Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 15:57, реферат
Все сферы духовной жизни цивилизации тесно связаны между собой, взаимно переплетены, выражают определенную ступень в поступательном движении общественного сознания. В переходные периоды происходит радикальная «расчистка» духовной сферы: терпят крушение устаревшие научные парадигмы и утверждаются новые, меняются художественные стили, содержание, методы и организационные формы образования, обновляются этические нормы, вытесняются старые и формируются новые идеологические течения, религии и т.п. Хаос на время охватывает духовный мир, возрождаются некогда отброшенные заблуждения и суеверия, вспыхивает яростная борьба за то, чем заполнить внезапно возникший вакуум в общественном сознании.
Введение…………………………………………………………………………………………………………3
Особенности Византийского тысячелетия………………………………………………….…6
Структура государства……………………………………………………………………………………12
Религия……………………………………………………………………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………………………………………….24
Список используемой литературы…………………………………………..……………………25
Основные виды ремесла и торговли также были организованы в корпорации. Наиболее привилегированными являлись корпорации торговцев. Корпорации находились в полной зависимости от государственной власти, обеспечивавшей их постоянными крупными заказами, но одновременно осуществлявшей постоянный и мелочный контроль за их деятельностью. Масштабы производства, размеры мастерской и запасов сырья, места и время торговли определялись не корпорациями, а чиновниками и обуславливались интересами городской казны. В качестве корпоративной структуры выступала церковь, монастыри. Уже в ранней Византии складывается сложная церковная иерархия. В IV - VI вв. церковь превратилась в богатую организацию, которой принадлежали многочисленные земельные владения, целые области и деревни, населенные рабами, арендаторами, а в городах - ремесленные мастерские и торговые лавки. Взаимоотношения общества и власти строились на принципах подданства. Государство обладало колоссальной земельной и другой собственностью, контролировало ремесла, торговлю. Существовала система государственных монополий на производство и продажу различных изделий (например, шелка, секрет производства которого был похищен у китайцев). Довольно многочисленную категорию составляли государственные рабы, а также рабы, находящиеся в распоряжении муниципальных властей отдельных городов Большинство государственных рабов работало в императорских мастерских, которые монополизировали изготовление оружия и одежды для армии, предметов роскоши для императора и его приближенных. В XI в. центральная власть пыталась рассматривать всех свободных крестьян как государственных. Императоры использовали доходы от ремесла и торговли для содержания наемного войска и защиты империи от внешних врагов, для содержания огромного государственного аппарата. Свободное население не только платило налоги, но и обязано было выполнять в пользу государства различные повинности: строительство военных укреплений, городских стен и крепостей, мостов и дорог, принимало на постой войска. В этих условиях самодеятельность граждан, их личная инициатива не могли проявиться в полной мере, что неизбежно замедляло развитие.
Особая роль государственных начал в византийском обществе получила теоретическое обоснование в православии. Считалось, что наряду с единым Богом и единой церковью должна существовать и единая христианская империя, защитница церкви. Императорская власть обретала сакральные функции, ибо она своим существованием обеспечивала спасение рода человеческого. Это был комплекс своего рода мессианских идей, где роль спасителя, мессии закреплялась за империей и императором. Приобщение других народов к православию, присоединение к Византии новых территорий рассматривались как благое дело спасения этих народов. Таким образом, мессианские идеи были в массовом сознании оправданием завоевательной политики Византийской империи. Подлинным главой византийской церкви был император, хотя Формально он таковым не являлся. Лишенный возможности вносить изменения в Символ Веры, совершать культ, он фактически управлял церковью, обладая правом назначать и смещать патриархов. Вошло в обычай назначать патриарха из светских лиц. Патриарх с IX в. стал как бы главным чиновником по духовным делам при императоре. Если западное папство в средние века боролось со светской властью за лидерство, стремилось подчинить ее церкви (короли получали короны из рук Римского Папы), то восточная христианская церковь, провозгласив гармонию, единство светской и духовной власти, фактически подчинилась государственным интересам [4, с. 84-92].
Вместе с тем здесь сохранилось одно из высших достижений античной цивилизации - римское право. Предпринятая при императоре Юстиниане (VI в.) кодификация законов привела к созданию надежного правового базиса для регулирования широкого круга имущественных и иных гражданских отношений. Отечественный специалист по истории Византии С.П.Карпов высказывает мнение, что это государство в определенном смысле можно считать правовым, хотя, скорее, это преувеличение. Официально церковные каноны и государственные законы рассматривались в правовом отношении как равнозначные. На практике в каждом конкретном случае действовали те из них, которые в данный момент больше соответствовали интересам государства. Родилась автократия (в русском варианте самодержавие)5 - освященная церковью единоличная, ничем и никем не ограниченная, основанная на отношениях подданства, власть императора. Первейшей обязанностью государственной власти считалось управление: взимание налогов, регламентация отношений собственности, торговли и городских корпораций. В основе действий власти лежала идея общего блага, забота о подданных Любопытно как трансформировалась античная традиция. Сочетание, синтез античной традиции и ортодоксального христианства порождали необычные коллизии, противоречия, феномены как в общественной жизни, так и в культуре [2, с. 295-301].
На ранних этапах существования Византии важную роль играла частная собственность и связанные с ней правовые установления. Однако по мере овосточивания Византии возникла проблема невозможности сосуществования частного права в античном варианте и империи, построенной на принципах подданства. Выход из этого противоречия был найден за счет объявления собственности порождением не земных, человеческих, а божественных и святых законов. Это означало, что император, который являлся наместником бога на земле, своей имеющей божественное происхождение, властью освящал (или не освящал) отношения собственности. Таким образом, было разрешено противоречие между правами на собственность частных лиц и верховными правами государства (в пользу последнего). Тем не менее, по сравнению с другими обществами восточного типа, благодаря античному наследию права собственников в Византии были необычайно широкими. Существовали купля-продажа земли, аренда, рента публично-правового характера. Но в целом мощное государство ограничивало экономические и правовые прерогативы собственников. Развитие Византии при корпоративном устройстве и мощном государстве шло медленно. Представители государственной бюрократии, используя свое положение, стремились увеличить свои богатства за счет населения. Но они не обладали полными правами частной собственности, например император македонской династии Василий II сурово наказал одного крупного сановника, поднявшегося из крестьянского звания и скупившего земли родной своей деревни, оставив крестьян безземельными. У него была отнята вся земля и опять разделена между крестьянами, построенный им на этой земле дворец был снесен, а сам сановник возвращен в крестьянское состояние [4, с. 84-92].
Православная церковь жила напряженной духовной жизнью, что обеспечило необычайно яркий расцвет византийской культуры. На основе перерабатываемой античной традиции расцвел пышный цветок православной культуры. Храмовая архитектура представлена многими непревзойденными и доныне шедеврами (например, храм святой Софии в Константинополе построенный Анфимием Тралльским и Исидором Милетским 532 - 537 гг.). Уникальной является иконография Византии, которая оказала сильное влияние на весь православный мир [2, с. 295-301]. Традиции образования, грамотности, развития наук, утвердившиеся в античную эпоху, поддерживались в Византии. В Константинопольском университете под постоянным покровительством императоров преподавались философия, риторика, рациональные науки. Вокруг профессоров университета объединялись ученики, съезжавшиеся со всех частей Византии и из арабского Востока. Во времена кризисов эта традиция почти угасала, но затем с выходом из кризиса вновь получала развитие. Так, после тяжелого спада X в. стал веком исторических, юридических, административных, грамматических, естественнонаучных и агиографических энциклопедий. Константин VII Багрянородный составил перечень богатств, оставленных прошлым, войдя в историю не только как император, но и как знаменитый историк. Византия не только использовала прошлый опыт, но и дала собственных ярких мыслителей. Универсальным гением, блестящим и новаторским умом своего времени был Пселл (XI в.). Он восстановил почитание философии Платона и по своему писательскому дарованию может быть приравнен к самым великим именам. Такие науки, как астрономия, медицина, естествознание почитались наравне с литературой. Книжная культура находилась на высоком уровне. Важную роль в духовной культуре играли идеалы монашества, особенно во времена кризисов, потрясений. Мистицизм был широко представлен и в высших, и в низших слоях общества. Монастыри получили широкое распространение. На территории империи существовало множество крупных, мелких и мельчайших монастырей [2, с. 295-301]. Богатый человек готовил заранее могилу и выстраивал около нее монастырь, чтобы обеспечить себе навек заупокойные молитвы. Каждый император, крупный сановник, полководец, церковный иерарх возводил свой монастырь, наделяя его богатыми владениями. Бедные крестьяне соединялись по несколько человек вместе и основывали монашескую общину. В местностях, которые считались особенно святыми, монастыри следовали один за другим и составляли большие сплошные поселения. Особенно много монастырей было на склоне гор Иды и Олимпа в Малой Азии, Афона - на Халкидском полуострове. Монахи пользовались большим влиянием среди населения. Считалось, что молитва монаха спасает полтораста человек осужденных на вечную погибель в аду. Монастыри часто были богатыми, имели много земли, роскошные постройки. Среди состоятельных людей было принято вносить вклады в монашеские обители [7, с. 104-110].
Православная духовность свое наивысшее выражение нашла в традициях аскетизма, то есть отречения от жизненных благ, удобств и удовольствий во имя духовного совершенствования. Земной мир предстает в соответствии с христианскими канонами как царство зла и греха. Аскетизм же - это «жизнь на началах духа», «подражание божественному естеству». Аскеты - их часто называли подвижниками - рассматривались как земные ангелы. Григорий Палама (1296/7 - 1359 гг.) основал течение особенно сурового и возвышенного аскетизма, которое получило название исихазм. Идеи исихазма, изложенные Григорием Паламой, имели с XIV в. исключительное значение в византийском религиозном сознании. Не внешняя мудрость, учили исихасты, а внутреннее самоуглубление открывает путь к истине. Погружение в себя дает состояние покоя (исихия), «фаворского света», то есть общения с Богом. Благодаря строгому аскетизму и подвижничеству Г. Палама в конце жизни, как свидетельствует его житие, обрел дар исцеления и откровения и был причислен греческой церковью к лику святых. Исихасты проповедовали утонченный мистицизм.
Духовная жизнь в Византии находилась под контролем церкви и государства, которые строго следили, чтобы не было отступлений от христианской ортодоксии, никаких новшеств особенно западного толка. В.Н. Лазарев, изучавший. Историю Византийской живописи писал по этому поводу: «Максимально централизованный государственный аппарат зорко следил за тем, чтобы в господствующее мировоззрение не просачивались какие-либо посторонние явления. Особенно внимательно наблюдали за ездившими на Запад... Инакомыслящих отправляли в ссылку, либо приговаривали к смертной казни». Инакомыслие проявлялось в основном в ересях (арианство, несторианство, монофизитство и др.) с которыми велась непримиримая борьба. Византии удалось распространить православное вероучение, принести проповедь христианства другим народам, особенно широко славянам. Прославились в этом праведном деле в 1Х в. два брата - ученые греки Кирилл (Константин) и Мефодий, которые выросли в Македонии среди славян. Кирилл перевел на славянский язык главные места из Евангелия и ввел особую азбуку (кириллица). Это имело чрезвычайно большое значение для распространения начал византийской цивилизации и утверждения христианской ортодоксальной культуры в славянских землях (до этого времени богослужение в православии велось на греческом, в католичестве - на латыни) [2, с. 295-301]. Византийская литература, прежде всего богословская, византийские иноки и миссионеры распространяли среди южных славян православный духовный опыт, определяя восприятие христианства и выбор ориентиров развития общества. К племенам Восточно-Европейской равнины христианство также пришло в византийской традиции. Византия периодически переживала кризисы. В конце VI - начале VII вв. обнаружился очень острый кризис: внутренний упадок общества, гражданская война, потеря наиболее богатых и плодородных восточных провинций в результате арабских завоеваний и т.д., но его удалось преодолеть. Однако через три столетия империя вновь пришла к катастрофе. В конце XII - начале XIII вв. глубокий кризис привел к временному исчезновению, распаду Византии, которая стала легкой добычей крестоносцев. Византийская империя была восстановлена в 1261 г., территория ее сократилась в несколько раз, а от былого могущества мало что осталось. Фактически два последних столетия Византия испытывала серьезные трудности, которые предвещали новый кризис. Города приходили в упадок. В крестьянской общине росла прослойка неимущих. Позиции в международной торговле были утеряны. Черное и Эгейское моря перешли под контроль генуэзцев и венецианцев. Зажатая между Европой, где развернулось становление современной цивилизации, и мусульманской цивилизации Византия раздиралась внутренними противоречиями. Противостоять всем внешним врагам собственными силами ослабленная империя не могла. В этих условиях сближение с Европой снимало проблему новых походов крестоносцев и позволяло объединить силы против мусульманской опасности. В 1274 г. в г. Лионе на соборе католического духовенства византийскими послами была подписана уния, которая предусматривала объединение католической и православной церквей, супрематию (верхоглавенство) Папы над всей христианской церковью, верховную юрисдикцию Папы в канонических вопросах и необходимость поминать Папу во время богослужений. Взамен Византия получила политические гарантии безопасности с Запада. Византийцы обязались также принять участие в задуманном Римом крестовом походе против мусульман. Однако реализовать эту унию не удалось. Натиск на территории Византии со стороны католических государств не прекращался. В самой империи уния была воспринята крайне негативно, особенно духовенством, вызвала острую борьбу в обществе и тяжелый политический кризис.
Византия постоянно вела войны, ей приходилось отражать натиск на свои территории. С севера надвигались славяне, с запада - католическая Европа. Кочевники (половцы, печенеги и др.) вторгались в пределы империи. Во времена могущества империя без труда справлялась с внешними опасностями, увеличивала свою территорию за счет военных походов. Однако во второй половине XIII - первой половине XV вв. сил для отпора внешним врагам явно не доставало. Наиболее масштабной и опасной оказалась экспансия с Востока. Бурно формирующаяся мусульманская цивилизация сначала «откусывала» от Византии лакомые куски - Сирию, Палестину, Египет, другие территории. К середине XIV в. была потеряна Малая Азия, которая была завоевана турками-османами. Турки-кочевники, стремившиеся вписаться в мусульманскую цивилизацию (завоевательные войны турок-османов велись под лозунгом борьбы за «истинную», мусульманскую веру), нуждались в ресурсах. Ослабленная Византия представляла собой богатую и легкую добычу. В 1359 г. турецкие войска впервые появились у стен и Византийской столицы. Пали Фракия, Македония. Сербия стала вассалом турок. Вскоре на такую же участь согласилась и Византия. Но этот шаг не спас государство. Предпринимались новые попытки укрепить связи с католическим Западом в условиях усиления опасности для Европы со стороны турок. В 1439 г. в итальянском городе Флоренции была заключена вновь уния между католической и православной церквями. Однако и этот союз оказался бесплодным. В 1453 г. Византия погибла под ударами турок-османов. Символ православия и византийской цивилизации - Константинополь превратился в турецкий город Стамбул, православный храм Святой Софии - в мусульманскую мечеть Айя-София.
Византия погибла в то время, когда Западная Европа уверенно набирала темп развития по прогрессивному пути. Классические начала византийской цивилизации были усвоены в переработанном виде русскими и нашли продолжение в русской культуре, политической организации и традициях, особенно Московского периода. Однако и Европа многое восприняла из утонченной византийской культуры, но в рамках другой традиции, и результат был также иной. В эпоху Возрождения византийское влияние представлено ярко наряду с античным в европейском художественном творчестве, в эстетике. В других сферах византийский опыт не был использован, там преобладал опыт античности [4, с. 84-92].
Мир многообразен и даже в отдаленной перспективе, очевидно, не придет к единообразию. Нет оснований считать, что западная, китайская, индийская, мусульманская и другие цивилизации идут к некоему объединению, общему знаменами. Традиции, образ жизни, способ восприятия действительности настолько различны, что в обозримом будущем ни о каком слиянии народов в единую цивилизацию не может идти и речи Представление об истории как многовариантном процессе приобретает большое значение для формирования исторического миропонимания. Особенно это важно для России, общественная ткань которой всегда отличалась цивилизационным многообразием. Россиян, конечно же, не может не волновать и тревожить прошлая, настоящая и будущая судьба России - огромного евразийского материка со своим самобытным, но в общем следующим по виткам общеисторической спирали путем. В прошлом мы мучительно ищем ответы на вопросы: почему так трагично настоящее и что нас ждет в будущем.