Основные направления внутренней политики Николая I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

После смерти Александра I, междуцарствия и жестокой расправы с декабристами на российский престол вступил брат Александра Николай. Годы царствования Николая I расцениваются как «апогей самодержавия». Правительство активно боролось с революционным движением в России и Западной Европе, массовыми народными волнениями, расправлялось с передовыми и прогрессивными идеями и людьми. Главной целью внутренней политики императора стало укрепление и охранение существующего строя. Целью работы является раскрытие основных направлений внутренней политики Николая I.

Содержание

Введение……………………………………………………………..……………….3
1. Николай I-начало правления…………………………………………..…………4
2. Деятельность Третьего отделения, усиление цензуры…………………………6
3. Теория «официальной народности»………………………………..……………8
4. Разрастание бюрократического аппарата……………………………...……….10

5. Кодификация законов…………………………………………………………...12

6. Крестьянский вопрос при Николае I……………………………….……....…..14
7. Е. Ф. Канкрин и денежная реформа…………………..…………………….…..16

8. Начало кризиса николаевской системы ………………..………………………17

Заключение………………………………….…………………...………………….19
Список использованной литературы…………………….………………………..20

Прикрепленные файлы: 1 файл

моя контрольная.docx

— 54.46 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………..……………….3 

1. Николай I-начало правления…………………………………………..…………4 

2. Деятельность Третьего  отделения, усиление цензуры…………………………6 

3. Теория «официальной  народности»………………………………..……………

4. Разрастание бюрократического  аппарата……………………………...……….10

 

5. Кодификация законов…………………………………………………………...12

 

6. Крестьянский вопрос при Николае I……………………………….……....…..14 

7. Е. Ф. Канкрин и денежная реформа…………………..…………………….…..16

 

8. Начало кризиса николаевской  системы ………………..………………………17

 

Заключение………………………………….…………………...………………….19 

Список использованной литературы…………………….………………………..20 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

После смерти Александра I, междуцарствия  и жестокой расправы с декабристами на российский престол вступил брат Александра Николай. Годы царствования Николая I расцениваются как «апогей самодержавия». Правительство активно боролось с революционным движением в России и Западной Европе, массовыми народными волнениями, расправлялось с передовыми и прогрессивными идеями и людьми. Главной целью внутренней политики императора стало укрепление и охранение существующего строя.

Программа его деятельности определялась фразой, произнесенной им при вступлении на престол: «Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в неё, пока во мне сохраниться дыхание жизни». Понимая, необходимость широких преобразований и опасаясь нового революционного всплеска, император провел ряд реформ, которые не затронули основ государственного устройства. Отсюда противоречивость и двойственность политики Николая I: с одной стороны, широкая политическая реакция, с другой - осознание необходимости уступок «духу времени». В целом же, политика Николая I носила консервативный характер на протяжении всего царствования. Главными направлениями деятельности стали: укрепление самодержавной власти; дальнейшая бюрократизация и централизация страны; работа, направленная на создание полицейского государства. Ключевой проблемой оставался крестьянский вопрос. Понимая необходимость отмены крепостного права, Николай не ставил перед собой задачи его ликвидации.

Целью работы является раскрытие  основных направлений внутренней политики Николая I.

 

 

 

 

 

  1. Николай I-начало правления

 

Личность Николая I неоднозначно оценивалась современниками. Приближенные восхищались его необыкновенной работоспособностью, скромностью в быту. Радикальные общественные деятели XIX в. оставили весьма резкие отзывы, называя его тираном и деспотом с кругозором «ротного командира». Николая не готовили к управлению Россией. Его интересовало главным образом военное дело, особенно внешняя сторона — парады, маневры и муштра. А. И. Герцен называл его солдатом «по призванию, по образованию, по наружности и по внутренности». Однако природный ум и железная воля, умение подбирать способных исполнителей его предначертаний дали Николаю возможность достаточно эффективно управлять государством. Свою деятельность на троне он рассматривал не как право, а как обязанность, данную ему по праву рождения. Цель своей политики он видел в укреплении внутреннего и внешнего положения России, в недопущении в нее революционной «заразы». Свое программное заявление: «Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни, пока... я буду императором» он осуществлял реальными политическими мероприятиями.

Конечно, новый император  понимал, что России необходимы реформы, думал о них, но больше всего боялся повредить преобразованиями неизменные для него основы – самодержавие, империю и помещичье землевладение.

Николай I считал, что декабристы представляют ответвление тайной общеевропейской организации революционеров-заговорщиков. Он сам допрашивал многих декабристов. Одних пытался склонить к откровенным показаниям мягким обращением, на других кричал. Суд над декабристами проходил за закрытыми дверями. Пятеро из них – К. Рылеев, П. Пестель, С.Муравьев-Апостол, М.Бестужев-Рюмин, П.Каховский – были казнены 13 июля 1826 года. 121 декабриста сослали на каторгу или на поселение в Сибирь, заключили в крепость или послали рядовыми на Кавказ, где шла война с горцами. Немногим довелось пережить долгое николаевское царствование.

Николай I гордился своей победой над декабристами. Однако в моральном отношении он проиграл, ибо русское дворянство уже давно не знало подобных наказаний и многие из дворян с осуждением отнеслись к казни пятерых и к репрессиям против остальных членов декабристских организаций. К тому же репрессии эти не всегда были оправданны, ибо коснулись и некоторых из тех, кто давно уже отошел от тайных обществ.

В широких общественных кругах отношение к декабристам было неоднозначным - далеко не все их одобряли. Но раздавались голоса, что новый император должен продолжить реформы, начатые и остановленные в предыдущее царствование. Многие ожидали, что Николай I облегчит бремя налогов и поведет решительную борьбу со взяточничеством и казнокрадством, которые разрослись в последние годы царствования Александра I. Очень сильно общество было настроено против Аракчеева.

Удалив от дел Александровского временщика, Николай сделал уступку  общественному мнению. Но манифест 22 августа 1826 г., изданный по случаю коронации, многих удивил и озадачил. В виде особой «милости» было объявлено об отмене только некоторых второстепенных сборов, а в числе лиц, подлежащих амнистии, в первую очередь упоминались взяточники и казнокрады. Так что первые шаги молодого царя, не очень еще опытного, не принесли ему большой популярности. Но Николай вовсе не собирался строить свою политику, исходя из общественных запросов. Наоборот, правительство попыталось сначала взять под контроль общественное мнение, а затем и внедрить в него свои собственные взгляды и идеи. Новый император, расчистивший себе путь к трону подавлением декабристского военного мятежа, был убежденным противником либеральных начинаний и не колебался, подобно старшему брату, между симпатиями к республиканскому правлению и собственным положением неограниченного монарха.

 

 

 

  1. Деятельность Третьего отделения, усиление цензуры

 

Стремясь исключить распространение  в России революционных идей и  организаций, Николай I, прежде всего, значительно усилил репрессивные органы. В 1826 г. было учреждено Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии, которое стало главным органом политического сыска. В его распоряжении находился Отдельный корпус жандармов. Начальник Третьего отделения одновременно являлся и шефом корпуса жандармов. Долгие годы эту должность занимал барон А. X. Бенкендорф, личный друг Николая I.

В своей деятельности Третье отделение опиралось на разветвленную агентурную сеть. Полномочия этого отделения и его возможности были очень велики: оно могло затребовать у любого чиновника, вплоть до министров и губернаторов, любые сведения, и чиновники были обязаны предоставить их. В введении этого отделения находились и политические тюрьмы — Шлиссельбургская и Петровская, Алексеевский равелин.

Агенты Третьего отделения  внедрялись в разнообразные слои общества. В числе осведомителей  у Бенкендорфа состояли даже некоторые  великосветские дамы. Выискивались малейшие проявления «крамолы». Выявленные замыслы  раздувались и преподносились царю как «страшный заговор», участники  которого получали непомерно тяжелые наказания.

Правительство считало, что  русская действительность не дает оснований  для зарождения «крамольного» образа мыслей, что все это появляется только под влиянием западноевропейских идей. Поэтому возлагались преувеличенные надежды на цензуру. Министр народного  просвещения граф С.С. Уваров, в чьем ведении находилась цензура, видел  свою задачу в умножении числа  «умственных плотин» против наплыва европейских идей. В 1826 г. был принят новый устав о цензуре, прозванный «чугунным». Цензоры не должны были пропускать никаких произведений, где порицалось монархическое правление. Запрещалось высказывать «самочинные» предложении о каких-либо реформах. Сурово пресекалось религиозное вольномыслие. Министерство народного просвещения бдительно следило за деятельностью цензоров, карало и увольняло тех, которые допускали послабления.

Другие ведомства, считая, что Министерство народного просвещения  пользуется незаслуженным преимуществом, тоже стали добиваться права цензуры - каждый в области своих интересов. Такое право приобрели Третье отделение, Синод, почти все министерства и даже Управление коннозаводства. Разгул цензуры превзошел все разумные рамки - даже с точки зрения правительства. Но попытки как-то исправить положение давали лишь кратковременный успех, а затем в цензуре восстанавливались хаос и произвол. Жертвами его нередко становились дружественные правительству люди, а оппозиционные идеи продолжали проникать в Россию. Цензура бесцеремонно вмешивалась в литературный процесс. С особым рвением искоренялась любая критика самодержавно-крепостнической системы и ортодоксальных устоев православия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теория «официальной народности»

 

Стремясь противостоять  революционным и либеральным  взглядам, самодержавие прибегало не только к репрессиям, но и к созданию официальной идеологии – так называемой теории официальной народности. Ее творцом стал министр просвещения граф С. С. Уваров. Основу теории составила «уваровская троица»: православие-самодержавие-народность, которая, по сути, является парафразой военного девиза «За Веру, Царя и Отечество!». Согласно этой теории русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась, как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние. Спокойная, устойчивая, благолепно-тихая Россия противопоставлялась мятущемуся, разлагающемуся Западу. Другие народы, утверждал Уваров, «не ведают покоя и слабеют от разномыслия», а Россия «крепка единодушием беспримерным — здесь царь любит отечество в лице народа и правит им, как отец, руководствуясь законами, а народ не умеет отделять отечество от царя и видит в нем свое счастье, силу и славу». И все это отражается в народности – теперь это называется менталитетом. Впоследствии эти идеи утратили свой изначальный педагогический смысл и стали прибежищем консерваторов и националистов.

В теории «официальной народности» ярко проявилась закономерность русской истории: любой поворот к консерватизму и охранительству всегда сочетается с антизападничеством и подчеркиванием особенностей собственного национального пути.

Теория «официальной народности» была положена в основу преподавания в школах и университетах. Ее проводниками стали консервативные историки С.П. Шевырев и М.П. Погодин. Она широко пропагандировалась в печати усилиями таких литераторов как Ф. Булгарин, Н. Греч, Н. Кукольник и др.

Россия в соответствии с теорией «официальной народности» должна была выглядеть счастливой и умиротворенной. Бенкендорф говорил: «Прошедшее России удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что только может представить себе самое пылкое воображение».

Сомнение в великолепии  российской действительности само по себе оказывалось или преступлением, или свидетельством сумасшествия. Так, в 1836 г. отставной офицер П. Я. Чаадаев опубликовал свои «Философические письма», которые многим показались антипатриотичными и спорными по общей направленности размышлений о России и ее исторической судьбе. Иначе думала власть. Высочайшим указом Чаадаева объявили сумасшедшим

Острые сочинения Чаадаева породили грандиозную полемику в  литературе, способствовали размежеванию русского мыслящего общества на западников и славянофилов. Оба эти течения пытались по-своему трактовать «уваровскую» триаду, чем вызывали недовольство Николая I.

Несмотря на это, император  все же провел часть реформ, в  надежде на улучшения положения как в стране, так и на международной арене.

В конце 40-х гг., когда в  Европе начались революции, стало очевидно, что попытка Уварова противопоставить революционной угрозе воспитание преданности престолу и церкви не удалась. Крамола все шире проникала в Россию. Недовольный Николай в 1849 г. уволил Уварова, сделав ставку только на подавление свободомыслия с помощью репрессий. Это знаменовало глубокий идейный кризис власти, окончательно оттолкнувшей от себя общество. Теория «официальной народности» на многие десятилетия стала краеугольным камнем идеологии самодержавия.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Разрастание бюрократического аппарата

 

Не доверяя общественности, Николай I видел главную свою опору  в армии и чиновничестве. В  николаевское царствование шло дальнейшее разрастание бюрократического аппарата. Появлялись новые министерства и ведомства, стремившиеся создать свои органы на местах. Объектами бюрократического регулирования становились самые различные отрасли человеческой деятельности, в том числе религия, искусство, литература, наука. Бюрократическая система охватила всю страну от центра до самых мелких территориальных единиц (уезд, волость, стан).

Быстро росла численность  чиновников. В начале XIX в. их насчитывалось 15 - 16 тысяч, в 1847 г. - 61,5 тысяч и в 1857 г. - 86 тысяч. При Николае I роль Государственного совета как законосовещательного органа значительно уменьшилась. Все высшие бюрократические посты занимали любимцы царя, лично ему преданные свитские генерал и флигель-адъютанты.

Информация о работе Основные направления внутренней политики Николая I