Первые города Сибири

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 14:12, реферат

Краткое описание

Русское освоение за Урал началось в глубокой древности, но происходило весьма медленно. Начиная с середины XVI в., наступление на Восток принимает все более энергичный характер под влиянием ряда экономических, исторических и политических обстоятельств. Создание торгового порта в Архангельске(1585 г.), а также облегчение доступа к рынкам Средней Азии в результате завоевания Казани(1552 г.) и присоединения Астрахани(1556 г.)- все это способствовало значительному повышению спроса на пушнину, которая была в то время основным экспортным товаром. С другой стороны, быстрое истребление зверя в лесах европейского севера вызвало усиленное продвижение за Урал по тем путям, которые были уже давно проложены новгородцами.

Содержание

1. Значение строительства городов в освоении Сибири…………………………………………………….3
2. Регулярная планировка новых городов Сибири………………………………………………………..……6
2.1. Тюмень…………………………………………………………………………………………………………………………....6
2.2. Тобольск…………………………………………………………………………………………………………………………..8
2.3. Мангазея………………………………………………………………………………………………………………………..10
2.4. Пельма……………………………………………………………………………………………………………………………13
3. Общие выводы…………………………………………………………………………………………………………………15
4. Источники………………………………………………………………………………………………………………………..17

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 63.90 Кб (Скачать документ)

Уширение селитебной территории сказывается не только на увеличении поперечных размеров кварталов, расширяются и сами улицы, по мере их продвижения к югу. Так, главная магистраль увеличивается по ширине от 7 м при выходе с площади до 25 м у «проезжей башни» в остроге с полевой строны.

Для строителей Тюмени регулярность планировки не была самоцелью. Очертания берегов, постеренное уширение участка, необходимость коммуникации между отдельными элементами города- все это создает мягкие переходы от жестких математических форм прямоугольно-прямолинейной системы к свободным формам природы. Вэтом отношении особенно характерен юго- восточный угол плана. Здесь ясно видно, как на трассировку улиц повлияля береговая линия, положение монастыря и Знаменских ворот. Дуговые улицы, отходящие от площади, обощают несколько линию берега, плавно огибают овальную усадьбу монастыря и подходят к воротам острога.

Насколько этот план далек от геометрической схемы, хорошо  видно также на конфигурации площадей.

В целом и деталях рассмотренный чертеж Тюмени имеет выдающееся значение в качестве одного из наиболее ранних памятников регулярной планировки, который свидетельствует, что в России уже в крнце XVI-начале XVII вв. было известно проектирование не только укрепленных частей города, но и пасадов. Из этого чертежа видно  также, что русские градостроители прекрасно справлялись с регулярной планировкой без излишней геметризации. В плане Тюмени заслуживает внимания небольшая деталь. Южная часть крепости и вся прилегающая к ней площадь покрыты четко нечерченным контуром трапеции. Повидимому, здесь изображена намечавшаяся реконструкция города, а именно показано новое место располажения крепости. Надобность в таком переносе крепости воникла еще с сер. XVII в.  В 1658 г. воевода Веригин писал в Москву,что башни и стены, перестроенные  1643 г., весеннею водою подмыло, гора осыпалась, и стены  башни «валят под гору к Туре и Тюменке»; поэтому береговые стены и башни необходимо отнести, а чтобы «город» не стал меньше, его придется отодвинуть к посаду, на площадь. Эта сложная реконструкция тогда не была выполнена и в конце XVII в., повидимому, была опять намечена.

Общий вид Тюмени изображен на гравюре середины XVIII в. Почти в центре картины-высокий мост через долину речки Тюменки, высотой 21 м и шириной 8,5 м. Слева от моста-угловая башня крепостной стены, а за ней остатки «города» с соборною церковью. Далее, вниз по течению р. Туры-застройка вдоль берега с виднеющимися в глубине приходскими церквами, которые не трудно найти на плане. Справа от моста- Ямская слободп С Преображенским (впрследствии Троицким) монастырем.

 

2.2. Тобольск

Вслед за Тюменью последовало основание города Тобольска. Однако из наиболее ранних описаний его сделано неизвестным путешественником в 1666 г.: «…Тобольск, лежащий на больших свежих и рыбных реках, т.е. Тоболе и Иртыше, является главным городом Сибири, построенным русскими, он стоит на угловой вершине высокого берега, подобной высокой горе над рекой. Эта гора или берег, как я сам видел, в вышину имеет, считая от реки, добрых 25 сажен и спереди столь крута, что на нее нельзя взобраться в повозке или на возу, но только пешком;…внизу этой горы сделана дорогаа, поднимаясь которой обходишь половину города. Город делится на 2 части, а именно первая часть находится на горе, а вторая у подножья ее на ровном месте.

Город на горе представляет собой крепость, укрепленную, однако, против набегов только стакетой из еловых деревьев, которые растут наверху палисадами, густо одно к другому без травы и земляного вала; на верхушке горы, прямо над рекой, находится острог, сделанный только из лерева; он имеет вокруг себякрасивую деревянную стену, в которой бревно лежит на бревне, как на постройке избы; она достаточна высока, наверху ее находится крытая галерея, в которой вырублены бойницы; внизу такой же системы постройка-стена с камерами, в котрых хранится казна, но если бы пришел неприятель, там могли бы помещаться солдаты; она также имеет 9 красивых деревянных башен о восьми углах, крепко построенных, двое ворот, обращенных к городу, и 1 к воде.

В этом городе нет других зданий кроме государевых приказов или канцелярий, дворца, в котором живет воевода, и небольшой русской церкви, сделанной из дерева, а также отделанного камнем, и похожего на погреб сооружения в котором хранится амуниция.

В той же части города находится также большой монастырь, в котором имеет местоположение метрополит;… что же касается нижнего города, лежащего под горой у реки, то он больше по размерам и подобно верхнему городу имеет только 1 большую улицу, проходящую через  него, но также и ряд маленьких улиц и узких переулков, т.к. дома очень тесно стоят друг к другу; одна сторона находится вдоль реки, а другая тянется полумесяцем до самой горы. [Эта часть города] стоит на болотном грунте;прямо около самой воды расположен довольно большой монастырь…когда стоит в реке высокая вода, что обыкновенно случается весной, то все эти дома стоят глубоко в воде...этот нижний город совсем открыт».

Приведенное  описание дает общее представление о городе в середине XVIIв., но оставляет неосвещенным вопрос о его планировке. Для ознакомления с системой планировки Тобольска необходимо обратиться к более позднему документу- плану его из «Чертежной книги Сибири» Ремезова, составленной в 1701 г. Этот план в общем отвечает  описанию 1666 г., только вместо «еловой стакеты» верхний город (верхний пасад) окружен с двух строн деревянной стеной с 6 башнями. Со стороны Иртыша верхний город-посад оставлен открытым, т.к. крутой берег сам по себе является достаточной защитой. Южная сторона верхнего посада прикрыта внутренней крепостью(кремлем), названной в описании «острогом», а также архиепископским двоцом, огражденным каменными стенами с башнями.Между этими двумя крепостями по оврагу вниз, по «базарному взвозу» идет на нижнюю террасу длинный спуск, а оттуда под прямым углом другой спуск, ведущий к широкой набережной- «пристани судам». В соответствии с описанием 1666 г. на нижних прибрежных террасах расположен «полумесяцем нижний открытый посад».

Наиболее характерную для сибирских городов планировку мы видим в верхнем городе-посаде. Посередине от проезжих ворот северной внешней ограды к гостиному двору и далее к Базарному взвозу идет главная широкая магистраль, примерно в меридиональном направлении, но короче и уже средней.

Направление трех указанных улиц соотвктствует примерно направлению восточной стены посада и берега Иртыша. В плане Ремезова эти улицы отнесены к числу «продольных». В поперечном направлении территория верхнего игорода разбита на 9-10 узкими улицами на руд длинных и узких кварталов почти правильной прямоугольной формы. Направление этих «поперечных» улиц, о которых также упоминает «описание», совпадает с направлением северной  стены посада.

План верхней части Тобольска является хорошим примером регулярной системы улиц, геометрически связанной с внешней геометрической правильной конфигурацией городо. В эту же систему вписана и большая прямоугольная площадь кремля,форма которой затемнена различными строениями(Троицкая церковь,Гостиный двор и др.)

В конце XVIIв.  С.Ремезовым был  составлен проект переустройства центральной части города. На этом проекте площадь получила еще более правильную геометрическую форму.

Наиболее интересная по своей планировке часть нижнего пасада находится между берегом Иртыша и системой ближайших его притоков. Несмотря на чрезвычайно сложный внешний контур, образуемый речками, она имеет тоже ясно выраженный регулярный характер. И здесь, в соответствии с  «описанием», мы находим одну «большую» улицу, идущую от спуска на юг, мимо Знаменского монастыря. В том же продольном направлении имеется еще несколько второстепенных улиц и множество переулков в поперечном направлении. Большинство кварталов имеет правильную форму, но, как и в Тюмени, прямоугольно-прямолилинейная система не носит здесь характера жесткой чертежной схемы. Подходя к внешним контурам, строго геометрическая сетка улиц несколько изменяется, приноравливаясь к свободным изгибам водных потоков. Восточная часть нижнего посада, за речкой Тырковкой, повидимому, возникла позднее, в порядке стихийной застройки, т.к. в ней нельзя обнаружить следов какой-либо геометрической закономерности.

Внешний вид Тобольска с южной стороны показан на репродукции с гравюры середины XVIII в. Слева на горе видна каменная стена кремля с двухэтажным зданием приказной палаты. Над Базарным взвозом (посередине картины)- так называемые «Шведские ворота», построенные в начале XVIII в. Пленными шведами; правее ворот- архиепископский двор, окруженный каменной стеной с башнями. На первом плане- нижний город, в котором вблизи берега Иртыша видны три из продольных улиц.

2.3. Мангазея

       Мангазея  — один из первых русских  городов XVII века в Сибири. Был  основан в 1601 г., на севере Западной  Сибири, на реке Таз, являвшейся  частью так называемого Мангазейского  морского хода (от устья Северной  Двины через пролив Югорский  Шар к полуострову Ямал и  по рекам Мутной и Зелёной  в Обскую губу, далее по реке  Таз и волоком на реку Турухан, приток Енисея). Это городище площадью около 3,1 га расположено на высоком правом берегу реки Таз, на мысу, образованном устьем впадающей в Таз речки Мангазейки (в древности — Осетровка). Целью основания Мангазеи являлось установление правительственного контроля за Мангазейским морским ходом, ведущим в богатую пушниной страну, и создание базы для дальнейшего освоения севера Сибири. Мангазейский морской ход, соединявший Беломорье с Приобьем, являлся в те годы весьма оживленной торговой магистралью.

«Город деревянной рубленой, а у него пять башен, стоит над Тазом рекою. С приезду в стене башня Спасская проезжая четвероугольная, а под нею двои ворота, одни с приезду, а другие изнутри города, брусчатые, высота по сажени печатной, а ширина тож... » (росписной список)

Первую попытку проникнуть в тайны Мангазеи предпринял в августе 1914 года И. Н. Шухов, биолог из Омска. Путешествуя по реке Таз, он побывал на Мангазейском городище и произвел здесь первые раскопки, «В настоящее время, — писал он, — от города Мангазеи остались лишь одни развалины. На берегу торчат бревна построек, нижние оклады зданий, тянущихся вдоль высокого обвалившегося берега до ручья. Сохранилось едва только одно строение, — судя по архитектуре, башня… Место, где была Мангазея, кочковатое, поросшее сорной травой и кустарниками. Берег обваливается и остаются мелкие предметы, как стрелы и ножи. Я нашел наконечник стрелы».

Первыми археологами, побывавшими на руинах Мангазеи, были В. Н. Чернецов и В. И. Мошинская. Раскопки Мангазеи представляют собой случай во многом уникальный. Подобного рода масштабные археологические исследования позднесредневекового города не проводились пока более нигде в мире. Как и в Старой Рязани, археологам здесь не мешала никакая поздняя застройка, а заполярная мерзлота, хотя и затрудняла раскопки, тем не менее способствовала хорошей сохранности деревянных сооружений и изделий, предметов из кожи и ткани. При этом характерной чертой памятника является кратковременность и строго очерченные рамки его существования — 1570-1670-е гг. Все это создавало исключительные, с точки зрения археологии, условия для детального изучения древней Мангазеи.

Планомерные раскопки  начались в 1968 году и продолжались на протяжении четырех полевых сезонов. Раскопки Мангазеи вела археологическая экспедиция Арктического и антарктического научно-исследовательского института под руководством М. И. Белова, в состав которой входили сотрудники Института археологии АН СССР О. В. Освянников и В. Ф. Старков.

Приход археологов был весьма своевременен. Оказалось, что река размывает городище Мангазеи и оно быстрыми темпами разрушается. Об этом свидетельствовали торчавшие из обрыва берега остатки деревянных сооружений, многочисленные предметы из культурного слоя, усеивавшие песчаную кромку.

Археологи вскрыли и исследовали около 15 тыс. кв. м Мангазейского городища. Были обнаружены и исследованы остатки древних оборонительных сооружений и около сорока построек самого различного — жилого, хозяйственного, административного, торгового и культового — назначения.

Раскопки показали, что Мангазея имела типичное для древнерусских городов деление на собственно город (кремль) и посад. Особенно интенсивно город рос и застраивался в 1607–1629 гг. В это время Мангазея приобрела те особые черты сибирского «непашенного» города, которые позволяют поставить его в один ряд с такими крупными городами Сибири тех лет, как Тобольск и Тюмень. «Мангазея впитала в себя все новое и лучшее, что знало русское зодчество на рубеже XVI–XVII вв. Это прежде всего сказалось во внедрении принципов регулярной планировки города. Мангазея была хорошо спланирована: крепость четко отделена от посада, а сам посад разделен на две части: собственно ремесленную и торговую. Между частными постройками появились мощенные сосновыми досками судовой обшивки узкие улицы и переулки. Особое внимание уделялось застройке и благоустройству центральной части торговой стороны, где разместился большой гостиный двор в окружении сорока с лишним амбаров и таможня с амбарами. К западу от гостиного двора было возведено новое культовое сооружение — церковь Михаила Малеина и Макария Желтоводского. К востоку разместились питейные заведения и городская торговая баня. Расширилось строительство новых домов в кремле. Это прежде всего коснулось воеводского двора, за массивной круговой оградой которого в дополнение к уже построенным в начале века возникло еще два строения. Зодчие соединили новые постройки воеводского двора со старыми избами висячими закрытыми галереями. Так же были соединены воеводские хоромы с соседней съезжей избой. По существу была застроена вся селитебная территория городища, за исключением самых отдаленных северо-восточных частей. Это было время кульминации застройки».

В 1625 году общая протяженность стен Мангазейского кремля по периметру составляла около 280 м. По углам стояли четыре глухие башни: Давыдовская, Зубцовская, Ратиловская и Успенская. На южной стороне, между Зубцовской и Успенской башнями, находилась Спасская проезжая башня, достигавшая в высоту 12 м. Самой маленькой была Ратиловская башня — 8 м, а самой массивной — Давыдовская, каждая из сторон которой имела длину около 9 м. Все башни были четырехугольными. Наибольшую высоту крепостная стена достигала на участке между Давыдовской и Ратиловской башнями — около 10 м; остальные стены имели высоту в 5–6 м.

Информация о работе Первые города Сибири