Петр Первый: биография

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:28, контрольная работа

Краткое описание

Петр Алексеевич Романов родился в ночь на 30 мая 1672 года. Точное место рождения Петра неизвестно; некоторые историки указывали местом рождения Теремной дворец Кремля, а согласно народным сказаниям Пётр родился в селе Коломенское, указывалось также и Измайлово.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольная работа по истории.doc

— 709.50 Кб (Скачать документ)

                                            

1. Введение. Детство Петра Первого


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Царевичи  Федор и Иван не отличались  физической крепостью и не  подавали надежды на долголетие, а младший царевич Петр цвел  здоровьем, поэтому, несмотря  на то, что он был самым младшим из братьев, именно ему было суждено стать царём. На это и надеялись Нарышкины, и этого очень боялись Милославские. Лишь страх перед царём Алексеем сдерживал проявления семейной вражды.

 Побыв год  с царицей, маленький Петя был отдан на воспитание нянькам. На 4-м году жизни Петра, в 1676 году, умер царь Алексей Михайлович. Опекуном царевича стал его сводный брат, крёстный отец и новый царь Фёдор Алексеевич. Он держал Петра при себе в большом московском дворце и заботился о его обучении, которое шло довольно медленно. По старорусскому обычаю его начали учить с пяти лет. Если Федора и Софью Милославских воспитывал высокообразованный иеромонах Симеон Полоцкий, то  учителем по русской словесности и закону Божьему к Петру был назначен по требованию царя Федора Алексеевича не очень грамотный, но терпеливый и ласковый подьячий Большого Прихода Никита Моисеевич Зотов, который не только не стремился подавлять природное остроумие и непоседливость царственного отпрыска, но сумел стать другом Петра. Зотову вменялось в первую очередь воспитывать у Петра царственную величавость и статность, но дядька даже не пытался принуждать шустрого ребенка к многочасовому восседанию на стуле с прямой спинкой, чтобы выработать привычку к трону. Он позволял царевичу вволю бегать по окрестностям села Преображенского, играть и даже драться с дворянскими и стрелецкими детьми. Когда Петр уставал от беготни, Никита Моисеевич усаживался рядом и, неторопливо рассказывая о случаях из собственной жизни, вырезал деревянные игрушки. Царевич внимательно смотрел на ловкие руки дядьки и сам начинал прилежно обтачивать заготовку ножом. Никакими особыми навыками народного умельца Зотов не обладал, Петру предстояло изучить грамматику, пиитику, риторику, диалектику и философию, латинскую и греческую грамоту и, вероятно, польский язык. Но перед началом этого обучения царь Федор умер,  и началась смута 1682 года. Из-за этого Петр остался без систематического образования. До конца жизни он игнорировал грамматику и орфографию.

  Как и у всех, характер Петра I закладывался в детстве: бойкость, восприимчивость, живость и склонность к забавам, носившим военный характер, были присущи ему.  Любимыми игрушками были потешные знамена, топоры, пистолеты и барабаны, привозимые из заграницы.

Так Петр и рос - сильным и выносливым мальчиком, не боявшимся никакой физической работы. Дворцовые интриги выработали у него скрытность и умение скрывать свои истинные чувства и намерения.

 

 

 

 

  1. Венчание на царство. Стрелецкий бунт и приход к власти Софьи. Потешные полки

 

27 апреля 1682 года после  6 лет правления умирает Царь  Федор Алексеевич, не оставив  наследников престола. По общему  мнению, наследовать престол должен был его брат Иван. Но 15-летний Иван был очень болезненным и малоумным и, конечно, не мог принять власти. Заручившись поддержкой патриарха Иоакима, Нарышкины и их сторонники 27 апреля 1682 года возвели на престол 17-летнего Петра. Иностранные дипломаты единодушно отметили, что он производит приятное впечатление и речью, и образованностью, и осанкой. Фактически к власти с приходом Петра пришёл клан Нарышкиных и вызванный из ссылки Артамон Матвеев.

                                                                                                                   

  Милославские, родственники царевича Ивана и царевны Софьи по их матери, усмотрели в провозглашении Петра царём ущемление прав на престол царевича Ивана.

  Стрельцы, которых в Москве было более 20 тысяч, уже давно проявляли недовольство и своенравие; и, видимо, подстрекаемые Милославскими, 15 мая 1682 года выступили открыто: с криками, что Нарышкины задушили царевича Ивана, двинулись к Кремлю. Наталья Кирилловна, надеясь успокоить бунтовщиков, вместе с патриархом и боярами вывела Петра с братом на Красное крыльцо. Однако восстание не закончилось. Были убиты бояре Артамон Матвеев и Михаил Долгорукий, потом и другие сторонники царицы Натальи, в том числе два её брата Нарышкины.

  Петр, бывший очевидцем кровавых сцен стрелецкого мятежа, вызвал удивление твёрдостью, какую сохранил при этом: стоя на Красном крыльце, он не изменился в лице, когда стрельцы подхватывали на копья Матвеева и его сторонников. Но майские ужасы неизгладимо врезались в память Петра: вероятно, отсюда берут начало и известная нервность, и его ненависть к стрельцам. Этот эпизод стал самым страшным впечатлением детства Петра, который оказал существенное влияние на формирование его характера.

 26 мая выборные от стрелецких полков явились во дворец и потребовали, чтобы старший Иван признавался первым царём, а младший Пётр — вторым. Опасаясь повторения погрома, бояре согласились, и патриарх Иоаким тотчас же совершил в Успенском соборе торжественный молебен о здравии двух наречённых царей. 29 мая по новому требованию стрельцов, за молодостью царей правление было вручено царевне Софье. Царица Наталья Кирилловна должна была вместе с сыном, Петром, удалиться от двора в подмосковный дворец в селе Преображенском.  

    Сломить основную опору  Софьи - стрельцов можно было, только противопоставив им военную силу, способную одолеть их. Рано научившийся скрывать свои чувства Петр решил сыграть роль безобидного ребенка, на уме у которого только детские забавы. Зная, что Софья просматривает все письма и распоряжения, исходившие из Преображенского, он затеял играть в войну. Никем не руководимый, Петр начал здесь продолжительную игру, которую сам себе устроил, и которая стала  для него школой самообразования. Сам замысел принадлежал молодому царю. Из спальников, дворовых конюхов, а потом сокольников и кречетников Петр образовал две потешные роты, которые вскоре пополнились охотниками из дворян и других чинов и составили два батальона. Он придумал простую и удобную темно-зеленую форму с цветными галунами для солдат разных полков и даже впервые в истории ввел в практику обмундирования погоны. Они делались из меди и пришивались на левое плечо, чтобы защитить его от удара тяжелым палашом, и украшались серебряным или золотым витым шнуром соответственно воинскому званию. Это стало модой всех европейских офицеров XVIII, первыми погоны заимствовали поляки. С этими потешными Петр поднял в Преображенском неугомонную возню, построил потешный двор, потешную съезжую избу для управления командой, потешную конюшню, забрал из  Конюшенного приказа упряжь под свою артиллерию. Словом, игра обратилась в целое учреждение с особым штатом, бюджетом, с потешной казной.

   По соседству с Преображенским находилась Немецкая слобода, населенная в основном военным людом. Из них Петр стал брать в свою армию офицеров. В начале 1690-х гг когда потешные батальоны развернулись уже в два регулярных полка, поселенных в селах Преображенском и Семеновском, полковники, майоры, капитаны были почти все иноземцы и только сержанты - русские. Близкое знакомство с немцами и страсть к иноземным диковинкам привела Петра к вторичной выучке, незнакомой прежним царевичам. Князь Долгоруков привел к царю голландца Тиммермана. Под его руководством Петр гораздо с охотою принялся учиться арифметике, геометрии, артиллерии и фортификации, овладел астролябией, изучил строение крепостей, научился вычислению траектории полета пушечного ядра. С этим же Тиммерманом, осматривая в селе Измайлове амбары деда Никиты Ивановича Романова, Петр нашел завалявшийся английский бот. По его настоянию другой голландец Христиан Брант починил бот, приделал мачту и паруса и в присутствии Петра лавировал на реке Яузе. Петр дивился такому искусству и сам несколько раз вместе с Брантом повторял опыт. Из-за тесноты берегов упражнения перенесли в Просяной пруд в селе Измайлово, но и там плаванье оказалось затруднительно. Тогда Петр узнал, что озеро под Переславлем подходит для его целей. Петр отпросился у матери на богомолье к Троице, съездил в Переславль и осмотрел озеро, которое ему очень понравилось.   

 По возвращении в Москву он упросил мать отпустить его снова на Переславль, чтобы там заводить суда. Царица не могла отказать горячо любимому сыну, хотя сильно была против таких затей из боязни за его жизнь. Петр, вместе с Брантом, заложил верфь при устье реки Трубеж, впадающей в Переславское озеро, и так положил начало своему кораблестроению. Софья и ее сторонники старались представить эти потехи молодого царя дурачествами.

 Вследствие  неблагоприятных условий детства  Петр остался без правильного  образования и вместо богословско-схоластических  познаний приобрёл военно-технические. Молодой государь представлял собой необыкновенный для московского общества культурный тип. У него не было любви к старым обычаям и порядкам придворной московской жизни, зато образовывались близкие отношения с “немцами”. Петр не любил правительство Софьи, боялся Милославских и стрельцов, которых считал опорой и друзьями Софьи. Участие Петра в государственных делах, во время регентства Софьи, ограничивалось присутствием на торжественных церемониях. Петр весь ушёл в свои забавы. Московские люди считали его несерьёзным и пустым человеком.

 Сама мать Наталья Кирилловна думала остепенить сына женитьбою, она нашла ему невесту, молодую и красивую девушку Евдокию Лопухину. Свадьба состоялась 27 января 1689 г. Петр женился лишь из угождения к матери.

 Однако менее чем через месяц Пётр покинул жену и уехал на Плещеево озеро. От этого брака Пётр имел двух сыновей: старший, Алексей, был наследником трона до 1718 года, младший, Александр, умер в младенчестве.

 

 

  1. Свержение царевны Софьи. Правление царицы Натальи.

 

Так подошло совершеннолетие Петра (30 мая 1689 года), когда мать и родные заставили его начать борьбу с Софьей за власть. Главным желанием Софьи было стать постоянной “самодержицей”. Для этого она старалась действовать через стрельцов. Она надеялась, что стрельцы подадут челобитье - не оставлять правления, венчаться царским венцом и стать самодержицей. Однако заговор открылся, и летом 1689 года начались открытые ссоры между царём Петром и царицей Натальей с Софьей, которые переросли в открытую вражду.

  В ночь  с 7 на 8 августа  Петра разбудили перебежчики из Кремля, которые предупредили, что царевна Софья собрала войска, чтобы напасть и убить его в Преображенском.                                                                           

 Петр бросился в конюшню, и поскакал в лес. Он помчался в Троицу к архимандриту, просил его о защите. Архимандрит кое-как успокоил его. Петр с тех пор страдал постоянным нервным недугом: у него появились подёргивания щеки, непроизвольные движения головы и некоторая неправильность походки.                                                   

 В тот же день в Троицу подоспели Борис Голицын, Бутурлин и другие начальники Преображенского лагеря. Подошли Семеновский, Преображенский и стрелецкий Сухаревский полки. Между Москвой и Троицей завязались переговоры, продолжавшиеся более месяца.

 Большая  часть войск повиновалось законному  царю, и царевне Софье пришлось  признать поражение. Она сама  отправилась в Троицкий монастырь,  но в селе Воздвиженское её  встретили посланники Петра с  приказом вернуться в Москву. Вскоре Софья была заключена в Новодевичий монастырь под строгий присмотр.

  Старший брат, царь Иван, встретил Петра в Успенском соборе и фактически отдал ему всю власть. С 1689 года он не принимал участия в правлении, хотя до самой смерти 29 января (8 февраля) 1696 года продолжал быть соцарём.

 Правление  царицы Натальи представлялось  современникам эпохой реакции  против реформаторских стремлений  Софьи. Петр воспользовался переменой  своего положения только для  того, чтобы расширить до грандиозных размеров свои увеселения. Так, манёвры новых полков закончились в 1694 году Кожуховскими походами, в которых “царь Федор Плешбурской” (Ромодановский) разбил “царя Ивана Семёновского” (Бутурлина), оставив на поле потешной битвы 24 настоящих убитых и 50 раненых. Расширение морских забав побудило Петра дважды совершить путешествие на Белое море, причём он подвергался серьёзной опасности во время поездки на Соловецкие острова.

 В 1694 году  умерла мать Петра. Хотя Пётр  теперь сам понуждён был вступить  в управление, он поручал все государственные дела своим министрам. Ему было трудно отказаться от той свободы, к которой его приучили годы невольного удаления от управления государством.

 

  1. Азовские походы. 1695—1696 годы

 

 Наконец  в 1695 г. усилия царя обратились действительно к важному предприятию: был объявлен поход на турецкую крепость в устье Дона - город Азов. Русских войск было всего 31 тысяча человек, и командовали ими три генерала - Лефорт, Головин и Гордон. Взять Азов было нелегко, хотя в нем тогда кроме жителей было не более 8000 неприятельского гарнизона, но город был обведен крепким валом и рвом, а также двумя каменными стенами.

 Петр, в звании  бомбардира, сам заряжал пушки  и стрелял из них бомбами. 5 августа предприняли генеральный  штурм крепости, но турки отбили его. В сентябре русские приготовились к новому штурму, а между тем начали вести подкопы, но делали это так неискусно, что, когда последовал взрыв, то побито было много своих. Возобновлены были опять попытки к штурму, которые окончились так же безрезультатно.

 Наконец, 27 сентября  решено было оставить осаду.  Первая неудача не повергла  Петра в уныние, а напротив, только  усилила в нем желание во  что бы то ни стало овладеть  Азовом и проложить себе путь  к Черному морю. Прежде всего  он видел, что необходимо построить на Дону гребной флот, во-первых, для удобного перевоза войска, во-вторых, для действий против турок с моря. Для устройства верфи Петр выбрал Воронеж. Зимою он отправился туда сам и в течение нескольких месяцев занимался постройкой судов. К весне было окончено 23 галеры, 2 корабля, 4 брандер и 1300 струг. Это было достигнуто, несмотря на большие затруднения: работники бегали от работы, жестокая зимняя стужа мешала работам, происходили пожары. Распоряжаясь всей постройкой, царь то и дело сам брался за топор. С первых чисел апреля 1696 г. начали спускать суда на воду, а тем временем подходили собиравшиеся в Воронеж войска. 3 мая караван судов двинулся с войском по Дону. По совету Гордона, около города был насыпан высокий земляной вал. Азов был осажден со всех сторон, а русская флотилия не давала возможности турецкому флоту помогать осажденным. 17 июля малороссийские и донские казаки пошли на штурм, но не смогли взять города. Однако турки, опасаясь возобновления штурма, на другой же день сдались - с условием выйти из города с ручным оружием и со своими семействами. Таким образом, весь Дон до самого устья перешел под контроль России.

Информация о работе Петр Первый: биография