Партизанское движение в годы войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Это было поистине всенародное движение, порожденное справедливым характером войны, стремлением защитить честь и независимость Родины. Вот почему в программе борьбы с немецко-фашистскими захватчиками столь важное место отводилось и партизанскому движению в оккупированных врагом районах. Партия призывала оставшихся в тылу врага советских людей создавать партизанские отряды и диверсионные группы, разжигать партизанскую войну всюду и везде, взрывать мосты, портить телеграфную и телефонную связь противника, поджигать склады, создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия.

Содержание

Введение 3
1. Советское партизанское движение 4
2. Партизанская война в годы Великой Отечественной войны 7
3. Партизанский отряд С. Ковпака 9
4. Руководство партизанским движением 14
5. «Рельсовая война». Операция «Концерт». Герои-партизаны 15
6. Пинский партизанский отряд 18
7. Партизанский отряд Д. Медведев 21
Заключение 23
Список литературы 25

Прикрепленные файлы: 1 файл

«Рельсовая война».doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Партизанский отряд С. Ковпака      

 

Партизанское движение было и остается одной из самых эффективных и универсальных форм революционной борьбы. Оно позволяет малыми силами успешно бороться против превосходящего численностью и вооружением противника. Партизанские отряды являются плацдармом, организующим ядром для укрепления и развития революционных сил. В силу этих причин исторический опыт партизанского движения ХХ столетия представляется нам исключительно важным, а, рассматривая его, нельзя не затронуть легендарное имя Сидора Артемьевича Ковпака, родоначальника практики партизанских рейдов. Этому выдающемуся украинцу, народному партизанскому командиру, дважды Герою Советского Союза, получившему в 1943 году звание генерал-майора, принадлежит особенная роль в развитии теории и практики партизанского движения новейшего времени.

Сидор Ковпак родился в семье полтавского крестьянина-бедняка. Дальнейшая его судьба своей насыщенностью борьбой и ее неожиданными поворотами вполне характерна для той революционной эпохи. Ковпак начал воевать еще в первую мировую, в войну на крови бедняков – разведчиком-пластуном, заслужившим два латунных георгиевских креста и многочисленные ранения, а уже в 1918 году, после германской оккупации революционной Украины, самостоятельно организовал и возглавил красный партизанский отряд – один из первых на Украине. Он воевал против деникинцев вместе с отрядами батька Пархоменко, участвовал в боях на Восточном фронте в составе легендарной 25-ой Чапаевской дивизии, затем сражался на Юге против войск Врангеля, принимал участие в ликвидации банд Махно.

После победы революции Сидор Ковпак, в 1919 году ставший членом РКП (б), занимался хозяйственной работой, особенно преуспев в дорожном строительстве, которое с гордостью именовал своим любимым делом. С 1937 года этот администратор, славящийся своей порядочностью и трудолюбием, исключительным даже для той эпохи труда на оборону, исполнял обязанности председателя Путивльского городского исполкома Сумской области. В этой сугубо мирной должности его и застала война.

В августе 1941 года партийная организация Путивля практически в полном составе – исключая ее ранее мобилизованных членов – превратилась в партизанский отряд. Это была одна из многих партизанских групп, созданных в удобном для партизанской борьбы лесистом треугольнике Сумской, Брянской, Орловской и Курской областей, ставших базой всего будущего партизанского движения.

Однако Путивльский отряд быстро выделился среди множества лесных подразделений своими особенно смелыми и вместе с тем выверенными и осмотрительными действиями.

Партизаны Ковпака избегали длительного пребывания в рамках какого-либо определенного района. Они совершали постоянные длительные маневры во вражеском тылу, подвергая неожиданным ударам отдаленные немецкие гарнизоны. Так рождалась знаменитая рейдовая тактика партизанской борьбы, в которой без труда угадывались традиции и приемы революционной войны 1918-1921 годов – приемы, возрожденные и развитые командиром Ковпаком. Уже в самом начале становления советского партизанского движения он стал его самой известной и видной фигурой.

При этом сам батько Ковпак вовсе не отличался какой-то особенной бравой военной внешностью. По словам его соратников, выдающийся партизанский генерал скорее напоминал пожилого крестьянина в штатском, заботливо опекающего свое большое и сложное хозяйство. Именно такое впечатление он произвел на своего будущего начальника разведки Петра Вершигору, в прошлом - кинорежиссера, а впоследствии – известного партизанского писателя, рассказавшего в своих книгах о рейдах ковпаковских отрядов. Ковпак и вправду был необычным командиром – он умело соединял свой огромный опыт солдата и хозяйственного работника с новаторской смелостью в развитии тактики и стратегии партизанской борьбы. "Он вполне скромен, не столько учил других, сколько учился сам, умел признавать свои ошибки, тем самым не усугубляя их", – писал о Ковпаке Александр Довженко.

Ковпак был прост, даже нарочито простоват в общении, человечен в обращении со своими бойцами и с помощью непрерывной политической и идеологической подготовки своего отряда, осуществляемой под руководством его ближайшим соратника – легендарного комиссара Руднева, умел добиться от них высокого уровня коммунистической сознательности и дисциплины.

Эта особенность – четкая организация всех сфер партизанской жизни в исключительно сложных, непредсказуемых условиях войны в тылу врага – давала возможность совершать самые сложные, невиданные по своей смелости и размаху операции. Среди ковпаковских командиров были учителя, рабочие, инженеры, крестьяне.

Люди мирных профессий, они действовали, слажено и организовано, исходя из системы организации боевой и мирной жизни отряда, налаженной Ковпаком. "Хозяйский глаз, уверенный, спокойный ритм походной жизни и гул голосов в чаще леса, неторопливая, но и не медлительная жизнь уверенных людей, работающих с чувством собственного достоинства, – это мое первое впечатление об отряде Ковпака", – писал впоследствии Вершигора. Уже в 1941–1942 годах Сидор Ковпак, под руководством которого к этому времени находилось целое соединение партизанских отрядов, предпринимает свои первые рейды – длительные боевые походы на территорию, еще не охваченную партизанским движением, - его отряды прошли по территориям Сумской, Курской, Орловской и Брянской областям, в результате которого бойцы Ковпака совместно с белорусскими и брянскими партизанами создали знаменитый Партизанский край, очищенный от гитлеровских войск и полицейской администрации – прообраз будущих освобожденных территорий Латинской Америки.

В 1942–1944 ковпаковцы совершают рейд из брянских лесов на Правобережную Украину по Гомельской, Пинской, Волынской, Ровенской, Житомирской и Киевской областям – неожиданное появление в глубоком тылу врага позволило уничтожить огромное число военных коммуникаций противника, одновременно собрав и передав в Ставку важнейшие разведывательные сведения.

К этому времени рейдовая тактика Ковпака получила всеобщее признание, а ее опыт всемерно распространялся и внедрялся партизанским командованием различных регионов.

Знаменитое совещание руководителей советского партизанского движения, прибывших через фронт в Москву в начале сентября 1942 года, всецело одобрило рейдовую тактику присутствовавшего там же Ковпака – к тому времени уже Героя Советского Союза и члена нелегального ЦК КП(б) У. Суть ее заключалась в быстром, маневренном, скрытном перемещении в тылах противника с дальнейшим созданием новых очагов партизанского движения.

Такие рейды, помимо значительного ущерба, наносимого войскам противника и сбора важной разведывательной информации, имели огромный пропагандистский эффект. "Партизаны переносили войну все ближе к Германии", – говорил по этому поводу начальник Генштаба Красной Армии маршал Василевский. Партизанские рейды поднимали на борьбу огромные массы порабощенных людей, вооружали и учили их практике борьбы.

Летом 1943 года, в канун Курской битвы, Сумское партизанское соединение Сидора Ковпака по приказу Центрального штаба партизанского движения начинает свой знаменитый Карпатский рейд, путь которого прошел по самым глубоким тылам противника.

Особенностью этого легендарного рейда было то, что здесь ковпаковским партизанам пришлось регулярно совершать маршевые броски по открытой, безлесной территории, на огромном расстоянии от мест базирования, без всякой надежды на поддержку и помощь извне.

В ходе Карпатского рейда Сумское партизанское соединение прошло свыше 10 тыс. км в непрерывных боях, разгромив немецкие гарнизоны и бандеровские отряды в сорока населённых пунктах Западной Украины, включая территорию Львовской и Ивано-Франковской областей.

Уничтожая транспортные коммуникации, ковпаковцы сумели на длительное время блокировать важные направления подвоза гитлеровских войск и боевой техники к фронтам Курской дуги. Гитлеровцы, бросившие на уничтожение соединения Ковпака элитные эсэсовские части и фронтовую авиацию, так и не сумели уничтожить партизанскую колонну – оказавшись в окружении, Ковпак принимает неожиданное для врага решение разделить соединение на целый ряд мелких групп, и одновременным "веерным" ударом в различных направлениях прорваться назад к полесским лесам. Этот тактический ход блестяще оправдал себя – все разрозненные группы уцелели, вновь соединившись в одну грозную силу – ковпаковское соединение. В январе 1944 оно было переименовано в 1-ю Украинскую партизанскую дивизию, получившую имя своего командира – Сидора Ковпака.

Тактика ковпаковских рейдов получила широкое распространение в антифашистском движении Европы, а уже после войны ей обучались молодые партизаны Родезии, Анголы и Мозамбика, вьетнамские командиры и революционеры латиноамериканских стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Руководство партизанским движением

 

30 мая 1942 г. Государственным Комитетом Обороны при Ставке Верховного Главнокомандования был образован Центральный штаб партизанского движения, начальником которого был назначен первый секретарь ЦК КП (б) Белоруссии П. К. Пономаренко. В это же время партизанские штабы были созданы и при военных советах фронтовой войны Советского Союза.

6 сентября 1942 года ГКО учредил пост главнокомандующего партизанским движением. Им стал маршал К. Е. Ворошилов.

Таким образом, была преодолена раздробленность и несогласованность действий, царившая на первых порах в партизанском движении, появились органы, координирующие их диверсионную деятельность. Именно дезорганизация тыла противника стала главной задачей советских партизан.

Состав и организация партизанских формирований, несмотря на их разнообразие, все же имели много общего. Основной тактической единицей являлся отряд, насчитывавший в начале войны, несколько десятков бойцов, а позже до 200 и более человек. В ходе войны многие отряды объединились в более крупные соединения (партизанские бригады) численностью от нескольких сот до нескольких тысяч человек. В их вооружении преобладало легкое стрелковое оружие, но многие отряды и партизанские бригады уже располагали станковыми пулеметами и минометами, в некоторых случаях и артиллерией. Все, кто вступал в партизанские отряды, принимали партизанскую присягу, в отрядах устанавливалась жесткая воинская дисциплина.

Существовали различные формы организации партизанских сил – мелкие и крупные формирования, региональные (местные) и нерегиональные. Региональные отряды и соединения постоянно базировались в одном районе и несли ответственность за защиту его населения и борьбу с оккупантами именно на этой территории. Нерегиональные партизанские соединения и отряды выполняли задания в разных районах, совершая продолжительные рейды, являясь, по сути, подвижными резервами, маневрируя которыми руководство партизанским движением могло сосредоточить усилия на главном направлении планируемых ударов для нанесения наиболее мощных ударов по врагу.

В зоне обширных лесов, в горных и болотистых районах находились основные базы и места дислокации партизанских формирований.

Здесь возникали партизанские края, где могли применяться различные способы борьбы, в том числе и прямые, открытые столкновения с противником. В степных районах крупные партизанские отряды могли успешно действовать в ходе рейдов. Находившиеся здесь постоянно небольшие отряды и группы партизан обычно избегали открытых столкновений с врагом, нанося ему урон, как правило, неожиданными налетами и диверсиями.

В августе-сентябре 1942 года центральный штаб партизанского движения провел совещание командиров белорусских, украинских, брянских и смоленских партизанских отрядов.

5 сентября Верховный главнокомандующий подписал приказ «О задачах партизанского движения», в котором указывалось на необходимость координации действий партизан с операциями регулярной армии. Центр тяжести боевых действий партизан должен был быть перенесен на вражеские коммуникации.

Усиление партизанских действий на железных дорогах сразу же ощутили на себе оккупанты. В августе 1942 года они зарегистрировали почти 150 крушений эшелонов, в сентябре – 152, в октябре – 210, в ноябре – почти 240. Обычными стали нападения партизан на немецкие автоколонны. Шоссе, пересекавшие партизанские края и зоны, оказывались практически закрытыми для оккупантов. По многим дорогам перевозки были возможны только под усиленной охраной.

Образование крупных партизанских соединений и координация их действий центральным штабом позволили развернуть планомерную борьбу против опорных пунктов немецко-фашистских оккупантов. Уничтожая вражеские гарнизоны в районных центрах и других селениях, партизанские отряды все более расширяли границы контролируемых ими зон и территорий. Целые оккупированные районы были освобождены от захватчиков. Уже летом и осенью 1942 года партизаны сковали 22-24 вражеские дивизии, оказывая этим значительную помощь войскам сражающейся Советской Армии. К началу 1943 года партизанские края охватили значительную часть Витебской, Ленинградской, Могилевской и ряда других областей, временно оккупированных противником. В этом же году еще больше число гитлеровских войск было отвлечено с фронта для борьбы с партизанами.

Именно на 1943 год приходится пик действий советских партизан, чья борьба и вылилась во всенародное партизанское движение. Число его участников к концу 1943 года выросло до 250 тысяч вооруженных бойцов. В это время, например, белорусские партизаны контролировали почти 60% оккупированной территории республики (109 тыс. кв. км.), причем на площади 38 тыс. кв. км. оккупанты были полностью изгнаны. В 1943 году борьба советских партизан в тылу врага распространилась на Правобережную и Западную Украину и западные районы Белоруссии.

Информация о работе Партизанское движение в годы войны