких степей нанес половцам поражение, взяв их столицу г. Шарукань. Однако для полной победы понадобились многие годы и сплочение между русскими князьями.
Древняя Русь после принятия христианства оказалась на позиции внешнеполитического форпоста христианского мира на Востоке и приняла на себя всю тяжесть борьбы с кочевниками.
Несмотря на то, что русско-византийские
отношения в X в. носили вполне мирный характер,
византийская дипломатия предыдущих лет
внесла свою лепту во взаимоотношения
Руси с кочевниками. Византия сумела направить
взоры печенегов на села и города лесостепной
Руси. Участились набеги, сопровождавшиеся
разорением и угоном русских людей в полон,
которых затем продавали в рабство на
рынках Византии и Востока.
К этому времени печенеги (союз тюркских
племен), некогда кочевавшие в степях Приаралья,
а затем перешедшие в конце IX в. через Волгу
с севера в обход Хазарии, прочно обосновались
на обширных равнинах Северного Причерноморья.
Они вытеснили с великолепных пастбищ
угров (венгров) и после разгрома Хазарского
каганата чувствовали себя более уверенно
на новых местах.
Современники отмечали, что у причерноморских печенегов сложилась крепкая военная организация. Она возглавлялась вождями, власть которых становилась наследственной. Благодаря общению как с Византией, так и с Русью печенежские воины имели хорошее защитное вооружение — кольчугу, а также пластинчато-нашивной доспех, состоявший из железных пластин чешуйчатой формы, нашитых на кожаную или тканую основу. В целом печенеги русских степей жили довольно богато. Наиболее зажиточные из них имели табуны великолепных лошадей, одежда была украшена узорчатыми поясами, утварь — из серебра и золота. А их соплеменники, оставшиеся в Приаралье, подвергались нападению торков, или узов (родственный печенегам тюркский племенной союз), и влачили жалкое существование.
Не преуменьшая влияния византийцев на действия кочевников против Руси, следует отметить, что междоусобная борьба между русскими князьми во многом способствовала набегам кочевников. В 980 г., когда князь Владимир двинулся против своего брата Ярополка Киевского, один из приближенных изгоняемого князя советовал тому бежать к печенегам и с их помощью отстоять киевский стол. А когда Ярополк был убит, тот советчик сам ушел к степнякам и «много воевал с печенегами против Владимира» [9, с.167].
Открылась печальная страница участия кочевников в усобицах русских князей, которая сотворила много бед русскому народу, а степнякам дала источник обогащения их племенной знати. Грабительские войны с оседлыми народами превратились в постоянный промысел. Современник писал о набегах печенегов, что они словно «удар молний, их отступление тяжело и легко в одно и то же время: тяжело от множества добычи, легко от быстрого бега. Нападая, они опережают молву, а отступая, не дают преследующим возможности о них услышать. А главное — они опустошают чужую страну, а своей не имеют.. Самое худшее то, что они своим множеством превосходят весенних пчел, и никто еще не знал, сколькими тысячами или десятками тысяч они считаются: число их бесчисленно». Князь Владимир вполне осознавал опасность присутствия на границах Руси столь неугомонного соседа. В 988 г. он принял решение создать оборонительные линии вдоль степной границы . в конце X столетия усилился натиск печенегов на Русь.
В целом Древнерусское государство в период правления Владимира Святославича сумело нейтрализовать набеги кочевников. Не смогли степняки преодолеть заставы богатырские. Успешное отражение печенегов от границ Руси привело к тому, что в печенежских станах разгорелась междоусобица. В 1004 г., сообщает летопись, князь печенежский Темирь был убит своими родственниками. Степь затаилась и притихла, а Русь обрела покой. Об этом сообщает и католический миссионер Бруно, который в 1006 г. посетил Печенегию в целях проповедования христианства в становищах степняков [8, с.310].
Византийская империя значительно превосходила империю Каролингов в области экономики, так же как и в дипломатии. Фактически она являлась одной из двух мировых держав того времени, второй был Арабский Халифат.
В то время Западная Европа никоим образом не могла претендовать на сколько-нибудь значительную роль в развитии науки и техники. Эта роль принадлежала Халифату, где возрождались традиции эллинистической учености. Арабский язык стал языком ведущих ученых и врачей. До крестовых походов Византия была, в определенной мере, связующим звеном между арабским миром и Западной Европой. Испания, завоеванная арабами в VIII веке, являлась вторым каналом, через который Запад впитывал арабскую науку.
Поскольку Русь имела тесные контакты с народами Центральной и Северной Европы, в ней преобладали именно византийские влияния, как того и следовало ожидать, принимая во внимание доминирующую роль Империи в ту эпоху. Что же касается Халифата, то Русь была лишена прямой связи с ним. Неблагоприятным обстоятельством являлось то, что власть над причерноморскими степями в конце десятого века перешла от хазар к диким племенам кочевников, таких как печенеги и половцы; тот факт, что русские сами уничтожили Хазарскую империю, едва ли облегчал им ситуацию.
Однако препятствие в виде степных кочевников не было непреодолимым, и Русь всегда поддерживала отношения с христианскими государствами Закавказья, а через них с Сирией. По Черному морю русские военно-торговые экспедиции ходили в Болгарию и Византию.
Русь находилась на транзитных путях между Западом и Востоком - по Волге и по Днепру. И если Венеция разбогатела, потому что держала в своих руках транзитную дорогу по Средиземному морю, торговлю между Азией и Южной Европой, то транзитная дорога между Азией и Северной Европой, конечно, должна была способствовать процветанию Киевской Руси [1, с.250].
Помимо Церкви, князей и армии
еще одна социальная группа
Киевской Руси находилась в
постоянных взаимоотношениях с
византийцами: купечество. Из Византии
в течение этих трех столетий
на Русь импортировали в
Информация о работе Походы киевский князей на Хазарию и Волжскую Булгарию