Походы Александра Македонского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 20:56, доклад

Краткое описание

Имея за спиной пока ещё спокойную Грецию, присматривающуюся к новому царю, он весной 335 до н. э. двинулся походом на восставших иллирийцев и фракийцев. По современным подсчётам, в северный поход отправилось не более 15 000 солдат, и практически все они были македонянами[34]. Сперва Александр разбил фракийцев в битве у горы Эмон (Шипка): варвары установили на возвышенности лагерь из повозок и надеялись обратить македонян в бегство, пуская свои повозки под откос; Александр же приказал своим солдатам организованно избегать повозок. Во время битвы македонцы захватили многих женщин и детей, которых варвары оставили в лагере, и переправили их в Македонию[34].

Прикрепленные файлы: 1 файл

ИНИТ.docx

— 107.17 Кб (Скачать документ)

Тяжёлая пехота. Основная боевая единица легиона. Она состояла из граждан-легионеров, которые могли позволить себе приобрести снаряжение, куда входили бронзовый шлем, щит, доспехи и короткое копьё — дротик пилум (pilum). Излюбленное оружие — гладиус (короткий меч). Тяжёлая пехота подразделялась в соответствии с боевым опытом легионеров (до реформ Гая Мария, который отменил деление пехоты на классы и превратил легионы в профессиональную армию) на три линии боевого порядка:

Гастаты (hastatus) — наиболее молодые — 1 ряд

Принципы (princeps) — воины в расцвете сил (25-35 лет) — 2 ряд

Триарии (triarius) — ветераны — в последнем ряду; в бою их задействовали лишь в самых отчаянных и сложных ситуациях.

Каждая из трёх линий делилась на тактические подразделения-манипулы по 60-120 воинов, составлявших 2 центурии под командой старшего из двух центурионов (центуриона II ранга). Номинально центурия состояла из 100 воинов, но в действительности она могла насчитывать до 60 человек, особенно в манипулах триариев.

Офицеры легиона

Старшие офицеры

  • Легат легиона (Legatus Legionis): Командующий легионом. На этот пост император обычно назначал бывшеготрибуна на три—четыре года, но легат мог занимать свой пост и гораздо дольше. В провинциях, где был расквартирован легион, легат одновременно являлся и наместником. Там, где находилось несколько легионов, у каждого из них был свой легат, и все они находились под общим командованием у наместника провинции.

  • Трибун Латиклавий (Tribunus Laticlavius): Этого трибуна в легион назначал император или сенат. Обычно он был молод и обладал меньшим опытом, чем пятеро военных трибунов (Tribuni Angusticlavii — см. ниже), тем не менее должность его была второй по старшинству в легионе, сразу после легата. Название должности происходит от слова «laticlava», которое означает две широкие пурпурные полосы на тунике, положенной чиновникам сенаторского ранга.

  • Префект лагеря (Praefectus Castrorum): Третий по старшинству пост в легионе. Обычно его занимал получивший повышение выходец из солдат-ветеранов, ранее занимавший пост одного из центурионов.

  • Трибуны Ангустиклавии (Tribuni Angusticlavii): В каждом легионе имелось пять военных трибунов из сословия всадников. Чаще всего, это были профессиональные военные, которые занимали высокие административные посты в легионе, а во время боевых действий могли, при необходимости, командовать легионом. Им полагались туники с узкими пурпурными полосами (angusticlava), откуда и происходит название должности.

  • Примипил (Primus Pilus): Самый высокий по рангу центурион легиона, возглавлявший первую сдвоенную центурию. В I—II веках н. э. при увольнении с военной службы примипил зачислялся в сословие всадников и мог на гражданской службе достичь высокой всаднической должности. Название дословно означает «первая шеренга». Из-за сходства слов pilus (шеренга) и pilum (пилум, метательное копьё) термин иногда неправильно переводится как «центурион первого копья».

Средние офицеры

  • Центурион (Centurio — сотня): В каждом легионе имелось 59 центурионов, командиров центурий. Центурионы представляли собой основу и костяк профессиональной римской армии. Это были профессиональные воины, которые жили повседневной жизнью своих подчинённых-солдат, а в ходе боя командовали ими. Обычно этот пост получали солдаты-ветераны, однако центурионом можно было стать и по непосредственному указу императора или иного высокопоставленного чиновника. Когорты имели нумерацию с первой по десятую, а центурии внутри когорт — с первой по шестую (при этом в первой когорте было лишь пять центурий, но первая центурия была двойная) — таким образом, в легионе было 58 центурионов и примипил. Номер центурии, которой командовал каждый центурион, непосредственно отражал его положение в легионе, то есть самое высокое положение занимал центурион первой центурии первой когорты, а самое низкое — центурион шестой центурии десятой когорты. Пять центурионов первой когорты назывались «Primi Ordines». В каждой когорте центурион первой центурии именовался «Pilus Prior».

Младшие офицеры

  • Аквилифер (Aquilifer): Чрезвычайно важный и престижный пост (дословный перевод названия — «несущий орла». Потеря символа («орла») считалась ужасным бесчестьем, после которого легион расформировывался. Если орла удавалось отбить или вернуть иным способом, легион заново формировали с тем же именем и номером.

  • Сигнифер (Signifer): В каждой центурии был казначей, который отвечал за выплату жалования солдатам и сохранность их сбережений. Он же нёс боевой значок центурии (Signum) — древко копья, украшенное медальонами. Наверху древка находился символ, чаще всего орёл. Иногда — изображение открытой ладони.

  • Опцион (Optio): Помощник центуриона, заменял центуриона в бою в случае его ранения. Выбирался самим центурионом из своих солдат.

  • Тессерарий (Tesserarius): Помощник опция. В его обязанности входили организация караулов и передача паролей часовым.

  • Декан: командир 10 солдат, с которыми он жил в одной палатке.

  • Корницен (Cornicen): Легионные трубачи, игравшие на медном роге — корну. Находились рядом со знаменосцем, отдавая команды на сбор к боевому значку и передавая солдатам приказы командира сигналами горна.

  • Тубицен (Tubicen): Трубачи, игравшие на «тубе», представлявшую собой медную или бронзовую трубку. Тубицены, находящиеся при легате легиона, призывали воинов к атаке или трубили отступление.

  • Буцинаторы (Bucinator): Трубачи, играющие на буцине.

  • Имагинифер (Imaginifer): В бою нёс изображение императора (лат. imago), который служил постоянным напоминанием о верности войска главе Римской империи.

  • Вексиллярий (Vexillarius): В бою нёс штандарт (вексиллум) определённой пехотной или кавалерийской части римских войск.

 

 

Война Рима и Парфии 55-38 гг. до н.э. 
Ставшая сильной в военном отношении Парфия повела успешную войну против Римской республики за обладание Сирией, Арменией и Месопотамией. Римско-парфянская война была связана с именем консула Марка Лициния Красса, сирийского наместника, вознамерившегося добыть на Востоке полководческие лавры. К тому же он был известен еще и необузданной алчностью. Прибыв в 55 году в Сирию, Красс застал там в полном разгаре войну против Парфянского царства, армия которого вторглась в Армению, находившуюся под римским покровительством. Собрав значительные силы, наместник Сирии выступил в поход против Парфии, явно рассчитывая на верную и блестящую победу.

 
Римская армия захватила ряд крепостных городов в Месопотамии, и консул Красс на первый раз удовлетворился этими победами. Оставив в завоеванных городах сильные гарнизоны, он возвратился в Сирию, где распустил войска на зимние квартиры. Многие современники считали, что это было роковой ошибкой в начавшейся войне Рима с Парфией. В 54 году сирийский наместник вновь вторгся в Месопотамию, нацеливаясь на парфянскую столицу Ктесифон, стоявшую на берегах реки Тигр. Полководец Красс располагал достаточно сильной армией численностью почти в 40 тысяч человек, которая состояла из 7 легионов, 4 тысяч конницы и 4 тысяч легковооруженных воинов. С этими силами он перешел Евфрат. Многие военачальники предлагали Крассу идти по густонаселенным землям, где можно было добыть и продовольствие, и фураж для лошадей. Царь Армении Артабаз, союзник Рима, предложил сирийскому наместнику идти через армянскую территорию, обещая снабдить легионеров всем необходимым и выставить дополнительно к приведенным 6 тысячам конных воинов еще 10 тысяч конницы и 3 тысячи пехоты.

 
Но Марк Лициний Красс решил идти походом на Парфию кратчайшим путем. Причин для такого решения было две. Во-первых, он опасался, что римские гарнизоны, оставленные в захваченных месопотамских городах, не выдержат долгой осады парфянами. Во-вторых, предводитель одного из арабских племен— Абгар пообещал ему богатую добычу, если они неожиданно обрушатся на неприятеля из пустыни. Переправившись через Евфрат, римская армия пошла вперед по пустынной, песчаной местности. Парфянская конница под командованием полководца Сурены постоянно отступала перед римлянами, долго не желая принимать сражения. К тому же вождь Абгар со своими воинами перекинулся в станпротивника, сообщив Сурене немало ценного о состоянии армии Красса.

Пока римские легионы все дальше и дальше заманивались в пустынную область, парфянский царь Ород (Гирод) II с частью своего конного войска вторгся на территорию римского союзника Армении. Ее царь Артабаз спешно покинул ряды армии сирийского наместника, чтобы защитить собственные владения от набега парфян. Полководец Сурена мог отступать перед римлянами по пустыне без особых забот. Он имел обоз из тысячи верблюдов, которые несли на себе продовольствие для его войска, состоявшего из тысячи окольчуженных конников и 10 тысяч конных лучников. Возможно, что легкой конницы у Сурены было намного больше, поскольку он должен был иметь под своим командованием немало отрядов подвластных и союзных Парфии племен, которые с удовольствием поднимались на войны, обещавшие им немалую военную добычу.

 
Противника римляне увидели перед собой только тогда, когда подошли к дальним подступам к столице Парфии. Но к тому времени легионеры были основательно измотаны походом через пустыню. По сообщению Плутарха, парфянская конница численно заметно уступала армии Красса. Но скорее всего, это было не так. Увидев перед собой вражескую конницу, Красс выстроил свои легионы для сражения на берегу реки Балисс у местечка Карры. При этом сирийский наместник отнесся крайне пренебрежительно к противнику, не дал отдохнуть своим уставшим воинам. Сам он возглавил центр боевой позиции, а начальство над флангами поручил квестору Гаю Кассию Лонгину и своему сыну Публию Крассу, который был прислан Цезарем из Галлии с тысячей кельтских конных воинов.

 
Сражение у Карр началось с атаки тяжеловооруженной парфянской конницы. Однако ей не удалось прорвать строй римских легионеров, и тогда она отошла, уступив место конным лучникам. Они стали осыпать противника тысячами стрел из дальнобойных луков, сами оставаясь вне дальности стрельбы вражеских лучников и пращников. Плутарх ничего не сообщает о том, были ли у парфян пешие воины. Но, вероятно, пешие лучники у полководца Сурены имелись. Расстреляв стрелы из колчанов, парфянские лучники быстро отходили к верблюдам обоза и там наполняли опустевшие колчаны новыми стрелами. Видя, что первые ряды легионеров несут от стрел большие потери убитыми и особенно ранеными, Красс-старший потерял всякое терпение и решил контратаковать парфянскую конницу. Такую задачу он поставил своему сыну Публию.

 

 

Тот пошел вперед во главе шести тысяч воинов: восьми когорт легионеров, 1300 всадников и 500 лучников. Парфяне умело заманили контратакующий отряд в засаду и уничтожили его до последнего человека, если не считать около пяти сотен римлян, попавших в плен. Публий Красс, видя неизбежную гибель, приказал рабу заколоть себя. Его примеру последовало еще несколько римских военачальников. Марк Красс решил с наступлением темноты отступить к Каррам (там размещался римский гарнизон), оставив на поле боя раненых и убитых. Римляне оставили в походном лагере на речном берегу 4 тысячи раненых, которые не могли самостоятельно идти. Парфяне, захватив римский стан, перебили всех оставшихся там людей. После этого Сурена повел преследование отступавшей вражеской армии.

 
Подойдя к Каррам, парфянский полководец вступил в переговоры с Крассом. Он обещал ему дать возможность беспрепятственно покинуть пределы Месопотамии при условии, если Рим со своей стороны прекратит войну против Парфии. Красс отверг это предложение, и ночью в сомкнутых колоннах его армия оставила Карры, начав отступление по равнине к спасительным горам. Утомленная сражением парфянская конница начала преследование отступавшей армии Красса, но все ее наскоки легионеры успешно отражали. Тогда вероломный Сурена вновь завел переговоры с Крассом, предварительно усыпив его бдительность тем, что отпустил часть пленников из отряда его сына. Сурена предложил противнику перемирие, и сирийский наместник в сопровождении легата Октавия и еще нескольких сопровождающих лиц прибыл на место встречи. Когда Сурена начал переговоры с Крассом, парфяне окружили их и убили.

 
После предательского убийства римского полководца его армия обратилась в беспорядочное бегство и стала легкой добычей для парфянской конницы. Историки Древнего Рима полагали, что легионы Марка Лициния Красса самые большие потери понесли от нападений вражеских конных лучников. Из похода возвратилось в Сирию не более 5 тысяч человек, еще 10 тысяч воинов Рима стали пленными, обращенными в рабство. По другим сведениям, до Сирии добрались 14 тысяч легионеров под командованием квестора Гая Кассия Лонгина. Это были остатки армии Красса и римских гарнизонов в городах Месопотамии. Во всяком случае, за все время похода в Парфию римская армия Марка Лициния Красса потеряла не менее 20 тысяч человек. Из ее остатков удалось сформировать только два полноценных легиона.

 
Историки оценили действия парфянского полководца Сурены так. Он предпочел уничтожение всей римской армии любому выгодному для Парфии соглашению с Римом в лице сирийского наместника Красса. Отрубленная голова Красса в виде почетного трофея Суреной была послана царю Ороду. Парфянский правитель как раз в это время праздновал свадьбу своего сына с сестрой армянского царя. Греческие актеры исполняли перед гостями спектакль «Вакханки» Еврипида. Один из них и показал с торжеством собравшимся при их восторженных возгласах «дорогую добычу». Сражение при Каррах имело большой политический резонанс. Парфия получила под свое управление Месопотамию и Армению. Авторитет римской военной мощи в Передней Азии оказался сильно подорван. Едва ли не впервые в большом сражении дисциплинированные, хорошо обученные и вооруженные римские легионы оказались разгромленными войском конных лучников.

Информация о работе Походы Александра Македонского