Первая московская госпитальная школа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 08:04, курсовая работа

Краткое описание

Историю медицины делят на общую и частную историю медицины. В задачу общей истории медицины, составляющей самостоятельный раздел преподавания, входит изучение вопросов, раскрытие которых дает возможность выявить методологические и естественнонаучные основы медицины различных эпох, важнейшие тенденции и направления ее развития, методы подходов к решению тех или иных явлений общемедицинского характера.

Содержание

1. Введение
2. Основная часть
 Предыстория
 Строительство первого госпиталя
 Ученики первой Госпитальной школы
 Обучение
 Предвзятое отношение иностранцев к выпускникам госпитально школы
 Заключение
3. Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

госпитальная школа.doc

— 61.00 Кб (Скачать документ)

Омская Медицинская  Академия

Кафедра общественного  здоровья и здравоохранения 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему :

« Первая Московская госпитальная школа»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Захарова Анастасия  Игоревна

Педиатрический  факультет 141 группа

 

Руководитель, профессор доктор медицинский наук:

Федорова Галина Васильевна

 

2013 год

Содержание

  1. Введение
  2. Основная часть
    • Предыстория
    • Строительство первого госпиталя
    • Ученики первой Госпитальной школы
    • Обучение
    • Предвзятое отношение иностранцев к выпускникам госпитально школы
    • Заключение
  1. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

История медицины - наука, изучающая развитие медицинской науки и практики в различных общественно- экономических формациях в неразрывной связи с общей историей культуры народов. Она дает возможность на основе изучения прошлого медицинской науки и практики правильно оценить достижения современной медицины, чтобы предвидеть ее развитие в будущем. История медицины, как предмет преподавания, является научным профессиональным введением в специальность. Изучение истории медицины имеет большое значение для формирования научного мировоззрения, исторического мышления, расширения теоретических знаний будущего врача, воспитания у него чувств гуманизма, интернационализма, патриотизма. Вместе с тем, знание истории помогает проследить преемственность научных исследований, углубление методологических основ в медицинской науке и практике. Историю медицины делят на общую и частную историю медицины. В задачу общей истории медицины, составляющей самостоятельный раздел преподавания, входит изучение вопросов, раскрытие которых дает возможность выявить методологические и естественнонаучные основы медицины различных эпох, важнейшие тенденции и направления ее развития, методы подходов к решению тех или иных явлений общемедицинского характера. Общая история медицины является связующим звеном между всеми предметами, которые изучаются в медицинском вузе. Частная история медицины изучает возникновение и развитие отдельных медицинских дисциплин, биографии 
ученых, их вклад в науку, формирование и развитие научных школ, историю медицинских учреждений и т.д.

 

 

 

 

 

 

Основная  часть

 

Предыстория

Госпитали и  госпитальные школы появились в России в конце XVII - начале XVIII вв. в эпоху Петра I. Он был великим преобразователем Российского государства, не оставлял без внимания также и медицину. Так, в своих зарубежных поездках, помимо корабельного дела, он интересовался медициной. Как, известно, Петр I приобрел у известного анатома Рьюиша за большие деньги коллекцию «уродов», которая впоследствии стала основой знаменитой Кунсткамеры. В эпоху Петр I активно развивалась экономика, росли производственные силы страны. Большое внимание было уделено сельскому хозяйству, промышленности, торговли. Активное развитие получила наука. Особое внимание уделялось армии и военным силам страны. Так развитие армии увеличение ее численного состава требовали четко организованной медицинской службы, чтобы обеспечивать медицинское обслуживание раненых и бороться с возникающими эпидемиями. В военных госпиталях нуждалась со штатом медицинского персонала нуждалась, как сухопутная армия так и военно-морской флот.

Росли производственные силы страны, развивались фабрики  заводы на отдаленных территориях страны, а вместе с этим рост числа работников-горняков, металлургов. Увенчивалась угроза потери большого числа работоспособного населения вследствие распространения инфекционных заболеваний. Возможность потери мастеров, умелых людей требовали ряда мероприятий по охране здоровья работников фабрик, заводов, рудников.

В связи с  ростом торговли требовалось усилие карантинной системы на основных торговых путях, для предотвращения завоза различных заболеваний в первую очередь от чумы, оспы. И хотя в городах к тому времени появилось не мало вольнопрактикующих врачей-иностранцев, однако этого количества было не достаточно для удовлетворения возросших потребностей страны. Для армии, заводов, флота требовалось большое количество врачей, обладающих не только хирургическими знаниями и навыками, но и занимающихся лечением внутренних болезней. В связи с этим, в начале 18 в. Петром I было принято на службу около 150 иностранных врачей и лекарей. Однако удовлетворить потребность армии и населения за счет найма иностранных врачей было невозможно как по финансовым соображениям, так и в силу того, что необходимым для России количеством «лишних» врачей Европа просто не располагала. В 1706 г. по предложению находившегося на русской службе голландского врача, выпускника Лейденского университета Н.Л. Бидлоо (1670—1735).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строительство первого госпиталя

 

25 мая (5 июня  по новому стилю) 1706 года последовал указ Петра 1 о строительстве Московского госпиталя: «В прошлом, 1706 году мая в 25 день по именному сво великого Государя укузу велино построить за рекою Яузою против Немецкой слободы в пристойном месте госпиталь для лечения болящих людей. А у того лечения быть доктору Николая Бидлу, до при нем двум лекарем Андрею Рыбкину, а другой кто приискан будет. Дано из иноземцев и из русских всяких чинов людей для обтекарной науки набрать 50 человек. А на строение, и на покупку лекарств, и на всякие тому делу принадлежащия вещи, и на дачю дохтуру и лекарем и учеником жалованныя денги держать в росходов из зборов Монастырского приказа».

Поручение спроектировать, построить и возглавить госпиталь  вполне соответствовало характеру и наклонностям молодого доктора. Я.А.Чистовичь пишет, что Н.Бидлоо «принялся за составление плана и чертежей госпитального здания, сам посмотрел за исполнением этих планов, в чем много помогала его знакомство с механикой и архитектурой». К 1706 году он представил Петру I свои чертежи и смету на постройку госпиталя.

К концу 1707 года строительство  госпиталя было завершено. Деревянное госпитальное здание располагалась  вдоль реки Яузы. За ним был пустырь, где одновременно с началом строительства госпиталя заложили сад.

Первоначально госпиталь  был рассчитан на 300 пациентов. Госпитальное здание представляло собой « деревянную теплую постройку в 2 этажа, незатейливого  голландского стиля; с маленькими, как  тогда строили, окнами. Вся постройка имела удлиненную форму и состояла из нескольких срубов, связанных между собой, где теплыми бревенчатыми, а где с досчатыми сенями. В середине постройки имелась церковь «обновления храма Воскресения Христова», над кровлей была поставлена золоченная статуя «Милосердия». Анатомический театр служивший вместе с тем и аудиторией, примыкал к общему зданию госпиталя».

21 ноября 1707 года (2 декабря  но новому стилю) первая в  России государственное лечебное учреждение – постоянный военный госпиталь – было открыто.

10 апреля 1721 года  в госпитале произошел первый пожар, полностью уничтожавший основное госпитальное здание. После пожара по представлению Бидлоо Сенат вошел с докладом к императору о новой каменной постройке госпиталя: « Доктор Бидлоо требует, чтобы вместо погорелой гошпитали построить носокомию каменную, а буд всей невозможно, хотя бы и деревянную». Резолюция Петра I была краткой: «Давать и стоить».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики первой Московской госпитальной школы

Одновременно  с открытие Московского госпиталя  была открыта и первая в России Госпитальная школа.  Госпиталь и  школа составляли единое целое, служа  одной цели: леченую больных и  раненных войнов и подготовки лекарей для армии и флота.

Важнейшей задачей, возникшей перед организаторами Московской госпитальной школы, было укомплектование  ее учениками. Основным требованием  при этом являлась знание латинского языка. Бидлоо разработал учебный план школы и не без труда набрал учеников, главным образом из Славяно-греко-латинской академии и духовных училищ, находившихся в ведение Синода. Это были молодые люди демократического происхождения, выходцы из низших слов общества, прежде всего из мелкого духовенства, из посадских и мастеровых, из казаков и солдат; были среди них и лекарские дети. Большинство составляли «природные россияне», но были дети и иностранцев. Вынужденные добиваться всего собственным трудом, они и на учении смотрели как на труд и в большинстве своем занимались с большой охотой.

Впрочем, не все  из поступавших в Московскую госпитальную школу проходили полный курс обучения. Так, в 1712 году доктор Бидлоо писал Петру 1 «Взял я в разных годах и  числах 50 человек да науки хирургической, которых 33 осталось, 6 умерли, 8 сбежали(из школ тогда, как писал В.О.Ключевский, убегало очень много молодых людей), 2 по указу взято в школу, 1 за невоздержания отдан в солдаты». По возрасту, продолжительности обучения в школе и успехом учении всех учеников разделяли на 3 статьи(разряда) – первую, вторую, третью. Все они учились бесплатно и находились на полном пансионе у государства, жили при госпитале в отдельных светлицах, имели общий стол, получали обмундирование и жалование. Жалование составляло по одному рубля в месяц, в обмундирование выдавалось сукно на кафтан, камзол и штаны – по 7 аршин каждому на два года: качество выдаваемого сукна зависело от статьи, в которой состоял ученик.

 

 

Обучение

Твердого срока  обучения в Московской госпитальной школе первоначально не существовало – в зависимости от успехов ученика он колебался от 5 до 10 лет. Программа обучения предусматривала основательно знакомство с предметами, составлявшими тогда основу медико-хирургического образования. Это были, во-первых, анатомия, во-вторых, «материя медика», включавшая фармакогнозию (систематическую ботанику), фармакологию и фармацию, в-третьих, внутренние болезни и, в-четвертых, хирургия с десмургией.

Анатомия -  важнейшую  тогда дисциплину в медицинском  образовании – преподавал сам Бидлоо.  Обучая своих студентов анатомии, доктор Бидлоо использовал труды голландских анатомов Герада Базиуса(1676) и Стефаниса Бланкара(1695), а также написанный им самим краткий учебник анатомии в двух частях. Широко использовался анатомический атлас Готфрада Бидлоо(1685), изданный им на голландском и латинском языках – этот атлас доктор Бидлоо привез в Москву из Амстердама. Среди учебных пособий также был и рукописный учебник анатомии Н.Бидлоо «Всеобщая наука анатомия», в своих трактатах сокращенно изложенная Н.Бидлоо. Обучение учеников анатомии проводились главным образом на трупах: в Москве было издано специальное распоряжение – обнаруженные на улицах трупы «подлых людей» (то есть людей низкого происхождения) доставлять в анатомический театр в госпиталь.

Остеологию  ученики изучали по скелетам и  отдельным костям.

Преподавались и элементы гистологии.

Дисциплину  «материя медика» (или, по-другому, аптекарскую  науку) ученикам госпитальной школы  преподавали аптекари госпиталя  Христиан Эйхлер, а потом Иван Маак. В госпиталя устроен был свой сад лекарственных растений(так называемый аптекарский огород): летом и осенью ученики вместе с  аптекарем отправлялись за город, в окрестности Москвы, для сбора лекарственных растений и пополнения госпитальной аптеки.

Внутренние  болезни (или просто медицину) включали в себя частную патологи и терапию. Их изучение было введено по инициативе доктора Бидлоо.

В Московской госпитальной школе в преподавании участвовали  все врачи госпиталя. В обязанности  старшего доктора входило чтение лекций, проведение обходов больных. В его отсутствие это выполнял лекарь, в последствии – главный лекарь. Ведение практических занятий по хирургии и наружным болезням возлагалось на лекарей. Они преподавали уход за больными, обучали перевязкам, препарировали трупы и т.д. .

Система преподавания в Госпитальной школе по своему содержанию отвечала практическому предназначению будущих военных медиков. Как  писал историк С.М.Соловьев, «Бидлоо  хвалился быстрыми успехами своих русских  учеников, которые в количестве 33 человек ежедневно имели дело со 100, а иногда с 200 больными».

Программа обучения будущих врачей в Московской госпитальной школе была весьма насыщенна, ни в чем не уступая, а кое в чем и превосходя программу медицинских факультетов тогдашних западноевропейских университетов. Главное было, конечно, в практической подготовке будущих врачей, в обучении студентов у пастели больного, в палате госпиталя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предвзятое  отношение иностранцев к выпускникам  госпитальной школы

Двое первых выпускников С.Блаженев и И.Беляев были направленны для службы на Балтийский флот. Сенат постановил выделить им подъемные деньги за счет Монастырского приказа. Затем они были возращены в Москву для прохождения повторной аттестации, но иностранные ученые/доктора оценили их знания, как неудовлетворительные, как практические, так и теоритические. Доктор Бидлоо был категорически не согласен с мнение экзаменаторов и направил послание Петру I с недовольством и предвзятым отношением к выпускникам Московской госпитальной школы. Петр I ответил указом, что осуждение выпускников Московской госпитальной школы строго запрещено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Первая московская госпитальная школа