Османская империя накануне и в годы Первой мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 12:43, контрольная работа

Краткое описание

В своей контрольной работе я рассмотрю роль одного из участника этой войны Османской империи. Первая мировая война оказалась для Османской империи последней в ее долгой истории. В результате Первой мировой войны прекратилась 600 - летняя династия Османов. С началом мировой войны Турция оказалась на пороге полного экономического краха обусловившего в конечном счете ее военное поражение. Именно в результате первой мировой войны в Турции произошли коренные перемены: закончило свое существование одно государство – Османская империя и начало свое существование новое государство – республиканская Турция.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...……...стр. 2
Турция накануне Первой мировой войны.Вступление Турции в войну……………………………............................................................................................стр. 2
1.1. Обострение внутриполитического положения в стране.
Выбор союзников…………………………………………………………….......................стр. 2
Вступление Турции в войну………………………………………………………….……стр. 5
Военные компании Османской империи в Первой мировой войне………………………………………………………………….………………..……стр. 8
2.1 Компании 1914 – 1916 гг…………………………………………………………...….стр. 8
2.2 Компании 1917 – 1918 гг
Военное поражение Турции…………………………….…………………………..........стр. 12
Заключение…………………………………………………………………….………..…стр. 16
Список используемой литературы……………………………………………..…….…..стр. 18

Прикрепленные файлы: 1 файл

История Востока в новое время.docx

— 65.29 Кб (Скачать документ)

Несмотря на открытую поддержку Германии Османская империя в первые 3 месяца войны формально соблюдала нейтралитет, надеясь что страны Антанты заинтересованы в нейтралитете султанской Турции. После того как эти надежды не оправдались, был заключен 2 августа 1914года тайный военный союз с Германией.

В отечественной  и зарубежной историографии сложилась  тенденция представлять военную  конвенцию от 2 августа 1914 года, как  средство полного и окончательного подчинения Стамбула берлинскому диктату  и прямого вовлечения Турции в  мировую войну. Турецко-германская конвенция от 2 августа была предельно  кратка и обобщена. Конвенция содержала 8 пунктов. Один из них предусматривал секретный характер соглашения, которое  могло быть оглашено не иначе как  по взаимной договоренности. По мнению В.И. Шеремета эта секретность звучала несколько надумано, поскольку ст. 1 предусматривался нейтралитет Турции в австро-сербском конфликте. Статья 2 все ставила на свои места. В случае вмешания в конфликт России и появление тем самым у Германии необходимости выполнить свой долг перед Австро-Венгрией, данная необходимость приобрела бы равным образом силу и для Турции.

Две следующие статьи 3 и 4 формально должны были смягчить бескомромисность статьи 2. В случае военных действий Германия обязывалась предоставлять в распоряжение Турции военную миссию, причем поставить ее в прямое подчинение турецкого военного министра. Германия обязывалась силой оружия защищать целостность Османской империи (ст. 4). Срок действия конвенции определен до 31 декабря 1918 года. С истечением времени при необходимость продолжалась на следующие 5 лет, если одна из договорившихся сторон не заявила бы о ее денонсации за 6 месяцев до истечения срока действия (ст. 5, 6) [7,c.122]

Энвер – паша – главный архитектор военного союза вложил в него те примерно 10 лет действия до середины 1920 годов, которые нужны были младотуркам для решения своих внешних и внутренних проблем. В более выигрышной ситуации оказывалась Германия. Проливы, ресурсы, плацдармы в Юго-Восточной Европе, в Африке, в Восточной Анатолии и к тому же миллионная армия с советниками немцами – все это в нужный момент должно было оказаться после подписания Германо – Турецкой конвенции под рукой у германского генерального штаба.

Пока вопрос о  военном участии Оманской империи  в войне оставался открытым, младотурки решили укрепить свои политические позиции  внутри страны путем ликвидации капитуляционного режима, который на протяжении веков ограничивал экономическую и политическую независимость страны. Воспользовавшись моментом правительство Турции в обмен на нейтралитет потребовало у Антанты ликвидации капитуляционного режима. Послы Англии, Франции и России заявили, что их правительства согласны с частичной ликвидацией капитуляционнго режима в экономической области, но в правовой области время для решения этой проблемы еще не настало. 29 августа все 3 посла встретились с великим везиром и повторили совместную гарантию союзных держав турецкого нейтралитета и готовности к дружескому обсуждению с Турцией вопроса о капитуляциях. 31 августа с турецкой стороны было заявлено русскому дипломату о необходимости опубликовать это совместное заявление 3 держав. Обсуждение этих вопросов привело в начале сентября к обострению отношений между Турцией и странами Антанты. На заседании турецких министров было вынесено решение о полной ликвидации режима капитуляции. 8 сентября совет министров опубликовал соответствующий указ, 9 сентября Высокая Порта разослала иностранным посольствам ноту в которой указывалось на те бедствия, которые принес Турции капитуляционный режим и говорилось о твердом решении младотурецкого правительства ликвидировать с 1 октября 1914 года этот режим и вытекающие из него привилегии и преимущества для иностранцев.

Прогерманская часть  младотурок – сторонников войны  и умеренные – сторонники нейтралитета оценивали это решении, как попытку избавиться от капитуляционного режима, в то же время они подходили к нему с разных точек зрения. Первые ожидали дальнейшего обострения отношений с Францией и еще большего сближения с Германией, вторые, стараясь успокоить общественное мнение, заявили, что Турция может оказаться в выигрыше в случае соблюдения нейтралитета в охватившей Европу войне. Младотурецкое правительство предприняло ряд мер для осуществления принятого решения. 20 сентября было опубликовано султанское ираде об изменение таможенных тарифов, основное содержание которого сводилось к следующему: если с товаров прежде взималась пошлина в размере 8 и 11% их стоимости, то с 1 октября 1914 года – 11 и 15% . султанское ираде от 13 октября установило «временный закон о ликвидации старинных обязательств», имевший целью упорядочить отношения между османской империи и иностранцами. Вступительная часть закона обосновала ликвидацию режима капитуляции в области юрисдикции. Новое султанское ираде от 17 октября ликвидировало консульские суды, рассматривавшие дела иностранных подданных. Таким образом этим «временным законом» был ликвидирован ряд важных привилегий и преимуществ, которые режим капитуляции предоставлял иностранным государствам и их подданным. Эти меры встретили резкое возражение стран Антанты, и вопреки ожиданиям прогерманской части младотурок, Германии и Австро-Венгрии. Правящие круги Германии рассматривали ликвидацию режима капитуляции как награду, которую Турция должна была получить от них взамен участия в войне на стороне Германии. Однако Османская империя добилась этого до вступления в войну, будучи нейтральной и своими силами лишила Германию одного из средств вовлечения Турции в войну. Кроме того, германские дипломаты подозревали, что этот шаг был предпринят Турцией втайне от Германии и в договоре с Антантой. Именно поэтому послы Германии и Австро-Венгрии присоединились в ноте протеста, предъявленной Высокой порте Антантой и Италией.

Державы в своей  ноте осудили односторонние статьи Турции м заявили о непризнании ее решения об отмене капитуляции. Они пытались доказать, что капитуляционный режим в османской империи являлся не ее внутренним делом, а результатом международных договоров.

Обсудив положение, создавшееся после опубликования  закона об отмене капитуляций, совет  министров постановил повременить  с ликвидацией капитуляции в  области юрисдикции, если державы  признают отмену капитуляций в области  экономики и финансов со всеми  вытекающими из этого последствиями. Продолжение переговоров оказалось  безрезультатным. Послы настаивали на полном сохранении капитуляций, не желали идти на уступки в вопросах пошлин, почты и телеграфа. Против закона об отмене капитуляций в экономической  и финансовых областях наиболее резко  выступала Франция, в области  юрисдикции Англия. Поскольку закон  об отмене капитуляций был издан  младотурецким правительством в  условиях начинающейся мировой войны, иностранные державы не смогли прибегнуть к репрессиям против Турции, ограничившись  протестом и отказом признать этот закон. Турция же старалась использовать империалистические противоречия между  центральными державами и странами Антанты. Но, в конечном счете, Турция ничего не выиграла, ее отношения с  Антантой еще более обострились. Закон об отмене капитуляционного режима принятый во время Первой мировой войны в действительности не имел реальной силы и являлся в руках младотурок лишь пропагандистско-политическим средством [1,c.238 – 240]

Военный союз с Германией  обязывал Османскую империю выступить  на ее сторона в начавшейся войне. Уже через несколько недель после начала войны, турецкий военный флот был практически поставлен под контроль германской военной миссии. 2 августа 1914был издан приказ о мобилизации. Сотни тысяч людей были оторваны от привычного труда. В течении 3 дней на мобилизационные пункты обязаны были явиться все мужчины в возрасте от 20 до 45 лет. Cвыше 1 миллиона человек двинулись в свои пункты приписки.

Германия усилила  нажим на младотурецкий триумвират и потребовала открытия военных  действий турецкой армии против держав Антанты, когда определились первые неудачи германской армии на германо - русском и германо – французском театрах военных действий. Для ускорения событий было спровоцировано нападение вошедших в Черное море с согласия турецкого военного министра Энвер – паши немецких военных судов на русские черноморские порты. 29 октября под необоснованным предлогом началась бомбардировка Одессы, Севастополя, Феодосии и Новороссийска. Это грубейшее нарушение нейтралитета вызвало резкую реакцию России, которая 29 октября 1914 года объявила войну Османской империи[2,c.159] Как отмечает Джон Террейн «В это время судьба Турции была поставлена на карту». Направленное, прежде всего против России, турецкое выступление привело в ужас и ярость Великобританию, обеспокоенную его воздействием на мусульманское население Британской империи. В свою очередь Турция 11 ноября объявила войну Британии и Франции.

По сведениям  Ю.А. Петросяна турецкая армия была доведена до огромных размеров – 900 тысяч  солдат. Технически армия была оснащена плохо, в ней почти не было современной  тяжелой артиллерии, стрелковое оружие тоже далеко отставало от вооружения армий стран Антанты. Султанский флот имел всего 3 крупных броненосных  корабля, несколько десятков кораблей меньшего размера были оснащены старой боевой техникой[4,c.251]

Само начало боевых действий будет рассмотрено мною в следующей главе.

 

 

Военные компании Османской империи в  первой мировой войне. Военное поражение  Турции.

 

2.1. Компании 14 – 16 годов

 

Венные действия Турции пришлось вести на 4 фронтах: Балканском, Кавказском, Месопотамском  и Синайском.Общий план военных действий прояснился в середине сентября 1914 года и первоначально представлял 2 основных направления синайское и кавказское. Оба они были продиктованы, прежде всего, собственными интересами Османской империи. На первом направлении надлежало форсировать Суэц и вытеснить Англию из Египта, восстановить турецкое господство в Северной Африке. По мнению многих отечественных и зарубежных историков стремление Турции, прежде всего, были направлены к Кавказу, именно здесь боевые действия носили самый ожесточенный и кровопролитный характер. Кроме противодействия России в Закавказье и на черном море, что рассматривалось как защита жизненных интересов Турции, кавказское направление наступления турецких войск по замыслу Энвер – паши должно было содействовать поднятию « духа нации». Предполагалось, что на помощь наступающим турецким войскам подключаться тюркские народы не только Кавказа, но и Поволжья, и Средней Азии.

Отечественный историк  Г.З. Алиев выделяет в военном  положении Турции 1914-16 годов 2 периода. С ноября 1914 по апрель 1915 и с апреля 1915 по 1916 год[1, c.239].

В своей работе я  воспользуюсь данной периодизацией, чтобы  более подробно рассмотреть военные  действия Турции во взятом мною промежутке времени.

С ноября 1914 по апрель 1915 года воюющие страны были заняты подтягиванием к фронту своих  сил и их размещением. В этот период главным считался Кавказский фронт. Русско-турецкий (Кавказский) фронт был протяженностью в 720 километров, простирался от Черного моря до озера Урмия. Здесь было сосредоточено большая часть вооруженных сил сторон. Османская империя заблаговременно сосредоточила на этом фронте по данным историка Шкундина, третью армию, состоящую из 3 армейских корпусов , 1 кавалерийскую часть и 4 курдских конных дивизий. Части жандармерии. Всего в первоначальный состав армии входило 100 пехотных батальонов, 165 кавалерийских эскадронов и курдских конных частей, 244 орудия[3, c.187]

На кавказском фронте Турции активно противостояла Россия. С первых дней войны Россия и Турция стремились захватить в свои руки стратегическую инициативу, которая  могла в дальнейшем предопределить ход войны на Кавказе. Турецкий план операций на Кавказском фронте, разработанный  под руководством военного министра Турции Энвера-паши и одобренный германскими военными специалистами, предусматривал осуществить вторжение турецких войск в Закавказье с флангов через район Батума и Иранский Азербайджан, с последующим окружением и уничтожением русских войск. Турки рассчитывали уже к началу 1915 г. захватить все Закавказье и отбросить русские войска.

Военные действия на Кавказском фронте начались 19 октября 1914 г., когда турецкие войска вторглись  в Батумскую-область. Под натиском превосходящих сил противника русские войска стали отходить, и турки заняли города Артвин и Ардануч. Продолжая наступление, турецкие войска стремились выйти к Карсу, чтобы с тыла нанести удар по главным силам русской Кавказской армии в районе Саракамыша.

Боевые действия продолжались ожесточенными встречными боями на главном – эрзурумском направлении. Овладение Эрзурумом позволяло русским войскам нанести удар в направлении центральной части Турции, где было много дорог и можно было использовать крупные силы пехоты и кавалерии.

В ноябре в ходе Кепрейской операции турки, наступавшие от Эрзурума, крупными силами атаковали российский авангард. Поначалу бои шли с переменным успехом, но в итоге русские нанесли туркам тяжелое поражение. Главные силы третий турецкой армии были отброшены назад. Султанское командование приняло решение завязать новое сражение. Турецкие войска, наступая от Эрзурума, попытались фланговым ударом захватить железнодорожную станцию Саракамышь – главную тыловую базу российской армии.

Саракамышская операция (12 декабря 1914 года – 7 января 1915 года) началась наступлением 11 – го турецкого корпуса с фронта и фланговым обходом севера российских позиций девятым и десятым турецким корпусом. Турки, уверенные в победе и шедшие налегке, по пути в заснежиных горах потеряли большое количество людей, но все же вышли к Саракамышу. Однако российское командование пошло на риск, сняв с фронта большое число войск и перебросили их в тыл, к конечной железнодорожной станции Саракамышь. Атаки турецкой пехоты с заснежиных гор оказались безуспешны. Атакующих турок ждал полный разгром, остатки девятого корпуса были окружены и пленены, десятый корпус сумел отступить[3., c. 188].

Саракамышская операция окончилась полным разгромом третий турецкой армии, которая оказалась фактически уничтоженной. После Саракамышского сражения и до конца 1917 года преимущество на Кавказском фронте оставалась на стороне русской армии.

Теперь я постараюсь рассмотреть действия турецкой армии  на Синайском фронте. В первый период войны в соответствии с планом германо-турецкого командования 4 турецкая армия под командованием Джемаль – паши готовилась к наступлению на Синайском фронте с целью захвата Суэцкого канала и ослабления, таким образом, связей Великобритании с ее законными владениями на Востоке.

По мнению Г.З. Алиева, эта операция должна была укрепить германо- турецкое влияние в Египте, в странах Магриба и обеспечить вступление арабов в «священную войну» против стран Антанты. Но турецко – германское командование не располагало достаточными силами и средствами для выполнения этой задачи. По данным Алиева против хорошо вооруженной 35 тысячной армии, защищавшей канал и поддерживаемой объединенными англо – французским средиземноморским флотом, Турция смогла выставить всего 20 тысяч человек. Четвертая армия, не имевшая достаточных средств после 13 дневного перехода через песчаную пустыню Синайского полуострова условиях бездорожья и отсутствия воды вышла 27 января 1915 года в район канала. Но встретив упорное сопротивление англичан и потеряв 3 тысячи человек 3 февраля начала отступать[1, c. 244]. Провал первого наступления на Суэцкий канал турецкое командование объяснило сознательным отходом с целью передислокации. Но многие историки с этим не согласны.

Весной 1915 года положение  турецкой армии ухудшилось и на Месопотамском  фронте. К этому времени Ирак полностью  перешел под контроль англичан[3, c.189].

С 1915 по 1916 год военные  действия турецкой армии носили в  основном оборонительный характер.

Саракамышский разгром создал благоприятный для союзников стран Антанты военно-политический фон для боевых действий в зоне Проливов. 25 февраля 1915 года Дарданеллы были подвергнуты мощной бомбардировке англо- французской эскадры. Существенного значения она не имела, поскольку турецкое командование получило сведения через агентуру о предстоящей операции. По сведениям В.И. Шеремета на обороне Дарданелл была сосредоточена 5 армия под командованием Лимана фон Санедерса , в состав этой армии были включены наиболее боеспособные части 1 и 2 Фракийских армий. Предполагалась попытка перебросить в западную Анатолию часть войск 3 турецкой армии, но они оказались настолько измотаны боями на Кавказе и деморализованы, что Энвер - паша отказался от плана нанести в Дарданеллах сокрушительное поражение Антанте. Состояние турецкой армии позволяло вести только оборонительный бой. Первая попытка англичан прорваться с боем в Дарданеллы 18 марта 1915 года была отбита точным огнем турецкой береговой батареи. Только к исходу апреля 1915 года ценой больших потерь англичане захватили плацдарм на европейском, а французы на азиатском берегу Дарданелл. Тяжелые позиционные бои развернулись с июля и продолжались до конца декабря 1915 года. В ночь на 9 января 1915 года союзники покинули турецкие берега[7, c. 134].

Информация о работе Османская империя накануне и в годы Первой мировой войны