Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 15:08, курсовая работа
На пороге Нового времени широкомасштабные перемены коснулись и морского развития Европы. В ряду преобразований, проходивших в Европе, стоял феномен, который был связан с ее продвижением в море и получивший название «морской революции»¹. Главным стимулом процесса освоения морского пространства стало стремление европейских государств объединить в своих руках рычаги контроля над ними. Располагая технологическими возможностями для осуществления океанских плаваний и регулируя правовые вопросы владения морем, военно-морские державы, складывавшиеся тогда в Европе, модернизируют систему государственного строительства: флот превращается в мощное орудие продвижения государственных интересов, преодолевающее масштабы континентальных границ.
Введение ……………………………………………………………. 3
Глава 1. Краткая история пиратства. Понятия «пират», «корсар», «флибустьер» ………………………………………………………………………...5
Глава 2. Один день из жизни пирата
2.1. Пиратами не рождаются ……………………………………… 9
2.2. Верный спутник – корабль …………………………………… 13
2.3. Внешний вид ………………………………………………….. 18
2.4. Питание ……………………………………….......................... 23
2.5. Отношения в команде ………………………………………… 26
2.6. Место обитания …………………………………………………28
Глава 3. Правовая сторона
3.1. Устав на пиратском судне ……………………………………... 37
3.2. Борьба с пиратством на государственном уровне ………….. .. 43
Заключение ……………………………………………………………45
Список используемой литературы………………………………….. 46
_________
26. Пираты Новой Испании (1575-1742) Герхард Петер – М.: Центрполиграф,
2004. С. 2
27. Пираты Америки. Эксквемелин А. – М.: Мысль, 1968.С. 8
Галеоны, следующие в направлении Манилы, везли огромное количество наличных денег, в основном серебряных монет, и из Акапулько выходили прямо в океан. Еще одним соблазнительным, с точки зрения пиратов, трофеем были суда, перевозившие перуанское серебро в Панаму, но они были относительно хорошо защищены. Иногда перуанское серебро перевозилось и в Центральную Америку или Мексику. И, наконец, в этих водах промышляло довольно большое количество ловцов жемчуга, и, если удача улыбалась пиратам, они могли захватить и ценный жемчужный улов.
Позднее с целью раз и навсегда покончить
с пиратством в Карибском море под командой
вице-короля Новой Испании была создана армада «de Barlovento».
Эти военные корабли не только сопровождали
груженые галеоны, но и преследовали, а
при случае и захватывали пиратов, после
чего их либо казнили, либо передавали
инквизиции. Но чаще всего они заканчивали
жизнь в рабстве.
Однако в Карибском море с его многочисленной
островной территорией, большая часть
которой находилась в руках англичан,
французов и голландцев, было достаточное
количество безопасных гаваней, где пираты
могли избежать преследования и свободно
тратить награбленные деньги, а также
беспрепятственно пополнять провиантом
свои суда для последующих набегов.
На плодородном острове Тортуга нашли приют буканьеры, охотившиеся на Эспаньоле. Появление прямо на маршруте испанских флотов вольного сообщества буканьеров и флибустьеров всерьез обеспокоило королевскую администрацию. Гнездо разбоя, образовавшееся на Тортуге, превращалось в серьезнейшее препятствие для доставки американского золота и серебра в Испанию и таило в себе постоянную угрозу для владений короля на Кубе, Пуэрто–Рико, в Южной и Центральной Америке. Пираты с Тортуги располагали широкой сетью тайных прибежищ, разбросанных на мелких островах по всей акватории Карибского моря, - от пустынных заливов южного побережья Кубы, до лабиринтов Багамских и Наветренных островов. Там организовывали засады, подстерегавшие торговые корабли, оттуда отправлялись на поиски сбившихся с курса испанских судов с сокровищами Америки. Тортуга имела и собственную продовольственную базу, располагавшуюся на соседней с островом «Большой земле», Эспаньоле. Испанцы неоднократно предпринимали попытки избавиться от непрошенных соседей и проводили карательные экспедиции на Тортуге и Эспаньоле. Однако никакие меры не могли согнать пиратов с насиженных мест.
В 1631 г. Тортугу взял под свое крыло английский капитан Хилтон. Решив основать на острове поселение, он принимал головорезов всех мастей. До своей кончины, Хилтон успел создать специфическую репутацию острову. Тортуга быстро стала известна как самое опасное место в Вест – Индии, своего рода маяк для самого отъявленного сброда.
В январе 1635 г. испанцы решили покончить с бандитским поселком и отправили на остров карательную экспедицию. Они разрушили поселок, казнили мужчин и увезли на своих кораблях женщин и детей. Спустя три года поход повторился, но даже это не помогло. Остров уже входил в круг интересов Англии. Но расцвет этого острова оказался очень коротким – прошло тридцать с небольшим лет, и название «Торгтуга» фактически исчезло со страниц истории. На примере Тортуги можно судить о процессе превращения независимого острова во владения государства.
Центром британского влияния поначалу был Барбадос, где в 1625 г. возникли первые английские поселения. Постепенно он сдвигается на Ямайку, захваченной у испанцев в 1655 г. и превращается в главную военно-морскую базу Англии, являющуюся одновременно и центром пиратства.
Французское же королевство руками корсаров потеснило испанцев с Эспаньолы, отвоевав себе западную часть острова, соединенную в единую административную область с Тортугой.28
__________________
28.Пираты Новой Испании (1575-1742) Герхард Петер – М.: Центрполиграф,
2004. С. 2
Даже в разгар Религиозных войн вторжение французских корсаров в Карибское море не прекращалось. Антильские острова и Карибское море входили в сферу испанского влияния, и нарушение монопольных прав Испанской короны было чревато серьезными международными осложнениями. Для европейских стран такие плавания были очень затратны, поэтому они прибегали к поощрению своих «вольных добытчиков».
Корсарскую тактику подготовки тайных стоянок на уединенных островках или редко посещаемых заброшенных бухтах унаследовали и пираты XVII-XVIII вв. Например, остров Авес (граница Испанского Мейна к востоку от островов Кюрасао и Бонайре)29. С севера этот остров представлял собой безжизненную пустыню, на юге его брали в кольцо коралловые рифы. Напарываясь на них, тонули десятки кораблей. Добычу с потонувших суден собирали искатели легкой наживы. Западные берега острова слыли безопасными среди пиратов и вполне подходили для укромных стоянок. Приходя на Авес или другой островок с такими же «достоинствами», пираты первым делом вытаскивали на берег пушки, возводили на самой высокой точке насыпной бруствер, устанавливали на нем свои орудия и ставили под прицел вход в бухту. Затем они строили дом или ставили палатки из парусов, заносили внутрь всю провизию и имущество, после чего могли в относительном спокойствие конопатить корабль, охотиться, запасаться пресной водой.30 В этом безлюдии «береговое братство» могло спокойно, вдали от противников, разделить добычу, провести совет и голосование, объявить сбор для похода. Сведения о таких стоянках передавались изустно, и как пройти туда, знали только опытные моряки.
________________
29. Пираты Америки. Эксквемелин А. – М.: Мысль, 1968.С. 18
30. Копелев Д.Н. Раздел Океана в XVI-XVIIIвв.: Истоки и эволюция пиратства. СПб.: Крига,2013.С. 245
Одним из излюбленных пиратских оазисов был Коровий остров. На нем жили французские охотники, снабжавшие пиратов мясом.
Бухты часто напоминали муравейники. Люди заполняли и сушу, и прибрежные воды, все были заняты делом. Почти в каждом судне было что ремонтировать. Даже таким мирным мог быть пиратский быт. Картины ежедневной суеты сосуществовали с беспробудным загулом в тавернах. Все это на фоне бесконечных блужданий по морю, суточных вахт и перманентного ремонта, приходящих в негодность и дающих течь, кораблей.
Любой план действий обсуждали на совете, и обязательно кто-нибудь из «братьев», уже бывавший в тех краях или знававший занесенного туда ранее «товарища», припоминал ценную информацию. Бывалый моряк всегда мог дать дельный совет, а отправленная на разведку группа приносила нужные сведения о расположении порта, секретах лоции или находила на берегу союзников: индейцев, негров или таких же головорезов, готовых принять участие в нападении. Любая пиратская операция непременно предлагала своего рода подготовительный этап, а значит – временный резерв и основную или прибрежную базу. Часто такой базой являлись Галапогосские острова – заброшенные в океане, эти места не могли не привлечь пиратов. Сохранились воспоминания ходившего моряка в этих водах и отлично знавший Галапогоссы. Вот как он передает свои ощущения: «Никакое иное место на земле не могло бы в те дни служить столько верным укрытие, столь недоступным тайником. Здесь, посреди огромного безмолвного океана, чей негостеприимный вид отпугивал случайного морехода, однако же всего в нескольких днях пути от богатых земель, где флибустьеры искали свою поживу, они обретали тот покой, которого сами беспощадно лишали гавани в этой части земного шара. Сюда устремлялись эти разбойники былых времен, выдержав жестокий шторм, либо потрепанные в схватке с жаждущим мести врагом, либо удирая на всех парусах со своей золотой добычей, и здесь отсиживались, уже ничего не опасаясь. Но был этот остров не только надежным пристанищем и местом отдохновения – он и в других отношениях был весьма полезен.
Остров Баррингтон (один из Галапогосских островов) как нельзя лучше приспособлен для ремонта, кренгования, пополнения припасов и прочих моряцких надобностей. Мало того, что там есть хорошая вода и удобные стоянки, защищенные от всех ветров стеной Альбермарля, - из этой группы островов он наименее бесплоден. Он изобилует черепахами, годными в пищу, деревьями, годными на дрова, и высокой травой, годной для постелей».31
На островах также спасались от эпидемий чумы и других заразных болезней.
Самым крупным был остров Мас-а-Тьерра.32 Гористая местность этого острова, была прекрасным пристанищем для разбойников. Пресноводные ручьи, обилие овощей и злаков (маис, пшеница, горох, картофель), вкусное мясо морских львов и отличная козлятина – удобств было достаточно. Для «пристанища» годились только две гавани, расположенные на восточном берегу острова.
Стоянки на Мас-а–Тьерре послужили многим пиратам. Немало на острове было связано со знаменитым Бартоломью Шарпом, не раз приходившим сюда и даже предлагавшим британскому правительству заселить острова Хуан – Фернадес, превратив их в центр английского влияния на Тихом океане, который при необходимости можно было бы использовать как военную базу.33
________________
31. Копелев Д.Н. Раздел Океана в XVI-XVIIIвв.: Истоки и эволюция пиратства. СПб.: Крига,2013. С. 265
32. Пираты Новой Испании (1575-1742) Герхард Петер – М.: Центрполиграф,
2004. С. 5
33. История морского пиратства. Я. Маховский - М.: Наука, 1970. С. 2
Великолепным стратегическим плацдармом для атак на испанцев были и невысокие лесистые Жемчужные острова, расположенные в Панамском заливе прямо на пути флота, доставлявшего ценности из Лимы в Панаму. Буканьеры, приходившие в Тихий океан из Карибского моря, облюбовали эти клочки суши, считавшиеся богатейшим местом и превращенные ими в идеальное укрытие для засады. Нередко на побережьях Жемчужных островов собирались сразу несколько пиратских группировок, ожидавших возможности «сорвать банк». Они подтягивались, как правило, используя путь через Дарьенский перешеек, так называемую «пиратскую тропу».34
Пираты не были первооткрывателями продвижения с опорой на острова. И ранее «уцепившись» за один остров, моряки переходили к близлежащей земле, и так далее, пока не прибывали в порт назначения. Похожую систему воспроизвели испанцы в Тихом океане. На протяжении долгого времени их торговые корабли при переходах вдоль южноамериканского побережья, от Чили до Панамы, испытывали немалые навигационные трудности.
_________________
34. Пиратство, разбой и терроризм на море В.Л.Григорян, В.И.Дмитриев - М.:
ИКЦ "Академкнига", 2004. С. 7
Большую часть года в этих широтах господствовали южные ветры, и суеверный страх попасть в область безжалостного пассата и быть вынесенным в необъятные океанские просторы заставлял моряков держаться ближе к береговой линии, там, на стоянках многочисленных островов их поджидали пиратские засады. Разбойники действовали со своих прибрежных баз и наносили точечные удары по каботажному мореплаванию и портам.
Новыми дорогами в океане незамедлительно начинали пользоваться пришедшие из Вест – Индии флибустьеры, осевшие на далеких необитаемых островах.
Поражает, с какой быстротой пираты «обжили» незнакомые им тихоокеанские острова. Все вышеперечисленные оккупированные ими пункты в середине XVII в. были мало известны мореходам.35 Располагались они на далекой периферии известного европейского мира, в глубоких тылах испанской империи. Разбойники же уже вели себя в чужих морях как хозяева, они были прекрасно осведомлены об испанских торговых маршрутах, все побережье лежало перед ними словно на ладони, тайные стоянки разбойников буквально усыпали все пространство тихоокеанского побережья. Они поочередно наносили удары то с востока, из глубины Вест- Индии, то с запада, из океанского массива, пускались в сухопутные рейды по Новой Испании, терзая испанские поселения со всех сторон.
__________
35 Пираты Новой Испании (1575-1742) Герхард Петер – М.: Центрполиграф, 2004.С. 3
Глава 3.
3.1. Устав на пиратском судне
«Каждый член экипажа имеет право на участие в голосовании по насущным вопросам; он обладает одинаковым правом на получение свежей провизии и спиртных напитков, как только они будут захвачены; он может использовать их по собственному желанию, за исключением тех случаев, когда для всеобщего блага станет необходимостью ограничение в их употреблении». – Первая статья правил Робертса.36
Вот мы и подошли в заключительной главе, в которой хотелось бы поговорить о законодательстве на пиратских суднах и законах, которые всячески старались пресечь распространение пиратства.
Вступление в ряды пиратского братства сопровождалось принесением клятвы на Библии, принятием устава и др. Пиратские уставы, отличаясь в деталях, всегда четко определяли долю каждого в общей добыче. Но были и схожие статьи, касающиеся денежных выплат. Иногда платили не только деньгами или награбленными сокровищами, но и живыми людьми, которых пираты в дальнейшем продавали на рынках как рабочую силу.
Приведем примеры таких выплат, найденные в источниках.
______________
36. Знаменитых морских разбойников XVIIIв./ Капитан Чарльз Джонсон; - М.:Эксмо,2009.С. 321
За полученные в бою увечья пирату полагалась компенсация, тем большая, чем тяжелее понесен ущерб: потерявшему правую руку – шестьсот реалов или шесть рабов, левую — пятьсот реалов или пять рабов, столько же стоила потеря правой ноги, потеря левой – четыреста реалов или четыре раба. Парализованную руку приравнивали к потерянной. За потерянный глаз или палец причиталось сто реалов, за огнестрельную рану на теле — пятьсот. После выдачи всех расходов оставшуюся сумму делили на равные доли.37